Особенности христианского просветительства в нецерковной среде

 

 

О.С. Хижняк,

кандидат философских наук

 

 

 

 

 

ОСОБЕННОСТИ  ХРИСТИАНСКОГО  ПРОСВЕТИТЕЛЬСТВА
В  НЕЦЕРКОВНОЙ  СРЕДЕ

 

В настоящее время особое внимание уделяется вопросам мировоззрения, воспитания и сохранения основ человеческой личности вопреки агрессивному натиску глобалистской идеологии. Выступая на пленарном заседании XXIV Всемирного русского народного собора «Православие и мир в XXI веке»  25 октября 2022 года, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл подчеркнул: «В секулярном мире религиозные представления настойчиво вытесняются на периферию общественной жизни», напомнил о важности вопроса «Что есть человек»,  опасности трансгуманизма и призвал «Отстаивать значение религиозных ценностей перед лицом секулярного мира»[1].

9 ноября 2022 года вступил в силу Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». Отмечая роль традиционных для России религий, пункт шестой Указа констатирует: «Особая роль в становлении и утверждении традиционных ценностей принадлежит православию»[2].

В решении поставленной перед обществом задачи можно выделить две основные формы: миссионерскую и просветительскую. Первая из них основана на проповеди, и на личном примере. Вторая использует лекции, экскурсии, художественные формы работы, при этом направления могут быть самые различные и все их охватить в одной статье невозможно.

Наиболее подробно остановимся здесь на следующих аспектах: искусство, история нашей страны, трудные для не церковных людей  понятия, способы манипуляции сознанием противниками традиционных религиозных ценностей.

  • Искусство традиционное и «современное».

Самая доступная широкому пониманию тема – это искусство: архитектура, иконопись, церковное пение, колокольный звон. С этими темами прекрасно справляются искусствоведы, нередко далекие от православия. Однако в христианском просветительстве нам следует говорить не об эстетике или технологиях создания памятников культуры, но о том, какое содержание и смыслы они передают сердцам людей через красоту и гармонию. Перефразируя известное выражение кн. Евгения Трубецкого мы должны говорить об «умозрении в красках»[3] и формах, о том, какое мировоззрение они несут и как воздействуют на духовно-психологическое состояние человека, соединяющегося в созерцании с прекрасными творениями. В отличие от искусства, называющего себя «современным», христианское искусство не разлагает сознание человека на геометрические формы, не вводит его во тьму подсознания, а умиротворяет и возвышает его дух. Я бы сказала, переводит его в  состояние сверх- сознания[4]. Человек, вдохновленный и просветленный, несет этот дух мира и созидания в безумный мiр разрушительных страстей и грехопадений, воспеваемых в большинстве творений «современного» искусства.

Возможно, тенденции постмодернизма отражают реальные процессы общественных изменений, дисгармонию социального бытия, но истинное искусство всегда не только отражало, но призывало к чему-то более высокому, к преодолению смуты в душах людей, дарило им высокие духовные ориентиры и идеалы, служило маяком на жизненном пути. Вспомним нашего светлого, хоть и далеко не безгрешного, поэта, дорогого всем нам Александра Сергеевича Пушкина, писавшего: «И долго буду тем любезен я народу, что чувства добрые я лирой пробуждал». Искусство должно дарить свет, и в этом самое сильное его воздействие на всё существо человека. Таковым является, безусловно, христианское искусство.

К счастью, есть немало художников, архитекторов и музыкантов, преломляющих добрые христианские тенденции в светском искусстве, бережно и ответственно относящихся к воздействию на сознание людей, поддерживающих их духовно на жизненном пути. Но они не кричат о себе и не навязывают свои концепции, в отличие от агрессивного натиска «современных» творцов и тех, кто их продвигает, ломая традиционные представления о прекрасном.

  • Православие в истории становления и укрепления Российского государства.

Тема необъятная. Поделюсь лишь опытом создания выставки «Св. княгиня Ольга и династия Рюриковичей», проходившей в ГМИР осенью 2018 года, в канун 1050-летия преставления равноапостольной, Великой  княгини Российской Ольги. Для широкого круга посетителей музея эта выставка и сопровождавшие ее тексты, экскурсии и мероприятия, раскрыла неразрывную связь православия и строительства нашего государства. Мысль, отсутствовавшая в общественном сознании вплоть до недавнего времени. Используя иконографический материал, мы развернули историческую линию этого сложного процесса.

«Откуда есть пошла русская земля»[5] – вопрос не простой, в науке до сих пор ведутся споры и существуют разные точки зрения, и мы давали посетителю возможность их сравнения. Это очень важный методический прием. Время однозначных «истин» ушло, надо учить людей думать, сравнивать, сопоставлять. Это один из факторов их духовной безопасности. При этом мы давали и свое виденье исторического процесса. Роль варягов (будь они скандинавами или прибалтийскими славянами, – вопрос спорный) во главе с легендарным кн. Рюриком[6] и воеводой Олегом, состояла в том, что они объединили водный путь «из варяг в греки». Но государственного устройства они не создали. Взимание дани с местного населения никак не регулировалось, нередко оно превращалось в обыкновенный грабеж. В землях восточно-славянских племен назревал бунт, выразившийся в восстании древлян против сына Рюрика кн. Игоря. Его вдова кнг. Ольга (?- 962 г.)  сумела остановить распад зарождавшегося единства племен, сначала жестко усмирив древлян, а затем установив строгий порядок взимания дани и княжьего суда через своих представителей. Это стало началом государственного строительства. Важнейшую роль в этом длительном процессе сыграло принятие христианства кнг. Ольгой, что установило мирный характер отношений с Византией, и, впоследствии, как мы знаем, эту политику продолжил ее внук кн. Владимир, Креститель Руси.

Разрозненные земли становились страной, а племена – единым народом. Конечно, это процесс длительный и сложный. Но начало ему положило принятие христианства правителями Руси. Русское государство и Русская Православная церковь создавались в неразрывном единстве. В годы татаро-монгольского ига единство земель, веры, культуры и даже языка сохраняла Церковь. А когда эта связь ослабевала и рушилась (октябрьский переворот 1917 г. и последовавшая гражданская война; коллизии перестройки в 1990-е гг.), государство было на грани развала. Когда в перестройку наступила реальная свобода вероисповедания, высадившийся на территории нашей страны десант сект имел целью отвлечь население от традиционных религий, в первую очередь, отторгнуть русских людей от православия. К сожалению, в значительной мере, проект был успешным, но не надолго. Тем, кому удавалось вырваться из этих сетей, оказывали помощь и психологи[7], и, конечно, Русская Православная Церковь.

Сейчас мы возрождаемся, и этот жизненно необходимый союз и взаимодействие является важнейшей основой восстановления суверенитета страны. Отделение Церкви от государства – важный принцип ее самостоятельности. Но сотрудничество в общественной сфере – условие успешного дальнейшего развития страны на избранном пути.

  • Опыт общения со слушателями.

Прежде, чем перейти к другим обозначенным выше темам, скажем о том, на каком «языке» следует, с нашей точки зрения, говорить с не церковными слушателями лекций и экскурсий. В отличие от миссии, просветительская работа не ставит своей непосредственной целью обращение конкретного человека в православную веру, ибо согласно российскому законодательству, проповедь религий  в светских учреждениях не допускается. Учитывая многоконфессиональность нашей страны и разнообразие деноминаций, допущенных в годы перестройки, это требование имеет положительное значение. Оно охраняет сознание граждан от массированных атак со стороны различных сомнительных организаций, провозглашающих себя религиозными, а на  самом деле решающих свои идеологические, политические и бизнес задачи. В постсоветский период, в сложившейся после господства атеистического мировоззрения ситуации и ведущейся информационной войны, не малое значение приобретает просветительская деятельность ученых, журналистов и работников культуры, стоящих на православных позициях. Именно они могут  нести знание о православии там, где социальные установки препятствуют проповеди служителей Церкви.

Опыт такого рода деятельности автора данной публикации основан на многолетней научной и просветительской работе в Государственном музее истории религии, а также на преподавательском поприще в гуманитарных факультетах Государственного университета Санкт-Петербурга, и  факультете клинической психологии Педиатрической Академии.  Обязательным требованием к лектору и преподавателю в светском учреждении является изложение религиозного материала от третьего лица, т.е. мы пересказываем материал, вставляя слова «верят, «исповедуют», «считают», не убеждая, а оставляя простор для размышлений и самостоятельного выбора. Этот подход позитивно воспринимается людьми неверующими, осторожными в восприятии религиозной тематики. Также нельзя допускать слишком резкие высказывания, поскольку аудитория имеет неоднородный характер, а на открытых лекциях ее состав вовсе остается не ясным.

Ожидаемый от такого общения со слушателем результат может быть весьма умеренным: формирование уважительного отношения к своей истории, к вере своих предков, к Русской Православной Церкви, сыгравшей в истории государства исключительно важную роль, а также побуждение к дальнейшему исследованию христианства и посещению храмов и монастырей, хотя бы с культурологическими целями. Все это постепенно может привести человека к вхождению в церковную жизнь. Проверить это трудно, учитывая ограниченность форм общения, но положительные примеры в моей практике были. В целом, такая деятельность создает некое позитивное поле в настроениях сограждан по отношению к РПЦ, вопреки усилиям либеральных сил, выискивающих только проблемные стороны бытия Церкви и выступающих с различного рода провокациями, как в культуре, так и в образовательной сфере.

Необходимо учитывать особенности восприятия религиозного материала не церковными людьми. Важным методическим аспектом является рациональное объяснение излагаемого материала. Люди, получившие или получающие высшее образование, но далекие от Церкви, и не имеющие в семье православных корней, мыслят сугубо рационалистически. Это обусловлено характером системы обучения в школе и в ВУЗах. Если церковная проповедь обращена к сердцу, то лекция аппелирует к интеллектуальному восприятию темы. В отношении к этому вопросу существует путаница понятий ум, разум, рассудок[8].

Примитивные представления о религии в целом, и о православии в частности, строятся на основании рассудочного мышления, логика не в состоянии постичь глубины религиозного мировоззрения, но рациональное объяснение может подвести достаточно близко к пониманию предмета, заинтересовать и увлечь, пробудить любопытство и снять предубеждения.

Далее рассмотрим еще некоторые аспекты темы духовного просветительства в не церковной среде.

  • Разъяснение известных, но неправильно понимаемых слов и изречений.

Людям, далеким от церковной жизни бывает трудно понять то, что церковному человеку совершенно очевидно и разъясняется на службах в проповедях священников. Например: «Не любите мiра, ни того, что в мiре» (1 Ин. 2:15). Не все знают, что реформа русского языка 1918 года, отменила использование буквы i, что изменило смысл этого высказывания. Мир через привычное нам и – это мир, созданный Богом, идеальный мир. А мiр через десятиричное i – это искажение Творения в результате отпадения первых людей от Бога. Именно этот мiр, искаженный страстями, и призывает не любить апостол Иоанн. Но обретение мира в душе приближает человека к Царствию Небесному, которое, как сказано в Евангелии «.. внутрь вас есть» (Лк. 17:21). Можно подкрепить эти известные слова Иисуса Христа цитатами из преп. Макария Великого. Он писал о вошедших в меру совершенства: «…находясь еще в этом мире, они уже сотаинники Небесного Царя, имеют дерзновение  перед Вседержителем, входят в чертог Его, где ангелы и духи святых…”, и далее объясняет: “… ибо мы, будучи еще на земле, имеем жительство на небесах, как обитатели и граждане оного мира по уму и по внутреннему человеку»[9].  Преп. Иоанн Кассиан Римлянин выразил эту мысль такими словами:  «Если Царство Божье внутри нас находится, и это Царство есть праведность, мир и радость, то тот, кто их имеет, без сомнения, находится в Царстве Божьем»[10].

Слушателей также могут смущать многие установки, почерпнутые из монашеской литературы, например, призыв «отринуть мiр», с которого начинается изложение духовного пути и у Аввы Дорофея[11], и у Иоанна Лествичника[12]. Здесь нам приходилось говорить об искажении целостности человека в результате отпадения от Бога[13].  Именно этот мiр, искаженный страстями, и призывают отринуть святые. Мы говорили о выстраивании правильной иерархии: на первом месте духовные ценности, а за ними все остальное: «Ищите, прежде всего, Царствия Небесного, а все остальное приложится вам» (Мф. 6:33). Прародители на первое место поставили материальное, и оно стало господствовать над духовным. Зададим себе риторический вопрос: «Не происходит ли тот же процесс в современном обществе потребления?». Ответ очевиден.

Трудно объяснить монашеский принцип «считать себя хуже всех», кратко можно сказать, что можно ограничить себя тем, чтобы хотя бы не превозноситься. В связи с этим вопросом давалось объяснение понятия гордыня, говорилось о необходимости освобождения от нее и отличия от понятия самоуважение. В целом вопрос о соотношении ступеней монашеского и мирского путей спасения достаточно трудный: цель одна, но пути могут быть разными. Слишком высокие призывы пугают внешних людей. Здесь объяснялось, что важно осознавать на какой ступени находишься, и какие цели для тебя в данный момент доступны. Главное не впадать в имитацию духовных добродетелей, а постепенно и неуклонно взращивать их в себе. Людям внешним по отношению к церковной жизни такого рода пояснения о постепенности духовного движения необходимы.

Современному гордому человеку приходится долго объяснять, что означают слова «раб Божий», «страх Божий» и почему апостол Павел назидает: «Да убоится жена мужа своего» (Еф. 5:33). Вопрос перевода понятий очень тонкий и деликатный. Слово, переведенное как «страх» имеет и другое значение – трепет, благоговение, и такой ракурс уже становится более понятным внешним людям. «Убоится» может быть переведено как «почитает» и всё становится на свои места.

Все пояснения подкреплялись цитатами из Добротолюбия[14], богословских текстов, сложившихся до разделения Церквей, что важно для разнообразного состава слушателей, которые могут иметь самые разные мировоззренческие взгляды, и мы не знаем какие. Конечно, использовались и современные православные комментарии. Поднимался вопрос об особенностях языка для передачи духовного опыта святых, его метафоричности, характере притчи. Среди самых частых, вопросы о «любви к врагам», о высказывании «Кто ударит тебя в правую щёку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39), о церковно-славянском языке и переводе текстов на современный русский язык. В церковной среде, и даже в клире, существуют разные позиции по этому вопросу. Нам представляется, что перевод возвышенных текстов на язык повседневности сотрет целый ряд смыслов. Непонимание новоначальными происходит не из-за языка, а из-за другого, привычного им восприятия бытия, приносимого из мiра. Это вопрос катехизации и дальнейшего познания своей веры, для чего теперь есть все условия.

Мы говорили со слушателями об уникальных возможностях церковно-славянского языка и его особой грамматике, передающей идеи вечного бытия. Например, известные, таинственные слова: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог» (Ин. 1:1).  В современном русском варианте это перечисление относится к прошедшему времени, именно так оно запечатлевается в сознании читателя. В деизме – философском течении XVIII  века, такое представление и существовало: Бог творит вселенную, и затем она существует самостоятельно. В церковном варианте эти слова звучат так: «В начале бе Слово…»; форма глагола «бе» имеет совсем другое значение: он указывает на действие, которое совершено, но продолжает длиться[15]. Творение и Божий промысел о мире продолжает осуществляться вне времени. Улыбку слушателей вызывало шутливое предложение заменить возглас дьякона «Вонмем» словами «внимание, внимание». Таких примеров можно привести множество.

Наряду с трудностями понимания церковного языка нуждается в осмыслении тот факт, что противники традиционных религий используют множество новых языковых конструкций для незаметного воздействия на сознание масс.

  • Способы манипуляции сознанием

противниками традиционных религиозных ценностей.

Особенностью насаждения религиозных новообразований является не метод убеждения, но воздействие на подсознание людей. Псевдо-проповедники искусственно поддерживаемых религиозных движений пользуются открытиями научной психологии, превращают их в приемы воздействия на подсознание, как действуют разработчики рекламы, экономической и политической. В частности, людей обманывают красивыми, запоминающимися, лукавыми фразами, рассмотрим некоторые из них.

«Бог в душе», – что на это можно возразить? Прежде всего, это не Бог, а всего лишь идея Бога, и не в душе, и даже не в разуме, а в рассудке. Чтобы душа была постоянно с Богом, надо пройти долгий и трудный христианский путь. Комфортное бытие с абстрактными идеями в голове не является таким путем. Нужен путь познания и кропотливой работы над собой; вершины этого пути достигают святые, но важно, чтобы человек был устремлен и прикладывал усилия для движения вверх, а не наслаждался своей комфортной жизнью с подпиткой себя высокими идеями.

  «Единая религия будущего» – еще один заманчивый прием. Люди хотят единства, но не растворения одной культуры и веры в другой, одной нации в другой. Знакомство с такими попытками убеждает в том, что «единство» признается только на словах. Единство подразумевает сохранение самобытности и самостоятельности существования и мышления. В новых псевдо-религиях просвечивает не религиозность, а так называемая «эзотерика» (см. сноску 17).

Сюда же относятся и утверждения рериховцев о том, что «все религии ведут к вершине одной горы». Правомерно спросить: «Какой горы?» и «Все ли тропинки ведут к вершинам, может, некоторые ведут в пропасть?». Не следует путать вопросы художественного наследия (мы его не оцениваем) с вопросами мировоззрения. Дьякон и профессор философии Андрей Кураев посвятил этому движению отдельное исследование,  обращаем читателя к нему[16].

Призыв к «свободе» без границ обращен, прежде всего, к молодежи. Любому человеку старшего возраста понятно, что абсолютной свободы не бывает, что свобода одного человека ограничивает свободу другого. Студентам я говорила: «Осталось только объявить свободу на дорогах, отменить правила дорожного движения и снять светофоры. Ура, свобода». Тогда им становилось понятно, что нравственные принципы и устои общества, как и правила движения, обеспечивают равновесие и спокойствие, и что «свобода» неотделима от «ответственности». Так же как и насаждавшийся лозунг «толерантности» (буквально: терпимость) должен быть неотделим от понятия и концепции «национальной безопасности», что с каждым днем проявляется всё отчетливей.

Размывание смысловых значений понятий продолжает играть роль. Например, слову «духовность» в светском понимании придается однозначно позитивный характер, его отождествляют с любым явлением культуры. Но в христианском контексте духовность может быть либо божественной, либо сатанинской, поскольку воинство падших ангелов «духовно» в смысле нематериальности, невещественности, на иконах их изображают темными, уродливыми и пугающими. Христианское значение слова «духовность» весьма конкретно: это действие Св. Духа на человека, обращенного к Богу-Троице.

Разбирать подобные искажения в аудитории весьма полезно. Психологический механизм их внедрения очень простой: красивые, афористичные высказывания быстро усваиваются и большинством людей автоматически воспроизводятся, при этом не анализируются. Мы бы отнесли к возможным формам манипуляции общественным сознанием и новые методы подачи материала в некоторых СМИ. Например, крайне быстрая речь пришла с внедрением либерального сознания, она не оставляет времени для обдумывания услышанного. От него же отвлекают бесконечно сменяемые музыкальные фоновые шумы, часто заглушающие речь, а также мелькающие фоновые картинки. Такая демонстрация технических новшеств быстро выключает функцию мышления и отдает уставшего на работе и от поездок в транспорте человека во власть потока информации. Все эти приемы в корне противоречат христианскому призыву к внутренней тишине и душевному миру.

Если советская идеология была направлена на сознание, то этот поток направлен на подсознание. Добавим к этому плохую, невнятную дикцию, безграмотное построение фраз, чрезмерность в использовании слов сорняков (вот, ну, значит, э-э-э и т.п.). О сомнительном содержании ряда популярных программ не говорим. Остается только ждать, когда эти перестроечные «новшества» будут откорректированы.

Интерес слушателей вызывало и разъяснение разницы между язычеством и неоязычеством,  магией, религией и «эзотерикой»[17], а также между различными историческими типами религии. Разумеется, все эти многочисленные частные вопросы всплывали при обсуждении конкретных,  лекционных тем. Они звучали как отступления от них, но с интересом воспринимались слушателями. Разобраться  с потоками информациями в наше время весьма непросто, и даже постановка проблем бывает весьма полезна, чтобы человек задумался и пришел к своим выводам.

  • Миссия и христианское просветительство.

Вернемся к соотношению задач в двух близких, но все же разных видов деятельности. В миссионерской работе человеку надо помочь понять перспективу вечной жизни, необходимости и возможности спасения. Но прямые обращения с подобными призывами в светском учреждении не допускаются, это уже задача церковной проповеди. В светском учреждении воздействие на сознание возможно лишь в нейтральной форме. В условиях, когда значительная часть  населения относит себя к православным, но из них ведут церковную жизнь не более десяти процентов, духовно-просветительская работа за рамками церковной ограды представляется весьма важной для утверждения православия в сознании широких слоев общества. Хотелось бы особое внимание обратить на работу среди интеллигенции, поскольку она оказывает мощное влияние на умы сограждан, особенно молодежи. По нашим наблюдениям, значительная часть гуманитарной и творческой интеллигенции придерживается секулярных (антирелигиозных и антицерковных) позиций и формирует аналогичные убеждения в своих аудиториях.

Заметный приток  технической, естественнонаучной, гуманитарной и художественной интеллигенции в Русской Православной Церкви и позитивные изменения, происходящие в идеологической сфере в нашем государстве, открывают возможности расширения такой деятельности, с определением ее целей, реальных перспектив. Все это создает возможности  выполнения поставленной Президентом задачи «…патриотического воспитания и сохранения историко-культурного наследия народов России»[18].  Большую роль здесь могут сыграть светские объединения,  такие как Общество православных врачей[19], Общество православных психологов[20], Общества, объединенные вокруг памяти конкретных святых, например, Общество во имя св. равоап. княгини Российской Ольги[21].

Подходы к такой работе могут быть весьма разнообразные, главное, чтобы они были искренними, неформальными. Это всегда должен быть дружеский  диалог, с обязательным обозначением разных точек зрения. Постановка вопросов для размышлений бывает полезнее, чем утверждение каких-то истин. Одной из таких личностно актуальных тем является христианская антропология, или, в понимании современного человека, психология. Но эта тема требует отдельного разговора, как и тема церковной жизни, не внешней, но глубинной, таинственной, мало понятной рационалистически мыслящим людям.

Разговор может быть продолжен. Если прочитанный материал вызвал у читателя размышления, или вы можете  поделиться своим опытом общения на православные темы в не церковной среде, приглашаем высказываться в комментариях; непременно обсудим.

[1] Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси: Речь на пленарном заседании XXIV Всемирного русского народного собора «Православие и мир в XXI веке».

http://www.patriarchia.ru/db/text/5971193.html?ysclid=lab9d7yv4c927038033

[Обращение 22 марта 2024 г].

[2] Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». 9 ноября 2022г.

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019?index=2&rangeSize=1

[Обращение 22 марта 2024 г].

[3] Трубецкой Евг. Н. Кн. Умозрение в красках». Изд-во Московской Патриархии 2012 г. (первое издание 1915 г.)

[4] В общественной сфере широко известен термин З. Фрейда «подсознание». На этой концепции строят свою работу психологи данного направления. С нашей точки зрения ему следует противопоставить понятие «сверх-сознание». Это то состояние, когда святые в своих молитвах и практиках выходят за пределы чувственного опыта и рассудочного мышления, это состояние «встречи с Богом» , описанное исихастами. А затем они передают это знание нам в Слове и Образе.

[5] Преп. Нестор Летописец. Повесть временных лет. Параллельный текст на церковно-славянском и русском языках. Подготовка текста, перевод и комментарии О.В. Творогова.

https://drevlit.ru/parallel_text/povest_vremennyh_let.php [Обращение 22 марта 2014 г.]

[6] Рюрик – легендарный правитель, согласно Повести временных лет, был приглашен на земли ильменских словен в 862 году; по одной версии, в Ладогу, по  другой – в Новгород.

[7] По теме оказания помощи пострадавшим в секте предлагаю работу: Грановская Р.М. Психология религии. СПБ. 2004. Одна из глав посвящена этой теме.

[8] Подробнее см.: Хижняк О.С. «И просвети наш ум светом Разума Твоего» // ж. Источник Надежды, раздел «Вера и знание», 31.03.2023 г.

http://kirill-mefodiy-chteniye.ru/istochnik-nadezhdy/%d0%b8-%d0%bf%d1%80%d0%be%d1%81%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%b8-%d0%bd%d0%b0%d1%88-%d1%83%d0%bc-%d1%81%d0%b2%d0%b5%d1%82%d0%be%d0%bc-%d1%80%d0%b0%d0%b7%d1%83%d0%bc%d0%b0-%d1%82%d0%b2%d0%be%d0%b5%d0%b3%d0%be.html [Обращение 22 марта 2024 г.]

[9] Добротолюбие. Т. 1. Москва, “Артос-Медиа”, 2008. с. 329.

[10] Иоанн Кассиан Римлянин, преп.  Писания. Собеседование первое. Глава 13 //

http://lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/kassian_rimlianin/kassian_rimlianin1/303.html   [Обращение 22 марта 2024 г.]

[11] Дорофей, авва. Душеполезные пояснения и послания. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1900. Репринт, 1990.

[12] Иоанн Синайский, иг. Лествица. М, подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2010.

[13] Хижняк О.С. «Отцы Церкви о мире душевном и Царствии Небесном // ж. Источник Надежды, № 1 (3), Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 2016, С. 9-18.

[14] Добротолюбие. Т. 1-5. Москва, “Артос-Медиа”, 2008.

[15] Можно сравнить с английской формой времени Present Perfect Continious.

[16]  Кураев Андрей Вяч. Сатанизм для интеллигенции : о Рерихах и Православии : в 2 т. / диак. Андрей Кураев. – Москва : Изд-во Московского Подворья Свято-Троицой Сергиевой Лавры, 2006.

[17] Язычестворелигии разных «языков», т.е. народов дохристианской эпохи.  В истории христианства слово приобрело негативное звучание, но оно вполне соотносится с научными терминами «народные верования и культы» и «национальные религии»; эти верования соответствовали определенному этапу общественного развития.

Неоязычество – попытка возродить эти верования в современную эпоху, под видом идей национального возрождения и борьбы за сохранение природы. Следует отличать религиозные культы от народной культуры и помнить, что древние верования содержали в себе идеи жертвоприношений животных и даже людей, не включали в себя принципы нравственности и милосердия, поскольку нормы поведения в небольших сообществах регулировались родовыми обычаями, исчезавшими по мере развития цивилизации и заменявшимися новыми социальными отношениями.

Магиявера в возможность воздействовать на духов с помощью определенных ритуалов и заклинаний, для достижения определенных целей, как позитивных, так и агрессивных.

Эзотерикатермин, возникший в XIX веке, когда развился поиск альтернатив традиционным религиям. Включает в себя древние магию и астрологию, и новые для того времени течения оккультизм, спиритуализм и другие попытки установить «контакт» с  «невидимым миром». В настоящее время так называемые «Новые религиозные движения», типа Нью-Эйдж (новый век), основываются на принципах эзотерики, также как и учение  Рерихов.

Отличие магии и эзотерики от религии состоит в том, что они не требуют от адептов соблюдения духовно-нравственных принципов; обращающийся к этим ритуалам может преследовать цели, не приемлемые для традиционных религий. Буквальное значение термина «эзотерический» означает «внутренний» и указывает на закрытость данных практик, их доступность только для «посвященных», причем соблюдается ступенчатая последовательность «посвящений». Принципы, проповедуемые на внешнем уровне, могут заметно отличаться от внутренних, «эзотерических» – для «посвященных».

[18] Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». 9 ноября 2022г. Пункт 24-е.

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019?index=2&rangeSize=1

[Обращение 22 марта 2024 г].

[19] Общество православных врачей, имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского: opvspb.ru

[20] Епархиальное общество православных психологов СПб во имя святителя Феофана Затворника: eopp.spb.ru

[21] Общество во имя св. равоап. княгини Российской Ольги.  greatprincessolga.cerkov.ru

 

ЛИТЕРАТУРА

цитируемая

 

Документы и письменные источники

  1. Кирилл, Святейший Патриарх Московский и всея Руси: Речь на пленарном заседании XXIV Всемирного русского народного собора «Православие и мир в XXI веке».

http://www.patriarchia.ru/db/text/5971193.html?ysclid=lab9d7yv4c927038033

  1. Указ Президента Российской Федерации В.В. Путина «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей». 9 ноября 2022г.

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202211090019?index=2&rangeSize=1

  1. Нестор Летописе, преп.ц. Повесть временных лет. Параллельный текст на церковно-славянском и русском языках. Подготовка текста, перевод и комментарии О.В. Творогова.

https://drevlit.ru/parallel_text/povest_vremennyh_let.php

Священное Писание, Труды Отцов Церкви

  1. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Перепечатано с издания Московской Патриархии. Российское библейское общество. М., 2004.
  2. Добротолюбие. Т. 1. Москва, “Артос-Медиа”, 2008.
  3. Дорофей, авва. Душеполезные пояснения и послания. Свято-Троицкая Сергиева Лавра. 1900. Репринт, 1990.
  4. Иоанн Кассиан Римлянин, преп. Писания. Собеседование первое. Глава 13 // http://lib.eparhia-saratov.ru/books/10k/kassian_rimlianin/kassian_rimlianin1/303.html
  5. Иоанн Синайский, иг. Лествица. М, подворье Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 2010.

Современные публикации и сайты:

  1. Грановская Р.М. Психология религии. СПБ. 2004.
  2. Хижняк О.С. Отцы Церкви о мире душевном и Царствии Небесном. // «Источник надежды», научно публицистический журнал № 1 (3), Свято-Троицкая Александро-Невская Лавра. 2016. С. 9-18. То же в кратком изложении: Вестник Александро-Невской Лавры № 11-12 (195-196). 25.12.2021.
  3. Хижняк О.С. «И просвети наш ум светом Разума Твоего» // ж. Источник Надежды, раздел «Вера и знание», 31.03.2023 г.

И просвети наш ум светом Разума Твоего

  1. Общество православных врачей, имени свт. Луки (Войно-Ясенецкого), архиепископа Крымского: opvspb.ru
  2. Епархиальное общество православных психологов СПб во имя святителя Феофана Затворника: eopp.spb.ru
  3. Общество во имя св. равоап. княгини Российской Ольги. greatprincessolga.cerkov.ru

 

 

НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ, ПИШИТЕ СВОИ ОТКЛИКИ В КОММЕНТАРИИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ян Гус и его связь с православной кирилло-мефодиевской традицией

 

 

 

протоиерей Александр Рябков

 

 

 

 

ЯН ГУС И ЕГО СВЯЗЬ С ПРАВОСЛАВНОЙ КИРИЛЛО-МЕФОДИЕВСКОЙ ТРАДИЦИЕЙ

 

В 2015 году исполнилось 600 лет со дня казни известного чешского религиозного деятеля Яна Гуса, жившего на рубеже XIV-XV веков. Его трагическая судьба тесно связана с разногласиями и идеологическими течениями времен Великого Раскола в Католической Церкви. Вместе с тем на его участь повлияли политические распри европейских монархов того времени. Но не менее интересна связь этого человека и движения его имени с христианскими традициями, заложенными в Чехии святыми Кириллом и Мефодием в раннем средневековье. Читать далее “Ян Гус и его связь с православной кирилло-мефодиевской традицией”

Где искать фашизм?

 

 

иерей Сергий Чечаничев

 

 

 

ГДЕ ИСКАТЬ ФАШИЗМ?

 

В последние годы из каждого прозападного «утюга» – т.е. из средств массовой информации по всему миру разносятся известия о том, что «Россия – фашистское государство» или «является ближайшим аналогом фашизма». (См. например статью профессора Тимоти Снайдера в The New York Times от 22 мая 2022 г. или выступление профессора Стэнли Пэйна на радио «Свободная Европа» от 7 мая 2022 г.). В Интернете можно найти множество других выступлений на эту тему, в т.ч. и от тех, кто называет себя «русскими».

И хотя в различных слоях европейского сообщества сейчас проглядывается некоторое отрезвление, все-таки эти примеры, почти двухлетней давности – можно считать эталонными. Они являются весьма «классическими» и как бы «научно обоснованными» мнениями, которые в очередной раз объединили десятки правительств западных государств, с примкнувшими к ним Японией, Южной Кореей, а также прочими «австралиями» и явились для части народов этих стран обоснованием ненависти к русским и их стремления к уничтожению России. Читать далее “Где искать фашизм?”

Диванные игры разума

 

 

 

ГЕОРГИЙ  ЕРМОЛОВ

 

 

 

 

ДИВАННЫЕ ИГРЫ РАЗУМА 

 

Слушая или читая интервью президента России Владимира Путина основателю видеоплатформы Tucker Carlson Network Такеру Карлсону, надо четко помнить, что это продукт для внешнего пользования. Владимир Путин и его спичрайтеры использовали множество понятных для коллективного запада штампов, и получилось весьма неплохо. Однако для наших людей, немного знающих историю и понимающих ход нынешних событий, некоторые моменты вызвали определенные вопросы.

 РИА Катюша

https://katyusha.org/vojna/otvetyi-putina-na-voprosyi-karlsona-vyizvali-otvetnyie-voprosyi.html

 

https://katyusha.org/lichnosti/trolling-vyisshego-poryadka.-putin-utochnil-karlsona-v-intervyu-rossijskomu-zhurnalistu.html

 

Действительно, нельзя не оценить по достоинству, как всегда дипломатически виртуозную работу спичрайтеров, но – учитывая личный, высочайший, как всегда, профессионализм интервьюируемого, в очередной раз продемонстрировавшего точность известной аксиомы – «бывших не бывает». И в самом деле, за всё наше уже многолетнее знакомство с президентом «на обратной стороне его вышивок невозможно обнаружить ни одного узелка». Что же касается «наших людей, немного знающих историю», то их действительно немного, а уж «понимающих ход нынешних событий», так и вообще единицы. И всё благодаря тем же штатным и заштатным спичрайтерам, прикладывающим недюжинные усилия, дабы исключить саму возможность возникновения хоть каких-то вопросов. Однако, несмотря на их самоотверженные потуги, отечественные «пикейные жилеты» и сегодня живее всех живых. Правда, они уже не так эмоционально активны, как классические ильфо-петровские, не кучкуются в скверах и на бульварах, а предаются размышлениям на домашнем диване с бутылочкой холодного пива, рассуждая в одиночестве, кто из нынешних политических воротил голова, и кому не стоит класть палец в рот. Читать далее “Диванные игры разума”

Две беседы о главном

ДВЕ БЕСЕДЫ О ГЛАВНОМ

Слушая или читая интервью президента России Владимира Путина основателю видеоплатформы Tucker Carlson Network Такеру Карлсону, надо четко помнить, что это продукт для внешнего пользования. Владимир Путин и его спичрайтеры использовали множество понятных для коллективного запада штампов, и получилось весьма неплохо. Однако для наших людей, немного знающих историю и понимающих ход нынешних событий, некоторые моменты вызвали определенные вопросы.

Владимир Путин начал разговор с Такером Карлсоном с истории России, описав в течении длительного времени историю Киева с момента его взятия новгородскими войсками. Ведь только после этого он стал «матерью городов русских». «Российское государство стало собираться как централизованное, годом его создания является 862 год, когда новгородцы – есть такой город Новгород на северо-западе страны – пригласили на княжение князя Рюрика из Скандинавии, из варягов. В 882 году преемник Рюрика, князь Олег, который выполнял, по сути, функции регента при малолетнем сыне Рюрика, а Рюрик умер к этому времени, пришёл в Киев. Отстранил от власти двух братьев, которые, судя по всему, были когда-то членами дружины Рюрика, и, таким образом, Россия начала развиваться, имея два центра: в Киеве и в Новгороде», – так все начиналось по Путину.

Далее он посвятил визави в историю крещения Руси в 988 году князем Владимиром в водах Днепра, монголо-татарского ига, ливонского государства крестоносцев и просьбы Богдана Хмельницкого о вхождении в Россию: «Он писал в Варшаву с требованием соблюдения их прав, а после того, как получил отказ, начал писать письма в Москву с просьбой взять их под сильную руку московского царя». Просьба была исполнена в 1654 году Земским собором. После войны и заключения «вечного мира» с Польшей всё левобережье Днепра, включая Киев, отошло к России, а правобережье осталось за Польшей. Президент рассказал Карлсону, что потом во времена Екатерины II Российская Империя «вернула все свои исторические земли, включая юг и запад». Читать далее “Две беседы о главном”

Слово и число как антропологические категории

 

 

 

 протоиерей Димитрий Моисеев

кандидат биологических наук

 

 

 

СЛОВО И ЧИСЛО КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ

 

В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.

И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.

А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому, что все оттенки смысла
Умное число передает.

Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.

Но забыли мы, что осияно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангельи от Иоанна
Сказано, что слово это Бог.

Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.

Николай Гумилёв, «Слово», до 31 августа 1919 года

 

Тезисы:

  1. Проблему цифровизации образования необходимо рассматривать в контексте антропологического кризиса современной цивилизации (философский аспект).
  1. Всё знание делится на гуманитарное (в основе которого лежит Слово) и точное (в основе которого лежит цифра). Цифра – единица измерения видимого мира, слово – мера познания мира невидимого. Сведение всего образования к одному цифровому исчислению нарушает баланс равновесия между этими двумя неразрывными гранями бытия и опрокидывает человека в дурную бесконечность чисел. Иным словом, цифра без слова бездыханна, как пчёлы в стихотворении Николая Гумилёва (гносеологический аспект).
  1. Дегуманизация образования – составная часть большого плана трансгуманистически мыслящей мировой элиты (геополитический аспект).
  1. Истоки индоевропейской цивилизации – устная словесность. Изначально потенциал развития индоевропейских народов заключался в изустном эпосе. Он был зафиксирован в письменном тексте уже на этапе соприкосновения с письменными культурами и запечатлён в эпических сказаниях Гомера, Авесты, Вед, германо-скандинавского, славянского, кельтского и др. эпосов (культурно-исторический аспект).
  1. В мире существует закон уменьшения смыслового веса информации с увеличением доступности носителей этой информации: смысловой вес единицы информации обратно пропорционален доступности носителя информации; информация, зафиксированная в буквенной письменности со временем теряла свой средний удельный вес: от высеченной на камне – к записанной на пергаменте – напечатанной на бумаге – запечатлённой на электронных носителях. С увеличением доступности носителей информации количество информации увеличивалось, а средний смысловой удельный вес её уменьшался.
  1. Современные российские учебники содержат больше информации, чем советские, но несут заметно меньше смысловой нагрузки. Современный человек, получая огромный объём низкокачественной информации, не способен обрести те смыслы, которые вмещал в себя человек в прошлые эпохи (информационно-технологический аспект).
  1. Процесс цифровизации образования непонятен по смыслу и непрозрачен не только школьникам и их родителям, но и педагогам и даже специалистам в сфере науки об образовании (образовательный аспект). Либо это очередной прожект без содержания, либо надувательство с целью чьего-то благополучения типа МММ и других полулегальных структур. В любом позитивном проекте идея должна быть выражена предельно ясно и недвусмысленно.

Читать далее “Слово и число как антропологические категории”

Политические лидеры Восточного Православного Возрождения в XIV-первой половине XV вв.

 

 

 

НАТАЛЬЯ ЛОЖКИНА

сотрудник ГосЭрмитажа

кандидат культурологии

 

 

ПОЛИТИЧЕСКИЕ  ЛИДЕРЫ ВОСТОЧНОГО ПРАВОСЛАВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ В XIV-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XV ВВ.

 

Г. М.  Прохоров  развил теорию о политическом исихазме, по которой исихазм оказал влияние на политическую ситуацию Византии и Руси XIV века. Это связано с тем, что учениками  св. Григория Паламы  были  Иоанн VI Кантакузин, Николай Кавасила и другие государственные деятели.[1] В монографии В.В. Петрунина[2] была предпринята попытка целостного осмысления  феномена политического исихазма в православной традиции, где молодой ученый изучил различные аспекты влияния исихазма на социальную, политическую и культурную жизнь поздней Византии. Исследователь отметил, что само понятие «политический исихазм» позволяет «говорить о динамичном характере православной мистической традиции, прошедшей путь от монашеской кельи до явления, укрепившего социальные связи внутри поздневизантийского общества и предохранившего его от распада и окончательного исчезновения, а также определившего характер Православного и последующего Русского Возрождения».[3] Молодой  исследователь систематизировал основные идеи политического исихазма и пришел к выводу, что основными теоретическими положениями были в тот период: сохранение единства Церкви  и Вселенского характера Константинопольского Патриархата; приоритет Церкви над государством; автономия церковной власти в вопросах вероучения; проповедь православного единства; последовательное антилатинство и антиуниатство; поддержка официальной византийской имперской идеологии.[4]  Как отмечает прот.Иоанн (Мейендорф): «Императоры из династии Палеологов поддерживали престиж  Константинополя…но реальную силу и устойчивость восточного христианства восприняла сама Церковь, в которой руководящие позиции заняли связанные с исихазмом представители мощного монашеского Возрождения».[5] Читать далее “Политические лидеры Восточного Православного Возрождения в XIV-первой половине XV вв.”

О птицах небесных и порождённых ими недоумениях

 

Николай Сомин

кандидат физико-математических наук,

                 бакалавр теологии

 

 

 

 

О ПТИЦАХ НЕБЕСНЫХ И ПОРОЖДЁННЫХ ИМИ НЕДОУМЕНИЯХ

 

 

I. Есть в Евангелии от Матфея удивительный фрагмент, который, как его ни крути, никак не умещается в нашу повседневную жизнь. Жизнь, как мы думаем, вполне христианскую. Приведу его целиком, несмотря на обширность цитаты:

«Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды? Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает их. Вы не гораздо ли лучше их? Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе росту хотя на один локоть? И об одежде что заботитесь? Посмотрите на полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни прядут; но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей не одевался так, ка́к всякая из них; если же траву полевую, которая сегодня есть, а завтра будет брошена в печь, Бог так одевает, кольми паче вас, маловеры! Итак, не заботьтесь и не говорите: что нам есть? или что пить? или во что одеться? потому что всего этого ищут язычники, и потому что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду во всем этом. Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам. Итак, не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо завтрашний сам будет заботиться о своем: довольно для каждого дня своей заботы» (Мф. 25:34). Читать далее “О птицах небесных и порождённых ими недоумениях”

Христианское откровение или иудейская теократия?

 

ВЛАДИМИР МОЖЕГОВ

          публицист

 

 

 

 

 

ХРИСТИАНСКОЕ ОТКРОВЕНИЕ ИЛИ ИУДЕЙСКАЯ ТЕОКРАТИЯ?

 

Некоторое время назад на страницах РНЛ и некоторых других патриотических ресурсах разгорелся короткий, но страстный спор о монархии. Я тоже принял участие в споре, который, однако, скоро заглох по очевидной причине, по которой всегда глохнут подобные споры: отсутствие достаточных оснований.

 

Монархисты, как правило, не пускаются дальше ссылок на К. Леонтьева и Солоневича, в лучшем случае помянут византийскую мистику царства (и это уже очень и очень хорошо), противникам же монархии и вовсе остаётся нудить о «слабости монархии» и о том, как она «устарела». На таком топливе далеко не уедешь.

Однако мне пришлось убедиться, что такие основания противники монархии умудряются находить. И, что самое удивительное, действительно находят. И где бы вы думали? В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых на Архиерейском соборе 2000-го года. Читать далее “Христианское откровение или иудейская теократия?”

Об угрозе искусственного интеллекта и возможности цифрового бессмертия

 

 

 

 

ИГОРЬ  АШМАНОВ

 

 

 

ОБ УГРОЗЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА И ВОЗМОЖНОСТИ ЦИФРОВОГО БЕССМЕРТИЯ

 

На IX Международном фестивале “Вера и Слово”, проходящем в пансионате Клязьма по благословению Патриарха Московского и всея Руси, особенно обратило на себя внимание выступление Игоря Ашманова, одного из самых известных предпринимателей и топ-менеджеров современной IT – индустрии, члена совета по правам человека при президенте РФ.

 

Мы имеем дело с идейным пузырем. Искусственный интеллект такое испытывал уже несколько раз. Была эйфория в 60-х годах, в начале 90-х, небольшая в начале 00-х, и снова сейчас всё взорвалось. Происходит это потому что появляются новые технологии, но по сути это пузырь, он просуществует ещё года два-три, потом всё заглохнет. Это не значит, что не будут работать технологии искусственного интеллекта, но имеет место стандартная история с кривой хайпа по Гартнеру. Когда на рынок выходит новая технология, образуется гигантская волна хайпа, в неё вливаются гигантские деньги, даются колоссальные обещания, потом всё это падает в пропасть разочарования.

Если кто-то следил, то вы могли заметить такой пузырь чуть меньшего масштаба про блокчейн и криптовалюту. Пик пришелся на период три-четыре года назад. Пузырь этот уже лопнул. Сейчас я часто вижу чиновников, которые думают как бы из планов вычеркнуть и нацпроектов блокчейн. Писали их четыре года назад, когда эта технология была модной, а сейчас надо как-то убрать, чтоб начальство не спросило. Читать далее “Об угрозе искусственного интеллекта и возможности цифрового бессмертия”

Церковь любит мучеников

 

 

АНДРЕЙ ТКАЧЁВ

протоиерей

 

 

 

 

ЦЕРКОВЬ ЛЮБИТ МУЧЕНИКОВ

 

Смерть, как ни крути, штука страшная. Храбриться и улыбаться подавляющему большинству людей можно только на расстоянии от нее (хотя она и повсеместна). Если же приблизится она и дохнет, то ли в лицо – гнилью, то ли в затылок – холодком, сразу станет невесело.

И трудно сказать, чего собственно боишься – длинного тоннеля или черной пропасти, ответа за прожитое или злобы тех чудовищ, что вдруг явно обнаружат свое присутствие?

И вера в это время подвергнется самому серьезному испытанию. Есть ли она? Жива ли она под формальной личиной, или исчезла давно и след ее простыл? Одним словом назвать в это время, вслед за Павлом, смерть «приобретением» (см. Фил. 1:21), смогут (как бы это помягче выразиться) не все. Далеко не все. Почти никто. Поэтому Церковь любит мучеников. Читать далее “Церковь любит мучеников”

Наука и теология: современный Российский контекст

 

 

Протоиерей Кирилл Копейкин
кандидат физико-математических наук
кандидат богословия

 

 

 

Сегодня одним из вопросов, привлекающим внимание как специалистов, так и широкой общественности, является проблема соотнесения научного и религиозного взглядов на мир1. Актуальность такого вопрошания связана с тем, что ныне наряду с колоссальным расширением сферы, охватываемой рациональным научным знанием, наблюдается практически повсеместный рост религиозности [3; 4]. «Две противоположных тенденции характеризуют духовную ситуацию нашего времени — распространение натуралистических картин мира и растущее политическое влияние религиозных ортодоксий», — такими словами начинает свою книгу «Между натурализмом и религией» известный немецкий философ Юрген Хабермас [5, с. 7]. На смену секулярному обществу [6] — обществу, стремящемуся вытеснить все религиозное из «внешнего» социального пространства в сферу субъективного мира и частной жизни индивидуума, приходит общество постсекулярное, происходит возвращение религии в общественную и политическую жизнь [7–9]. Специалист по истории Ближнего Востока, философ и экономист Жорж Корм в своей книге «Религиозный вопрос в XXI веке» отмечает, что «за последние несколько десятилетий религия исподволь пропитала собой все наше окружение, а может, даже вошла в число важнейших наших забот. <…> Мы открываем или, как считают некоторые, переоткрываем странный, тревожащий нас мир, считавшийся исчезнувшим. Это раньше мы были либералами, социалистами, коммунистами, националистами стран, недавно обретших независимость, могли различаться всевозможными расцветками, связываемыми с этими ярлыками, то есть быть ультраправыми, правыми, центристами, социал-демократами, марксистами, сторонниками Москвы или Мао, борцами за свободу третьего мира и т. д. Но теперь все иначе: мы, в первую очередь, — приверженцы “французской” светскости или “англосаксонского” мультикультурализма, жители новообразовавшихся стран, идущих к демократии, и, разумеется, иудеи, христиане и мусульмане, католики, протестанты, православные, сунниты, шииты, индуисты или буддисты» [10, c. 5]2. Читать далее “Наука и теология: современный Российский контекст”

Научное определение современности

 

 

МИХАИЛ ШУЛИН

 

 

 

 

 

НАУЧНОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОВРЕМЕННОСТИ

 О книге «Эпоха утраченных смыслов» Г.В. Ермолова

 

Монографию Георгия Витальевича Ермолова — аналитика, публициста, поэта — трудно читать. Трудно потому, что книга эта является истинной квинтэссенцией научного анализа реальности. Той реальности, в которой мы живем.

Эпоха утраченных смыслов… увы, трудно найти более емкое определение нашего времени. Г.В. Ермолов объясняет нам, почему так произошло, и мнение его четко, взвешенно и подтверждено документами: список источников монографии занимает несколько убористых листов.

Первое, чем восхищает книга — рассмотрение истории с различных точек зрения, буквально от Аристотеля и Тацита до Тойнби и Фукуямы. Такой подход дает понять современную реальность, понимание того, как мы «дошли до жизни такой». В восемнадцати главах анализируются причины современного состояния мировой экономики, политическая основа мировой политики и культуры, даются осторожные прогнозы дальнейшего развития. Г.В. Ермолов обладает широчайшим кругозором, он рассматривает глобальные проблемы как в синхронии, так и в диахронии, поэтому в книге мы видим анализ таких моментов, как становление и развитие либерализма, цифровизация общества, теория элит, демократия и диктат, возникновение и методология науки, глобализация, секуляризация в мире и в России… всего не перечислишь. Необходимо подчеркнуть, как важна в этих современных и большинством признанных процессах роль Просветителя, некогда сказавшего Адаму и Еве : «Будете как боги».

Автор словно под микроскопом рассматривает идеи «модерна» и «постмодерна», смело полемизируя с Дугиным и Фукуямой. Заслуживает внимания тезис, очевидный, но нами обычно не замечаемый: «…Термина (постмодерн — М.Ш.), представляющего собой апофеоз бессмыслицы. И в самом деле, что мы видим? «Пост» – после, «модерн» – современность. Таким образом, эпоха постмодерна — это эпоха после современности, то есть эпоха, которая ещё не наступила, иными словами — безвременье — тот же симулякр». И далее: «Постмодернистский мир есть мир, лишенный не только будущего, но и прошлого. Человек, сформированный таким миром, живет в состоянии нравственного хаоса, где не существует ни идеалов, ни традиций…Недаром одним из ключевых заклинаний эпохи стала вездесущая толерантность».

И все это, разумеется, прилагаемо к России. Как минимум со времен Петра Россия начала терять собственный облик, неотъемлемой частью которого было Православие. «Без Бога в душе, без царя в голове» — вот символ без малого полутора столетий нашей Родины. Вроде бы очевидно, но многие ли обращают на это внимание? Молох потребления забирает его. Поэтому автор предупреждает: «Окончательное выпадение из сферы ментального православного мировосприятия явится для русского человека выпадением из сферы человечности». Вот, по нашему мнению, ответ на вопрос, коим является данная книга.

Подобно Оруэллу, Замятину, Хаксли, «Эпоха утраченных смыслов» – книга-предупреждение, книга-пророчество, но — что немаловажно — выполненная не в форме художественной фантазии, а основанная на серьезной доказательной базе.

Больше и не скажешь… Остается выразить благодарность автору, посетовать на небольшой тираж монографии Г.В. Ермолова и рекомендовать читателю искать ее в библиотеках, издателю же — продолжать благое дело публикации столь глубоких, всесторонне значимых книг, помогающих ориентироваться в современном мире.

 

 Международный литературно-художественный альманах

 «Петербургские строфы» 2023 г.

Антология смысловых галлюцинаций

 

 

 

ГЕОРГИЙ ЕРМОЛОВ

 

 

 

 АНТОЛОГИЯ СМЫСЛОВЫХ ГАЛЛЮЦИНАЦИЙ

 

 

 В суть всякой вещи вникнешь,

 коли правдиво наречёшь её.

 

Константин Костенчский[1]

 

 

 

             Зрительные галлюцинации – образы, возникающие в

мозгу человека, не связанные с реальностью и не

существующие в действительности.

 Слуховые галлюцинации – звуки, при отсутствии

фактического слухового стимула: музыка, голоса т.п.

             Смысловые галлюцинации – убеждённое восприятие

фактов, явлений, информации в искажённом или

«перевёрнутом» смысле; иллюзия, возведённая в ранг

реальности.

 

 

«В начале было Слово…» Эту первую строку Евангелия от Иоанна впервые перевели с греческого на церковно-славянский Кирилл и Мефодий. В оригинале «Слово» обозначалось как «Логос», что в древнегреческой философии означало одновременно и высказывание, и речь, и суждение, а главное – смысл[2]. Это понятие определяло всеобъемлющие космические принципы развития мира, законы природы и человеческого мышления, смыслополагающие основы бытия и нравственные установки. В христианстве прочно укоренился догмат, что Христос сам и есть личностное Слово Бога Отца.

Во многих местах Библии, прямо или косвенно, содержатся указания на необходимость сакрального отношения к языку, но самое конкретное исходит от самого Христа: «За всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься».

Протоиерей Сергий Лепин пишет:

«Нужно стараться не забывать, что слово – это поступок, который обнаруживает содержание нашей души и указывает на то, кто мы есть. Что касается многословия, то это от незнания. От незнания Бога, если точнее».

Но, пожалуй, наилучшая трактовка в рамках национального восприятия дана С.В. Перевезенцевым[3]:

«В Слове русский человек выражал волнующие его вопросы о сути мира. В Слове искал он ответы на свои вечные, “проклятые” вопросы. В Слове же ответы он и находил. Нет, конечно же, кроме Слова было еще и Дело – иногда веселое и легкое, чаще трудное и трагическое. И слишком часто, может быть, намного чаще, чем хотелось бы, Дело не совпадало со Словом. Наверное, по-другому и быть не могло, ведь Слово – это исток, начало Дела. А дальше-то Дело живет само по себе. Но для русского человека Слово – это еще и итог, венец Дела. И вот когда Дело не приходило к намеченному ему Словом итогу, когда Дело разрывало сердце и душу, только одно утешение оставалось, только одно сохраняло надежду, поддерживало веру, вновь и вновь рождало любовь – все то же Слово. Ибо Логосом-Словом спасал Господь грешный мир». Читать далее “Антология смысловых галлюцинаций”

К вопросу об отличии православного возрождения от западного ренессанса

 

 

      Наталья Ложкина

кандидат культурологии,

 сотрудник ГосЭрмитажа

 

 

 

К ВОПРОСУ ОБ ОТЛИЧИИ  ПРАВОСЛАВНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ ОТ ЗАПАДНОГО РЕНЕССАНСА

 

 

Профессор Г.М Прохоров (ИРЛИ РАН), руководитель моей докторской диссертации указывал на то, что «в Византии в XIV века – корни двух параллельных Возрождений, вдохновлявших Европу в XIV-XV вв.-Западноевропейского Ренессанса и восточноевропейского Православного Возрождения»[1].

Победа исихастов  – философская и политическая способствовала утрате влияния варлаамитов на культурно-исторический процесс в Византии. Большинство из них предпочло переместиться в Италию, и в дальнейшем они реализовали себя в ее предренессанской и ренессансной культуре. Исихастские споры «были точкой встречи и расхождения двух европейских Возрождений в самом начале их пути».[2]  Прот. Иоанн (Мейендорф) сделал важный вывод, который касался того культурного направления, который под влиянием исихазма  выбирает православный Восток – полное неприятие идей гуманистического Возрождения Запада в основе которого лежал эгоистический и самодостаточный антропоцентризм. Кроме того, как замечает  прот. Иоанн: богословское направление свт. Григория высвободило православное богословие от предубеждений неоплатонизма и узких рамок библейского монизма[3]. Читать далее “К вопросу об отличии православного возрождения от западного ренессанса”

Воззвание Русского Патриота

 

 

 

Алексей Соловьёв

Управляющий партнёр ООО «РосИнформ»

 

 

 

ВОЗЗВАНИЕ РУССКОГО ПАТРИОТА

 

Я обращаюсь прежде всего к Русским людям, способным критически мыслить.

Не хотелось бы воспроизводить ярких речей и громких лозунгов, таковых и так преизобилует наше информационное пространство.

Уже неоднократно сказано о проигранной информационной войне, уничтожении образования, переписывания истории и многом другом. Но сейчас мы подошли к крайней черте, где враг начал активно вмешиваться в процесс восприятия действительности человеком и уже сейчас способен по так называемой “индивидуальной траектории” трансформировать и формировать восприятие действительности на метафизическом уровне. Читать далее “Воззвание Русского Патриота”

Путешествие в мир книг митрополита Иоанна (Снычева)

 

Иерей

Сергий Чечаничев

 

 

 

 

 

ПУТЕШЕСТВИЕ В МИР КНИГ МИТРОПОЛИТА ИОАННА (СНЫЧЕВА)

Об историческом значении сочинений владыки

 

В наше время у каждого православного христианина свои личные взаимоотношения с миром книг митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева). У кого-то их совсем нет – и это тоже есть показатель взаимоотношений.

Кто-то (в том числе и некоторые священнослужители) считают владыку Иоанна недалёким и неглубоким человеком и даже не стесняются открыто насмехаться над ним и над его литературным наследием. Кто-то называет его националистом и даже фашистом. А кто-то его почитает, как человека достигшего святости, как живой и наиболее современный по отношению к нам пример для подражания в деле православного христианского служения. Читать далее “Путешествие в мир книг митрополита Иоанна (Снычева)”

Поэма В.П. Веселовского «Дедушка» как «энциклопедия» жизни села Быковка в середине XIX века

 

Дюжаков А.М.

 официальный представитель

Международного Демидовского Фонда

в Нижегородской области

 

 

 

ПОЭМА В.П. ВЕСЕЛОВСКОГО «ДЕДУШКА» КАК «ЭНЦИКЛОПЕДИЯ» ЖИЗНИ СЕЛА БЫКОВКА В СЕРЕДИНЕ XIX ВЕКА

 

В настоящей статье проводится историко-краеведческий анализ поэмы В.П. Веселовского «Дедушка», которая и является объектом исследования. Произведение посвящено деду автора по материнской линии Василию Львовичу Демидову. Сюжет поэмы связан с расположенным ныне в городском округе Воротынский Нижегородской области селом Быковка и являющимся родовым гнездом Нижегородской ветви дворян Демидовых.

Цель исследования – показать элементы быта, традиции русской деревни, повседневную жизнь провинциального русского дворянства в середине XIX века. В ходе анализа заявленной темы автор статьи опирается на следующие методы исследования: культурно-исторический, сопоставительный.

В результате автор настоящего исследования устанавливает, что В.П. Веселовский, используя форму поэтического произведения в художественно-публицистическом жанре, дает картину повседневной жизни как крестьян, так и дворян в середине XIX века.

 

В 1901 году в нижегородской типографии И.П. Конышева была опубликована поэма Владимира Павловича Веселовского «Дедушка», имеющая подзаголовок: «Очерк из очень недавнего прошлого. В стихах». В конце текста указаны место и дата ее написания: «1883 год. Хутор Пиган.» [1, с. 84].

Хутор Пиган находился на территории современного Спасского округа Нижегородской области. Одна из улиц д. Кириловка называется Веселовка, что указывает на фамилию владельцев этих земель в начале XX века – Веселовские.

Ольга Платоновна Демидова (в замужестве Вейсс), часто бывавшая на этом хуторе в начале 1880-х годов, была знакома с поэмой и много позже она напишет в своих воспоминаниях: «Один из внуков Василия Львовича [Демидова] по женской линии, Владимир Павлович Веселовский, написал в годы моей ранней молодости поэму под заглавием «Дедушка», где выводил в лице Василия Львовича идеального помещика. Поэма была корявая, и я слушала ее одним ухом. Теперь я жалею об этом, потому что вероятно много почерпнула бы из нее о жизни дедушки.» [2, л. 7 об.].

Судя по этим воспоминаниям, можно было предположить, что поэма не сохранилась. Однако единичные экземпляры были обнаружены в Национальной Российской библиотеке и в Нижегородской областной научной библиотеке им. Ленина. Читать далее “Поэма В.П. Веселовского «Дедушка» как «энциклопедия» жизни села Быковка в середине XIX века”

В народе просыпается имперский дух

В НАРОДЕ ПРОСЫПАЕТСЯ ИМПЕРСКИЙ ДУХ

 

Согласно опросу ВЦИОМ, 80% наших сограждан считают, что Россия должна выступать в качестве гаранта мира и стабильности на территории бывшего СССР

Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представил на своём сайте данные исследования о том, как за 30 лет изменилось восприятие россиянами отношений между Россией и странами бывшего СССР.

«Советский Союз прекратил свое существование три десятилетия назад, за это время выросло целое поколение, а мир сильно изменился. Одно из естественных следствий распада СССР — ослабление связей между гражданами бывших республик. Если 30 лет назад 42% россиян отмечали, что их жизнь связана с другими республиками бывшего Союза, то сегодня таковых в два раза меньше — 24%. При этом и тогда, и сейчас родственные (1993 г. — 28%; 2023 г. — 17%) и дружественные (1993 г. — 16%; 2023 г. — 9%) связи с постсоветским пространством остаются ключевыми для россиян. Хотели бы в будущем сохранить и укрепить существующие отношения 23% (из 24% имеющих такие связи), тридцать лет назад на этот вопрос отвечали положительно 39% (из 42%)», – говорится в пресс-релизе ВЦИОМ. Читать далее “В народе просыпается имперский дух”

О роли народа в истории. Часть III

 

 

ЕВГЕНИЙ ЕВТУШЕНКО

историк

 

 

 

О РОЛИ НАРОДА В ИСТОРИИ. ЧАСТЬ III

Теория пассионарности Льва Гумилёва о законах истории

 

История… без историософии – это то же самое, что тело без души

Г. Шиманов

 

В предыдущем материале говорилось о деградации элит и либерализме русской интеллигенции в начале XX века. А что происходило тогда с простым народом? Народ тоже нуждался в лечении. Меньше, конечно, чем интеллигенция, а, тем более, аристократия, но нуждался. Главное: в его составе увеличилось число люмпенов-субпассионариев — паразитов на теле этноса. Которых, кстати, в своих ранних произведениях изображал М.Горький. Помните: «Человек — это звучит гордо!». — Кто гордо? Бомж и «алкаш»?!

И здесь опять — этногенез. С середины XIX века происходит закономерный для фазы надлома деструктивный процесс — количество пассионариев, которые являются стержнем этноса, резко уменьшается, а количество субпассионариев, разлагающих этнос изнутри,  увеличивается. Так всегда происходит в середине жизни этноса (суперэтноса), спустя приблизительно 600 – 700 лет от начала этногенеза. (У нас с начала Московской Руси – России.) Читать далее “О роли народа в истории. Часть III”