Россия будет воевать с Украиной, пока не победит саму себя

 

 

Захар Прилепин

 

 

 

РОССИЯ БУДЕТ ВОЕВАТЬ С УКРАИНОЙ, ПОКА НЕ ПОБЕДИТ САМУ СЕБЯ

 

ЕСЛИ БЫ НЕ ВСЕ ЭТИ КАТАСТРОФИЧЕСКИЕ СОБЫТИЯ, в России так и думали бы, что образец мужчины – это, скажем, Данила Козловский, а не мужики из ЧВК «Вагнер», у нас бы так и не было улицы Захарченко и школы имени Арсена Моторолы, Макаревич так и был бы отцом русского рока, люди так и думали бы, что современные поэты – это Моргенштерн и Ая Астахова, у нас так и не появился бы памятник Фиделю Кастро – крупнейшему политическому деятелю XX века, главнокомандующий так и не сказал бы, что советские вожди – вожди России не хуже монархов и князей, а российское кино продолжало бы поставлять сериалы про заградотряды и вечный Левиафан, не было бы даже надежды на то, что хоть какие-то изменения возможны в Минкульте, где треть театров возглавляют люди, ненавидящие страну, а в Министерстве Обороны бы так и оставались отдельные управленцы, умеющие только пилить, и не умеющие, более того, даже не желающие воевать, Даня Милохин так бы и рекламировал крупнейший банк, а огромное лицо Дудя, как символ успеха и знания сути вещей, высилось бы над всеми в Шереметьево, мы бы, кстати, не узнали, что актриса Полина Агуреева – хоть и девочка, а по характеру мужик, а режиссёр Вырыпаев – хоть и мальчик, а по характеру хуже, чем баба, и даже не поверили бы про Медведева, что это жёсткий парень, который весело формулирует важные вещи, и не в курсе были бы, что Кадыров – это реально патриот нашей страны, половина списка «Форбс» так и торчало бы в России, делая вид, что они лучшие люди державы, мы бы не вспомнили, как буряты, якуты, тувинцы, калмыки и башкиры могут рубиться за Россию, и всё повторяли бы это ублюдское слово «многонационалочка», мы бы верили, что дружить надо с просвещенной Европой, а не с Ираном, Северной Кореей, Китаем и Кубой, наконец, миллионы людей в России так и не вспомнили бы, что они – народ.

 

Хорошо бы всё это понять без войны, но без войны мы не смогли.

Теперь задача – не забыть всё перечисленное, и ещё тысячу не названных пунктов.

ЦЕХ ВОИНСТВУЮЩИХ ПОЭТОВ

5 ноября

Помню, в программе Урганта была такая шутка: показывали школьный класс будущего, и там на стенах в виде классиков русской литературы висят Моргенштерн, Фейс, Нойз, Оксимирон. Это и тогда было не весело, а отвратительно – потому что поэзия существовала и в те дни, но даже говорить о ней вслух было западло.

Но как всё-таки изменилась за один смешной по историческим меркам год ситуация! Во-первых, кажется, никого из тех, кого Иван на стену вывешивал, и в России нет, да и сам он запритих что-то. Во-вторых, благодаря телевизору, «который никто не смотрит», вся страна знает имена Анны Долгаревой, Влада Маленко, Семёна Пегова, Анны Ревякиной, Александра Пелевина, Игоря Караулова… Да и старейших мастеров – Юнну Мориц, Станислава Куняева, Юрия Кублановского, Евгения Рейна – нет-нет, да и вспомнят, или покажут в новостях, или наградят.

Страна переживает трагедию. Это мы помним ежесекундно. Но стране вернули поэтов. Не знаю, надолго ли, но случилось же. Иначе бы, если б всё оставалось как прежде, никогда не случилось. Так бы и кривлялись: вот раньше были Пушкин и Тютчев, а сейчас – Фейс и Фараон. Самое печальное, люди бы ещё и верили в это. «А что, ещё кто-то есть?» Есть, конечно. Русский человек должен жить в пространстве русского слова.

С радостным удивлением смотрю теперь, как Аня Долгарева выступает сейчас по всей стране, одна или в компании названных выше или неназванных, – собирая огромные площадки, настоящие концертные залы. Тиражи поэтических книг, которые начали понемногу издавать, расходятся ещё на стадии предзаказа. А ведь совсем недавно самая знаменитая критикесса из миротворческого лагеря снисходительно писала, что никому эта донбасская поэзия не нужна. Отчего бы ей, справедливости для, не признаться теперь: да, я, кажется, ошиблась — оказывается, эти ваши… милитаристские стишки… востребованы…

Россия на глазах возвращается в эпоху 60-х или 20-х — когда имена поэтов могут соперничать с именами артистов или певцов. Тот же Семён Пегов нынче большинства артистов популярнее в разы. Если что и печалит — болезненная неукоренённость этих перемен.

Удивительным образом никакой институционализации идущих процессов за восемь месяцев так и не случилось. У целой плеяды патриотических поэтов так и не появилось ни своей площадки (в Москве, что, нет ни одного помещения, где могли бы базироваться, выступать, иметь книжную лавку эти поэты?), ни своего издательства, ни своего журнала (в России, открою вам секрет, есть дюжина толстых журналов, имеющих государственные дотации, но этих поэтов там категорически не ждут). Отсутствие институций, увы, влечёт неизбежное последствие: как только вся эта беда завершится, едва включённый свет в поэтическом мирке тут же вырубят и в лучшем случае скажут: «Это… спасибо, что помогли… нормально у вас получалось про это вот: «…назову я цеховых поэтов: Безлер, Моторола, Мозговой…» – за душу брало!.. Ну, бывайте…»

Товарищ Минкульт. Это вам письмо.

ШАРИКОВЫ ДОЛЖНЫ УЧИТЬСЯ БЕГАТЬ

Тут вспыхнул небольшой, но крайне показательный скандал. Ярмарка Non/fiction отказала сразу нескольким поэтам и публицистам донбасского направления в презентациях своих книг. Когда пошёл шум, главные и зримые организаторы открестились, сказав: «Нет-нет, ничего про это не знаем». Но их пропалили члены не столь зримого экспертного совета ярмарки, которые сдуру в соцсетях признались: «Да, это мы решаем, кому выступать, а кому нет, и все ваши поэты – бездарности. Нечего им на нашей ярмарке делать, создавайте свою». Современная российская неполживая литературная элита, защищая свои активы от донбасского литературного вторжения, ведёт себя ну точь-в-точь как наши олигархи совсем недавно себя вели. Олигархи у нас и сейчас есть и по-прежнему слишком влияют, но лет 20-25 назад они не просто влияли почти на всё – они ещё и с экранов ТВ не сходили. И раз за разом цедили там: «Не завидуйте, людишки. Идите работайте, конкурируйте. Научитесь что-то делать своими руками. Вам бы только отнять и поделить! Нация шариковых!» Русский народ смотрел и офигевал: «Да вы, суки, приватизировали неслыханную промышленность, огромные производственные мощности – и теперь учите нас работать?!» От греха подальше всех этих олигархических «трудяг» с экранов поприбрали и от трона отдавили.

И что же – минули годы. Ушам своим не верю, когда наши литературные деляги, тупо севшие в 1990-х на все постсоветские литературные мощности, теперь цедят: «Учитесь конкурировать, работайте!..» Да это ж Авен во плоти! Он снова заговорил! Фридман, Прохоров, Полонский и Гусинский заговорили устами наших пиитов, критикесс и разной там литературной приблуды. Сидят верхом на институциях и сверху эдак командуют: «Ну-ка, сиволапые, учитесь бегать! На старт, внимание, марш!.. А мы тут похохочем, как вы там спотыкаетесь на своих почвеннических ножках, на своих донбасских культях, на своих четвереньках…» Но если их спросить, как спрашивали у Авена и Полонского: «Ты-то сам как там оказался?» – ответ будет: «Своими трудами, не ленился, как вы».

Конечно, своими трудами.

Помню, как одна из вокалисток «ВИА Гры» говорила: «Я достигла всего сама: я когда в Москву с Украины приехала, я никого тут, кроме братьев Меладзе, не знала…» Я так хохотал, когда это прочитал. Вот вы такие же смешные.

Давайте я вам ответ подскажу: сила среды наделила вас тем, что вы имеете. Огромная либеральная матрица, куда вы на своих рукопожатных правах встроились, не зная никого, кроме Швыдкого и ещё ста своих на всех этажах и уровнях. Знаю наизусть, как всё у вас устроено. Друг другу впаривайте про конкуренцию. Как Авен Фридману на пляже в Ницце. Как один брат Меладзе второму и всем солисткам «ВИА Гры» сразу.

Знаете, почему вы так кричите? Потому что на самом деле реальную конкуренцию вы ненавидите всем существом.

В КИЕВЕ ПОЛНОСТЬЮ ИСКЛЮЧИЛИ РУССКИЙ ЯЗЫК ИЗ УЧЕБНЫХ ПРОГРАММ ДЕТСКИХ САДИКОВ И ШКОЛ

За такое решение на пленарном заседании проголосовали 64 депутата Киевсовета. (Всего в Киевсовете 120 депутатов).

Глава постоянной комиссии по вопросам образования и науки, семьи, молодежи и спорта столицы, депутат Вадим Васильчук считает такое решение ответом на тезис о том, что «Россия простирается так далеко, насколько далеко распространен русский язык».

«В связи с этим депутатский корпус Киевского городского совета принял решение, которое позволит избежать эскалации напряжения в обществе и усилит защиту образовательного пространства Киева от гибридных влияний государства-агрессора», – сказал Васильчук.

…сам, наверняка, скотина, вырос на русских песнях, русских сказках и русских фильмах. Как и 64 этих вырожденца.

Шо там скажет Еуропа?

А ничего она не скажет. Она довольна.

(Новый шедевр от неунывающего ТАЙСОНА. Кто знает – те знают, кто не знает – есть такой ополченец, наш сослуживец, а ныне официальный контрактник). Тайсону задали стандартный уже вопрос: «А тяжело ли стрелять в человека?»

Тайсон: «Очень тяжело. Человек обычно бежит, уклоняется, прячется, стреляет в твою сторону, гранаты кидает. Очень тяжело».

ЭКС-БОЕЦ UFC, АКТЁР И СПОРТСМЕН ДЖЕФФ МОНСОН говорит максимально простые вещи почему-то непонятные доброй половине российских актёров и спортсменов. Необъяснимо!

«Я много раз был в Донбассе. Уже будто чувствую себя российским солдатом. Если мне придет повестка: конечно, пойду на фронт. Россия дала мне мою нынешнюю жизнь, моя жизнь неразрывно связана с Россией. Как я могу сбежать? Для меня невозможно и думать об этом».

США – главный разносчик смерти в мире прямо сейчас. США владеют 60-70 % запасов всего мирового вооружения. Их военные расходы составляют 815 миллиардов долларов в год – это больше, чем у следующих 15 стран вместе взятых. Ну и кто тут контролирует мир? У США более тысячи военных баз по всему миру. Сейчас, прямо сейчас они бомбят пять стран. Россия же находится в одной стране, обладая весомой на то причиной – защитить людей Донбасса. Зачем США бомбит Судан, Йемен, Сирию? Какую угрозу они им представляют? Россия защищает свои границы.

ИЛИ ЕЩЁ ВОТ ОТКРЫТИЕ

Итак, российская писательница Алла Боссарт, автор многих книг, журналист ведущих российских изданий – уехала в Израиль.

И оттуда думает.

Не знаю, кто такой Пастухов, но вы только оцените…Кусок про Путина мы сразу опустим, это всё неважно. Но как вдруг они запели о проклятой эпохе Сталина-Хрущева-Брежнева. Оказывается, при них Москва была – «культурной столицей», вы не поверите, Софочка, или как вас там. Нет, Сталин, конечно, пытался уничтожить всех культурных людей, Хрущев обзывал их «педерастами», а Брежнев высылал за рубежи. Но всё равно Москва оставалась культурной столицей! И только лишь Путин…Только лишь в 2022 году…Смог…А всё почему так вышло? Потому что Алла Боссарт и ейный муж (Игорь Иртеньев – ред.) съехали с Москвы. И какая теперь Москва – культурная столица, не смешите. Конечно, Драгунский, Слаповский, Гандлевский и Шубинский с этим не вполне согласны, они-то ещё не съехали, но кто их спрашивает. Отныне Москва – дыра. Хоть у Пастухова спросите. Знать бы ещё кто это. 

АЛЕКСЕЙ АРЕСТОВИЧ ПОДЕЛИЛСЯ СВОИМИ РАЗМЫШЛЕНИЯМИ О ТЕНЕВЫХ ЧЕРТАХ УКРАИНСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА

            Он видит две таких базовых черты. Первая – «жлобство».

«Жлобство – это искусство отстаивать свою границу межи на огороде в ситуации, когда цивилизованное разрешение спора невозможно. Поскольку такие конфликты были постоянным фоном становления национального характера, наша коллективная Тень пошла этим путём», – пишет Арестович.

Он также выводит его формулу: агрессивная уверенность в своей тотальной правоте + недопущение даже мысли о возможной правоте соперника + умение оскорблять, не переходя решительный черты, после которой взаимодействие переходит в смертоубийство. Арестович особо отмечает, что с началом войны восемь лет назад (а восемь месяцев назад – особенно) оформился очень специфический вид жлобства: жлобство + патриотическая повестка. “Вопрос «Чому не державною» – это лишь первая ступень. Жлобы всех мастей очень быстро сообразили, что достаточно к любому жлобскому наезду добавить патриотический слоган и ты теперь вечно прав, и даже активно поощряем коллегами в своём жлобстве. Вот и расцвёл пышным цветом у нас целый кластер жлобов – «жлоб дерзкий и патриотический». Причём в этом позволяют себе активно упражняться и политики, и дилеры общественного мнения, роняя достоинство страны с упорством, достойным лучшего применения», – констатирует Арестович.

Вторая теневая черта украинского характера, по мнению Арестовича, это «нечеловеческая жестокость». Он предлагает вспомнить, как расправлялись с противниками во время восстания Хмельницкого и во время Волынской резни. При этом, он отмечет, что в ныне идущей войне этого не наблюдается (“в противном случае, на каждом дереве висели бы трупы повешенных оккупантов со вспоротыми животами – как в старые “добрые” времена”). «А значит мы учимся и прогрессируем». Это дает Арестовичу надежду на то, что и с жлобством в будущем удастся справиться. Не боится дерзкий парень в глаза украинцам это говорить.

Давно уже писал здесь, что типологически Арестович – это Меньшиков из первой части «Утомленных солнцем». Он бес, ненавидящий самого себя, но ещё более – свою работу и – в случае Арестовича – хохлов как таковых. Наблюдения его отчасти верные; что до жестокости – там перестали клеить людей к столбам и резать пленных только из-за «дорогих партнёров» и поставщиков оружия: чтоб еуропейцев не смущать. Так бы резали, пытали и душили как в XVII веке.

(НАМ ПИШУТ)

…Отказываясь от нашей культуры, Запад ломает себя через колено. Самый национальный композитор США – Чайковский, а не Гершвин. 25 декабря, в католическое Рождество в двухстах балетных труппах Америки идет «Щелкунчик». Считается очень элитарным встретить Рождество с Щелкунчиком. 4 июля, в День Независимости все оркестры Америки играют самое националистическое сочинение Чайковского: увертюру «1812 год» – с «Боже, царя храни» в финале…

НЕКРАСОВ В ПЛЕНУ У ИДИОТОВ

В Киеве переименовали Северо-Сырецкую улицу в улицу Виктора Некрасова. Потому что, видимо, Север – это плохо, там живут северо-сырецкие орки. А Некрасова они там считают за своего.

Виктор Некрасов – тот самый писатель и фронтовик, что написал великую повесть «В окопах Сталинграда», за которую получил Сталинскую премию. Он родился в Киеве, жил там до войны, а потом вернулся туда после войны, дружил-общался с местной диссидой, ну и додружился до того, что Брежнев его мягко попросил на выезд. Некрасов – хороший, смелый, весёлый, красивый мужик – выехал, и только в Европе понял цену европейской свободе. Раз он покритиковал их порядки в своих заметках, два… А на третий ему сказали: «Знаете, мы вас больше не будем печатать». «Вот так Европа! – засмеялся Некрасов. – Вот так свобода…» В Киеве ему ещё в 1990-х установили мемориальную доску, он там считался местной знаменитостью: как же, такой знаменитый москаль дружил с их неполживцами хрущёвских и брежневских времён. Хотя никакой он не москаль, а русский человек дворянских кровей из русского города Киева, выросший в русской среде, которая в Киеве была совершенно естественной. Но мало кто знает (хоть это и не секрет вовсе): в Европе Некрасов любых поуехавших из Союза самостийников чурался, на все их разговоры про то, как москали угнетали вольнолюбивых хохлов, реагировал саркастически: «С ума, что ли, вы посходили, друзья мои?..» Конференций их не посещал и считал всё это кривлянье Западу на потребу ужасным стыдом. До перестройки он, на счастье своё, не дожил. Умер в 1987-м – в самом её начале.

Он был нормальный русский человек и офицер. По сути, Некрасов – печальный предтеча части тех нормальных русских людей, которые съехали нынче, убеждённые в том, что тут, в России, сурово и нечестно всё устроено, а там, у них, мягко и человеколюбиво – и ещё: нельзя обижать украинцев, они ж дети и наши братья. На плохо изученном примере Некрасова можно было бы ещё 30, 20, десять лет назад изучить, что такое «свободная Европа» и что такое «самостийные товарищи». Можно было б даже кино такое снять в России – про его честные заблуждения. Ну, документальный фильм хотя бы. Сделать своеобразный памятник честной и достойной человеческой ошибке. Но у нас, в России, в минувшие 30 лет некому было снимать такой фильм и некому объяснять трагедию Некрасова. Мы просто об этом не думали. Мы здесь не думали, а они там, в Киеве, просто не знают. Вон даже улицу переименовали. Ну, молодцы. Сейчас прочитают мою статью – побегут отколупывать таблички.

ОТКРОВЕННО И МЕСТАМИ ЗЛО

            Писатель и общественный деятель рассказал «Культуре» о том, почему «нелиберальному» культурному контенту даже в наши дни сложно пробить себе дорогу.

« Захар, тут на днях кто-то в шутку предложил ввести в наш Совбез «специалиста по культуре». Шутки шутками, а мне идея кажется здравой. Знаете, я вот часто слышу от знакомых, которые общаются с чиновниками высокого уровня, – те реально не понимают, почему эта самая культура важна, для них это просто какие-то «развлечения, досуг». Потому, конечно же, они также не понимают, что проблемы наши нынешние — во многом от такого непонимания, что это категория системообразующая, что от нее зависит, какое у нас, скажем так, «качество сограждан». В Грузию они побегут или будут работать на победу. Воровать будут без конца государственные деньги или создавать на них что-то полезное. Так вот, вопрос. Как бы вы такому чиновнику, вершителю наших судеб, смогли в нескольких предложениях, так сказать на пальцах, объяснить, почему культура важна?»

Конечно, я могу объяснить, но подействует на реальность это только в одном случае: если будет прямое указание нашего главнокомандующего. Он скажет: нам культура нужна, нам нужны поэты, писатели, нам нужен умный глубокий кинематограф. Тогда они скажут: конечно, мы тоже всегда так думали, и начнут работать. Пока этих слов не произнесено, ничего происходить не будет. Понятно, что любая нация, государственность, любой народ – это сумма культурных достижений в первую очередь, не спортивных, даже не экономических. Если мы берем Францию, Германию, Британию, любую великую цивилизацию, Китай, Россию – сразу это Пушкин, Чайковский, Достоевский, Толстой, это и есть образ мыслей нации, высшие достижения, она через эти имена осознается. Даже когда выбирают «Имена России», это любой чиновник знает: из первой десятки четыре писателя, четыре полководца, один музыкант и еще кто-нибудь, Ломоносов, который сразу все, и поэт, и ученый. Они все это знают, просто они работают с ближней перспективой, они не работают в долгой перспективе: ну поэзия, литература, когда это еще напишется, как это слово отзовется, совершенно непонятно. Они в отличие от императорской России и советских вождей не мыслят будущим, что мы выстроим цивилизацию, и она у нас будет, они мыслят совершенно иным образом. Тут надо систему мышления менять, объяснять совершенно ни к чему, им в данном случае можно только приказать.

РОССИЯ БУДЕТ ВОЕВАТЬ С УКРАИНОЙ, ПОКА НЕ ПОБЕДИТ САМУ СЕБЯ

            Россия будет воевать сама с собой, пока не победит Украину.

В XIX веке Чаадаев – отец русской философии и русского либерализма, учитель Пушкина, гусар, бесстрашный офицер, интеллектуал – написал (уже после «Философических писем», это важно), что вопрос нахождения Украины в составе России – вопрос существования России.

Эта история не кончится ни на каких переговорах. Наши враги совершенно здраво проговаривают свои ставки: распад России. Все чудища, зачатые в 1991, году ожили и кружат над нами кругами. Эта история может кончиться для России только подписанием их капитуляции в Киеве. Русские будут воевать с украинцами пока не возродят в себе русских. Как бы не хотела любая на свете «партия мира» закончить эту историю – закончить эту историю иначе как победой не получится. Россия не хочет рожать новую Россию. Россия делает вид, что она вообще не беременна. Что всё это пройдёт. Ничего не пройдёт.

РИА НОВОСТИ ПИШУТ

            Россияне в сентябре перевели на депозиты в иностранных банках рекордные $6,7 млрд, что больше показателя августа на 25%, следует из расчетов РИА Новости на основе данных Банка России. Кроме того, с начала года сумма вкладов граждан за рубежом увеличилась вдвое, впервые превысив $60 млрд.

Сука. Так победим.

НЕ МЕНЕЕ ВАЖНОЕ, ЧЕМ ФРОНТ

13 ноября

Всё думаю: а как это устроено у европейцев, у иностранцев, которые хоть что-нибудь понимают, но при этом болеют только исключительно за Киев? Они же хотя бы втайне отдают себе отчёт, что Крым не хотел Украину, Донбасс не хотел Украину и Харьков, по крайней мере, восемь лет назад, тоже по большей части не хотел Украину. Люди в Донбассе, в Харькове, в Одессе видели себя русскими: огромная их часть, точно больше половины. Более того, многие, ощущавшие себя украинцами, тоже хотели в Россию, потому что эстетически вся эта кодла, свершившая «майдан» и пришедшая к власти в Киеве, не могла быть приятна обычному украинцу: воспитанный в СССР, что хорошего обычный украинец мог увидеть в Порошенко, в Яценюке, в Тягнибоке, в Яроше, в Коломойском? Очевидно было, что это шапито, и, глядя на него, всякий человек, не утерявший чувства брезгливости, желал зажмуриться. В Европе понимали, что это шапито, и даже в Америке многие понимали, но это никогда не добавляло симпатий к Донбассу, к пророссийскому движению в Харькове и в Одессе, ко всем убитым, истерзанным и замученным там.

Почему? Ответ приличного европейца на это прост. Никто не должен хотеть быть русским. Быть русским – ненормально, это дурной тон. Ты можешь быть кем угодно, но только не русским. Ты можешь сделать татуировку свастики посреди лица, надеть кастрюлю, взять дубину. Но ведь ты не русский, парень? Тогда окей. Ты отлично выглядишь. В этом был известный резон, признаем.

Восставший Донбасс не хотел в Европу. Он не видел в ней ни очарования, ни красоты. Европа ответила Донбассу, одесскому Дому профсоюзов, Олесю Бузине и харьковскому сопротивлению взаимностью: она отказала им в распределении на них европейских свобод и ценностей. «Ну пусть тогда вас убьют», – сказала Европа.

В Донбассе я наблюдал удивительную вещь: стало понятно, сколько в процентном отношении приверженцев европейских ценностей внутри русского мира. Не более 10% – и в большинстве своём это буржуазия, а также часть молодёжи с высосанными мозгами и забывшая имя своё. Когда в Донецке и в Луганске победили народные революции, буржуазия съехала фактически целиком. Все их «Рублёвки» категорически опустели. Уехали олигархи, менеджеры высшего звена, футболисты, их любовницы, прочие управленцы, иждивенцы и крайне редкие идеологические западенцы. Теперь, глядя на Россию, я понимаю, что Донбасс в какой-то степени воспроизводится здесь. Пустеют Рублёвки, съезжают элиты, остаются люди, которые хотят быть русскими. Они родились русскими и привыкли к этому. Их это не тяготит. Болезненный парадокс России в том, что европейские ценности так и лежат в её идеологическом основании. Не съехавшая часть российских, управляющих нами элит в основной своей массе выросла на принципах рыночной экономики и на голливудском кино. Они читали их учебники и верили в их богов. Но это как если бы революцией в Донбассе руководил олигарх Ахметов. Он ведь по-своему любил людей Донбасса, но, безусловно, слил бы всю эту их русскую революцию при первой же возможности. Никто не должен хотеть быть русским, если это противоречит европейским ценностям, бизнес-интересам и тому порядку вещей, который эти самые элиты создали, а теперь своими руками должны сломать. Вы понимаете? В России элиты должны сломать своими руками то, что строили тут 30 лет. Как вы думаете, они справятся? Этот вопрос не менее огромен, чем происходящее на фронте.

ПАПА И ПУСТОТА

            Папа Римский Франциск признался в любви к украинцам и русским:

«Я высоко ценю русский народ, российский гуманизм. Достаточно подумать о Достоевском, который до сих пор вдохновляет нас на христианство. Я питаю любовь к русскому народу и также к украинскому народу», – заявил понтифик в ходе пресс-конференции на борту самолета на пути в Рим по завершении своей апостольской поездки в Бахрейн.

«Я нахожусь между двумя народами, которые люблю», – приводит слова папы Римского информагентство Askanews.

…Но вот вопрос: а почему папа любимых украинских авторов не назвал?…А мы знаем почему. Потому что если папа и знает украинских авторов – они окажутся русскими. Про Гоголя, про Михаила Булгакова – образованный всё-таки человек! – он слышал, – но если назвать их: конфуз случится. Это ж русские классики. Поэтому «украинцев» любят как абстракцию. Не называя имён. «Я люблю украинцев: Владимира Красное Солнышко, Чайковского и кинорежиссёра Довженко». Всерьёз эту ахинею только в на Украине могут воспринимать. Никто никаких украинцев, положа руку на сердце, не знает. Ибо это высокого качества региональная общерусская культура, в лучших своих образцах стоящая вровень с русской и по сути русской и являющаяся.

ИЗВЕСТНАЯ АКТРИСА ПИШЕТ В ЛИЧКУ

            «Мне кажется, Бог решает в какой стране, семье, культуре нужно родиться человеку для роста его души, в каком теле, мужчиной или женщиной. Задача человека принять его дар с благодарностью. Предать страну –это как сменить пол. Вступить в спор с Богом.

Вроде простая мысль, а в голову не приходила.

И, как мы уже заметили, многие из тех, у кого срочные дела в Грузии, они – за смену пола, кода, богов, чего угодно. Общая развинченность бытия. Диагноз такой. Никому, как правило, не хочется воевать, страдать, погибать, но… Кадыров прав. Патриарх Кирилл прав».

ПОСМОТРЕЛ НА «ЭМПАТИИ МАНУЧИ» ИНТЕРВЬЮ С АКТЁРОМ АНДРЕЕМ МЕРЗЛИКИНЫМ

            Тоже из, как мы это называем, родни: на Донбасс ездил, в госпиталях выступает, СВО считает вынужденной, но неизбежной мерой, про либералов очень точно заметил: 9/10 пиццы так и осталось у них, уехали не те люди, что определяют повестку, – уехали те, кто в основном только на своих подписчиков в ютубчике влиял. А кто влияет на процессы – они все тут, но молчат.

Однако позиция Андрея Мерзликина, конечно же, сдержанная, выверенная, «за плюрализм мнений». Он умеет это. Ведущий у него спросил: как тебе идея Захара брать расписку с артистов, которые собираются играть наших военных, наших князей, наших святых воителей – что я, мол, «…в случае ближайшего конфликта против своей армии выступать не стану, и вообще я не этот, не пацифист». Дата, подпись.

Я утрировал, конечно, но вообще какая-то форма ответственности нужна всё-таки: не расписка, так беседа по душам. И вот Андрей говорит, что это, мол, радикально. Хотя сам он как раз соответствует тем образам бойцов, что сыграл, но коллег по цеху как бы жалеет.

Я ещё раз объясню тогда, пользуясь случаем, как я это вижу.

Люди культуры ведь как нам говорят? Они говорят: здесь Храм Искусства. Они говорят: сюда в сапогах нельзя, и лапищами тут не надо лапать. И люди верят. Храм. Там искусство. Там так серьезно, как в хирургической, где спасают жизнь, как в мастерской, где делают скрипку Страдивари. Храм, короче, чего тут неясного. Но вот священник. Он крестит детей, венчает женщин с мужчинами, отпевает упокоившихся. И вот, вообразите себе, священник вдруг после работы говорит тебе: «…вообще я в Бога не верю…» Ты такой: «…как не веришь? Ты же моего ребёнка крестил сейчас?!» А он: «…это просто работа. За зарплату. Вообще я верю гадалкам и хочу свалить из этой страны, тут одни мракобесы и попы».

Ну, вы поняли.

Если у вас Храм, и к вам в сапогах нельзя – то давайте и кино смотреть всерьёз, и спрашивать за него всерьёз. И если ты в кино гибнешь, но спасаешь Русь от поганых, или получаешь орден за беспримерное геройство, и рыдаешь потом на могиле безымянного солдата – то мы тебе верим. А если ты после этого говоришь, что это работа, а военных ты за людей не считаешь – то, значит, это не Храм. Значит, ты – шут, и отношение к тебе как к шуту должно быть. И ты, артист, не должен на это обижаться. Так вижу.

НОВЫЙ ТЕАТР НЕ ОСТАЁТСЯ В СТОРОНЕ ОТ ВАЖНЫХ ДЛЯ СТРАНЫ СОБЫТИЙ

            После объявления частичной мобилизации в Москве и регионах слышны известия о повестках, которые приходят людям творческих профессий. Один из артистов Нового театра – Павел Устинов – был мобилизован.

«Если война придет в наш дом, будет поздно. За нами стоят семьи, жены, родители, дети, которые могут оказаться в большой опасности, если бездействовать. Тем более, я бы не простил себя, если бы остался в стороне, когда моего брата призвали. Мы – граждане нашей страны, у которой, как и у других стран, есть свои проблемы. Целостность территорий должна быть в сохранности, и если стране для этого понадобились дополнительные силы, то другого выхода быть не может», – своей позицией поделился с нами Павел Устинов.

В 2019 году Павел был принят в труппу МХАТа им. Горького, где сыграл несколько ролей в «Лавре» (режиссер Э. Бояков) и «Вишневом саде» (режиссер С. Данченко, режиссер реконструкции В. Клементьев). После создания Нового театра Павел был приглашён в состав труппы – уже исполнил роль в спектакле «Бессмертный голос» и должен был репетировать в «Лубянском гримере». Однако судьба распорядилась иначе, к себе на службу Павла призвала Родина. Мы ждем возвращения Павла. Гордимся им. И верим в нашу Победу.

Павел Устинов, если вы забыли, фигурант одной знаковой истории: на одном из протестных митингов его стали задерживать, и он неожиданно технично уронил омоновца. Либералы тут же подняли вой и гай – тирания губит актёра, возжелавшего свобод. Полезли в соцсети к Устинову – а он оказался абсолютным ватником. В процессе разбирательства выяснили, что он не митинге был, а мимо шёл. Уронил сотрудника «на автомате». Оправдали, короче. Не больше недели был героем либеральных СМИ. Теперь вот на фронт. Удачи, Павел.

УКРАИНСКИЕ НОВОСТИ

            Помню, когда был первый удар по ТЭЦ, украинская блогосфера хохотала: русские истратили миллиард триллиардов, чтоб отключить свет на полчаса. Теперь не хохочут.

…В продолжение темы – ЗАМЕТКА ОТ МОЕГО ТОВАРИЩА, ПИСАТЕЛЯ ГЕРМАНА САДУЛАЕВА, который сейчас работает с моим фондом на передовых:

«На передовой мы имели возможность наблюдать за работой операторов коптеров по разведке и корректировке арты. Что могу сказать? Во-первых, это красиво. Во-вторых, вот вдохновляющий пример взаимодействия армии и военно-гражданского общества.

Когда начиналась СВО в войсках был дикий голод на коптеры. Шаром покати! А у врага было полно средств воздушной разведки. И наше Минобороны не могло раскачаться. Но. Пришло на помощь военно-гражданское общество. Неравнодушные люди отправляли пожертвования. Волонтёры закупали коптеры. Специалисты перепрошивали, адаптировали, обучали операторов. В результате сейчас в нашей армии достаточно коптеров. Ура. И мы отлично ведём разведку и корректировку. Это сделали граждане и волонтёры. (Это не значит, что новые коптеры не нужны. Коптеры всегда нужны. Это расходный материал.) Образовался, кстати, проверенный технический тандем: мавик3 и планшет самсунг. Методом проб и ошибок.

Минобороны крутое. Оно поставляет ракеты, мины, снаряды. Мы бы не смогли. Но прикрутить мавик к самсунгу и снабдить войска этими аппаратами двойного назначения оно не смогло. А мы с вами смогли. Потому что мы мелкие, бодрые, хитрые и очень адаптивные. Так и должно быть. Залог победы в сотрудничестве мощного но неповоротливого Минобороны с гибкими живыми структурами военно-гражданского общества. И это прекрасно понимают военные на передовой. Потому они относятся к нам как к своим. Как к своим снабженцам, к своему обозу. И это, честно говоря, почётно и приятно».

Выбор, собственно говоря, всегда за вами, люди. Неистово сражаться в комментариях или помочь самому делом. И не будьте наивными, Бога ради. Война – грязное, жуткое, больное, трудное дело. Впрочем, человек и к этому привыкает. Особенно русский человек. Главное – смотреть открытыми глазами на ситуацию. А не зажмуренными.

ДМИТРИЙ ФИЛИППОВ (Р. 1982), РУССКИЙ ПИСАТЕЛЬ, служил в армии, ветеран боевых действий, теперь отправился добровольцем в зону СВО. Автор книг «Три времени одиночества», «На этом свете» и (в серии ЖЗЛ) «Битва за Ленинград», «Герои Курской битвы».

Пишет в своём ТГ:

https://t.me/filippov_spb

«Так случилось, что в моей рабоче-крестьянской семье мы с братом, не сговариваясь, ушли добровольцами. Его эшелон уже ушёл, мой – отправляется на днях. Береги себя! Встретимся в Киеве».

«Ну вот и все, друзья! Завтра сдаём телефоны. Огромное вам спасибо за слова поддержки! Вы даже не представляете, как это важно здесь. Обычный детский рисунок со словами «возвращайтесь живыми» пробирает до комка в горле. Мы свою задачу выполним в любом случае, но нам важно знать, что дома в тылу любят и ждут, верят и надеются. Очень важно ощущать спиной поддержку страны, ради которой мы в свои 30-40-50 вновь взяли в руки оружие. У нас есть камуфляж, автомат и средства защиты, выданные армией. Верьте нам, ждите нас. Мы обязательно вернёмся!»

А это отличная, надо сказать, история.

В пору моей молодости ПЕВИЦА ВИКА ЦЫГАНОВА была очень популярна. Потом, в числе прочего, за неуёмное русофильство её немного (много) прибрали с экранов и эфиров, а после, в сущности, списали со счетов. Это не совсем моя музыка (зачастую совсем не моя) – но я оценил, конечно, мощь новой ее песни «Вагнер». Про одно ЧВК. Волею судеб я её послушал ещё до обнародования, и сразу поздравил автора (Вадима Цыганова) – ну, событие, чего тут. Песню выложили на ютуб, где она за неделю набрала 12 млн просмотров. Только там! Вика в неделю вернула себе как бы утерянные позиции, и всё это время ее телефоны обрывали десятки мировых СМИ.

Что бы вы думали? Ютуб, конечно же, заблокировал ролик.

Боятся!

Значит, надо самим её двигать, где только можно. Раз боятся – значит, действует.

Ссылка на клип здесь, разбирайте:

https://disk.yandex.ru/i/VFEeUSCMfntaag

БАРАБАНЩИК РОССИЙСКОЙ РОК-ГРУППЫ TEQUILAJAZZZ отказался выступать на Украине. По понятным причинам: моя Родина воюет, сказал. Солист этой группы Евгений Фёдоров ещё весной съехал в Финляндию по другим, противоположного толка, известным причинам. Оказалось, у него другая родина. За отказ выступать на Украине барабанщик был из группы изгнан.

Характерно, что подобные расколы пережили в 2014 году и «Аквариум», и «Машина времени». Лидеров влекло попеть в Киев, группа же раскалывалась примерно надвое, потому что часть музыкантов отказывались от такого выборочного подхода: почему в Киеве можно выступать, а в Крыму или Донецке – нет?

В итоге эти музыканты группы покидали. Профсоюзов в рок-н-ролле нет. Там диктатура. Если главный сказал «Слава Украине!» – все должны быть «за». Если кто не «за» – давай, до свидания. Но в остальной жизни лидеры этих групп, наши рок-гуру – неистовые демократы. Демократия – это такая вещь, которая всегда нужна кому-то другому. В своём доме у каждого прогрессивного демократа – диктатура железной рукой.

…ПРО ЭТО ПОСЛЕ 8 ЛЕТ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫХ ДВОЙНЫХ СТАНДАРТОВ ДАЖЕ ПИСАТЬ ЛЕНЬ, но напишу ещё разок.

            Только что вся неполживая, прогрессивная сеть отрыдала по поводу перебежчика, убитого кувалдой за предательство. Сейчас те же самые люди, видя ролик с расстрелом русских военнопленных, соберут неполживые губки в куриную гузку, подошьют ниточкой и недельку помолчат.

НЕОЖИДАННО ПРО ТРЕТЬЯКОВКУ

            Здесь, как вы, можешь быть, заметили, 99 процентов материалов о войне. Обо всём, связанным с войной. Все личные, литературные, прочие дела оставлены за бортом. И, тем не менее, я дам это письмо. Потому что это тоже – про войну. Просто про другую.

ПИШУТ:

«Были в Новой Третьяковке, и охренели, конечно. В одном зале Дейнека, Корин, Коржев.

А в другом типа современное искусство, где Сталин и Медведь писают на снег, выводя надпись «СССР», и ещё много всякого непотребства. Аналогичных картин с Рузвельтом или Черчилем, например, там нет. Ушли с неприятным осадком. Больше туда ни ногой.

Для примера, в Турции за оскорбление Ататюрка – уголовная ответственность. Так как Сталин был Верховным главнокомандующим, то подпадает под ст. 354.1.

Она гласит:

Распространение выражающих явное неуважение к обществу сведений о днях воинской славы и памятных датах России, связанных с защитой Отечества, а равно осквернение символов воинской славы России, оскорбление памяти защитников Отечества либо унижение чести и достоинства ветерана Великой Отечественной войны, совершенные публично, – наказываются штрафом в размере до трех миллионов рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, либо обязательными работами на срок до трехсот шестидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет».

Конец письма.

Может быть, уважаемое руководство музея перечитает этот параграф, только вдумчиво.

СЕМЁН ПЕГОВ МОЛЧИТ-МОЛЧИТ, а потом, раз, публикует два стихотворения, и спокойно забивает себе место в самом первом поэтическом ряду. Не только в нынешнем, но в классическом. Удивительный, кстати, факт – профессиональными военкорами в XIX веке были не поэты, а художники. Вообразите себе, художники тогда, чтоб писать войну – лично участвовали в боях! Лично! Самые известные примеры – Каразин и Верещагин (оба ещё и писатели), но на самом деле воевавших художников было куда больше.

Надо бы работу об этом написать.

Поэты и вообще литераторы в качестве военкоров массово и добровольно поехали на войну в Первую мировую – Валерий Брюсов, Сергей Городецкий, Алексей Николаевич Толстой (начинал, как поэт). Но тогда ещё без воинских званий.

А Сталин сделал это уже нормой: Симонов, Долматовский, Твардовский, Матусовский, Шубин, Сурков (но он ещё в Гражданскую воевал), Наровчатов (воевал в Финскую) и многие прочие – профессиональные военкоры, имевшие звания, и давшие великую поэзию той войны. Пегов – прямой их наследник. Всех, от Брюсова до Симонова. И по вкладу, и по уровню.

ПРИВЕТ ГАЛЕ ЮЗЕФОВИЧ

            Галя, а вы напишите, что были неправы? Или ещё раз тисните заметку, как я загубил прекрасную книгу «Лето в пионерском галстуке». Которая, впрочем, в отличии от донбасской поэзии, продаётся по всей стране.

Итак, наш товарищ Олег Демидов пишет:

«Нам долго пытались внушить: никому поэзия сегодня не нужна; массовый читатель её не понимает; большие тиражи невозможны; надо издавать книжки для своих (100-500 экземпляров — и хватит: если ты начинающий, впаришь свою сотку друзьям и знакомым; если мэтр, все поэты сами раскупят); так исторически сложилось в России, что высшие социальные слои, получавшие из поколения в поколение хорошее образование, могут писать стихи; ну и т.п. бред.

Вот вчера выставили на предпродажу нашу антологию военной поэзии «Воскресшие на Третьей мировой». Прошла ночь. ПРОШЛА ОДНА НОЧЬ!!! Треть тиража уже раскуплена. Тираж – 3000 экземпляров. Спасибо, родные!»

Галя, помню, писала, что сборник донбасской поэзии не раскупят… вообще никогда.

(Галина Юзефович – литературный критик, преподаватель ВШЭ и РЭШ, обозреватель «Медузы» (признана иноагентом) – ред.).

У КАЗАНСКОЙ БОЖЬЕЙ МАТЕРИ

Тихо теплются огни.

Жены, дочери и матери

К Ней приходят в эти дни.

И цветы к Ее подножию

Ставят с жаркою мольбой:

«Матерь-Дева, силой Божией

Охрани ушедших в бой…»

Сергей Городецкий, 1915 г.

 

Радуйся, Заступнице усердная рода христианскаго!

С Праздником!

 

ЕЛЕНА ПРОКЛОВА

Родилась в Москве. В семье преподавателей. Впрочем, в роду было немало актёров. В детстве занималась спортивной гимнастикой. В одиннадцать стала мастером спорта. В 12 лет снялась у Александра Митты в «Звонят. Откройте дверь». Затем была «Снежная королева», «Переходный возраст» и «Гори, гори, моя звезда». Оканчивала Школу-студию МХАТ. Опрометчиво отказалась от роли в «Экипаже» в пользу Александры Яковлевой. Популярность принесла работа в «Единственной…». Восемнадцать ролей в театре и сорок одна в кино. Участие в ряде телепроектов.

«Люди, которые покидают государство в самый тяжелый момент, у меня не вызывают никакой симпатии. Я думаю, и так им Россия дала слишком много, чтобы еще поддерживать их в момент предательства. Какой-то ответ должен быть! Не осуждаемо это не должно пройти. На их примере растет будущее поколение, и они должны понимать, что такое отношение к своей стране в принципе наказуемо должно быть».

ДЬЯВОЛ — В ВОРОВАННЫХ ДЕТАЛЯХ РУССКОГО ЯЗЫКА

20 октября

В Германии живёт. И вот она в Германии на русском языке написала стих. Называется «Урок географии». Неплохой, увы. Вам будет противно читать, но врага надо знать в лицо. Аля, конечно, враг. Говорящий на русском языке. Итак, её сочинение:

«Эти синие жилки – реки,

Полоски – горы.

Голубое пятно огромное – это море.

Здесь живут, поют, разговаривают разговоры,

Но в последнее время всё больше поют о горе.

Это жёлтое – поле. Подсолнухи, рожь, пшеница.

А зелёное – лес. Дубы, бересклет, рябина.

Знаешь, скольким сейчас вдали это снится, снится?

Для скольких сейчас оно навсегда любимо?

В классе стало тихо и гулко, как будто в зале.

Посмотри на цвета, запомни неровный контур.

Будто шёпотом издалёка тебя позвали,

Ты не знаешь кто, но ты будешь скучать о ком-то.

На дом будет – прошу, внимательнее послушай.

Запиши. Извини, что длинно,

Но будет длинно.

Умань,

Киев,

Рахов,

Алчевск,

Ингулец,

Николаев,

Украина.

Всё это – Украина».

Конец цитаты.

В сущности, чтобы не слишком огорчаться, там надо только одну строчку исправить – самую последнюю. Что я и сделал. Дьявол, как известно, в деталях. Мы поправим одну деталь и дьявола погубим. Итак, дети, повторяем:

«На дом будет – прошу, внимательнее послушай.

Запиши. Извини, что длинно,

Но будет длинно.

Умань,

Киев,

Рахов,

Алчевск,

Ингулец,

Николаев,

Украина.

Обычная русская Украина».

Всего хорошего, дети!

Монолог на тему, что сделали бы с этой немецкой птицей как минимум в Алчевске и Алуште за эти её стихи, оставлю при себе. Монолог о том, что, пока о горе пел Донбасс, Аля не посвятила ему ни строки, тоже пропустим. Оставим в столе.

Аля как Аля. Ничему мы уже не удивляемся. Новейшая российская история выучила нас простым вещам. Демократия – это не про демократов. Либерализм – это не про либералов. В их мире у русских права голоса нет. Противно, конечно.

Дьявол стал изворотливей, изысканнее и работает тоньше.

 

КАДЫРОВ СКАЗАЛ О СВЯЩЕННОЙ ВОЙНЕ ПРОТИВ САТАНЫ.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл сказал, что Путин борется с Антихристом. А вы говорите – СВО. Сатаны воля омрачена. Сатаны воинство обречено. Сатану вера осилит.

ВЫ СПРОСИТЕ МЕНЯ: КТО ТАКОЙ ШУБИНСКИЙ?

Вообще Шубинский – известный филолог, его жизнеописания Ломоносова и Гумилева лежат в каждом приличном магазине. Сказать: «Я не знаю, кто это, значит, никто» – тут нельзя. Проблема тут не в том, что он против, ну, скажем, Проханова, Караулова, Долгаревой, Пегова, Садулаева и меня тоже. Проблема в том, что он против собственных персонажей. Он говорит «все нормальные люди на одной стороне» – но Ломоносов и Гумилев никогда б на этой стороне не были. И Пушкина, и Достоевского, и даже Тургенева там нет, и даже Толстого нет, и Алексея Константиновича Толстого нет, и Чехова нет, и тем более Михаила Булгакова, и Маяковского тоже. И я не думаю, что другие персонажи книг Шубинского – Хармс и Ходасевич оказались бы на его стороне. Он на стороне, противоположной русской литературе. Но, да, на его стороне Быков, Акунин, Иртеньев и Слаповский. Тут не поспоришь. Гандлевский и ещё много кто. Они приличные, и на самом деле это не проклятый запад осуществляет «отмену русской культуры». Ее осуществляет Шубинский. Подменяя Ломоносова, Пушкина, Достоевского и Гумилева – собой, Акуниным и Глуховским.

И вот это дико.

Сам Шубинский родился в Киеве. Живёт тут.

СВЕТЛАНА НЕМОЛЯЕВА

Родилась в Москве. В семье кинематографистов. С отличием окончила Высшее театральное училище имени Щепкина. На подмостках с 1959 года. 56 ролей в театрах. В кино – с 1945 года. Первая работа в восьмилетнем возрасте. Картина «Близнецы». Всего 114 появлений на экране. Плюс 8 телеспектаклей и озвучивание мультфильмов.

«Нельзя понять предательство, когда ты про свою Родину плохо говоришь или неуважительно. Вот это я совершенно не переношу. Потому что я патриотка. И я люблю Россию, я люблю свою страну, своих зрителей. У меня только счастье от них, от зрительного зала. Я даже представить себе не могу, как жить без этого. Хотя моя жизнь уже подходит к концу, мне много лет. Поэтому, если люди начинают плохо говорить и поносить мою родину, для меня это невыносимо».

КРЕЩЕНЫМ НА УКРАИНЕ ТЕПЕРЬ НАДО ПЕРЕКРЕЩИВАТЬСЯ В НОВОЙ ЦЕРКВИ

Старое крещение больше не работает.

«Уважаемые прихожане!

В связи с последними событиями отменяются все обряды крещения, проведённые священниками Украинской православной церкви!

Записаться на повторное крещение в ПЦУ можно у батюшки».

УКРАИНЦЫ СКУЧАЮТ ПО ПРАВДЕ

            В Минобороны Украины обеспокоены массовой подпиской украинцев на российские телеграм-каналы.

«Миллионы украинцев сегодня подписаны на Telegram-каналы, которые заполняются и ведутся Российской Федерацией и ее представителями. Мы неоднократно публиковали этот список, но, к сожалению, их украинская аудитория почему-то продолжает расти», – заявила замминистра обороны Украины Анна Маляр.

По ее словам, РФ использует Telegram-каналы «для проведения своих информационных операций», из-за чего в обществе отмечаются «раздор, паника и уныние».

Не зря работаем.

Не унывайте! Русские придут.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: