Антон Ефимов
филолог
КОШМАР РУСОФОБИИ
Значительная часть возникшего в результате петровских реформ российского «образованного общества» воспринимала своё Отечество как дремучую и варварскую страну, плетущуюся в хвосте цивилизованного мира. В салоне Анны Павловны Шерер, описанном в романе-эпопее «Война и мир», говорили исключительно по-французски и даже русские имена произносили на французский лад. Впоследствии любые проявления национального самосознания (например, деятельность славянофилов) воспринимались западниками в лучшем случае как чудачество.
Генерал-майор Главного штаба Русской Императорской армии Е.И. Мартынов в своей работе «Из печального опыта русско-японской войны» писал: «Что касается так называемой «передовой интеллигенции», то она смотрела на войну как на время, удобное для достижения своей цели. Эта цель состояла в том, чтобы сломить существующий режим и взамен его создать свободное государство.
Так как достигнуть этого при победоносной войне было, очевидно, труднее, чем во время войны неудачной, то наши радикалы не только желали поражений, но и старались их вызвать».
«Прогрессивная» интеллигенция приложила немало усилий для подрыва национального самосознания российского общества в период первой мировой войны. Революционная пораженческая пропаганда вкупе с клеветой на царскую семью привела к развалу Российской Империи. Россия была ввергнута в очередную смуту, завершившуюся победой большевиков.
Пришедшая к власти «ленинская гвардия» последовательно выкорчёвывала любые проявления «великорусского шовинизма», одновременно ведя борьбу с православием. Верующие были ограничены в гражданских правах. Повсеместно рушились храмы, истреблялись священники и активные миряне.
Русских людей превратили в советских граждан, тем самым лишив права на собственную историю. Было упразднено традиционное понятие «великоросс». Русскую нацию объявили ответственной за ущемление прав малых народов при царизме, навязав комплекс вины и поставив в положение побеждённого народа.
К середине тридцатых годов всё же наметились позитивные изменения. Прекратилось агрессивное насаждение русофобии, а классическое культурное наследие (в искусстве и гуманитарных науках) было отчасти восстановлено в правах. Но нельзя не признать относительности и половинчатости общественных перемен при сохранении господства «единственно верной» марксистской идеологии.
Возрождение и подъём русского патриотизма в период Великой Отечественной войны после её окончания сменяется постепенным возвратом к мертворожденному «пролетарскому интернационализму». В период хрущёвской «оттепели» под видом «возвращения к ленинским нормам» было реанимировано вульгарное богоборчество. Немало усилий и средств было потрачено как на антирелигиозное беснование, так и на удушение национального патриотизма. Одновременно пропагандировались идеологические суррогаты: «советский народ», «советский патриотизм», «моральный кодекс строителя коммунизма».
Вместо подлинного равноправия наций в СССР преобладало ущемление русского большинства (братские республики выживали за счёт союзного центра и РСФСР), а идея социальной справедливости подменялась уравниловкой. Причём уравнительные тенденции в рамках советского периода нашей истории не только не были преодолены, но до середины восьмидесятых годов лишь усиливались.
Позднесоветский период омрачён деятельностью на посту главы КГБ СССР, а впоследствии руководителя КПСС и Советского государства окаянного и зловещего борца с русским национализмом Ю.В. Андропова. Именно он покровительствовал бездарному карьеристу Горбачёву и компании русофобов во главе с А.Н. Яковлевым, которые без его поддержки вряд ли сумели бы прорваться к власти. В результате «перестройки» произошла номенклатурная «революция сверху», поддержанная русофобствующей богемой и криминалом. Уравниловка сменилась на противоположную крайность (разгул социальной несправедливости). Следствием деятельности «перестройщиков» явились новый распад страны и недопущение национального возрождения в любых вариантах.
Период правления Б.Н. Ельцина и компрадорского клана олигархов ознаменован насаждением ещё более агрессивной русофобии. Идеологи неолиберализма относились к понятиям «русский национализм» и «титульная нация» с большевистской нетерпимостью, противопоставляя национальные и общечеловеческие ценности. В общественное сознание было внедрено нелепое словцо «россияне», направленное на ущемление национального самоуважения русских людей. Удручающие последствия этих негативных явлений мы наблюдаем и переживаем в настоящее время.
Именно в «лихие» девяностые среди части интеллектуальных снобов и «золотой» молодёжи возникла своего рода мода на русофобию, проявлявшуюся в вульгарных и циничных формах. Ненависть к России и русским была возведена в ранг добропорядочности и хорошего тона. Подобные тенденции были следствием крайнего индивидуализма, насаждаемого новыми «властителями умов».
Вслед за идеологами русофобии 19 столетия Астольфом де Кюстиным и В.С. Печериным новые клеветники России истерично транслируют абсурдные представления о рабском менталитете, жестокости, умственной и моральной дефективности русских людей.
Например, столичный борец за права сепаратистов и сексменьшинств, осуждённый по 282 статье УК РФ Борис Стомахин неоднократно утверждал, что Россию надо уничтожить, а русских соотечественников обозвал «бессмысленным стадом двуногих скотов, пьющим и ворующим сбродом». Пропагандист русофобии как «системы историко-политических взглядов» Александр Сытин внёс свой вклад в формирование извращённого образа России у «просвещённого» Запада. Главный редактор журнала «Автопанорама» Алексей Ниженко в своём блоге ЖЖ охарактеризовал русских людей как пребывающих в низменном состоянии, якобы чинящих препятствия ему и его семье в продвижении «на Олимп человеческой мысли и технологий». Изощрённая русофобия В.Новодворской часто проявлялась в эпатажной, гротескной и вызывающе неприличной манере поведения. Её высказывания о России и русских вызывали у адекватных людей чувство брезгливости.
Весьма опасной для национального возрождения является деятельность популистов, маскирующих отъявленную русофобию под разновидность русского национализма. Одним из таких оборотней является автор книги «Тюрьма народа» неоязычник Алексей Широпаев, сопредседатель Национал-демократического Альянса.
Русоненавистничество отщепенцев типа Стомахина, Невзорова, Понасенкова и иных «альтернативно одарённых» личностей часто сочетается с характерными для них богоборческими убеждениями и истеричными выпадами против Русской Православной Церкви. Этот факт лишний раз подчёркивает роль православия как духовного стержня традиционного самосознания русских людей.
Русским патриотам необходимо давать отпор очернителям и клеветникам собственной страны, добиваясь уголовной и административной ответственности для русофобов. Следуя примеру журналиста Руслана Осташко, подавшего исковое заявление в суд на одиозного историка Сытина.
Подлинное национальное возрождение предполагает не только повышение самоуважения у русских людей, но и духовный аспект, т.е. преображение человеческих душ из тьмы греха в свет истины. Сохранив правую веру и христианские ценности, русские сумеют донести истину о Боге всем, кто открыт для её восприятия.
Российская Конституция требует корректно сформулированных поправок, касающихся государствообразующей роли русского народа. Речь не идёт о каких-то особенных привилегиях. Необходимо возродить самосознание титульной нации как сугубо ответственной за судьбу Отечества и преемственность традиций. Уважение к своей истории, национальной культуре и святыням своего народа подразумевает уважение к религиозным традициям и обычаям других этносов. Естественно, ни о каком ущемлении прав национальных меньшинств не может быть и речи.
Национальный нигилизм есть путь в никуда, в бездну культурной деградации и аморализма. Крайности вроде русофобии либо языческого культа белой расы лишь усугубляют разобщение в обществе, растерянность в умах и душах людей. На наш взгляд, именно внятная и одухотворённая национальная идея может объединить всех, кому небезразлична судьба Отечества.
Русский народ призван следовать завету видного русского мыслителя и государственного деятеля С.С. Уварова: «Развить русскую национальность на истинных её началах и тем поставить её центром государственного быта и нравственной образованности». Только такая твёрдая позиция может стать надёжным противоядием от скверны русофобии.