Великодушие

В 21 веке многие понятия исказились до неузнаваемости: что-то приобрело другой оттенок или целиком утратило свой первоначальный смысл, а что-то вообще ушло в небытие, оставив лишь след на страницах словарей. Вероятно, нечто похожее случилось и с одним из прекраснейших качеств человеческой личности, которое называется великодушием. Это слово звучит в нашей речи столь редко, что в первый момент, когда его слышишь, даже сложно вспомнить, что оно обозначает, встречалось ли когда-нибудь в твоей жизни. Для меня данное понятие имеет довольно расплывчатые контуры и вызывает весьма противоречивые чувства. Например, словосочетание «великодушно простить» кажется мне очень странным. Создается впечатление, что за этим красивым литературным выражением ничего не стоит, и от него веет какой-то наигранностью и холодностью. Будто поступивший таким образом человек помыслил: «Да, я, конечно, прощаю этого негодяя, посмевшего меня обидеть. Так требует мое положение в обществе. Но в глубине души я всю жизнь буду помнить о его вине. А сейчас пусть он и все окружающие увидят и запомнят мою доброту». Хотя, с другой стороны, следует помнить, что по Ожегову «великодушный» означает «обладающий высокими душевными качествами, готовый бескорыстно жертвовать своими интересами для других ». Руководствуясь таким определением, можно прийти к совершенно неожиданным выводам.

Как известно, основа христианской нравственности — любовь. Причем данное чувство должно стать до такой степени возвышенным и чистым, чтобы в полном своем развитии перерасти в альтруизм, т.е. в соблюдение заповеди: «…нет большей любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». Исходя из этого, вполне оправданно возникает следующее предположение: великодушие является одной из ступенек, ведущих к вершине нашей веры. Потому что если человек пытается научиться «жертвовать своими интересами для других», то, постепенно работая над собой и стараясь выйти из состояния эгоизма, в котором мы так часто пребываем, он обязательно дорастет до исполнения Христовой любви. Конечно, в этом непростом делании будет много искушений и препятствий. Родное «я» сразу запротестует: «Как можно уделить полчаса отдыха на какую-то ерунду?! Зачем ты опять объясняешь задачу этому оболтусу? Все равно он ничего не поймет, а ты только устанешь!» Но на подобные мысли не следует обращать внимания. Нужно твердо верить, что великое начинается с малого и чем больше помогаешь людям, тем ближе подходишь к этой ступеньке — великодушию.

Мне кажется, что великодушие в свете христианской нравственности является врожденным качеством нашей духовной личности. Просто оно настолько глубоко скрыто под личиной гордости, тщеславия и самолюбия, что думаешь о нем, как о несуществующем и давно отжившем свой век понятии. Поэтому, чтобы вновь обрести его, нужно много потрудиться на ниве смирения, с корнем уничтожая все горделивое и наносное.

Санчес

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: