Кусок хлеба

Бабушку звали Тамара.
Она сидела у церкви, на паперти среди нищих, и просила милостыню. Приходила, как на работу, каждый день к восьми утра. Она была немного вредной, любила поскандалить с “коллегами”, и отстояв свою точку зрения, взять верх над всеми!

Она была вредной…
Но сейчас я хочу рассказать о ее светлой, чистой стороне душе. Когда поток людей, идущих в церковь иссякал, Тамара надевала темно-синий халат, (такой, в котором уборщицы обычно моют полы) строительные перчатки, брала ведро, длинную палку с набитым на одном конце гвоздем и шла по мусорным контейнерам. Склонившись в контейнер, Тамара палкой ворошила пакеты и вытаскивала из них… куски хлеба. Каждый контейнер она “пробивала” (как говорили бродяги) до самого дна. Куски хлеба Тамара складывала в ведро. Когда ведро наполнялось “с горочкой”, Тамара возвращалась на паперть. Там она из пятилитровой баклажки выливала в ведро воду, а когда хлеб размокал, разминала его руками. И после шла кормить голубей.

Голубинная “трапезная” была недалеко от мусорных контейнеров, в определенном месте. Только Тамара подходила к этому пятачку, как стая голубей с шумом слеталась к ней с крыш и проводов! Голуби ворковали, суетились возле Тамары. И совсем без страха садились ей на голову, на плечи! И пока Тамара разбрасывала размокший хлеб, голуби взлетали и садились ей даже на руки. Скармливала Тамара голубям в день по два ведра! Потом возвращалась на паперть и продолжала “работать”.

Я случайно подслушала разговор Тамары с “коллегой”. Вот что она рассказывала:
– Во время войны мне было пять или шесть лет. Нас, детей, собрали, посадили в машину и повезли. Привезли и поселили в какую-то постройку в виде большого сарая. Там стояло много коек. Нам постоянно хотелось есть, мы были страшно голодные! Над моей койкой была заделана дыра в потолке – куском фанеры, на котором был нарисован портрет Зои Космодемьянской. Я не могла уснуть, смотрела на портрет и плакала, и молилась:

– Зоя! Ты терпела и я терплю, тебя мучали и я мучаюсь, помоги мне! Помолись Богу, чтобы он дал мне кусок хлеба, я хочу кушать!

Когда Тамара умерла, в день ее похорон на паперти – перед входом в церковь – в восемь утра сидела стая голубей.

Вся площадь перед входом в церковь была усыпана голубями!

Светлана Македонская

Звонко: дон-дили-дон-дин-дон! –
Над землёй плывет.
Это – колокольный звон
В Божий храм зовёт!

 

Дом, когда мы все уйдём,
Дожидается с трудом
Вечера, когда уютно,
Весело и многолюдно!

Евгений Санин

 

Успение Божией Матери

Уже много веков православные христиане торжественно отмечают событие, которое на первый взгляд, дорогие дети, кажется совсем не праздничным – день Успения Божией Матери.
Все люди на земле имеют бессмертную душу, но в теле душа живет, по сравнению с вечностью, немного – у каждого человека свой земной срок жизни. И вот наступило время Божией Матери перейти в иной мир. Однажды явился Архангел Гавриил Деве Марии, когда Она молилась, и сообщил Ей об этом. Мария со смирением выслушала слова Архангела и стала готовиться к этому переходу – ведь Ей предстояла встреча с возлюбленным Сыном и нашим Господом Иисусом Христом. А также – прощание с апостолами и иными христианами, с которыми Она была так близка, что скорбела душа о них.
Со всех концов света съехались ученики в Иерусалим, кроме апостола Фомы. Матерь Божия каждого апостола, подходящего к Ней, ласково напутствовала словами утешения. Вдруг, к всеобщему изумлению, в горнице, где на одре лежала Мария, воссиял яркий свет и явился во славе Иисус Христос в окружении святых. Приняв в руки душу Своей Матери, Сын Божий вознесcя на небо и воссел одесную Отца.

Со слезами и скорбью апостолы и иные христиане похоронили тело Девы Марии в Гефсиманском саду, где были уже ранее погребены Ее родители Иоаким и Анна, и Иосиф Обручник. Спустя три дня, прибыл апостол Фома. Ему очень хотелось тоже попрощаться с телом Девы Марии. Со слезами на глазах, уговорил он апостолов отвалить камень и открыть гробницу, но каково было удивление всех – тела Марии не оказалось…

Вечером, когда все ученики пребывали в печали и были вместе, явилась Божия Матерь и, утешая их, обещала никогда не оставлять христиан и в добрых делах всегда помогать во все дни жизни их. Вот уже почти две тысячи лет Матерь Божия не оставляет православных христиан. В трудные времена всегда прибегает к скорбящим и болящим людям и хранит Русь Православную. С тех времен христиане смотрят на смерть как на сон, потому что душа человека бессмертна. Наступят время, когда придет Господь во славе Своей и воскресит всех верующих в Него из мертвых.

Архимандрит Нектарий (Головкин)

«Жизнь как подвиг»

В Санкт-Петербурге состоится торжественное открытие выставки, посвященной столетию мученической кончины протоиерея Философа Орнатского и его сыновей − Бориса и Николая …

 

 

 

 

 

 

 

29 августа в 13:00 у центрального входа в Казанский собор Санкт-Петербурга состоится торжественное открытие выставки «Жизнь как подвиг», посвященной столетию мученической кончины протоиерея Философа Орнатского и его сыновей – Бориса и Николая, говорится в пресс-релизе.

Будет отслужен молебен, после чего организаторы выставки проведут презентацию проекта для собравшихся гостей и зрителей, среди которых будут видные общественные деятели, историки, представители православных и благотворительных организаций, главы районных администраций.

Проект реализуется Константино-Еленинским женским монастырем совместно с Казанским кафедральным собором. Выставка получила благословение Санкт-Петербургской митрополии.

Священномученик протоиерей Философ Николаевич Орнатский – выдающийся церковный и общественный деятель конца XIX – начала ХХ века. Его усилиями созданы многочисленные церкви в Санкт-Петербурге и окрестностях, учреждены благотворительные, научные и просветительские общества, деятельность которых охватывала десятки тысяч человек, в том числе – из бедных и рабочих слоёв.  Издательская и публицистическая деятельность отца Философа была посвящена религиозно-нравственному просвещению русского народа, утверждению трезвости, межнационального и межклассового мира, укреплению патриотизма и развитию позитивной гражданственности в сложных социальных и политических условиях России начала ХХ века.

На выставке будет представлен уникальный архивный материал, собранный  из фондов 6 российских архивов и библиотек, а также документы, фотографии и рукописи, переданные потомками отца Философа. Всего – свыше 100 документов, многие из которых ранее никогда не публиковались.

Перед посетителями выставки развернется масштабная картина социально-общественной и церковной жизни Санкт-Петербурга в один из ключевых исторических моментов в истории нашей Родины.

Факт-лист о выставке

Организатор проекта – Константино-Еленинский женский монастырь

Над созданием экспозиции работали свыше 10 человек, среди которых были историки, архивисты, краеведы и агиографы.

Автор составитель экспозиции – Филимонов Валерий Павлович, русский писатель-агиограф, академик Православного богословского отделения Петровской академии наук и искусств, автор жития священномученика Философа Орнатского пресвитера Петроградского и сыновей его – мучеников Бориса и Николая.

Период подготовки выставки – 8 месяцев.

Представлено свыше 100 репродукций исторических документов и фотографий.

Использованы материалы из 6 архивов и библиотек:

  1. Российский государственный исторический архив;
  2. Центральный государственный исторический архив Санкт-Петербурга;
  3. Центральный государственный архив кинофотофонодокументов Санкт-Петербурга;
  4. Центральный архив Федеральной службы безопасности России;
  5. Российская национальная библиотека;
  6. Библиотека Российской академии наук.

Продолжительность работы выставки у Казанского собора – до 30 сентября 2018 года.

После завершения работы выставки у Казанского собора она станет передвижной и будет экспонироваться в других регионах страны.

Мы живем в особое время духовного пробуждения нашего народа

 

 

 

 

 

 

 

ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ КИРИЛЛ

 

«Мы живем в особое время духовного пробуждения нашего народа»

Во вторник, 21 августа, в праздник перенесения мощей прпп. Зосимы и Савватия Соловецких (1566) и второго перенесения мощей прпп. Зосимы, Савватия и Германа Соловецких (1992), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил служение Божественной литургии в Свято-Троицком соборе Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря. По окончании Богослужения Святейший Владыка обратился к верующим с проповедью:

Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Досточтимый отец наместник архимандрит Порфирий! Высокие представители государственной власти! Дорогие отцы, братья и сестры!

Сердечно поздравляю с великим для нас всех праздником — днем памяти преподобных основателей сей обители Зосимы, Савватия и Германа Соловецких!

Всякий раз, когда мы совершаем литургическое воспоминание о преподобных отцах, читается небольшой отрывок из Послания апостола Павла к Галатам (5:22 — 6:2), в котором говорится: если кто-то из ваших ближних согрешает, исправляйте такового духом кротости и наблюдайте за самими собой, чтобы не впасть в искушение.

Эти слова должны быть в сознании и памяти каждого, кто живет в монастыре. Почему? А потому что в монастырь как в место святое стекаются люди. Они видят перед собой монахов и понимают, что монахи — это не совсем такие люди, как они. Ведь монахи — это те, кто отказался от земных благ, кто ушел из мира, кто словно пребывает в ином бытии. Люди понимают, что главным деланием монаха являются молитва и личный подвиг. Чтобы прикоснуться к личному духовному подвигу монашествующих, приложиться к святыням, помолиться вместе с монашеской общиной, и стекаются в наши монастыри многие и многие паломники.

Читать далее “Мы живем в особое время духовного пробуждения нашего народа”

Библейские истории

В Книге Судей описывается, как Гедеон с тремя сотнями израильтян при помощи Божией победил Мидян, которых было так много, как «песка на морском берегу». Сначала Гедеон собрал достаточное израильское войско, чтобы сопротивляться мидянам. Но Господь сказал ему: «Много народа с тобой».

Тогда Гедеон отпустил большую часть войска по домам. Но Господь снова явился ему и сказал, чтобы оставшуюся часть войска он привел к воде и хорошенько посмотрел со стороны и отделил всякого воина, который пил воду, черпая ладонью, а на тех, которые пьют, припав к воде, не обращал внимания. И осталось всего триста воинов. Всего триста из огромного войска. Тогда Господь снова явился ему и сказал: «С ними иди против мидян». «Но как я пойду с тремя сотнями людей против такого многочисленного войска?»   ­̶  недоумевал Гедеон. «Победишь с тремястами человек»,  ­̶   ответил Господь.

И войско мидян было разбито.

 

Архимандрит Фаддей Витовницкий (1914-2003)

Из “Зерна добромыслия” СПб, 2011

Листья

На гибких ветвях человеческих жизней – узорчатые зеленые листочки. Листья Добра – их больше всего, нежные листья Любви и листья Страха – они обычно растут где-то внизу, их мало.

Листья Верности, может быть не самые красивые, но наверняка самые необходимые…

Есть листья не похожие на другие, ни в каких гербариях не описанные, они встречаются редко, и их надо беречь.

Качаются под ветром живучие гибкие ветви, но рано или поздно приходит осень, облетают пожелтевшие от времени листья и очень важно, чтобы узор ковра, который они выстелят на земле, был светлым, звонким и чистым.

Это очень важно для будущей Весны.

Леонид Енгибаров

Опубликовано по изданию “Леонид Енгибаров” Р. Е. Славский. Москва, “Искусство”, 1989 г.

Крещение Руси.  Промыслительный выбор

 

 

 

 

 

 

 

Архимандрит Нектарий (Головкин)

 

Крещение Руси.  Промыслительный выбор

Принятие языческой Русью христианства в 988 году стало одним из важнейших стимулов укрепления государственности и развития русской цивилизации.  История русской (древнерусской) культуры началась именно после принятия Русью христианства, и дата крещения Руси явилась, таким образом, начальной точкой отсчета национального культурно-исторического развития России. На месте разрозненных и слабо развитых в экономическом, социальном и политико-государственном отношении восточнославянских племен, разбросанных на окраине европейского континента, на границе между оседлыми поселениями и Великой Степью – жизненным пространством кочевых народов, – возникло европейское централизованное государство, сплоченное единой идеологией и созидательными устремлениями. Крещение  Руси – совершенно новый культурно-исторический  выбор, который на столетия вперед определил важнейшие черты развития русской культуры. Читать далее “Крещение Руси.  Промыслительный выбор”

14 августа Печоры отмечали День города. У стен Свято-Успенского Псково-Печерского моныстыря для детей прошел мастер-класс живописи. Ребята под руководством профессиональных художников сделали несколько картин. Представляем их вам.

Наука быть человеком

С мышкой Дусей я познакомилась в библиотеке научного центра, где проходила моя аспирантура. Мы столкнулись с ней между книжными стеллажами и какое-то время в ужасе смотрели друг на друга. В отличие от неё я точно знала, из какой я лаборатории. В отличие от меня она точно знала, как жить дальше. Вскоре мы с ней подружились. Выросшая в лабораторных условиях, она плохо представляла себе, как необразованные грызуны обходятся с печатными изданиями, и всякий раз ждала, как ей казалось, положенного рациона.

О том, что Кто-то свыше руководит всем на Земле, я стала догадываться довольно рано. Хитросплетения человеческих отношений и удивительная красота природы не могли возникнуть сами собой. Эта мысль не давала мне покоя особенно тогда, когда в играх сверстников во дворе мне не находилось места.  И было от чего…

Читать далее “Наука быть человеком”

Притчи Паисия Святогорца

КАК ПОДЕЛИТЬ СЛИВЫ

Часто старца Паисия спрашивали, что такое справедливость? Как поступать справедливо? Отец Паисий говорил: «Есть справедливость человеческая, а есть Божественная справедливость». — «А что такое Божественная справедливость?» — спрашивали его. Тогда старец приводил такой пример: «Представьте, что человек пришёл в гости к другу, и у них оказалось десять слив. Один из них съел восемь, а другому досталось две. Это справедливо?» — «Нет, — дружно ответили все, — это несправедливо!» Отец Паисий продолжал: «Тогда так. У двух друзей было десять слив. Они поделили их поровну, по пять, и съели. Это справедливо?» — «Да, справедливо!» — сказали все. — «Но это — человеческая справедливость, — заметил о. Паисий. — А есть ещё справедливость Божественная! Представьте, что один из друзей, у которых было десять слив, догадавшись, что другой очень любит сливы, сказал: «Будь другом,  съешь эти сливы, я их не очень люблю. И к тому же у меня от них болит живот! И я могу съесть только одну».

— Отдай другому то, что он хочет, а не половину, отдай ему хорошее, а себе оставь плохое. В этом и будет Божественная справедливость, — заключил свой рассказ старец.

«Кошкин дом»

– Баба, смотри, что я нашел! – к Ирине Николаевне подбежал раскрасневшийся внучок Степа. Глаза его горели, он запыхался – еще бы, такое приключение! Дедушка попросил его помощи, чтобы разобрать полуподвальное помещение в их дачном домике, то таинственное место, куда Степку тянуло с неудержимой силой, но вход в эту «пыль и хлам» доселе был ему был строго воспрещен. А сейчас он копался в большой коробке с игрушками, появившейся на свет из недр подвала. Дедушка попросил выбросить сломанные, а крепкие  оставить для игры. Какие же сокровища были там! У Степки разбегались глаза. В пять лет немного нужно, чтобы удивиться и обрадоваться…

– Ух ты! Солдатики! Большие, и маленькие! – Степе не терпелось разделить свою радость с другими, и он носился от подвала к кухне, где хлопотала бабушка, – А еще тут пушка, и деревья, а вот эти маленькие шарики – это пулять во врагов, я знаю!

И, увлеченно расставляя найденный взвод на перилах веранды:

– Баба, я вечером позову Сашу к нам играть, и Артема, ладно?

– Конечно! – улыбнулась бабушка, радуясь воодушевлению внука.

Еще бы, всякая бабушка будет счастлива, что внучок рядом, гуляет на свежем воздухе, и играет в привычные старые добрые игрушки, забыв на время про «царь-телефон». Конечно, в силу возраста,  у Степушки еще не было своего личного гаджета, однако телефоны, «поиграть»,  у бабы и деды он выцыганивал периодически, несмотря на их решимость сопротивляться до последнего.

Читать далее “«Кошкин дом»”

Неразлучники

Пашка впервые увидел Дашу первого сентября, когда мама привела его «первый раз в первый класс». Девчонок вокруг было много, но от одной – с огромными белыми бантами на рыжих косичках, он не мог отвести глаз. К тому же на ней были гольфы в разноцветную широкую полоску, как у Пеппи Длинный Чулок из его любимой сказки.

– Как тебя зовут? – спросил Пашка смешную девчонку

– Дарья Петрова, – ответила та и улыбнулась необыкновенной солнечной улыбкой. – А тебя как зовут, мальчик?

– Павел Семенович Сидоркин.

– Давай дружить, Сидоркин!

– Давай! – обрадовался Пашка и подумал, что зря он не хотел идти в школу.

Директор сказал поздравительную речь, призывно зазвенел колокольчик, и первоклашки, выстроившись парами, разошлись по классам.

К радости новоиспеченных друзей, учительница посадила их вместе. Даша и Паша не только сидели за одной партой, но и на переменах не расставались. Поэтому их прозвали «неразлучниками».

У неразлучников оказалось много общего. Они часто начинали говорить одновременно, чем очень веселили одноклассников. Им нравились одни и те же сказки и мультики. У обоих были мягкие и добрые характеры, но постоять за себя и друг за друга ребята могли и словом, и делом.

Однажды на перемене одноклассники окружили неразлучников плотным кольцом. «Тили-тили тесто, жених и невеста!», – кричали они. Пашка уже хотел броситься в драку, но Даша, взяв его за руку, спокойно сказала:

– Пойдем. Они просто маленькие и ничего не понимают в настоящей дружбе.

Ребята, опешив, расступились, и неразлучники спокойно вышли из класса. С тех пор их никто не дразнил.

Жили неразлучники в спальном районе неподалеку друг от друга. Отец Паши работал в маленькой фирме, мама была домохозяйкой. Семья жила очень скромно. Дашина мама – школьная медсестра, растила дочку одна.

После первого полугодия Пашка уговорил маму, чтобы та не провожала его на занятия. «Пусть парень ходит сам, школу из окна видно», – поддержал его отец.

Теперь каждое утро мальчик поджидал Дашу у подъезда. «Мы, как взрослые», – радовались друзья. Читать далее “Неразлучники”