24 мая – День равноапостольных Мефодия и Кирилла, учителей Словенских

изнь и труды святых равноапостольных Кирилла и Мефодия имеют огромное значение для всех славян, и, конечно же, для нас русских православных людей. Благодаря этим двум братьям, мы имеем письменность, слушаем Евангелие и богослужение на родном языке. Для всех православных славянских народов память о Кирилле и Мефодии должна быть особенно священной.

Расскажу немного о детстве и юности святого равноапостольного Кирилла.

Недалеко от святой горы Афон находится город Солунь или Фессалоники, в котором между греками жило много славян. Кроме греческого языка, в них звучал славянский солунский диалект, на котором говорили окружающие Фессалоники племена: драговиты, сагудаты, ваюниты и смоляне и который лег в будущем в основу языка переводов Кирилла и Мефодия, а с ними и всего церковнославянского языка. Владели братья славянским языком как родным. В этом-то городе и жило благочестивое семейство Льва и Марии, оно было греческого происхождения. Лев занимал видное положение при правителе Фессалоники. У него было большое семейство, а из семерых его детей, с самого раннего детства, особенно замечательны были два сына: Константин 827 года рождения и Мефодий (Михаил в миру) 815 года рождения. Дед их был крупным вельможей в Константинополе. С ранних лет дети предпочитали чтение всякого рода играм и забавам. Семи лет Константин видел сон, который и заставил задуматься его родителей. Ребёнку приснилось, что правитель области собрал всех солунских девиц и заставил его выбрать себе в жёны одну из них. Он долго выбирал и выбор его пал на самую прекрасную, имя которой было София, что на греческом языке означает «мудрость». Значение сна не трудно было разгадать, и всею своею жизнью Константин доказал, что он остался верен выбранному им пути.

В школе он учился лучше всех и часто задавал своим учителям такие вопросы, на которые они даже не могли ответить. Скоро в Солуни мальчику нечего было делать, и он стал горячо молить Бога дать ему возможность научиться большему. И обстоятельства помогли ему в этом. Однажды родственник его отца, который находился в Царьграде при царском дворе, выхлопотал ему позволение учиться вместе с молодым императором Михаилом. С удивительным усердием изучал он разные науки. Превосходя других своими обширными познаниями и способностями, он мог бы возгордиться, но при всех своих достоинствах, оставался кротким и смиренным человеком. Собственное счастье его не интересовало, хотя мог легко достичь почестей и богатства. В числе его учителей были крупнейшие ученые того времени – будущий патриарх Фотий I и Лев Математик. Там он обучился геометрии, диалектике и всем философским наукам: риторике, арифметике, астрономии, музыке, и всем прочим эллинским искусствам. Впоследствии он овладел также арамейским языком и ивритом. По окончании учения, он отказался начать весьма перспективную светскую карьеру и поэтому был направлен по пути церковного служения.

24 мая, в день памяти Кирилла и Мефодия, в России и Болгарии совершается государственный праздник, и называется днём Славянской Культуры и Письменности.

 

Архимандрит Нектарий (Головкин)

2021 год 800-летия святого благоверного великого князя Александра Невского

Ярославич Александр – князь великий.
С юных лет силен и мудр, ясноликий,
Он за Родину, за мать – Русь святую
Собирал в походы рать золотую.

Пред сражением любым до заутра
Княжьим словом наставлял своим мудро.
Звал на мирные дела съединятся,
Сообща от силы зла защищаться.

Коли тёмну свою рать враг подвигнет,
От меча пусть своего да погибнет.
Чтобы в битве устоять, не сломиться –
Всем оружие ковать да молиться.

Он от Запада врага и с Востока
От Россиюшки прогнал светлоокой.
Православия закон храня свято,
Сокрушал с молитвой он супостата.

И в Орде в постыдный час не срамился,
Хоть пред ханом поневоле склонился.
Но не рабское то было служенье,
Знал: в смирении – России спасенье.

Да удача и печаль ходят рядом –
Был за твердость и удаль поен ядом.
И, почуяв худобу в себе остро,
Понял он свою судьбу, принял постриг.

Словно щит Руси он был и хранитель.
Стал он города Петра покровитель.
И в молитвенном служении строгом
Он в предстательстве за нас перед Богом.

Надежда Ломова

Старица

Расписная косынка,
Свет в глазах не померк,
Не старушка тростинка,
А брала Кёнигсберг.

Говорит: “Знаешь, сколько
В равелинах ребят,
И Серёжа, и Ольга,
И Егорыч лежат…

После минного взрыва
Меня вынес майор”,
И пошла горделиво
На обедню в притвор.

Память годы полощет,
Превращая в дымок
В этой яростной мощи
Всей Руси оселок.

Александр Орлов

Из воспоминаний монахини Софии:

Монахиня София (Екатерина Михайловна Ошарина)
1923-2008 гг.
Участвовала во взятии Кенигсберга (Калининград)

…Сколько наших солдат погибло!… Взяли Кенигсберг с Божией помощью.
Я сама видела, хотя наблюдала с некоторого отдаления. Собрались монахи, батюшки, человек сто или больше. Встали в облачениях с хоругвями и иконами. Вынесли Казанскую икону Божией Матери… А вокруг идет бой, солдаты (кто рядом был) посмеиваются: “Ну, батюшки пришли, теперь дело будет!” И только запели – стихло все. Стрельбу как отрезало. Наши опомнились, за какие-то четверть часа прорвались… Когда у пленного немца спросили, почему они бросили стрелять, он ответил: “Оружие отказало”. Один знакомый офицер сказал тогда, что до молебна перед войсками священники молились и постились неделю.