Праведники облекутся в ризу спасения

 

 

 

Евгения Аброськина

Этнограф

 

 

ПРАВЕДНИКИ ОБЛЕКУТСЯ В РИЗУ СПАСЕНИЯ

 

Грядущая Пасха – один из самых значимых праздников в Русской Православной Церкви – является также одним из наиболее соблюдаемых праздников для светского общества. Сходить на Пасху в храм и освятить куличи – обычай множества российских семей. Однако, редко посещая храм и попадая в него лишь по большим праздникам, прихожанам не всегда ясен язык православной культуры. Непонятен язык Литургии, иконографии, и в том числе – священнического образа. Образ священника в полном церковном облачении является одним из самых ярких для зашедших в храм людей. Между тем, желание разгадать, почему один священнослужитель одет так, а другой иначе, почему выбран тот или иной цвет, то или иное изображение – становится ключом к пониманию одной из граней православной традиции, в которой мы, опираясь на Священное Писание, постараемся разобраться, дабы наши читатели обрели новые смыслы прочтения церковной жизни.

Иудейские облачения

Одеяние первосвященника

Если обратиться к истории, то наиболее древними формами священнического облачения обладала иудейская традиция.
В силу Завета, данного на Синае, священническое служение получило новое основание в праве божественном: священником мог быть избран лишь тот, кого выбрал Сам Господь. Первое божественное избрание получил Аарон со всем своим потомством. Нужно отметить, что имя Аарона вспоминается в православной традиции при надевании священником епитрахили: «Благословен Бог, изливающий благодать Свою на Своих священников, как миро на голову, стекающее на бороду, бороду Аарона, стекающее на края одежды его».
Священники иудейской традиции носили специальные одеяния из белого виссона – очень тонкой драгоценной материи, с разноцветным поясом, которые они должны были надевать во время совершения богослужения. Облачение первосвященника отличалось большой роскошью, это служило символом его статуса. Его риза (которая сооветствует современному саккосу архиерея и фелони иерея) была голубого цвета с золотыми позвонками. Также первосвященник носил ефод, который доходил до бедер и был сшит из виссона (голубого, червленого или пурпурного), с золотыми нитями. Он покрывал только грудь и спину.
Священников тоже облачали в особые одежды для богослужения, хотя и не в такие пышные, как первосвященника. Облачение их составляли: надроги – род фартука, надевавшегося поверх нижней одежды, длинный льняной хитон, пояс, головная повязка.
Таким образом, можно сделать заключение, что одежда священников иудейской традиции была невероятно яркой и пышной, чего нельзя сказать о раннехристианской традиции ношения туники и плаща.

Первохристиане

св. Григорий Богослов

Когда Иисус Христос совершал Тайную Вечерю, Он делал это в повседневной одежде. Вслед за ним апостолы использовали при совершении Евхаристии свою обычную одежду.
В первые века христианства отсутствовало специальное священническое облачение, между тем на собрание христиан священнослужители надевали свою лучшую одежду, тем самым разделяя повседневное и церковное пространства. Раннехристианские святые изображаются в схожих между собой туниках и плащах. Такие туники были распространены по всему культурному ареалу Средиземноморья и Ближнего Востока.
Туника являлась нижней одеждой, а в качестве верхней праздничной носили далматику – она пришла в римскую империю во II веке из Далмации. Далматика – туника с длинными, широкими рукавами, украшенная спереди полосами, которые шли параллельно от ворота до подола.
Однако позднее, когда Евхаристия из трапезы превратилась в торжественное богослужение, начинает оформляться канон литургической одежды, постепенно вбирая в себя элементы позднеантичного костюма, иудейской традиции и т.д.
Наиболее древним элементом литургического облачения священника можно считать стихарь – это род туники, которую раньше диаконы носили в качестве верхней одежды, а священники и епископы надевали поверх него фелонь. Точно как и стихарь, из туники формируется элемент западнохристианского облачения – альба, длинная белая льняная туника, которую носят все без исключения клирики в качестве нижнего церковного облачения.
По словам Симеона Солунского, стихарь символизирует чистоту и непорочность священного сана. Николай Кавасила отмечает, что у диаконского стихаря имеются рукава, что означает готовность диакона к действию.
При облачении в стихарь священнослужитель читает молитву: «Возрадуется душа моя о Господе, ибо он облек меня в ризу спасения, и одеждою веселия одел меня, как на жениха возложил на меня венец, и как невесту украсил меня украшениями».
Следующим элементом является фелонь – это верхнее богослужебное облачение, которое символизирует собой хламиду, в которую при жизни одевался Христос, а также Его багряницу. Симеон Солунский называет эту одежду и говорит, что она «являет высочайшую и свыше подаваемую от Духа силу и озарение». В апостольские времена фелонь представляла собой шерстяной плащ без рукавов, употреблявшийся в качестве верхней одежды. Фелонь как повседневная одежда упоминается у апостола Павла (см.: 2 Тим 4, 13). Покрои фелоней были различными: их надевали через одно плечо, или на оба плеча, так чтобы передние концы стягивались впереди. Фелонь могла быть четырехугольной с кистями по углам и бахромой.
Форма фелони менялась на протяжении церковной истории: считается, что изначально она была круглой формы и покрывала все тело. В дальнейшем фелонь была укорочена, а задний край стал представлять собой трапецию. Священническая фелонь не имеет рукавов: это означает, что священник лишен человеческой энергии, поскольку в Литургии через него действует Бог.
Позднее, в XI-XII веках выделяется архиерейское богослужебное облачение – саккос, которое несет в себе то же значение, что и фелонь. Саккос напоминает собой стихарь – достаточно длинная просторная одежда с короткими широкими рукавами.
Возвращаясь к священническому христианскому облачению, нужно отметить, что облачения священнослужителей можно разделить на внебогослужебные одежды и непосредственно богослужебные. Другим уровнем классификации будет разделение на облачения соответственно сану: диаконские, священнические и епископские.
Во внебогослужебное время православное духовенство носит подрясник и рясу. Подрясник – это нижнее одеяние с наглухо застегнутым воротом и узкими рукавами.
Символическое значение рясы и подрясника – свидетельство отрешенности от земной суеты. Эти одежды несут в себе образ одежды Христа, те самым указывая на то, что священнослужители живут в подражании Его жизни.
К повседневной одежде также можно добавить скуфью – остроконечную бархатную черную или фиолетовую мягкую шапочку.
Все богослужения, кроме Литургии, священник совершает в подряснике и ризе. Для Литургии он надевает подризник вместо подрясника.

Литургическое облачение

Диаконы

Диакон

Диакон облачается в стихарь, о котором уже шла речь выше. Стихарь носит священство всех степеней, в том числе диаконы и чтецы. У священников и архиереев стихарь играет роль подризника и надевается под прочие ризы.
Также отличительным элементом облачения диакона является орарь, который упоминается в качестве неотъемлемой части облачения еще в 22 и 25 правилах Лаодикийского Собора в IV веке. На византийских фресках в стихаре с орарем, перекинутым через левое плечо, изображаются первомученик архидиакон Стефан и другие святые диаконы. На многих иконах и фресках они изображены также с кадилом в правой руке. По толкованию Симеона Солунского, орарь символизирует ангельские крылья. Орарь представляет собой длинную полосу из парчовой или другой цветной ткани, которую диаконы носят на левом плече поверх стихаря. На Литургии при пении «Отче наш», готовя себя к принятию Святых Таин, диакон опоясывается орарем через плечи крест накрест по груди и спине. Орарь, крестообразно опоясывающий стихарь сверху, является также принадлежностью иподиаконов. В отличие от диаконов, они никогда не распускают концы ораря. На богослужении, прислуживая епископам, они также являют образ ангелов.
Помимо ораря, диаконы носят также поручи (нарукавники). Охватывая руки в запястье, поручи соединяются с внутренней стороны руки шнуром. При этом изображение креста оказывается на внешней стороне рук. Поручи знаменуют собой Божию силу, крепость и мудрость, которые дает Господь священнослужителям. Священники и епископы также надевают поручи, так как во время богослужения они изображают Христа, то поручи имеют аллегорическое значение тех уз, которыми был связан Иисус Христос.

Священники

Священники
Священники

Священник облачается для Литургии в подризник и ризы: епитрахиль, поручи, набедренник, палицу, пояс и фелонь.
Епитрахиль представляет собой двойной орарь, на который спереди нашиваются три пары крестов на обеих его половинах, что символизирует совершение шести церковных таинств, а седьмой крест нашивается на той части епитрахили, что находится на шее под затылком. Это символизирует бремя служения Христу, а также знак подчинения епископу. Епитрахиль охватывает шею и двумя концами спускается на грудь. Она символизирует двойную благодать, дающую ему право совершать Таинства Церкви. Без епитрахили священник и епископ не могут священнодействовать.
Поверх стихаря и епитрахили надевается фелонь. Епитрахиль, поручи и фелонь составляют малое священническое облачение, в нем служат часы, повечерия и требы. Основой полного облачения является подризник, а также поручи, пояс, набедренник, палица и фелонь. Палица и набедренник – это награды духовенству, их надевают не все священники.
Пояс представляет собой полосу материи с отделкой в виде нашитых лент другого цвета или оттенка по краям, с крестом посередине. Пояс символизирует силу, крепость, власть и готовность к служению.
Набедренник – это продолговатый плотный прямоугольный плат на длинной ленте – первая награда за ревностное служение Церкви. Четырехугольная форма набедренника означает четыре Евангелия, а также меч духовный – Слово Божие.
Палица – такое же плат на ленте, но имеющий форму ромба. Она также символизирует четыре Евангелия, а также внешне напоминает меч. Она носится на правом боку.

Епископы

Епископ
Епископ

Полное архиерейское богослужебное облачение соответствует семи Таинствам, совершаемым епископом, и состоит из семи предметов: подризника, епитрахили, поручей, пояса, палицы, омофора и саккоса.
Омофор представляет собой широкую длинную полосу материи с изображением крестов и нашитыми полосами из другой материи, идущими по краям, а также бахромой и двумя поперечными полосами на концах. Омофор огибает оба плеча епископа и одним концом спускается с левого плеча спереди, а другим с этого же плеча сзади.
Различают великий и малый омофор. Великий омофор — длинная широкая лента с изображениями крестов, огибая шею, спускается одним концом на грудь, другим — на спину. Малый омофор — широкая лента с изображениями крестов, спускается обоими концами на грудь, спереди сшита или закреплена пуговицами.
Омофор надевается поверх саккоса и символизирует овцу, заблудшую и принесенную Добрым Пастырем на плечах в дом (Лк. 15:4-7). А облаченный в него епископ знаменует собой Доброго Пастыря, который взял заблудшую овцу на плечи и отнес ее в дом Отца Небесного. Также омофор знаменует благодатные дарования епископа как священнослужителя, поэтому без омофора, как и без епитрахили, епископ не может священнодействовать. Епископ совершает все богослужения в великом омофоре, кроме большей части Литургии, совершаемой в малом омофоре.
В течение первого тысячелетия не было существенного различия между покроями облачений на Западе и на Востоке. И в Риме, и в Константинополе епископы облачались в фелонь и омофор, правда, омофор на Востоке стал со временем несколько шире, чем на Западе.
В период с VI по XII век покрой фелоней и омофоров на православном Востоке практически не меняется: об этом свидетельствуют как византийские мозаики, фрески и миниатюры, так и фрески Софийского собора в Киеве. Не позднее XII века в качестве литургического облачения архиерея в употребление входит «крещатая фелонь»: она изготавливается из ткани, орнаментированной равноконечными крестами (многокрестная).

Отличия между облачениями

Священник носит на своей груди наперсный крест, в то время как епископ – панагию. Панагия переводится с греческого как Всесвятая, этим словом обозначается молитвенное наименование Богоматери, а также просфору, из которой изъята на проскомидии частица в честь Божьей Матери. Также панагией именуется нагрудный знак архиеерея, который представляет собой образ Богородицы или Спасителя, чаще всего круглой или овальной формы, украшенный цветными камнями.
Другим отличительным предметом высокой власти архиерея является жезл, который вручается епископу при посвящении в архиерейский сан и указывающий на его обязанность вести паству по пути спасения.

Цвета облачений и их символика

В праздники в честь Господа Иисуса Христа, а также в дни памяти пророков, апостолов и святителей священнослужители надевают облачения царских цветов – золотого или желтого. В праздники в честь Пресвятой Богородицы и бесплотных ангельских сил, а также в дни памяти святых дев цвет облачений голубой или белый, обозначающий особую чистоту и непорочность.
В праздники и дни памяти Креста Господня цвет фиолетовый или темно-красный, который символизирует высшую духовность и крестный подвиг Спасителя. А в праздники и дни памяти мучеников облачения надеваются красного цвета – в знак пролитой Христом крови.
В праздники и дни памяти преподобных и подвижников, а также в день Святой Троицы, день Святого Духа и Вход Господень в Иерусалим цвет облачений зеленый, как цвет вечной жизни и животворения.
Во время поста цвет облачений бывает темный, в дни Великого поста – черный.
Белый цвет облачений характерен для Рождества Христова, Богоявления, Благовещения, Преображения и Вознесения.
Праздник Пасхи Христовой начинается в белых облачениях в знак Божественного света, воссиявшего из Гроба воскресшего Спасителя. Основной же пасхальный цвет – красный с золотом.
Любопытно, что в последнее десятилетие заметна тенденция среди прихожан соответствовать цветовой гамме церковных облачений. Так, на Пасху женщины стремятся одеться в красное, в Пост – в черное, а на Троицу – в зеленое. Возможно, это напрямую связано с желанием как разграничить повседневную одежду и одежду для Церкви, а также с желанием причастности к церковной традиции и канону.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: