О роли народа в истории в свете пассионарной теории Льва Гумилёва

 

Евгений Евтушенко

          историк

 

 

 

 

О РОЛИ НАРОДА В ИСТОРИИ В СВЕТЕ ПАССИОНАРНОЙ ТЕОРИИ ЛЬВА ГУМИЛЁВА

 

О глубинном народе и Февральской революции 1917 года. Часть I.

 

                                                         Окончание

В предыдущем материале шёл разговор об историческом тупике, в который зашла Россия в начале XX века. Возникает вопрос: а сегодня у нас не такой же тупик? Ведь многие эксперты проводят прямые параллели с 1917 годом.

И да, и нет. С одной стороны ситуация похожая: в политике, в идеологии, в моральном состоянии общества и пр. За исключением главного, поведенческого (ментального) фактора. Ведь к началу XX века русский народ, именно — русский! — действительно разделился на два, даже три народа: традиционных русских (коллективистов), модернизированных русских (буржуа-индивидуалистов) — и нерусских-русских (западников). Деление, разумеется, условно-приблизительное.

И это было совершенно закономерно для фазы этнического надлома, когда этнос (суперэтнос) РАСКАЛЫВАЕТСЯ на две враждующие части — ТРАДИЦИОННУЮ И МОДЕРНИСТСКУЮ. В России это — красные (коллективисты) и белые (модернисты); в европейском надломе XVI в. — католики (традиционалисты) и протестанты (модернисты); в Византии, в VIII в. — иконопочитатели (традиционалисты) и иконоборцы (модернисты). В азиатских цивилизациях было сложнее, но принцип тот же.

И еще одна закономерность надлома: за всеми лидерами «модернистов» – Лениным в России, Лютером в Европе, Львом Исавром в Византии – стояли антихристианские силы, которые, пользуясь смутой надлома, играли свою политическую игру. Особенно это ударило по России, поскольку к XX в. антихристианские силы вышли уже на мировой, глобальный уровень (Фининтерн), получив серьезные рычаги влияния на политические процессы.

Согласно теории этногенеза главный секрет надлома, выпадающего на середину жизни суперэтноса, заключается в том, что пассионарное напряжение в этнической системе начинает резко снижаться с максимального уровня до среднего. А поскольку социальная перестройка (реформы) за этим обвальным падением пассионарности не успевает, то возникает стремление к радикальным решениям, вплоть до революционной ломки «старого» порядка. Это очень важный момент, подмеченный Гумилёвым. Вообще, фаза надлома (150–200 лет) — самый тяжелый период в жизни этноса – эпоха кризисов, гражданских войн, революций. Хуже только в финальной фазе — обскурации (см. в моей кн. гл. «Фаза надлома».)

Что же касается современности, то сегодня внутриэтническая картина более оптимистичная. Во-первых, давний этнический раскол почти преодолён и Российский суперэтнос находится на пути консолидации. Мы из надлома выходим. Это видно невооруженным глазом, даже по сравнению с 1990-ми. Главное, что сегодня того внутриэтнического конфликта, – красные-белые, когда миллионы (!) людей были готовы убивать друг друга уже нет. Хотя все три названных русских типа существуют и трения между ними присутствуют.

Подчеркну — нет глубинного, т.е. ментального(!) конфликта. Хотя «общественный» конфликт (сверхбогатые с их обслугой — и основная масса населения) налицо.

Сегодня в нашем обществе преобладает та сила, которую Ленин называл «мелкобуржуазной стихией» — умеренно модернизированные русские. Особенно в крупных городах. В провинции, вероятно, — пятьдесят на пятьдесят, или чуть больше в пользу модернизированных русских, т.е. мелких буржуа (не по статусу, а по психологии).

Замечу, что доминирование этого, не самого блестящего человеческого типа, — «гармоничного человека» по Гумилёву, — закономерно для наступающей фазы инерции, когда общество, наконец, успокаивается после завоеваний акматической фазы и столкновений надлома, и начинает заниматься своими обывательскими делами. («Ну, сколько можно воевать, дайте пожить спокойно!») Из этого следует главное — Гражданской войны у нас не будет.

Но!.. Но, этот прогноз не исключает других крупных неприятностей и эксцессов, поскольку противоречий внешнего и внутреннего характера накопилось немало. Если говорить о современном тупике, то он другой по своей природе, хотя внешне многое напоминает ситуацию 1917 г. Сегодняшний тупик — глобалистский, т.е. не только наш национальный, а всеобщий — ПЛАНЕТАРНЫЙ. Схема известная, похожая на спрут: наверху — глобалисты, влиятельные, но не всесильные; по странам — их ставленники, в нашем случае, это так называемые «либералы» и олигархические кланы (антисистема). Сегодня — это главное препятствие на пути человечества!

Насколько они опасны? Если коротко, то эта болезнь лечится. Какими бы великими и ужасными не казались нам сегодня господа глобалисты и их пособники на «туземных территориях». Есть надежда, что из этого тупика мы выйдем с меньшими потерями для этнической системы, чем это было 100 лет назад, ибо главное в этно-системе — СВЯЗИ между людьми, а они, наконец, налаживаются — народ консолидируется. Поэтому «либералы» — обречены.

Да, сейчас, в период ломки старого мироустройства, у глобалистов есть серьезные «гибридные» преимущества (последнее — биооружие). Но первая большая война поставит все на свои места. Потому, что воюют не хитроумные планы, и даже не деньги, а народы. И тут уже преимущество будет на нашей стороне. Глубинное преимущество!

Таким образом, если в 1917 г. мировая война ускорила распад старой системы в России, то будущая мировая война ускорит формирование новой. Как? Через консолидацию суперэтноса и удаление из правящего слоя антисистемщиков-космополитов; если не всех, то большей части.

Повторим, наш этнический надлом (с XIX века) почти преодолён, и мы постепенно выздоравливаем, а глобалисты («Фининтерн»), напротив, будут только растрачивать свой ресурс и получать всё новые и новые проблемы на свои головы. Рано или поздно они упрутся в стену. Таким образом, на данном историческом отрезке время работает на нас! Как это не покажется кому-то невероятным.

Но вернемся к революции 1917 г. Что в начале XX века вызывало недовольство народа в первую очередь? Главная проблема — деревня. Крестьянство составляло почти 80% населения. Средний надел был 3-4 десятины, а где-то и меньше. Этого категорически не хватало (в 1860 г. надел был значительно больше). Обеспеченность лошадьми уменьшилась, поголовье скота — тоже. Товарный хлеб из крупных хозяйств вывозился за границу, а деревня периодически голодала (неурожаи). Даже шутка такая ходила: «Не доедим, но вывезем!». (Вам это ничего не напоминает?) И куда бедному крестьянину податься?!

Есть статистика по призывникам — большой процент недокормышей. Есть статистика по потреблению основных продуктов — мясу, молоку, рыбе, яйцам — она была гораздо меньше необходимого минимума. Основной продукт — хлеб, чаще черный!

Но дело даже не в недостатки еды, в России бывали времена и похуже. Дело в вопиющей несправедливости — одни купаются в роскоши, выставляя её напоказ, а у других животы подводит. Вот вам результат развития «того» дикого капитализма (с 1860-х по 1917 г.), при нарастающем диктате иностранного капитала. И — совершенно адекватная реакция на это русского народа. Почему адекватная? Потому, что понятие о справедливости у русского народа — это одна из фундаментальных, христианских основ жизни. До сих пор!

Поэтому насчёт народной поддержки в 1917 г. партий эсеров и большевиков, «допускающих террор», тоже не всё просто. Если копнуть поглубже, то за «поддержкой террористов» — действительно, часто «отмороженных» типов (антисистемщиков) — мы увидим готовность нашего народа ВОЕВАТЬ за свое будущее. Не населения, повторю, а народа!

Это происходит, когда терпение лопается. Всё!!! Предел! И после этого народ уже не остановишь! Нравится это кому-то, или не нравится. Это железный закон этнической истории, обусловленный ПРИРОДНЫМ феноменом пассионарности. И, строго говоря, здесь привычные оценки «хорошо» или «плохо» — не применимы, как не применимы они, например, к землетрясениям и цунами, которые могут быть очень неприятными, но злыми или добрыми — не бывают (сравнение Гумилёва).

И это тоже к вопросу, кто ДВИГАЕТ историю — народ, который, в большинстве поддержал «красных» и, затем, «зелёных» в период Гражданской войны (это железный факт!), или политические элиты и прочие группировки в верхах о которых, в основном, и пишут наши историки и публицисты.

Это самая распространённая ошибка — забывать про народ, который делает историю, когда он ВОЮЕТ или БУНТУЕТ. Или, иногда, САБОТИРУЕТ, как это было перед 1991 г. (об этом мы еще поговорим). Происходит это, повторим, не часто, а по накоплению — в острые, переломные моменты истории. Начиная, как минимум, с татарского ига. Собственно, в этом и заключается феномен ГЛУБИННОГО НАРОДА — мотора, который двигает историю.

Поэтому, генералы и офицеры — т.е. политические группировки и элита — это, безусловно, важно, особенно в период роста пассионарности (в России это героические XIV-XVIII века — время укрепления государства и создания военной империи), но без стойких солдат, т.е. народа, они совершенно бессильны! Особенно, при пассионарном перегреве, когда «политики» увлекаются борьбой за первенство и междоусобицами (Смута XVII в.) и народ вынужден их урезонивать. И, тем более, при потере национальной идентичности и пассионарности, как это произошло с нашими элитами к 1917 г.

Тогда произошло то, что периодически происходит с национальными элитами — вырождение. Не всех, конечно, но многих.

Что такое антисистема по Льву Гумилёву? Перечислим по пунктам, это:

1) «Онемечивание», то есть, потеря национальной идентичности значительной части аристократии и дворянства. По Гумилёву — русско-европейская этническая химера. Например, сегодня уже забыли, что лютеранство у нас было второй религией после православия.

2) Европеизация русского дворянства и интеллигенции. Идеологическая химера — чужестранцы в своей стране, что выражалось в равнодушии, даже презрении к Отечеству. Это, повторю, более глубокий, этнический уровень! Примеров, тут множество, начиная от Новикова и Чаадаева и кончая Милюковым и Витте; в последнем, кстати, соединились две химеры: этническая и идеологическая (это к вопросу о «русских» масонах). Гумилёв писал об этом явлении: «Для всех неромано-германских народов (не европейских — Е.Е.) практика европеизации вредна, как переливание крови несовместимых групп».

3) расслабленность «общества» на грани субпассионарности (обломовщины), что являлось даже не ленью, а недостатком жизненной энергии (пассионарности). Например, в начале XIX в. большинство дворян еще неплохо воюют (1812) и занимаются хозяйством, а через 100 лет они уже не те.

4) Мода на «красивую жизнь», зачастую, не по средствам: рестораны, цыгане, кутежи!

5) Мода на разврат. Анна Каренина — это еще цветочки!.. В это время в «образованном обществе» становятся заметными такие явления как феминизм и «гражданский брак», а иногда даже — семейная жизнь «втроем»!

И, наконец, 6-й пункт, самый главный, — большинство представителей высших классов и интеллигенции отошли от Бога, от когда-то своей православной Церкви, которая, заметим, тоже переживала серьезный кризис (обмирщение духовенства и мирян, нарастание «протестантизма», церковные либералы и пр., что и привело к поддержке «благоверного» Временного правительства)!

Отсюда, кстати, поголовная мода на спиритизм и теософию. Что с точки зрения верующего человека является завуалированной формой сатанизма. Да-да! Всё очень серьёзно. Православные знают, что заходить на эту «территорию», даже ради любопытства, ни в коем случае нельзя!

Поэтому многие из «образованных людей» и поплатились за своё религиозное отступничество… Правда, потом, в эмиграции, некоторые опомнились и обратились к Церкви. Им лечение пошло на пользу…

Однако, здесь надо ещё раз сделать существенную оговорку: не все представители русской элиты и интеллигенции денационализировались и потеряли пассионарность. Сто процентов никогда не бывает, тем более, в середине жизни суперэтноса. Но больше половины — это на весах истории очень много! Тут уже надо менять.

Именно поэтому после октября 1917 бывшие «солдаты» и «унтера» стали «генералами». А значительная часть русского генералитета перешла на службу к большевикам, разуверившись в Керенских и прочих «реформаторах», которые за восемь месяцев умудрились развалить страну.

Здесь опять встает вопрос ПОНИМАНИЯ истории. Ведь у нас до сих пор, по инерции, ставят во главу угла «политику» и «экономику», от которых почти все эксперты и начинают танцевать. Но ведь это замена причины следствием! Согласно цивилизационному подходу, в основе исторического процесса лежит этнический фактор (этногенез плюс культурные коды), а уже затем остальная надстройка — социум, политика, экономика, которые, разумеется, тоже влияют на историю, — но на своем, тактическом, уровне. И все это с XVIII в. — с поправкой на разрушительный фактор глобализации.

Зависимость здесь простая — приходит в порядок этническая система, приходит в порядок всё остальное. И наоборот! Почему? Потому, что КАКОВЫ ЛЮДИ, ТАКОВЫ И ИХ ДЕЛА. Пример – нынешняя «элита»…

Тогда же, перед 1917-м, порядка в этнической системе (состоящей из людей!) уже не было! Он будет наведён позже — сначала, в ходе Октябрьской революции и Гражданской войны, когда из системы был удален мешающий элемент — либералы-западники («инопланетяне-1») и, окончательно в конце 30-х, после отстранения от власти троцкистов-космополитов — «инопланетян-2», которые были хуже первых. Только после этого необходимый БАЛАНС МЕЖДУ ПРАВЯЩИМ СЛОЕМ И НАРОДОМ был восстановлен. Конечно, этот порядок достался дорогой ценой (вмешательство мировых революционеров — красных глобалистов!). Но на несколько десятилетий хватило.

Ну, а потом, процесс деградации продолжился… Надлом, есть надлом. Из него так просто не выскочишь, надо переболеть до конца. А тут еще глобализация подоспела… Теперь мы из всего этого выкарабкиваемся.

Журнал    Рубрика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: