ДМИТРИЙ ПАРХУТА
магистр богословия
ПУТЬ ПОКАЯНИЯ И ВСТРЕЧА С БОГОМ
Многие святые отцы Церкви неоднократно писали в своих трудах, что встреча с Богом происходит через путь покаяния. В самой Библии покаянию уделяется важное место, как необходимому условию для возвращения к Богу. Неслучайно пришествие Христа свершилось в момент служения Иоанна Крестителя, а само крещение как оставление прежней греховной жизни. Стоит отметить, что у иудеев существовало обрезание, которое являлось символом оставления греха, но пред встречей с Богом требовалось более глубокое значение. Иоанн Креститель крестил водой (Мф. 3;11), вода в свою очередь означает жизнь. Погружение в воду символизирует смерть, а выход из воды – рождение. В то время, как обрезание плоти символизировало лишь оставление греховных наклонностей, крещение Иоанна символизировало смерть и новое рождение. Иными словами, без покаяния невозможна жизнь вечная.
В нашей Церкви существуют таинства, которые облегчают нам наше вхождение в жизнь вечную, одним из таких таинств является исповедь. Однако в нашем современном мире понимание таинства исповеди и покаяния слилось во что-то неопределённое. Сходить на исповедь стало означать покаяться, однако на самом деле таинство исповеди не является покаянием. Во время исповеди сакрально кающийся предстоит перед Богом, а священник в это время является свидетелем. Немало людей конечно это понимают, но многие так же путают покаяние с сожалением о содеянных грехах. Слово [μετάνοια] – метанойя хотя и переводится с греческого как сожаление, однако означает изменение сознания.
В наше время очень нахватает духовно опытных людей, которые могут наставить на путь покаяния. По этой причине многим из нас приходится проходить этот путь самим опираясь на святоотеческое учение. Для того что бы произошла метанойя есть необходимое условие. Изменение сознания не происходит без погружения в свое сердце. «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5;8). Иными словами, путь покаяния есть путь вхождение в своё сердце. Но как это сделать? Четкой инструкции или техники для этого нет. Однако можно сделать первый шаг – это престать врать себе! Как бы странно это ни звучало мы часто притворяемся другими перед различными людьми. В зависимости от ситуации мы проявляем различную реакцию на определённых людей, даже неосознанно, хотя прежде каждый из нас, когда был ребёнком был от этого свободен. «Если не обратитесь и не будете как дети, не войдете в Царство Небесное» (Мф. 18:1-4). Даже наедине с собой мы не можем быть до конца честны, потому что даже признавая себя греховными, мы это делаем с некой долей жалости к себе, а иной раз и с долей прелести – слово «грешник» приобретает значение чуть ли не уменьшительно-ласкательное. И тут открывается самая страшная правда о том, что мы не хотим осознать природу своих грехов, нам нравиться быть грешными, потому что глубинное осознание своей греховности требует значительных усилий. Мы даже не можем не притворяться перед самим Богом, ищем оправдания своей греховности, своим поступкам. Кто из нас может искренне признать, что он наслаждается грехом и, в глубине души, не желает никаких изменений? «Ибо огрубело сердце людей сих и ушами с трудом слышат, и глаза свои сомкнули, да не увидят глазами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и да не обратятся, чтобы Я исцелил их» (Мф. 13;15).
У человека, пришедшего к покаянию, осознавшего свою греховность, и приложившего множество сил к самосовершенствованию, необходимо понимание, что полноценное покаяние не в силах только собственных. «Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же все возможно» (Мф. 19;26).
Метанойя или искреннее покаяние с полным самоотвержением предваряет личностную встречу с Богом, иначе как бы мы спаслись без участия в нашей жизни Бога… То есть, что бы встретиться с Богом нужно просто начать путь к Нему в правильном направление, ведь человек – храм Божий: «Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святаго Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших, и в душах ваших, которые суть Божии» (1 Кор. 6;19), а наши сердца можно полноценно назвать Его престолом!