РАВНОДУШИЕ И ПОШЛОСТЬ КАК ПЛОДЫ БЕЗДУХОВНОСТИ: ОПЫТ ИСТОРИКА
Историк-краевед Игорь Ручин рассказывает о вызовах изучению истории России
Представьте себе: вы приезжаете в деревню на каникулы или в отпуск, справедливо радуетесь доброй встрече, предвкушая уют, красоту восходов и закатов над речкой или озером, знаменитые бабушкины курники, окрошку, оладушки с вареньем. Но вместо этого вам швыряют на стол смердящий химикалиями «бич-пакет», ставят пластмассовую чашку с кипятком, в котором плавает изогнутая палочка-мешалка, потом требуют пару тысяч за гостеприимство, а в конце читают лекцию о любви к семье. Согласитесь, в таком случае у вас появятся обоснованные сомнения не только в искренности гостеприимства, но и в здравом уме принимающей стороны. Жалость, вполне возможно, тоже появится, как и оторопь, недоумение, возмущение.
Вот точно такие же чувства, по мнению Игоря Ручина, историка, реконструктора, руководителя исторического комплекса «Сугорье» (http://www.sugorie.com/), что в селе Горицы Вологодской области, неподалеку от Воскресенского монастыря, появляются у человека, который столкнулся с откровенным перевиранием истории родной страны и края.
Кому проспорил бы Дарвин?
«Глупейшие мифы, пошлые басни, клоунские костюмы, «попса» вместо музыки и откровенное, плохо скрываемое желание «сорвать с турла побольше бабла» – вот с чем приходится бороться, – говорит Игорь Александрович. – И это сейчас, когда ты видишь искреннее желание и стремление людей узнать Россию лучше».
Большинство туристов, по его словам, проявляют большой интерес к истории:
– Задают интересные, зачастую сложные вопросы, стремятся разобраться в хитросплетениях истории Древней Руси. Но многие гости, по моим наблюдениям, не очень хорошо знакомы с ней (я их ни в коем случае не упрекаю) и живут в каком-то смысле в окружении мифов о русской истории. Развеять эти мифы, унизительные сказки о Руси и русских – одна из наших задач. Чем навеяна ложь? Прежде всего, конечно, антинаучными баснями от современного кинематографа и книгоиздательства, а также некоторыми «историками от интернета». А это целая фабрика по производству глупых штампов в отношении истории.
Особенно это касается нынешнего молодого поколения, чьи представления об Отечестве искажены псевдоисторическими компьютерными играми – тут просто беда: эти «игрушки» вытесняют из сознания не только уважение к России, но и разрушают элементарный здравый смысл в отношении наших предков. Представления о материальной культуре Руси извращаются со страшной силой, я не говорю о том, что творится с ее духовным наследием – здесь картина не менее печальна.
И когда мы раскрываем нашим гостям красоту древнерусского костюма, причем, речь идет далеко не всегда о костюме знати, а о повседневной одежде обычного жителя древнего города, людей ждет множество приятных неожиданностей: оказывается, наши предки не были чужды ни эстетики, ни этики, и чувство прекрасного впитывалось ими буквально с молоком матери. А когда оказывается, что городское население Древней Руси почти поголовно было грамотным, наши князья могли свободно говорить на нескольких языках, речным жемчугом северных рек снабжался весь континент, а ювелиры изготавливали настоящие произведения искусства, повторить которые не могут современные мастера, гости с радостью расстаются с унижающими национальное достоинство выдумками. Как с улыбкой сказал один из гостей, «в споре с нашими предками Дарвин бы проиграл – они бы ему быстро объяснили, от кого произошли обезьянопоклонники». Разумеется, мы не можем заниматься в наших условиях только научным исследованием нашей истории, но показать гостям ее величие, красоту, богатство мы обязаны. Пытаемся, и небезуспешно, показать необходимость знакомства с ее основными вехами, демонстрируем, что смотреть на родную страну нужно с любовью и уважением. В какой-то мере, мне кажется, мы выполняем ту же задачу, что и знаменитые парки «Россия. Моя история», только на другом уровне.
«ПДД» для истории
Законы, по которым развивается история, и смысл их изучения я бы сравнил с пользой знания правил дорожного движения: без знания ПДД очень сложно не только управлять автомобилем, но и просто перейти дорогу. То же самое, по моему убеждению, касается и истории: хотим мы того или нет, но мы участвуем в историческом процессе, и знать его законы вполне уместно, если мы не хотим топтаться на граблях. А намеренное забвение, презрительное вымарывание страниц, глав, томов из собственной истории приводит к отказу тормозов, последствия чего всегда плачевны – в этом мы можем убедиться и сегодня, и на примере истории СССР, когда русских пытались избавить от России. Потребовалась страшная война, чтобы слова «Русь», «русский» произносились без презрения.
В чем разница между любовью к Родине и нацизмом? В первом случае мы говорим о ней и о своем народе как о даре Божием, за который мы должны быть благодарны и за который несем ответственность перед Господом. А во втором случае имеет место преступное и губительное для души смещение ценностей: на место Христа, которое по определению главное в жизни, мы ставим свою национальную принадлежность – от этого и все извращения, презрение к другим народам, культивируемая вражда ко «всем плохим». Христианская любовь к своей стране никогда не подразумевает ненависти к другому народу. С какой стати любовь вдруг может питаться ненавистью или порождать ее – это же безумие. Смотря на историю нашей страны, нельзя не прийти к выводу, что знаменитое прирастание землями удалось именно благодаря христианскому подходу – любое отклонение от него неизменно оборачивалось войнами и другими трагедиями. Поэтому я и настаиваю на изучении, внимательном ознакомлении с нашей историей: учиться нужно не только на победах, но и на печальных, а то и позорных фактах собственной жизни – и из них нужно уметь извлечь пользу.
Всеядность и жадность
Что мешает качественному изучению истории? На мой взгляд, агрессивная пошлость. Нет, я не беру ни в коем случае школьную программу: судя по (увы, медленным) ее изменениям, мы можем надеяться на то, что с основными ее вехами и фактами наши дети будут знакомы лучше, чем предыдущее «забытое поколение». Хотя и здесь есть претензии, конечно. Но главный враг истории, повторюсь — пошлость, причем агрессивная. Примеры? К сожалению, имеются.
Вот, смотрите. Приезжают туристы на прекрасном теплоходе в наши северные края, смотрят на красоты, восхищаются. Логичное совершенно желание – узнать побольше об истории этих земель, об их святынях, героях, обычаях, культуре. Именно для этого и существуют, казалось бы, культурные и образовательные программы, которые проводятся для путешественников, сошедших на берег. Но, я своими глазами видел! Часто их встречают так, что лучше бы люди ехали дальше: какая-то бабка в костюме из половиков стоит на сцене и пытается петь про любовь, «у которой села батарейка», вокруг сцены прыгают непонятные люди с шашками, изображая то ли казаков, то ли печенегов, на стене новодельной крепости, по соседству с музеем сметаны, висит икона, а рядом полощется знамя Победы – и все это под пафосное повествование о «необходимости любить свою Родину». Плюс придуманные, высосанные из пальца исторические «факты», которые вызывают не то оторопь, не то панику: ну нельзя же так откровенно врать людям и презирать их! О презрении, кстати: сам слышал, как руководитель такого, простите, «просветительского» центра поучал своих подчиненных: мол, с туристов нам нужно «снять сливки» прямо здесь, на причале, и ни в какой монастырь (в нашем случае это Кирилло-Белозерский) их возить не нужно.
Возмутительно? Не то слово. Особенно сейчас, в то время, когда, казалось бы, Россия должна пристально вглядываться и изучать именно себя. Но какая зачастую предлагается альтернатива?! Скоморошьи костюмы, дебильные стишки и попевки, медведи с балалайками, лешие и кислая медовуха непонятного происхождения. И все это «сдобрено» (видимо, чтобы чиновники были довольны) иконами и знаменем Победы. Разумеется, потом идут крайне нелицеприятные комментарии в адрес «специалистов» и региона, на территории которого творится все это безобразие.
«Чё дадено, то и ешьте»
Мы обращались к местным чиновникам: прекратите эту вакханалию, нельзя так относиться к собственной истории и культуре, побойтесь Бога! Нельзя подменять историю пошлостью – эдак вы делаете всю работу за тех, которые пытаются «отменить» Россию. Кто сталкивался с чиновниками, может себе представить плоды такого общения. То есть, ничего утешительного: «Мы не имеем права вмешиваться в дела хозяйствующих субъектов. Чё дадено, то и ешьте. И нечего тут. Главное, чтобы костюмчик сидел. Туристический проект действует, а как – уже не важно». Девиз, похоже, такой. Насколько разрушителен такой «проект», бедняги не задумываются.
Раньше основным врагом качественного изучения истории, по моему мнению, были так называемые «альтернативщики» – последователи Фоменко и Носовского, а также «волхвы с комсомольским прошлым». С ними, кажется, мы научились общаться, и люди уже рефлекторно чувствуют их деструктивную сущность. Так вот, безграмотность, равнодушие и лень чиновников на местах, обязанных по роду службы различать качественный турпродукт от пародии на него – вот, что сегодня самое опасное для нас. Знакомить людей с духовной сокровищницей Северной Фиваиды, после таких «медвежьих плясок с бубнами», музейным экскурсоводам зачастую бывает очень непросто.
Под видом погружения в историю Руси этими циничными дельцами «впаривается» такой откровенный суррогат, что волосы встают дыбом. Эти люди не то что не имеют исторического образования, они даже не знакомы с азами экскурсионной работы, но, обладая непомерными и нездоровыми амбициями, а также, увы, ведомые жаждой обогащения во что бы то ни стало, наносят страшный вред, опошляя нашу историю.
И здесь, опять – же, возникают вопросы к местным чиновникам, которые, казалось бы, должны быть ответственными за развитие туризма, за образование в своем районе: вы хоть краем уха слышали, что на голубом глазу, втюхивается жертвам вашего безразличия? Как «белозерские князья – герои Куликовской битвы вместе с… викингами отбивались именно в этом месте от кочевников, пришедших с Каспийского моря (!), и с голоду съели княжеского медведя». Как говорится, это было бы смешно, если бы не было так грустно.
Если вместо качественного асфальтового покрытия дороги, подрядная организация, начинает покрывать ее валунами, дорога работать не будет, и это заметно сразу, это опасно. Но еще хуже с историей, с уважением к народу: подделки под них заметны, может быть, не сразу, но результаты страшнее. Жертвы этих подделок, тотального равнодушия («а, какая разница – был бы проект, «галочка» в плане развития региона поставлена») вас же самих очень неприятно удивят через несколько лет, когда впитают себя тиражируемые вами презрение и пошлость в отношении своей же страны.
Подобное безразличие и желание угодить начальству приводит иногда к курьезам. Помню, как-то мы принимали гостей из серьезного столичного ведомства, чьи сотрудники проявили неподдельный интерес к нашему творчеству. Делегация представительная, программа намечена обстоятельная, с гастрономической составляющей. Но, как это часто бывает, перед приездом гостей приходят местные товарищи, ответственные за их прием, и пристально вглядываются в обустройство нашей «Княжеской гридницы»– интерактивного музея, в котором воссоздана обстановка древнерусской парадной палаты.
По итогу, колоритные широченные скамьи вдоль столов, в ладонь толщиной, заменили на (не смейтесь) офисные стулья – так-де гостям будет удобнее. И смех, и грех!
Почему не опускаются руки у Ручина
Опускаются ли руки при виде такого отношения к познавательному туризму, к истории Отечества? Нет, ни в коем случае.
Во-первых, чиновники тоже бывают разные. Некоторые, например, часто советуются с нами, какие труды по истории стоит прочесть, а от каких лучше воздержаться, и вообще, проявляют неподдельный краеведческий интерес к нашим местам.
Во-вторых, общеизвестно, что доброе дело без искушений не бывает – это мы усвоили давно. Тому же мы с супругой учим и детей, и внуков.
Да, у нас многодетная семья, слава Богу: шесть детей, четверо внуков уже. Никто не лодырничает, что радует: кто в кузнице работает, кто в музее, кто – то еще учится, штаны, одним словом, не просиживаем. Недавно отмечали серебряную свадьбу. Какой урок я вынес за эти четверть века? Думаю, такой: одним из главных условий и доброй семьи, и своего дела являются три вещи: 1. Терпение, 2. Терпение, 3. Терпение. Эти же качества вам необходимы, когда вы и ваши дети сталкиваются с вызовами подросткового, переходного возраста. А вот когда появляются внуки, начинается: суровый, строгий папка превращается в доброго дедушку, прощающего всякие выходки внуков – к недоумению, а то и возмущению родителей. Знакомая картина, правда? На наш с супругой взгляд, чем больше детей (и внуков!) в семье, тем меньше в каждом из нас самолюбия. А чем меньше самолюбия, тем больше любви – вот где секрет крепкой семьи, нам кажется. Если есть любовь – как можно отчаиваться?
Литературная запись Петра Давыдова