ЭММАНУИЛ

Действительно,  с нами Бог! Следствием разрушений, которые человек натворил и продолжает совершать, должно было бы стать наше исчезновение, прекращение бытия. Однако, Господь с нами, бережёт нас и восстанавливает к жизни.

Не нужно ничего доказывать, стоит внимательно присмотреться и убедиться, что Бог с нами. Человек небольшое существо в сравнении с громадами звёзд, морей, океанов, гор. И это малое творение рушит всё на своём пути, живя беспорядочно. Дисгармония, наблюдаемая в природе, происходит по вине человека, который, стремясь к цивилизации, попирает законы морали и физики.

Меняется окружающая среда, исчезают виды растений и животных, падает духовный облик самого человека. Всё происходящее не сулит благополучного будущего. В 1912 году вождь мирового пролетариата писал Горькому, что миллионы убийств, болезней, эпидемий менее опасны, чем малейшая мысль о Боге, что Бог – личный враг коммунистического общества, а все религии и церкви в понимании марксистов являются органами буржуазных реакционеров и служат защите эксплуатации и усыпления рабочего класса.

Много прошло времени со дня революции, но Церковь в России процветает, хотя реакционеры и эксплуататоры отсутствуют. Это потому, что с нами Бог, Всесильный и Всемогущий. Он долготерпит человеческие инициативы, хотя люди своими действиями пытаются ниспровергнуть Творца, становясь «творцами».

Издревле известно, что змий склонил первых людей вкусить запретный плод, им захотелось стать богами. Вспоминается задумка построить Вавилонскую башню, подпереть небо, чтобы не было повторного всемирного потопа. Слава Божия на фоне всех человеческих замыслов торжествует. Любя человека, Бог даёт возможность проявиться его желаниям. Люди имеют свободу и делают что хотят, но Бог есть совершенное Существо, выше Которого ничего невозможно представить.

И Он с нами. Человеку не следует быть вне Бога, потому что Им люди живут, двигаются и существуют. Одна девочка просила рассказать ей о Иисусе Христе, но вскоре вспомнила, что невозможно полностью этого сделать, потому что жизнь Господа не окончилась, а продолжается. Бог живёт с нами.

Веруя, человек самого низкого уровня в обществе, хотя и презираем, знает, что он уважаем Высшим Существом и поэтому может иметь чувство собственного достоинства. Он знает, что его ближний такое же творение Божие и заслуживает любви и уважения. Никто не вправе сказать, что раз человек произошёл от обезьяны, люди должны любить друг друга.

История говорит, что Сталин преклонялся перед Дарвиным и высказывался, что человек является результатом жестокой борьбы за существование против других видов, борьбы, в которой выживают только самые безжалостные. «Поэтому я буду безжалостным!»

Только вера в Бога любви, нашего Спасителя побуждает людей любить друг друга. Христос знал, как с Ним обойдутся, но, не взирая ни на что, продолжал раздавать богатые милости. И до настоящего времени люди принимают от Него благодеяния, веруя, что с нами Бог, Который не посрамит. Жаль, что люди так привязаны к миру, в котором постоянно дают и берут, где платят за всякий товар, что понятие «даром» почти исчезло. Все за подарок ожидают благодарности, улыбки, дружбы. Спаситель даёт, по опыту зная, что не получит благодарности.

Он всех людей призывает к восхождению на высоту и привлечению туда других. Господь показал, что Он – Любовь. Узнать об этом можно не стремлением получить что-то, но путём отказа от многого. Вера во Христа – одно из средств видеть дальше, чем человеческий глаз. Через веру можно созерцать мир Божий.

Известно, что глаз ограничен, поэтому учёные придумали линзы, рентгеновские лучи, электронные микроскопы, компьютерную томографию. При помощи аппаратуры обозревается реальность, которая недостижима глазом. Примеры Священного Писания учат не всегда доверять собственному уму и принимать мысли Божественные, которые, независимо от внешних обстоятельств, не поддаются земным привязанностям.

Христос Единственный может постигать конечную Истину. Только в Нём можно всё познать. Вера в то, что с нами Бог закрепляется в уме человека, люди на жизненном опыте соприкасаются с Всевышним.

Христос принёс на землю Истину, проводил её в жизнь. Он Сам есть Истина. Он Истина и Жизнь. Истина может быть господствующей, но Христос есть Господь господствующих. Если преклоняться только перед Истиной, можно оказаться в положении измеряющих глубины атомной науки, что может сделаться средством уничтожения человечества. И в повседневной жизни не надо ударяться о крайности. Чувство равновесия жизненно важно и необходимо. Помня, что с нами Бог, особенно нужно сосредоточиться на Источнике истины и принять Его.

Ф.М. Достоевский перед смертью собрал семью и попросил прочесть историю о блудном сыне. Его дочь Любовь Федоровна пишет, что он слушал с закрытыми глазами, погружённый в раздумье и просил, чтобы люди не забывали того, что сказано, хранили веру в Господа и не отчаивались в Его прощении. Наша любовь ничто в сравнении с бесконечной любовью Господа ко ВСЕМ.

Если бы случилось в течение жизни совершить преступление, не  следует терять надежды, как дети, смиряться пред Христом, Который будет радоваться возвращению блудного сына.

Произведения Пушкина, Чехова, Толстого, Достоевского и других авторов говорят о том, что с нами Бог. Они дышат верой, порицанием безбожия и распущенной жизни. Но есть люди, которые не столько отвергают Бога, сколько ошибочно чувствуют себя отверженными Богом. Они похожи на лису из басни Крылова, которая, смотря на виноград, говорит, что он на «взгляд хорош, да ягодки нет зрелой, тотчас оскомину набьёшь». Бывает, что отвергают Бога, потому что по собственной несобранности не в состоянии Его познать.

Как-то малыш рисовал Господа, но его одёрнули, сказав, что Бог невидим. Был ответ, что когда рисунок будет закончен, Бог станет видим. Христос – вечный Сын Божий через воплощение стал Человеком. Это не было только ограниченное историческое событие, а являлось становлением постоянной связи с человечеством.

Бывает, что люди не думают о Боге, пока не окажутся в тесных обстоятельствах жизни. В годы войны при безысходном положении многие не искали уже помощи у человека. Когда два солдата были под обстрелом врага, то обращались за помощью только к Богу, чувствуя Его близость.

Следует чаще приводить на память слова «с нами Бог». Человек думает о чём угодно, боится действия отрицательных сил, верит снам, строит отношения на сомнительных слухах, боится колдовства. Издавна люди уклонялись от Господа. Они смеялись над Ноем, который в засуху строил ковчег для спасения от потопа, не поверили Моисею, задержавшемуся на горе, и соорудили золотого тельца.

Разворачивание в противоположную сторону дошло до того, что потребовалось Божественное вмешательство. Бог всегда был с нами, только мы не всегда сознавали это. Человек боится всяких негативных сил, но не смущается, что постоянно отворачивается от Того, Кто с нами. Не Бог уходит от человека, а человек всеми действиями сторонится Создателя.

Как спокойно и радостно жить, сознавая, что с нами Бог. Это хорошо чувствовал апостол Павел, призывая всегда радоваться и за всё благодарить. Радоваться потому, что Бог с нами, и нет никакой силы на небе и на земле, превосходящей Божественное могущество.

Человечество перешло ко второму периоду земного служения Спасителя. В первый период Он служил народу, теперь выступает как Тот, Кто отдаёт Себя за народ и говорит, что пришёл ради этого. Иногда кажется, что мир зашёл в тупик. Вывести его не во власти науки и политики, которые исчерпали свои возможности. Они бессильны помочь утопающему в моральном разложении миру. Надежда только на Христа, и все радуются, что с нами Бог.

Много общего между верующими. Они избраны во Христе Иисусе. Как главное происхождение всех людей является общим, так и оправдание даётся через Спасителя грешникам. «Как во Адаме все умирают, так во Христе все оживут» (I Кор.15,22). Потерянное в Адаме человек приобретает во Христе. В Адаме он потерял святость и непорочность, во Христе вновь приобретает их.

В своей речи ап. Павел говорит об общем происхождении людей. В очах Бога все равны, нет ни низших, ни высших рас, от одной крови Бог произвёл весь род человеческий. И Бог остаётся с нами. Совесть – голос Божий в человеке. Если она целиком находится под водительством Всевышнего, то будет доброй. Если потеряет способность делать правильный выбор, станет порочной.

В своё время Микельанджело спросили, каким методом он пользовался при работе над скульптурой Моисея? Он ответил, что взял кусок мрамора и отсекал всё, что не похоже на пророка. С нами Бог, и наши отношения с Ним начинаются подобно простым кускам неотёсанного мрамора. Но в человеке заложен потенциал великолепных существ, которыми люди становятся посредством отсечения всего, что непохоже на Христа.

Перед учёными стоит вопрос о том, что такое Истина, красота и очарование. Бог вдохновил величайшие произведения искусства и литературы. Кем были бы Данте, Микельанджело, Рафаэль, Бах и другие, если бы не было Бога, Благословляющего их труды. Даже Ленин говорил, что невозможно быть коммунистом без применения всего богатства, которое усовершенствовало человечество.

И это богатство – Бог, Который с нами. В советское время в девятом классе школы была тема сочинения: «Место Ленина в моём сердце». Одна ученица, уже испытавшая близость Христа, не могла исполнить такую работу. Она мысленно молилась и наконец написала, что «Ленин был великим политическим деятелем, но Христос всегда есть и будет Великим Спасителем человечества, обнимающем всех любовию. Ленин лишь человек и в моём сердце нет для него места, моё сердце занято Христом. Сила Христа укрощает бури, исцеляет от болезней, усмиряет море, даёт мир душам нашим».

В одной притче Христос говорит о заблудшей овце, которая была найдена. Пастух её не наказывает, не гонит грубо в стадо, но берёт на плечи и нежно несёт. Первые христиане изображали Доброго Пастыря на священных сосудах, барельефах саркофагов и на стенах катакомб.

В других притчах Спаситель говорит о тех, кто не сознаёт своей потерянности, считает себя здоровым и равнодушен к духовному состоянию. Невидимый и Неведомый Бог становится видим для тех, кто преображается в образ Христа от славы в славу (II Кор.3,18).

Сходство человека с Богом и в том, что люди тоже творцы. Человек создаёт для себя среду, мир, подобно гусеницы свивает кокон. Плохой мир или хороший, но человек его творец. Обладающий верой знает и помнит, что с нами Бог, поэтому творит лучший мир, небесный. Многие известные богословы, например, Ориген, Афанасий, Григорий Назианзин и другие говорят о богостановлении человека через Христа.

Церковь, состоящая из людей, не есть общество совершенно святых, но состоит из кандидатов во святые. Всякое, впадение в грех поправимо, непоправимо отпадение от веры, поэтому следует чаще приводить слова «с нами Бог» на память.

Присутствие Христа с нами не даёт гарантии, что мы будем без искушений. Наоборот, чем больше люди покорны Господу, тем больше подвергаются сатанинским проискам. Как присутствие Христа в лодке не было гарантией, что не произойдёт бури, так пребывание Его в нас не гарантирует отсутствия испытаний в жизни.

В этом отношении уместно сказать о знаменитом скрипаче Паганини, у которого во время концерта лопнула струна «До», вскоре порвалась струна «Фа» и, наконец – «Си». Будучи гением, он продолжал играть на одной струне «Соль», которая была серебряной. На нашей арфе, возможно, лопнули многие струны, но песнь веры следует играть на оставшихся и даже на дереве инструмента, помня, что с нами Бог Всемогущий.

В десятых годах 20 века в России существовал сегмент большевистской партии под названием «Богоискатели», куда входили Горький и Луначарский. Они рассуждали, что если Бога нет, надо действовать так, как делал бы Он. Они хотели соорудить бога. Ленин боролся против этой группы, боясь, что люди осознают неспособность быть богоподобными и решат, что высшая сила внушила им это желание.

Когда весь мир увидишь в тёмном цвете
И ненавистен станешь сам себе,
Не говори, что Бога нет на свете,
А говори, что нет Его в тебе.
Бог есть любовь, Бог есть к добру стремленье,
Он в чувстве, воле, разуме твоём,
Ищи Его в терпеньи и смиреньи,
Его найдёшь в труде, в прекрасном всём.
Но там, где зло, неправда и страданье
Невинных жертв, где скука, боль, тоска,
Там Бога нет, там тот кого названье:
Дух клеветы и всякого греха.

Человек знает, что мир во зле лежит, но Сын Божий пришёл, дав нам свет и разум. Сатана внушает легковерным, что Бог жесток, недоступен, карает грешников. Превратное представление о Боге убивает надежду. Спаситель всегда с нами. Он ненавидит грех, но любит грешника и хочет его освобождения от греха.

На Тайней Вечери Христос знал, что Иуда предаст Его, но не перестаёт его любить, Господь знал, что ап. Петр трижды отречётся, но продолжает любить его. Спаситель знал, что ночью все ученики разбегутся, но это не стало препятствием к омовению отступникам ног.

Бог неизменен. Как тогда, так и теперь Он с нами. Вера в это связует человека с Богом. Лучше верить во Христа и утешаться плодами веры, чем жить в кошмаре неверия и отрицаний, прозябать во мраке неизвестности, погружаться в трясину порока и уныния, безнадёжности, отчаяния и неописуемого предсмертного ужаса.

Сколько жалоб на тоску и депрессию. Люди пытаются выходить из этого состояния, принимают таблетки, отчего больше заболевают. А ведь всё проще, надо вспомнить, что с нами Бог. Он крепок, является Властителем, Начальником жизни, Отцом будущего века. При Его помощи мы побеждаем врага и вместо позорного бегства стремительно идём вперёд, уповая, что с нами Бог, что наша победа является победой света над тьмою, истины над ложью, любви над злом и ненавистью.

Из года в год люди готовятся к встрече праздника Рождества Христова и очень заметно всё вокруг преображается. Другое настроение, восторг, и жизнь обретает смысл. И это потому, что на некоторое время люди очищаются, желают достойно встретить Богомладенца. Ведь человек ценится по широте души, глубине сердца, святости мышления, чистоте характера, возвышенности исканий, жертвенной способности, обилию любви.

«Так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасён был чрез Него» (Ин.3).

Известен случай и подобных много, когда человек блуждает по улицам большого города и в один безотрадный день, когда на душе невыразимо тяжело, он перешагивает порог храма и, войдя внутрь, склоняет голову и начинает молиться. В общении с Богом невидимым, но реальным, он переживает то, что не поддаётся никакому описанию.

Это свидетельствует, что с нами Бог, Который падшим подаёт восстание и животворит. Поэтому учение Христа помогло погибающему человечеству и произвело в мире величайший из всех известных переворотов. Христианские идеалы легли в основу новой культуры и на протяжении двадцати с лишним столетий являются истиной, которая до сих пор одухотворяет и преображает народы.

Никогда Спаситель не призывал к мести, злобе, ненависти, насилию. Напротив Он говорил о перемене сердца, духа, жизни, о любви и служению людям, к святости, всепрощению. Церковная история изобилует поразительными случаями, когда самые лютые враги Христа превращались в ревностных свидетелей и мучеников. Апостол Павел – один из множества.

И сегодня есть люди, верующие во Всемогущего Вседержителя, в то, что с нами Бог, всё Содержащий в Своей власти. Однако, бывает обидно, когда видишь в продаже приличные открытки с надписью: «С Новым Годом и Рождеством!». Почему сокращение, почему трудно или стыдно сказать: «С Рождеством Христовым!»

Торговля идёт, «металл» приобретается, а полного смысла в поздравлении нет. Православные не должны покупать такую продукцию. Ведь есть и поздравительные конверты и открытки, в которых красиво звучат слова «С Рождеством Христовым!». С нами Бог и не следует скрывать это.

В своё время поэт Игорь Северянин безбоязненно и недвусмысленно провозгласил:

«Всего три слова: ночь под Рождество.
Казалось бы, вмещается в них много ль?
Но в них и Римский-Корсаков, и Гоголь,
И на земле небожной Божество.
В них – снег хрустящий и голубоватый,
И безалаберных весёлых ног
На нём следы у занесённой хаты,
И святочный девичий хохолок.
Но в них же и сиянье Вифлеема,
И перья пальм, и духота песка.
О, сказка из трёх слов! Ты всем близка
И в этих трёх словах твоих – поэма»

Архимандрит ЕЛЕАЗАР (1936-2011),
Духовник Александро-Невской Лавры
Санкт-Петербурга

Декабрь 2006

Журнал    

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: