Развивайка

Анна Абикулова

Ни для кого не секрет, что дети очень любят сказки. Это могут быть сказочные сюжеты в прозе или несложные фантастические истории в стихах. В них причудливо переплетается правда и вымысел, герои наделены волшебными свойствами, а сюжетная линия то и дело при-обретает самые неожиданные повороты. В сказках добро всегда побеждает зло. Их развивающую и воспитательную роль трудно переоценить. Через сказку малыш познаёт окружающий мир и своё место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. В сказке любую ситуацию можно пережить «понарошку», получить определённый виртуальный опыт и, соответственно, уверенность в себе!.. Сказки прекрасно развивают воображение и внимание.

Относительно детских стихов, очень важно отметить, что, пожалуй, нет лучшего способа развивать память ребенка, чем разучивание с ним стихов. Объем стихотворений должен соответствовать возрасту. Сюжеты могут быть самые разные: от бытовых и юмористических до сказочных. Еще лучше, если вы разучите с ребенком песенку – тогда у него уже на раннем этапе будет формироваться чувство ритма и музыкальный слух. Есть также множество стихов и скороговорок, развивающих дикцию и артикуляцию. Произнося логопедические стихи четко вместе с ребенком, вы будете способствовать очищению и закреплению его правильной дикции.
Малыши раннего возраста любят сказки о животных. И это вполне объяснимо. Маленькому человечку животный мир понятнее мира взрослых. Ребёнок ещё не знает, что он «царь природы» и воспринимает зверей как подобных себе, отождествляет себя с ними. Сказки для самых маленьких имеют незамысловатый, понятный малышу сюжет. Они содержат большое количество повторений одного и того же действия (колобок несколько раз поёт свою песенку, многократно перечисля-ются желающие вытащить репку и т. д.) Это даёт крохе ощущение стабильности. Ведь для него реальная жизнь — это не единичные, а повторяющиеся изо дня в день события. Не потому ли он в сотый раз просит вас почитать «Курочку Рябу»? Ребятишкам постарше, у которых уже есть определённый опыт общения со сверстниками, могут прийтись по вкусу истории и сказки не только о животных, а и о детях («Маша и медведь», «Пряничный домик», «Гуси-лебеди»).
Хорошие сказки развивают малыша не только умственно, но и эмоционально. Кроха учится сострадать, слушая про «зайку, которого бросила хозяйка»; получает первые уроки любви, жалея мишку с оторванной лапой; становится смелее вместе с котиком, отбившим у лисы петушка; радуется за Машу, обхитрившую Медведя… Значение такого развития трудно переоценить.
Постепенно вместе с малышом «подрастают» сказки и стихи, которые ему интересны. На смену сюжетам о животных и бытовым историям приходят всевозможные волшебные сказки: о прекрасных принцессах и отважных принцах, о добрых волшебниках и злых колдунах, о драконах, живой воде и молодильных яблоках… Вера в чудо просто необходима маленькому человечку. И чем дольше он будет верить, тем лучше. Зачем это нужно взрослому человеку? У многих из нас иногда происходят в жизни такие события, власть над которыми мы не можем взять в свои руки. Тогда нам остаётся надеяться только на чудо, а в более глубоком, зрелом понимании – на Милость Божию… Вера в чудо – один из важных защитных механизмов психики человека. Это не только дает силы для борьбы, но и помогает сохранить душевное и физическое здоровье. Кроме этого, считается, что малыши с развитой фантазией и детской верой в чудеса вырастают людьми общительными, открытыми, уверенными в себе. Волшебные сказки, увлекая и захватывая интересным сюжетом, помогают юному читателю лучше понять мир и человеческие отношения, разобраться, «что такое хорошо и что такое плохо», поверить в свои силы.
Понятно, что подобное распредление сказок по возрастам весьма условно. Но в целом мы будем придерживаться этой последовательности, поскольку она отвечает физиологическим особенностям ребёнка в каждом конкретном возрасте и вполне может стать ориентиром в подборе литературы для вашего сыночка или дочурки.
На раннем этапе малышу нужно читать стихи и сказки, сопровождая их большим количеством иллюстраций. Кроха понимает смысл прочитанного именно через картинку, так как у него ещё нет собственного жизненного опыта и не развито воображение. Кроме того, сказки должны быть коротенькими. Малыш пока не способен выслушивать длинные истории «с продолжением», которые так интересны ребятишкам постарше.
Внимание крохи быстро рассеивается, и его хватает ровно на то, чтобы «осилить» небольшую
сказку. Другой важный момент — соответствие сказок возрасту. Для старших деток текст должен преобладать над иллюстрациями. Таким образом, слушая историю, малыш представляет себе героев, обстановку, тренирует воображение. В возрасте 4-5 лет самое время познакомиться с такими «волшебными» сказками!
Интересные и занимательные стихи, игры, сказки могут сопровождать ребенка целый день. С ними можно делать зарядку, умываться, гулять и обедать… Это очень способствует разностороннему развитию малыша. Обязательно возьмите за правило уделять ребёнку полчаса перед сном. Какие это приятные детские воспоминания: в комнате полумрак, лежишь, свернувшись калачиком под одеялом, а мама или папа читает тебе интересную сказку. Читать ребенку перед сном – замечательная традиция!
Как правило, малыш сам довольно быстро расставляет приоритеты, выбирая понравившиеся ему сказки, стихи или песенки. Полезно будет прислушаться к нему, ведь так проявляются его склонности и, возможно, начинает определяться будущая профессия… В нашей рубрике мы постараемся предоставить вам некоторое количество полезных развивающих сказок, стихов и игр, оставляя большое пространство для вашего, совместного с ребенком, творческого поиска.

Журнал    

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: