Храмы св. Ольги

 

 

 

 

ОЛЬГА ХИЖНЯК
кандидат философских наук

 

 

ХРАМЫ СВЯТОЙ ОЛЬГИ

разрушенные, возрождающиеся, строящиеся

 

До 1917 года в Санкт-Петербурге было двенадцать храмов во имя святой княгини Ольги. Большинство из них было закрыто и разрушено после большевистской революции 1917 г.  Назовем те из них, которые не восстановлены. Это каменный храм  Ольги равноапостольной в лагере лейб-гвардии Конного полка в Красном Селе (архитектор Н.П.Басин), деревянная часовня в Лахте; домовые храмы – при Николаевском военном госпитале на Суворовском проспекте, при больнице Общины сестер милосердия во имя Христа Спасителя на ул. Чайковского (бывшая Сергиевская),  при больнице  для неизлечимых больных на ул. Тверской, при Детском приюте в Пушкинском районе. В Колпине, в храме Вознесения Господня, до 1917 года один из престолов был освящен в честь равноапостольной княгини Ольги. Ныне храм восстановлен как однопрестольный.

В приделе св. кн. Ольги в храме свт. Петра на Роменской ул.

В настоящее время в Санкт-Петербурге существует пять Свято-Ольгинских храмов, о некоторых мы уже рассказывали («Вестник», №№1-2, 3-4, 2019 г.).  В храме святителя Петра, митрополита Московского на Роменской улице, есть престол в честь святой княгини  Ольги. Храм был построен в 1911-1912, закрыт в годы борьбы советской власти с религией, возвращен Русской Православной Церкви в 1994. г. Почетный настоятель протоиерей Игорь Мазур (1940-2016), ему пришлось восстанавливать храм и налаживать жизнь прихода. В настоящее время настоятелем храма является отец Артемий Наумов. При храме действует «Историко-просветительский центр Русь» и базируется «Общество православных психологов Санкт-Петербурга».

Церковь св. княгини Ольги в Дудергофе. Фото 1910-х гг.

Один из наиболее красивых Ольгинских храмов до революции находился в Дудергофе, в Красносельском районе Санкт-Петербурга. Эти земли принадлежали великому князю Михаилу, сыну императора Николая I,  и его супруге Ольге Федоровне. Ими был возведен еще один храм в честь святой княгини  Ольги – в усадьбе Михайловка (Стрельна), о котором мы уже подробно рассказывали. Храм в Дудергофе был закрыт в 1929 году и, в результате сложного стечения обстоятельств, оказался разрушенным, но есть планы его восстановления. На его месте поставлен Поклонный крест, рядом построен временный деревянный храм, в нем идут регулярные службы. Настоятелем храма является протоиерей Михаил Подолей, благочинный Красносельского округа. В храме проводится активная просветительская работа, 11 августа 2018 года в библиотеке «Дудергоф» был показан документальный фильм об истории Дудергофа и храма святой княгини  Ольги. Автор и создатель фильма – М.П.Тупицына. В ноябре 2018 года администрацией  Санкт-Петербурга было принято предложение Топонимической комиссии присвоить безымянному переулку рядом с храмом название «Свято-Ольгинский». Знаменательно, что это будет сделано в год 1050-летия преставления святой княгини  Ольги.

Еще один Ольгинский храм находится в Новом Девяткине – поселке на севере Санкт-Петербурга, где ведется активное городское строительство. Наш рассказ об этом храме мы можем назвать «Храм равноапостольной княгини Ольги и Братство Трезвости», что, согласитесь, звучит достаточно неожиданно. На вопрос, почему храм решили назвать в честь святой княгини  Ольги, настоятель, отец Евфимий Добрянский, шутит: «Много Ольг в храмах служит. Кругом Ольги, никуда от них не деться.  У нас тоже много Ольг: бухгалтер, повар,  благодетельница Ольга Григорьевна Авдеева».

Временный, деревянный храм св. кн. Ольги в Новом Девяткине
Временный, деревянный храм св. кн. Ольги в Новом Девяткине

История строительства Свято-Ольгинского храма следующая. В поселке Новое Девяткино расположен Ленинградский Областной наркологический диспансер.  Главврач областного диспансера Славина Татьяна Юрьевна, обратилась к протоиерею Сергию Белькову — руководителю отдела Санкт-Петербургской епархии по противодействию наркомании и алкоголизму, и попросила духовной помощи в реабилитации пациентов. В 2008 г. было заключено соглашение между епархией и диспансером. Началось духовное окормление, водосвятные молебны, крещение.  Организовалось Братство трезвости, проводились молебны с акафистом иконе Божией Матери Неупиваемая чаша.  Потом возникла идея организовать храм, и,  по благословению митрополита Владимира (Котлярова), в диспансере был открыт маленький домовый храм Преображения Господня. В это время отец Евфимий являлся заместителем отца Сергия, и он попросил его стать настоятелем будущего храма. Первую службу провели на день Смоленской иконы Божией Матери 10 августа 2012 года.  Но храм не вмещал в себя всех нуждающихся в молитвенной помощи.

Торжественная закладка Ольгинского храма в Новом Девяткине
Торжественная закладка Ольгинского храма в Новом Девяткине

Отец Евфимий обратился с просьбой о строительстве нового храма к главе муниципального объединения «Новодевяткинское сельское поселение» Дмитрию Анатольевичу Майорову и в его лице нашел поддержку, как и в лице Аркадия Анатольевича Скорова – генерального директора строительной компании «Дальпитерстрой».  Будущий храм было решено посвятить великой княгине Российской Ольге. После разделения митрополии на несколько епархий храм оказался в Выборгской епархии. Таким образом, приход, по благословению епископа Выборгского и Приозерского  Игнатия (Пунина), переименовали во имя святой равноапостольной княгини Ольги. Одновременно на территории диспансера по просьбе главврача Татьяны Юрьевны Славиной продолжается строительство храма святого праведного Иоанна Кронштадского.

В день памяти равноапостольной княгини Ольги 24 июля 2013 года на месте будущего храма был установлен Поклонный Крест, отслужен молебен. Вскоре  был заложен фундамент будущего каменного Ольгинского храма, однако из-за финансовых трудностей работы были приостановлены. Поэтому на отведенной территории был воздвигнут временный, деревянный храм и в 2017-2018 гг. в нем начались регулярные службы. Храм благоукрашен иконами. Однако бытовых условий пока нет: вода привозная, обогреваются с помощью электроприборов, помещение временное. Если будут решены финансовые проблемы и спроектирован квартал, где будет возведен каменный Ольгинский храм, то весь квартал будет именоваться Ольгинским. Глава администрации Дмитрий Анатольевич Майоров поддерживает эти планы, также директор Ново-Девяткинской школы Галина Федоровна Мартыновская создает благоприятные условия для просветительской работы, ознакомления учащихся с историей и традициями Православия.

Храмовая икона равноап. кн. Ольги
Храмовая икона равноап. кн. Ольги

24 июля прошедшего года, в день памяти святой равноапостольной княгини Ольги, Божественную литургию престольного праздника возглавил епископ Выборгский и Приозерский Игнатий. В своем обращении к прихожанам он напомнил, что распространение христианства на Руси началось задолго до 988 г., и выдающуюся роль в этом сыграла княгиня Ольга, бабушка князя Владимира – Крестителя Руси., «… и нам просто нужно быть верными выбранному ими пути… несмотря на так называемую демократическую толерантность…, благодаря которой порок стал нормой. Но наш народ не пойдет в эту трясину», — добавил владыка.

Одним из страшнейших пороков, пришедших к нам в период «открытого общества», стала наркомания и другие формы зависимостей.  При приходе храма Равноапостольной княгини Ольги активно действует Братство трезвости. Еженедельно, после Божественной литургии проходят встречи, они заканчиваются традиционным чаепитием с пирогами. 11 сентября  во всем мире отмечается День трезвости. В 2016 году  к этому дню был приурочен специальный цикл лекций, направленных на помощь зависимым и их родственникам. Лекции читали не только духовные лица, но также психологи и врачи Диспансера, они рассказывали о том, что творится в организме зависимого человека. Эти лекции произвели переворот в сознании слушателей.

Службу в престольный праздник возглавил еп. Выборгский и Приозерский Игнатий

На вопрос: «Как удается помогать, есть ли вдохновляющие примеры?», отец Евфимий поясняет: «В наркологический диспансер попадают уже низкопороговые пациенты. Многие пошли на дно, и оттуда они с большим трудом выкарабкиваются. Многие просто живут в этом. Поправятся, выйдут, потом опять опустятся. Я их все время вижу, одних и тех же. Удается вытащить тех, которые не были низкопороговыми, попали первый или второй раз. И вот они уцепились за храм, сообща – с докторами, психологами, храмом, оказываем им помощь».

«Есть яркий пример. Дмитрий З. много раз срывался, но в семье мама – церковный человек, и он уцепился за храм. У Дмитрия золотые руки, он многое сделал в храме, помог в оформлении алтаря. И он победил себя!   Потом он встретил свою будущую жену, родили ребенка. Сейчас он работает, имеет свой небольшой бизнес. Поскольку он сам прошел такой сложный путь, он понимает, как помочь другим. Главврач Т.Ю. Славина предложила ему помогать зависимым, беседовать с ними, направлять. Он в ремиссии, в норме, ведет трезвый образ жизни уже с 2011 года».

«Еще был реабилитант Евгений Б., он готовился поехать в Заведеево (рядом с Кемерово, в Сибири). В наш храм пришла из наркологического диспансера пациентка по имени Наташа, она попала первый раз. Когда Евгений через три года вернулся из Кемерово, то встретил Наташу в нашем храме, они поженились, венчались, создали здоровую семью. Им помогла вера, они живут церковной жизнью, помогают в храме, и Женя уверен: «Победить можно только в храме, вне храма срыв и возврат к старой жизни. Я могу  удержаться только в храме, я вне храма себя не вижу». Реабилитация проходит на базе приходского храма, требуется соблюдать посты, присутствовать на службах, выполнять послушания. Поэтому, если попадает иноверец, ему предлагается креститься, другого способа у нас нет, — говорит отец Евфимий. А как иначе помочь? Мы работаем на духовно-нравственной, православной основе».

Службу ведет настоятель о. Евфимий

«Есть примеры, когда людям достаточно пройти мотивацию в храме, чтобы победить свой порок. Но все же мы им советуем пройти реабилитацию в загородном центре, не менее года, чтобы не было рецидивов. В загородных центрах живут безвыездно, без встреч и без телефонов, выполняют послушания  и все правила строгой, почти монастырской дисциплины. За нарушение дисциплины отчисляют, после чего человек может попасть только в другой центр. Необходима

Крестный ход в день памяти св. кн. Ольги
Крестный ход в день памяти св. кн. Ольги

православная строгость и дисциплина. Необходима молитва и труд. Так, в Саперном, у  отца Сергия Белькова,  есть столярная мастерская, пилорама, сушилка, теплицы, огороды, скотный двор. Необходимо делать ежедневную уборку, до и после праздников. В поселке Торфяное есть женский центр, на базе храма святителя Николая, там делают свечи. Существует несколько подобных центров. При храме святой Ольги существует только Братство трезвости, реабилитационные центры расположены в поселках на территории Выборгской епархии».

Отец Евфимий, расскажите, пожалуйста, о своем жизненно пути. Как Вы пришли к священническому служению?

«Крестился в 27 лет в храме Богоявления на Гутуевском острове.  Был в послушании у настоятеля, отца Александра Захарова, помогал в алтаре. К тому времени уже окончил Ленинградское мореходное училище, практику проходил на реке Лене, ходил на север, затем ходил по Неве, Ладоге. Отец Александр благословил поступать в семинарию. По ее окончании в 1999 году был рукоположен в дьяконы, в 2001 г. – в священники. В моем служении по утверждению трезвости меня полностью поддерживает семья и все родственники. Мы живем в абсолютной трезвости».

В воскресной школе
В воскресной школе

Учитывая опыт работы, руководитель отдела по противодействию наркомании и алкоголизму Санкт-Петербургской митрополии протоиерей Сергий Бельков рекомендовал  владыке Игнатию назначить настоятеля Ольгинского храма священника Евфимия на должность председателя такого же отдела в Выборгской епархии. В декабре 2018 г. отец Евфимий защитил магистерскую диссертацию «Анализ понятий трезвение и трезвость в Священном Писании и Предании Церкви». Отец Евфимий рассказывает: «Главная идея этой работы кратко сформулирована в заключении: духовное трезвение без трезвости невозможно и трезвость без духовного трезвения также невозможна. Когда человек нетрезв, молиться он не может. Когда телесно трезв, но без духовного трезвения, человек может впасть  в гордыню и в ересь. Все еретики – трезвенники, они не пьют, но в каком духовном состоянии они находятся?! Вот так, молимся, трудимся. Стараемся сами пример показывать. Когда получается, когда не получается. На все воля Божия».

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: