Важнейшее заявление Патриарха об опасности внедрения цифровых технологий

 

 

 

 

 

 

ВАЖНЕЙШЕЕ ЗАЯВЛЕНИЕ ПАТРИАРХА
ОБ ОПАСНОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ЦИФРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

 

Утрата человеком богоданной свободы
может произойти незаметно без явных
признаков духовного порабощения …

 

Вечером 31 июля 2019 года, в канун праздника обретения мощей преподобного Серафима Саровского чудотворца, многие новостные агентства облетело сообщение, связанное с пребыванием Святейшего Патриарха Кирилла в Сарове. В частности, РИА Новости опубликовало статью «Патриарх Кирилл рассказал о главной опасности развития цифровых технологий». 

Подробнее это событие описано на официальном сайте Московского Патриархата в обстоятельном материале «Предстоятель Русской Церкви встретился в Сарове с российскими учеными-ядерщиками». 

На встрече с учеными Российского федерального ядерного центра – Всероссийского научно-исследовательского института экспериментальной физики (РФЯЦ-ВНИИЭФ) после выступлений ряда представителей науки Святейший Патриарх Кирилл сказал в своём заключительном слове: 

            «Хотел бы сердечно поблагодарить всех, кто выступил. Замечательные выступления, многое я для себя записал. Позвольте мне резюмировать все то, о чем мы говорили, исключительно с религиозной точки зрения. 

Что меня реально беспокоит во всей этой истории с цифровой цивилизацией?.. В чем конечная опасность всего этого? В том, что нынешние средства связи и не только средства связи, а и вообще цифровая цивилизация способны максимально ограничивать человеческую свободу без создания какого-либо дискомфорта. Человек может даже не замечать, что его свобода ограничена», – подчеркнул Предстоятель, отметив, что через многие пользовательские устройства может осуществляться сбор сведений об их владельцах без их ведома.  Опасность ограничения свободы в условиях цифровой цивилизации значительно повышается, а методы реализации этой угрозы значительно упрощаются, например, в случае с электронными платежными средствами. “Получив банковскую карту, вы теряете полную свободу, потому что в любой момент карточка может быть заблокирована – не потому что там денег не хватает, а потому что кому-то нужно закрыть вашу банковскую карту по идеологическим, политическим или каким-то другим причинам. Чем больше мы опираемся на все эти цифровые технологии, тем больше мы подвергаем опасности в первую очередь свою свободу. Собственно говоря, на этом основывается протест многих православных верующих людей против внедрения электронных способов, которые сейчас употребляются при сборе статистических данных и т.д. Церковь озабочена человеком, его жизнью и, может быть, одним из самых важных измерений человеческой жизни – человеческой свободой. Мы не должны покупаться ни на какие игрушки, в том числе цифровые, чтобы в какой-то момент не оказаться рабами этой технологической цивилизации, центром управления которой будет не наша суверенная страна”».

Но что означает «оказаться рабами этой технологической цивилизации, центром управления которой будет не наша суверенная страна»? Безусловно, такая ситуация ставит под угрозу спасение души. В творениях известного богослова-молитвенника начала XX века, священномученика архиепископа Пермского Андроника (Никольского) читаем: «Если мы за Христа, то должны сторониться всего, что с антихристом. Пусть никто не верит наговорам обольстителей, которые говорят, что для христианина совершенно безразличен тот или иной порядок гражданской жизни, – нет; мы – христиане – в мире живем и из этого мира до времени, определенного Творцом, выйти не можем (1 Кор. 5: 10). А потому нам вовсе не безразлично – что совершается в гражданском нашем быту, ибо тот или иной строй, те или иные порядки жизни могут способствовать или препятствовать делу спасения, а в иных случаях и вовсе его преследовать на смерть… С этой именно стороны и надлежит смотреть христианину как на все в жизни, так и на гражданский строй. И эта точка зрения есть единственно безусловная и бесспорная».

«Многое предупреждает нас о том, что мы можем оказаться перед лицом новых вызовов. Если сужение границ свободы, осуществляемое в том числе средствами электронного контроля, приведет к невозможности свободного исповедания веры Христовой, а законодательные, политические или идеологические акты, обязательные для исполнения, станут несовместимы с христианским образом жизни, – наступит время исповедничества, о котором говорит Книга Откровения (гл. 13-14)», – подчеркивается в документе «Позиция Церкви в связи с развитием технологий учета и обработки персональных данных», принятом Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 4 февраля 2013 года.

«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас» (Мф. 24: 4), – предупреждает нас Господь Иисус Христос, говоря о последних временах. В толковании на Евангелие от Матфея, составленном под духовным руководством святителя Феофана Затворника Вышенского иноками Свято-Троицкой Сергиевой Лавры в XIX веке, читаем об антихристе и его предтечах: «И самые праведники, истинные христиане, если не будут осторожны, могут обмануться, впасть в прелесть и признать этих лжемессий и лжепророков. Таковы будут антихрист и слуги его».

Опираясь на творения преподобных Макария Великого, Ефрема Сирина, Симеона Нового Богослова, святителя Иоанна Златоуста и других великих отцов Церкви, святитель Игнатий Брянчанинов дает духовную оценку этому времени: «Пред Вторым пришествием Христовым, когда христианство, духовное знание и рассуждение оскудеют до крайности между человеками, “восстанут лжехристы и лжепророки, и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных” (Мф. 24: 24)… Не странно, что чудеса антихриста будут приняты беспрекословно и с восторгом отступниками от христианства, врагами истины, врагами Бога: они приготовили себя к открытому, деятельному принятию посланника и орудия сатаны, его учения, всех действий его, благовременно вступив в общение с сатаною в духе. 

Достойно глубокого внимания и плача то, что чудеса и деяния антихриста приведут в затруднение самых избранников Божиих. Причина сильного влияния антихриста на человеков будет заключаться в его адском коварстве и лицемерии, которыми искусно прикроется ужаснейшее зло, в обильнейшем содействии ему падших духов… Он вострубит о себе, как трубили о себе предтечи и иконы его, назовет себя проповедником и восстановителем истинного богопознания; непонимающие христианства увидят в нем представителя и поборника истинной религии, присоединятся к нему… Явит себя антихрист кротким, милостивыми исполненным любви, исполненным всякой добродетели, признают его таким и покорятся ему по причине возвышеннейшей его добродетели те, которые признают правдою падшую человеческую правду и не отреклись от нее для правды Евангелия. Предложит антихрист человечеству устроение высшего земного благоденствия, предложит почести, богатство и великолепие, плотские удобства и наслаждения: искатели земного примут антихриста, нарекут его своим владыкою…»

В этих строках святителя ясно показано, что «сын погибели» будет во всем подражать Христу. Именно через обольщение он получит признание людей, называющих себя христианами, но тяготеющих к земному благоденствию.

«Лукавые духи, разосланные по вселенной, будут возбуждать в человеках общее возвышеннейшее мнение об антихристе, общий восторг, непреодолимое влечение к нему…» – пишет святитель Игнатий.

Коварные демоны окончательно запутают человеков, не стяжавших навыка в различении добра и зла. Такие люди поклонятся антихристу, как когда-то поклонился явившемуся в виде Христа диаволу преподобный Исаакий Печерский. Они признают антихриста своим владыкою не сознательно, но вполне добровольно.

По глубочайшей мысли святителя Игнатия Брянчанинова, сочетание с духом мира сего – духом антихриста – означает отвержение Христа и поклонение «сыну погибели», независимо от того, присутствует ли в мире сам антихрист или нет. При этом сознательного отречения от Христа никто не потребует. Все зависит от того, какой дух преобладает в человеке. В Откровении святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова нигде не сказано, что кто-то будет требовать сознательного отречения от Христа, а вот о поклонении антихристу сказано конкретно (Откр. 13: 8, 13).

Преподобный и богоносный отец наш Паисий Святогорец не раз подчёркивал, что явного, да еще и сознательного отречения от Христа никто не потребует, иначе все было бы ясно, и не существовало бы опасности, что удастся «прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24: 24; Мк. 13: 22). Как ни печально, но этот важнейший духовный аспект, связанный с построением глобального  цифрового общества, не могут или не хотят вместить многие, именующие себя христианами.

К сожалению, немногим известно, что в начале XXI века на самом высоком политическом уровне заключены международные соглашения о построении на планете Земля единого наднационального цифрового социума, в котором участвуют 193 государства, входящие в ООН. Несмотря ни на какие политические разногласия между странами, взаимные грозные упреки и жёсткие экономические санкции, шаг за шагом выстраивается глобальная система тотального контроля и жесткого управления каждым человеком и обществом в целом, основанная на цифровой идентификации личности.

Несложно увидеть, что в результате построения единого всемирного «царства» рано или поздно появится тот единый политический и религиозный лидер, о котором говорит Откровение: «И дана была ему власть над всяким коленом и народом, и языком и племенем. И поклонятся ему все живущие на земле, которых имена не написаны в книге жизни у Агнца, закланного от создания мира» (Откр. 13: 7-8).

Сознательно примут антихриста проповедники и строители нового Вавилона – «глобальной цифровой цивилизации», желающие попасть в её «элиту». Они уже давно сознательно уверовали в «цифровые игрушки» и ложные «чудеса научно-технического прогресса», а ныне словом и делом воспевают сказочные преимущества «электронного цифрового рая», который окажется адом. Это о них говорит Спаситель: «Многие лжепророки восстанут, и прельстят многих» (Мф. 24: 11).

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: