Домашнее обучение в семье Далей

 

Александр Дюжаков
официальный представитель Международного Демидовского фонда
в Нижегородской области, краевед, заслуженный учитель РФ

 

 

ДОМАШНЕЕ ОБУЧЕНИЕ В СЕМЬЕ ДАЛЕЙ

(ПО ВОСПОМИНАНИЯМ О.П. ВЕЙСС, УРОЖДЕННОЙ ДЕМИДОВОЙ, ВНУЧКИ В.И. ДАЛЯ)

 

 

Действующий ныне закон в Российской Федерации предусматривает различные формы получения образования, в том числе и семейное, как альтернатива обычной учебе в школе. Существует еще и домашнее обучение, предназначенное для детей со слабым здоровьем.

Совсем иначе обстояло дело с обучением и воспитанием юных отпрысков в дворянских семьях в XIX веке. Для примера возьмем семью Владимира Ивановича и Екатерины Львовны Далей в нижегородский период их жизни, т. е. с 1849 до 1859 года.

Дали после приезда из Петербурга поселились в просторном доме Нижегородской удельной конторы, управляющим которой был назначен Владимир Иванович. Этому периоду жизни Далей внучки автора Толкового словаря Ольга Платоновна Вейсс (урожденная Демидова) посвятила третью главу воспоминаний, используя мемуары матери, Ольги Владимировны Даль.

В семье росли четыре дочери, которых пора было учить: Юлия (1838 г.р.), дочь от первого брака и три девочки от второго брака – Маша (1841 г.р.), Оля (1843 г.р.) и Катя (1845 г.р.). Все девочки были абсолютно разными по характеру, по интересам и способностям. Маша была от природы умная и насмешливая, но до крайности болезненная и замкнутая девочка. Ольга обладала несокрушимым здоровьем и энергией, по складу ума была похожа на отца, по натуре была прямой, упорной в достижении цели, остро чувствовала и переживала несправедливость к близким. Катя была избалованным ребенком, эгоистичным, завистливым, капризным и крайне обидчивым. Маша, Ольга и Юля были музыкальны и часто пели, у Кати не было ни слуха, ни голоса.

В воспитании девочек участвовали и бабушки, проживавшие с семьей в разные периоды их жизни – Юлия Христофоровна Даль, Анна Александровна Соколова и мать первой жены Владимира Ивановича – Минна Ивановна Андрэ. «Каждая из бабушек любили детей по-своему: Юлия Христофоровна учила их уму-разуму, Минна Ивановна забавляла, а Анна Александровна просто вовсю мочь баловала безалаберным российским баловством.» [1, л. 24 об.] Все девочки, благодаря бабушкам, хорошо владевшими немецким языком, с раннего детства говорили по-немецки. А вот Владимир Иванович считал, «что начинать изучение иностранного языка можно только тогда, когда ребенок вполне овладеет своим, т.е. не раньше семи лет». [1, л. 26 об.] Всем известна его ревностная забота о чистоте русской речи. В семье не употреблялись слова «папа» и «мама», их заменяли «отец» и «мать». Правда, для горячо любимого отца было еще ласковое имя «батя».

Гувернанток, не взирая на общепринятые нормы, в доме Далей не было, т.к. Екатерина Львовна боялась, что дети попадут под влияние чужого человека, а Владимир Иванович просто не любил посторонних элементов в доме. Правда, однажды Дали изменили своим правилам и взяли в дом гувернантку, которую им рекомендовали друзья. Несмотря на то, что в круг ее обязанностей должны были входить и преподавание курса наук, а также воспитание манер, формирование стереотипов поведения, ей было строго наказано в воспитание детей не вмешиваться и ограничиваться только беседами и уроками. Та в свою очередь выговорила себе право ежедневной двухчасовой игры на фортепиано. Екатерина Львовна, не переносившая музыки, с трудом, «с охами и вздохами» согласилась. И очень скоро пожалела об этом. Гувернантка музицировала, абсолютно не признавая ритма. Она с обидой заявила Владимиру Ивановичу, сделавшему ей замечание, что имеет право, будучи свободной швейцаркой, играть так, как хочет. Вскоре после этого гувернантка покинула дом, и опыта больше не повторяли. [1, л. 27]

Девочки постоянно находились при родителях, они играли, работали и учились в одной комнате с отцом. Именно он и учил дочерей русскому языку. Ни учебников, ни пособий по грамматике не было. Зато были тетради для ведения дневника. Именно с помощью их девочки получали первые уроки грамматики, синтаксиса, стиля и даже сочинения. Затем Владимир Иванович, поощряя в дочерях «писательство», предлагал им упражняться в переводе детских книг с иностранных языков. Немецким языком с сестрами занималась Юля, французским – младшая сестра матери, Наталья Львовна Соколова.

С большой теплотой говорится в мемуарах о Юлии Владимировне. Богато одаренная от природы девушка «не имела возможности учиться и развивать свои дарования. Она прелестно рисовала, пела, играла на фортепиано, и все наполовину самоучкой. Какие сказки, стихи и комедии она писала для сестер, и одинаково хорошо по-русски и по-немецки! Без всякого сомнения в ней погиб большой литературный талант». [1, л. 27 об.] Ей приходилось исполнять обязанности гувернантки при младших сестрах: она и учила, и занимала их. Для них она писала свои прелестные сказки и сочиняла комедии, которые потом сообща разыгрывались.

В 1852 году в Нижний Новгород прибыл чиновник Министерства внутренних дел Александр Николаевич Аксаков, назначенный в экспедицию П. И. Мельникова-Печерского. Он познакомился с Далями, очень скоро сделался своим человеком в доме и в дальнейшем сыграл важную роль в жизни детей. Постепенно руководство их учением перешло в его руки. Владимир Иванович «продолжал заниматься с ними русским языком, а все остальные уроки, т.е. история, география, арифметика, французский, немецкий и даже английский перешли к Александру Николаевичу». [1, л. 28]

Ольга Владимировна говорила о нем, как о педагоге от Бога.  Он занимался с детьми по собственному плану, чем и как хотел, и сам выписывал и приносил им всевозможные книги и пособия. Всем, что они узнали, а узнали они по тем временам не мало, девочки были обязаны Александру Николаевичу Аксакову. Заметим, что платы за уроки он не брал.

Екатерина Львовна, не терпевшая ничьего влияния на детей, безгранично доверяла ему. Объяснение этому кроется в увлечении Екатерины Львовны и ее сестры Натальи спиритизмом, адептом которого был Аксаков.

Одним из любимых занятий детей было рисование. В роли учителей выступали Юля и приезжавший старший брат Лев. Он давал практические советы сестрам, особенно увлекавшейся рисованием Ольге. [1, л. 30] Кстати, в Российской национальной библиотеке в Петербурге хранится альбом с рисунками Ольги Владимировны. В качестве пособия по рукоделию Лев Владимирович подарил сестрам альбом с рисунками одежды народов мира. Девочки шили наряды для своих кукол, используя эту книгу.

Перед сном дети читали в слух книги, которые приносил Аксаков. Сестры по очереди читали французские или немецкие книги исторического или популярно-научного содержания, но иногда и повести. Екатерина Львовна предварительно устраивала «цензуру» и «неподходящие», по ее мнению, для дочерей страницы она сшивала ниткой. Маша, которая очень любила читать, очень ловко научилась незаметно расшивать и сшивать запретные страницы. [1, л. 30 об.]

Автор мемуаров рассказывает об одном увлечении всех трех сестер: их преданности монархии. Девочки вырезали из журналов все царские портреты и праздновали царские дни, строго соблюдая градации торжества по степени важности лица. В такие высокоторжественные дни они даже делали всем домашним подарки собственного изготовления, вроде вязанных кружев или склеенных коробочек. В этом проявлялся их патриотизм и верноподданность.

«Отец с матерью держали детей вдали от политических бесед и настроений, так что с их стороны никакой критики правительства быть не могло. Умер хороший царь, вступил на престол еще лучше – вот была детская точка зрения». [1, л. 31-31 об.]

Таким образом, семейное обучение и воспитание дочерей в семье Далей в целом соответствовало общепринятым нормам и опиралось на патриархальные традиционные устои общества. В итоге девочки усвоили азы знаний, хорошие манеры и правила поведения в светском обществе, а после переезда семьи в Москву добавили занятия живописью и музыкой с преподавателями на курсах. Родители не отправили их в закрытые сословные заведения, хотя сама Екатерина Львовна окончила Патриотический институт в Петербурге. Как видим, в воспитании и обучении младших детей участвовали старшие дети, да и сами родители занимались со своими детьми.

 

Литература:

ОР РНБ. Ф. 473 (Даль). Оп. 2. Д. 15. Демидова (в перв. браке Вейс) Ольга Платоновна, внучка В.И. Даля. Воспоминания. 1922. Машинопись. Лл. 1 – 168.

Журнал    Рубрика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: