К 100-летию расстрела Царской Семьи

 

 

 

СОФИЯ ЛАСТОЧКИНА
ученица 6 класса Воскресной школы
Александро-Невской лавры

 

 

 

ДЕТИ РОМАНОВЫХ

 

Звучала музыка с небес, благовествуя о спасеньи.
Она как чудо из чудес являет ангельское пенье…
Звучала музыка с небес, её восторженные звуки
Взмывали волнами на плес, врачуя душ греховных муки…

Иеромонах Димитрий (Самойлов)

 

 

Более ста лет назад быт Царской семьи имел определенный уклад. Каждый день своей жизни Царская семья бескорыстно служила Богу и людям не красивыми словами, а именно делами, которые вечно будут храниться не только в нашей истории, но и в сердцах людей.

17 июля 2018 года Русская Православная Церковь молитвенно вспоминает 100- летие мученической кончины семьи последнего Российского императора.

История любого государства складывается из множества семейных историй. Но, ни в одной из них история России не отразилась с такой трагической ясностью, как в семье Императора Николая II.    Эта семья жила не так давно – один век отделяет нас от мученической кончины Святых Царственных Страстотерпцев.

Императорская чета не пользовалась какими-то особенными принципами воспитания своих детей. В основе лежал жизненный опыт и твердая вера в Господа Иисуса Христа. В молитвах мы часто обращаемся к Царским мученикам, и в наше время знания и живой опыт благочестивой жизни детей Романовых может помочь во многих жизненных вопросах и ситуациях, поскольку это тот редкий случай, когда вся семья полностью, состоящая из отца, матери и пятерых детей, причислена к лику святых. Рассматривая жизнь детей Романовых, их повседневное участие в служении Богу и ближним можно научиться вере в Божий промысел, которая позволяет принимать жизненные обстоятельства со смирением и любовью.

БЛАГОЧЕСТИВОЕ ВОСПИТАНИЕ

   Все, кто знал  семейную жизнь императора, отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов семьи.

Александра Федоровна уделяла все свое внимание детям:  кормила, ежедневно купала, выбирала нянь, неотступно находилась в детской, не доверяя своих малюток никому. Бывало, что, держа на руках ребенка, она обсуждала серьезные вопросы своего нового учреждения, или, одной рукой качая колыбель, другой подписывала деловые бумаги. Государыня не приглашала к дочерям гувернанток, так как не желала видеть кого-либо между собой и ими. Не поручала фрейлинам постоянного надзора за детьми. Она не могла видеть без дела своих дочерей. Великие Княжны должны были быть всегда занятыми, всегда находиться в действии. Чудные работы и вышивки выходили из-под их быстрых ручек.

 

Ольга

Ольга – первый ребенок в семье царя. Родилась 3 ноября 1895 года. «Богом нам посланную дочку при молитве мы назвали Ольгой», – записал Николай II в своем дневнике. Имя для девочки было выбрано не случайно. Как и святая княгиня Ольга, старшая царская дочь отличалась истинно русской красотой, была одарена умом, твердостью характера. Как и у матери, у нее были чудные белокурые волосы, синие глаза и царственная грация. Отличительные черты Ольги – честность и врождённое чувство справедливости. Она всегда говорила то, что думала. Повзрослев, Ольга полюбила уединение, книги, стихи, вела дневник. Ее любимые писатели – Чехов, Тургенев и Лесков. Играла на рояле, иногда пела, ездила верхом. На балу она была всего один раз в своей жизни, во время празднования 300-летия Дома Романовых.

 

Татьяна

Татьяна – вторая царская дочь, младше Ольги на два года. По характеру они были совсем разные, хотя их связывала нежная дружба. Татьяна в детстве не шалила, была спокойной, серьезной девушкой, сдержанной в выражении своих чувств. Внешне похожа на мать, с пышными волосами и большими, широко расставленными глазами.  Искусная рукодельница – любила шить, вязать, вышивать. Всякую работу по дому выполняла с удовольствием – гладила бельё, заведовала распорядком в доме, воспитывала младших. Много читала, особенно религиозные книги. В 15 лет  заболела тифом, и пришлось обрить её красивые волосы. Тяжелую болезнь переносила с терпением и спокойствием. У Татьяны было очень доброе сердце. Её часто видели в окружении ребятишек, которых она угощала конфетами. Её любимая собака – бульдог по кличке Ортипо, постоянно ночевал в спальне старших княжон. Татьяна была самой близкой к матери,  их отношения носили дружеский и доверительный характер. Николай Александрович часто говорил, что Татьяна напоминает государыню. Татьяна – единственная, с кем в переписке Александра Федоровна говорит о делах, о войне, обсуждает свои личные проблемы. Склонная к самоанализу, отличалась строгостью и требовательностью к себе. В одном из писем к родителям она пишет: «Я только хотела попросить прощение у тебя и дорогого Папы за все, что я сделала вам, мои дорогие, за все беспокойство, которая я причинила. Я молюсь, чтобы Бог сделал меня лучше…»

Мария

Мария родилась 14 июня 1899г. В детстве – полненькая, бойкая и резвая девочка, порой неуклюжая и смешная. По характеру веселая, живая и добрая. Ее любимцем был сиамский кот. Мария очень любила родителей и отличалась  послушанием и покладистостью. За простоту  брат звал ее «Машка». Когда больному Алексею требовалось куда-либо передвинуться, он звал: «Машка, неси меня». Очень сильная физически, она легко поднимала брата и несла. Мария тяжело переболела корью, ее болезнь перешла в воспаление легких сильной степени, и выжила только благодаря своему сильному организму. Когда царскую семью арестовали, она смогла расположить к себе всех окружающих, даже охранников-рабочих в Екатеринбурге, которые обучили ее готовить лепешки из муки без дрожжей. Мария хорошо рисовала красками. Любила посещать церковные богослужения, отличалась  глубокой и искренней верой. Своей матери она писала в одном из писем: «Знаешь, это очень странно, но, когда я вышла из комнаты Алексея после молитвы, у меня было такое чувство, как будто я пришла с исповеди… такое приятное, небесное ощущение»(10).

К 14 годам Мария  похорошела, и ее считали самой красивой из царских дочерей. Красота истинно русская – высокая, полная, с густыми каштановыми волосами,  с ярким румянцем на открытом лице, и темно-синими глазами. Близкие отмечали, что внешностью и силой Мария унаследовала черты деда – императора Александра III. Когда Марии исполнилось 17 лет, ей признался в любви один из балканских принцев, но Мария, как и ее старшие сестры, не допускала мысли о замужестве вне пределов родины. Все они хотели остаться в России и выйти замуж за русских.

Анастасия

Царская дочь Анастасия родилась 5 июня 1901г. После рождения трех дочерей все ждали, что, наконец, родится мальчик. Родилась девочка, но по характеру она напоминала сорванца – резвая, веселая и бойкая, любила шалить. Чертами лица похожа на бабушку – императрицу Марию Федоровну, мать Николая II. У нее были длинные, светлые волосы, быстрые глаза. Жизнелюбие, остроумие, сметливость – ее основные черты. Она во всем умела находить забавную сторону и любила всех смешить и разыгрывать. Любимая крохотная собачка Джимми оставалась до конца предана своей хозяйке  и погибла вместе с ней в подвале Ипатьевского дома. Все домашние обожали Анастасию, она всех утешала своим очарованием и радостью. Даже в трудные дни ареста Анастасия оставалась веселой и жизнерадостной. Она устраивала любительский спектакль, где играла главную роль, и так комично, что даже ее мать сильно смеялась.

Алексей

30 июля 1904 года на свет появился наследник престола – человек, которому предстояло наследовать вековое «семейное дело Романовых» – управление Великой Империей. Алексей уродился  красивым мальчиком. Он унаследовал лучшие черты отца и матери, отличаясь особенно нежной любовью к родителям. Но если обижался на них за что-нибудь, то заявлял, что он – Ольгин сын, собирал свои игрушки и уходил в комнату старшей сестры. Все, кто видел Алексея, запоминали взгляд больших, серых, лучистых глаз, хранивших затаенную печать страдания, связанного с тяжелой болезнью – гемофилией, причинявшей ему с раннего детства невероятные боли. Он не раз бывал при смерти. Как-то раз маленький Алексей сказал своим родителям: «Когда я умру, поставьте мне в парке маленький каменный памятник». Когда царевичу приходилось в дни болезни присутствовать на официальных церемониях, его носил на руках рослый казак. Но, несмотря на своё  болезненное состояние, Алексей отличался живостью, жизнерадостностью, проказничал с сестрами, особенно с Анастасией. Он любил подвижные игры и просил мать подарить ему велосипед, хотел учиться играть в теннис, но мать неизменно отвечала: «Алексей, ты знаешь, что тебе нельзя из-за болезни». В такие минуты Алексей плакал, повторяя: «Зачем я не такой, как другие мальчики?» Болезнь воспитала в маленьком цесаревиче терпение и сильную волю. Казалось, Алексей обладал недетской силой духа, которая помогала ему достойно переносить физические страдания. Особенно тяжело переживала его болезнь государыня. Ее здоровье сильно пошатнулось, начались сердечные приступы. Она понимала, что смерть от этой болезни может наступить в любую минуту при малейшей неосторожности Алексея, которая даром пройдет каждому другому ребенку. О своей семье государыня говорила: «Мы – одно, а это, увы, так редко в теперешнее время, мы тесно связаны вместе… Маленькая крепко связанная семья» (7, С. 18).

Цесаревич не был гордым ребенком, хотя мысль, что он будущий царь, наполняла все его существо сознанием высшего предназначения. Когда он бывал в обществе знатных и приближенных к государю лиц, у него появлялось осознание своей царственности. Однажды цесаревич вошел в кабинет государя, который в это время беседовал с министром. При входе наследника собеседник государя не нашел нужным встать, а, лишь приподнявшись со стула, подал цесаревичу руку. Наследник, оскорбленный, остановился перед ним, и молча заложил руки за спину; этот вид не придал ему заносчивого вида, а лишь подчеркнул царственную, выжидающую позу. Министр невольно встал и выпрямился во весь рост перед цесаревичем. На это цесаревич ответил вежливым пожатием руки. Сказав государю что-то о своей прогулке, он медленно вышел из кабинета. Государь долго глядел ему в след и, наконец, с грустью и гордостью сказал: «Да. С ним вам не так легко будет справиться, как со мною»     (4, С. 38).

С 5 лет царевича воспитывал матрос по фамилии Деревенько. Алексей испытывал к дядьке Деревенько нежную и трогательную любовь. Самым большим для него счастьем было играть с двумя сыновьями матроса – ребятами, немного моложе него. Алексей любил русские сказки и просил  дядьку приводить к себе перед сном солдат-сказочников из Сводного полка. Мальчик свешивал головку с кровати и с затаенным дыханием мог часами их слушать.

Цесаревич  особенно скоро и горячо привязывался именно к простым людям. Одно из самых больших его удовольствий – играть с детьми дядьки и быть среди простых солдат. С интересом и глубоким вниманием он вглядывался в жизнь простых людей, и нередко у него вырывалось восклицание: «Когда буду царем, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все были счастливы!» (8, с. 760).

В общении с другими людьми отличался  простотой и искренностью. Как и его отец не переносил лжи. Никогда не кичился тем, что был наследником престола. Комната Алексея не походила на комнату, в которой растет будущий царь. Все в ней дышало простотой – несколько столов, стульев, шкафы с книгами и карты на стене (2, с. 54).

Характерные черты Алексея – острый ум и  незаурядная наблюдательность. Он обладал хорошим музыкальным слухом, великолепно играл на балалайке. Очень любил животных. Его верным другом был спаниель Джой, который потом отправился вместе с царской семьей в Сибирь, озорной котенок Зубровка, которому Алексей сделал ошейник с колокольчиком, и еще – большой кот с голубыми глазами, постоянно спавший на кровати цесаревича. Его наставник находил у цесаревича много добрых качеств и, прежде всего, горячее сердце, отзывчивое к чужому горю.

В целях воспитания быт семьи отличался некоторой аскетичностью — родители боялись, что богатство и слава испортят характер детей. Императорские дочери жили по двое в комнате — с одной стороны коридора «большая пара» (старшие дочери Ольга и Татьяна), с другой — «маленькая» (младшие дочери Мария и Анастасия). В комнате младших сестёр стены были выкрашены в серый цвет, потолок расписан бабочками, мебель выдержана в белых и зелёных тонах, проста и не вычурна.

Девочки спали под толстыми синими одеялами, украшенными монограммой, на складных армейских кроватях, помеченных именем владелицы. Кровати легко передвигались, чтобы зимой оказаться поближе к теплу, или даже в комнате брата, рядом с рождественской ёлкой, а летом – поближе к открытым окнам. Здесь же у каждой находилось по небольшой тумбочке, и диванчики, расшитые маленькими дубочками.

Стены украшали иконы и фотографии. Фотографировать девочки любили сами. До сих пор сохранилось огромное количество снимков, сделанных, в основном, в Ливадийском дворце — любимом месте отдыха семьи. Родители старались, чтобы дети постоянно были заняты чем-то полезным, девочек приучали к рукоделию.

Как и в простых небогатых семьях, младшим часто приходилось донашивать вещи, из которых выросли старшие. Полагались им и карманные деньги, на которые можно было покупать друг другу небольшие подарки.

Обучение детей обычно начиналось по достижении ими 8 лет. Первыми предметами становились чтение, чистописание, арифметика, Закон Божий. Позднее к этому прибавлялись языки — русский, английский, французский, еще позже – немецкий. Преподавались императорским дочерям также танцы, игра на рояле, хорошие манеры, естественные науки и грамматика.

Императорским дочерям предписывалось подниматься в 8 часов утра, принимать холодную ванну. Завтрак в 9 часов, второй завтрак — в час, или в половине первого по воскресеньям. В 5 часов вечера — чай, в 8 — общий ужин.

Все, кто знал  семейную жизнь императора, отмечали удивительную простоту, взаимную любовь и согласие всех членов семьи.

Центром ее был Алексей Николаевич, на нем сосредотачивались все привязанности, все надежды.

По отношению к матери дети проявляли неизменное уважение и предупредительность. Когда императрице нездоровилось, дочери устраивали поочередное дежурство при матери, безвыходно оставаясь при ней.

Отношения детей с государем отличались трогательностью — он был для них одновременно царем, отцом и товарищем; чувства их к отцу переходили от почти религиозного поклонения до полной доверчивости и самой сердечной дружбы.

Царская семья любила проводить краткое время совместного отдыха на яхте «Штандарт», живя там простой и беззаботной жизнью. Они высаживались на берег, гуляли по лесу, лазали по скалам, собирали грибы и ягоды, а потом, набегавшись и надышавшись морским воздухом, устраивали семейное чаепитие. Но и здесь не прекращалась глубокая духовная жизнь. В судовой церкви царская семья возносила свои молитвы  Господу.

Царица и дочери занимались рукоделием, говорили о Боге, молились. «Для Бога нет невозможного, – писала Государыня, – Я верю, в то, что кто чист своей душой, тот будет всегда услышан и тому не страшны никакие трудности и опасности жизни, так как они непреодолимы только для тех, кто мало и не глубоко верует» (8, С. 51).

В тяжелые времена мировой войны Государыня со старшими Великими княжнами Ольгой и Татьяной, будучи сестрами милосердия в Царскосельском госпитале без остатка отдавали себя на служение раненым и больным. Государыня, являясь для своих детей образцом терпения, мужества, смирения и, обладая при этом великим даром утешения страдающих, передала те же качества  детям, которые проявились у них в суровых испытаниях. Она была убеждена в том, что дети должны знать, что кроме красоты в мире много и печали.

Романовы

Безусловно, в вопросе воспитания детей никто не застрахован от ошибок. Но чтобы их совершать меньше и выбрать правильное направление, мы знакомимся с опытом других семей, в частности воспитания детей Романовых.

Царская семья являла собой образец такой благочестивой семьи, с которой хочется брать пример. Говорят, что судить нужно по плодам. Не по благим намерениям или красивым речам, а именно по результату усилий.

Плоды воспитания – это благочестивая жизнь детей.

   Императрица прививала детям такие качества:

  • Простоту и скромность во всем
  • Чуткость по отношению к людям и их нуждам
  • Умение осознать ошибки и попросить прощение, если не прав.
  • Воздерживаться от сплетен и пересудов
  • Не допускать высокомерия

Главным  и жизнеутверждающим в воспитании детей Романовых являлось:

–    Создание пространства любви, заботы, условий для раскрытия лучших качеств;

–    Воспитание на личном примере;

–   Привитие чувства ответственности не только перед своими близкими, но перед другими                 людьми, и Родиной;

–  Вера в Божий промысел, которая позволяет принимать жизненные обстоятельства со         смирением и любовью.

В Александре Фёдоровне сочетались замечательные качества, так необходимые в воспитании детей. У неё была «адамантовая» (алмазная) сила воли, как отмечали знавшие её люди. Твёрдость и строгость в сочетании с внутренней нравственной чистотой и духовностью являлись той основой для детских душ, благодаря которой и создавались лучшие условия для их роста и развития, и никакая грязь мира не могла их испачкать.

МИЛОСЕРДНОЕ СЛУЖЕНИЕ БЛИЖНИМ

             Прививая понимание милосердного служения ближним, к каждому из своих пятерых детей Александра Фёдоровна находила  особый подход, в соответствии с особенностями характера.

Их всех Александра Фёдоровна вскормила грудью, хотя в дворянских семьях в ту пору было принято привлекать кормилиц. И потому в прямом смысле с молоком матери дети получили тепло и силу любви.

Когда началась Первая мировая война, Александра Фёдоровна первым делом открыла во дворцах, принадлежащих семье, госпитали и склады медикаментов. Вместе со старшими дочерями она окончила курсы хирургических медсестёр. Ольге в ту пору не исполнилось и 19 лет, а Татьяне – всего 17.  Девушки ассистировали на операциях, перевязывали раненых.

Императрица Александра Фёдоровна и её старшие дочери в форме сестёр милосердия

 Представьте картину госпиталя: кровавые раны, специфические запахи, операции, длящиеся несколько часов…

Как проходил день женщин Царской семьи?

Приведу воспоминания  Анны Вырубовой – фрейлины и подруги Императрицы, которая вместе с нею окончила курсы медсестёр:

«Опишу одно такое утро. В 9 1/2 час мы приехали в госпиталь и тотчас же приступили к работе – перевязкам, часто тяжелораненых; Государыня и Великие Княжны присутствовали при всех операциях. Стоя за хирургом, Государыня, как каждая операционная сестра, подавала стерилизованные инструменты, вату и бинты, уносила ампутированные ноги и руки, перевязывала гангренные раны, не гнушаясь ничем и стойко вынося запахи и ужасные картины военного госпиталя во время войны. Объясняю себе тем, что она была врождённой сестрой милосердия…»

Ещё одно описание из воспоминаний А. Вырубовой:

«Началось страшно трудное и утомительное время. С раннего утра до поздней ночи не прекращалась лихорадочная деятельность. Вставали рано, ложились иногда в два часа ночи. В 9 часов утра Императрица каждый день заезжала в церковь Знаменья, к чудотворному образу, и уже оттуда мы ехали на работу в лазарет. Наскоро позавтракав, весь день Императрица посвящала осмотру других госпиталей.

Когда прибывали санитарные поезда, Императрица и Великие Княжны делали перевязки, ни на минуту не присаживаясь, с 9 часов иногда до 3 часов дня» (9).

Александра Федоровна и обе старшие дочери – Ольга и Татьяна работали сестрами милосердия в Царскосельском госпитале. Государыня работала в операционной, помогала при самых сложных операциях, сама делала перевязки раненым.

Великая   княжна Ольга взяла на себя утренний разнос лекарств по палатам, и обязанность эту  выполняла безупречно. Великая княжна Татьяна с самого открытия лазарета бессменно делала перевязки и помогала княжне В. И. Гедройц во время операций. Все у нее выходило чисто, аккуратно и хорошо.

Кроме того, Ольга и Татьяна вместе с Александрой Федоровной посещали госпитали в западных и центральных городах России. Обе открыли комитеты, в которых, по словам генерала А.А. Мосолова, очень разумно и толково работали и председательствовали. Ольгинский комитет предназначался для помощи семьям фронтовиков и увечных воинов, Татьянинский комитет – для помощи беженцам. Этот комитет оказал помощь трём с половиной миллионам беженцев.

Напомню, что девушкам было 19 и 17 лет. Младшие княжны тоже трудились в госпитале. Марии было 15, Анастасии – 13 лет. В их обязанности входило посещение раненых солдат в госпиталях. Они читали раненым вслух, писали под их диктовку письма домой, развлекали, играя с ними в шашки, устраивая импровизированные концерты. Кроме того, девочки шили бельё для солдат и их семей, готовили перевязочные материалы.

Мария была очень мужественной. Когда во время революции Государыня вышла к полкам, которые уже готовились покинуть дворец, она взяла с собой Марию, и они вместе обходили солдат, ободряли их словами и лаской, не смотря на смертельную опасность, которой подвергались.

И будучи столь юны, царские дети становились свидетелями смерти. В одном из писем Анастасия писала: «Двое несчастных умерли, а ещё вчера мы сидели рядом с ними».

Генерал А.А. Мосолов вспоминал:

«У всех четырёх (сестёр) было заметно, что с раннего детства им было внушено чувство долга. Всё, что они делали, было проникнуто основательностью в исполнении. Особенно это выражалось у двух старших. Они не только несли в полном смысле слова обязанности заурядных сестёр милосердия, но и с большим умением ассистировали при операциях. Это много комментировалось в обществе и ставилось в вину Императрице. Я же нахожу, что при кристальной чистоте Царских Дочерей это, безусловно, не могло дурно повлиять на них, и было последовательным шагом Императрицы как воспитательницы» (1, С. 28).

В самое тяжелое время для страны, когда началась война, Императрица, как истинная мать всего народа и своих детей, встала на переднем крае битвы вместе со своими детьми. Можем ли мы вспомнить или привести примеры жен современных, да и не современных правителей, которые бы работали хирургическими медсёстрами с утра до ночи? Поистине, история человечества не знает подобного примера самоотверженного служения царственных особ своему народу.

Цесаревич Алексей, как истинный наследник престола, как мужчина, вместе с отцом тоже находился на переднем крае битвы – на фронте. Когда отец взял сына в Ставку, тому едва исполнилось 12 лет (это возраст пятиклассника!). Алексей переносил все тяготы походной жизни наравне со взрослыми, участвовал в смотрах. И при этом продолжал учиться! На фронт вместе с цесаревичем поехали его учителя.

Нелегко было родной матери отпустить на фронт своего 12-летнего сына. К тому же, ситуация обострялась тем, что мальчик болел гемофилией – несвертываемостью крови.  От любой царапины или ушиба он серьёзно страдал и болел.

Нередко Александра Фёдоровна устраивала благотворительные базары. Сама воспитанная в правилах заботы о людях, императрица к тому же приучала и детей. Личные средства шли не на наряды и драгоценности, а на поддержание работы 33-х благотворительных комитетов, организованных Императрицей. Также и Николай II никогда не оставлял без внимания ни одного прошения об оказании помощи.

Пример милосердия и благотворительности дети унаследовали у своих родителей. Так, княжна Ольга, когда получила право в 20-летнем возрасте распоряжаться частью своих личных денег, первым делом обратилась к родителям с просьбой разрешить ей оплатить лечение ребёнка-инвалида. Выезжая на прогулки, она часто видела этого ребёнка, ковыляющего на костылях (6, С. 47).

Дети много учились. Причём не только в первой половине дня, но и после обеда и прогулки. Их образовательная программа была гораздо шире, чем в школах того времени и, даже, чем во многих современных школах. И в этом, конечно, большие возможности для царских особ. Они имели лучших учителей, которых мать сама подбирала для образования детей.

Пропустить занятия дети могли только по болезни или в связи с важными государственными событиями. Обладая многими преимуществами, царские дети не имели послаблений, которые имеют дети из обычных семей: они не могли гулять, сколько хочется, идти, куда захочется, проводить время в праздности, в неподходящих компаниях, шумно себя вести, дерзить старшим… Высокое положение налагало свои ограничения.

Но на них возлагалась и огромная ответственность: каждая из княжон в потенциале могла стать супругой представителя высшей власти в другой стране, т.е. королевой, либо занимать высокое положение при любом европейском дворе, либо оставаться в России и приносить стране пользу на выбранном поприще.

Друзьями царских детей были не те, кто имел высокое положение в обществе, а прежде всего те, кто обладал качествами добронравия. Нередко в друзьях у детей были дети слуг.

Каждый член семьи имел свой круг обязанностей по дому.

«В устройстве дома должен принимать участие каждый член семьи, – писала в дневнике Государыня, – и самое полное семейное счастье может быть достигнуто, когда все честно выполняют свои обязанности». Это была истинно православная семья, в которой царили традиции, дела милосердия и уклад благочестивых русских семей.

ГОТОВНОСТЬ К ЖИЗНЕННЫМ ИСПЫТАНИЯМ
КАК ПРЕДАННОСТЬ ВОЛЕ БОЖИЕЙ

            Весь внешний и духовный уклад Царской семьи представлял собой типичный образец чистой, патриархальной благочестивой жизни простой русской семьи. Вставая утром ото сна, или вечером перед сном, каждый из членов семьи совершал свою молитву. Утром, собравшись вместе, мать или отец прочитывали детям положенное на день Евангелие и Послание. Отец и мать поддерживали авторитет друг друга, и оба сознательно проводили идею «единой плоти и единого духа» (3, С. 18).

В материальном плане царские особы располагали огромными возможностями: они жили во дворцах, могли одеваться в роскошные наряды, украшать себя драгоценностями, позволять себе любой распорядок дня, путешествия, т. е. жить в роскоши, но они любили простоту, скромность и умеренность во всем.

Девочки жили по двое в комнате. Сон на простых жестких кроватях, ранний подъем и холодная ванная с утра.  Пища была самая простая, без изысков. Младшие девочки донашивали одежду старших.

Никогда дети не сидели без дела. В свободное время они занимались рисованием, рукоделием, музицировали, много читали художественной и духовной литературы. Пример им подавала Александра Фёдоровна, каждая свободная минута которой была занята рукоделием либо чтением книг.  Многие вещи, сшитые или связанные руками княжон, предназначались не только для своих близких, но для бедных людей, для солдат и членов их семей.

Быть царским ребёнком нелегко. Это значит, что от тебя будут требовать очень многого: быть лучшим, соблюдать этикет, участвовать в утомительных придворных церемониях. Царские дети проводили со своими родителями очень мало времени, они были лишены той свободы, которая есть у простых, обычных детей, они не могли сами заводить себе друзей, играть с другими ребятами и делать многое из того, чем запоминается счастливое детство. Представление о том, что царские дети воспитывались изнеженными, и все их капризы немедленно исполнялись, неверно. Их воспитывали по-спартански, в строгости и дисциплине, приучали терпеть лишения и невзгоды, так как в их будущей императорской жизни должна иметь место готовность к любым жизненным испытаниям. Зачастую царская корона могла стоить царскому ребёнку свободы и жизни. И может быть, знакомясь с жизнью царских семей, разглядывая их лица на фото, вы захотите узнать об иной жизни Великой страны, о крепких русских семьях, воспитывавших гордых, великодушных, глубоко верующих, истинных патриотах своего Отечества.

Вся Царская семья Романовых вместе с детьми была убита в подвале Ипатьевского дома в Екатеринбурге в ночь с 16 на 17 июля 1918 года.

17 июля 2018 года – дата 100-летия со дня их зверского убийства. Это важный рубеж, который стоит перед страной и народом, и нам всем важно признать ошибки наших прадедов и перестать повторять ложь и клевету. Мы должны перестать смотреть на Царскую семью глазами их убийц. Мы должны признать высокую нравственность и культуру Государя Николая II и его семьи, осознать их огромный вклад на благо своей страны, безусловную ценность их жизни для России.

Именно такой путь приведет к лучшим благим изменениям жизни в России.

Старцу-прозорливцу Николаю Гурьянову было дано увидеть духовным взором последние часы жизни Царской семьи. Он сообщал, что семья была не просто убита, их долго мучили – мучили детей на глазах поседевших от горя родителей. По свидетельству старца, последними словами Государя были слова Иисуса Христа: «Отче, отпусти им, не ведают, что творят» (10).

В 2000 году Русская Православная Церковь причислила Царскую семью к лику святых царственных страстотерпцев. Но до сих пор в России нет того признания Царской семьи, которого заслуживают эти выдающиеся люди.

Очень важное воспоминание о духовном состоянии царской семьи оставил священник Афанасий Беляев, который исповедовал детей перед их отъездом в Тобольск: «Впечатление от исповеди получилось такое: дай, Господи, чтобы и все дети нравственно были так высоки, как дети бывшего царя. В них такое незлобие, смирение, покорность родительской воле, преданность безусловная воле Божией, чистота в помышлениях и полное незнание земной грязи – страстной и греховной меня приводили в изумление. Я решительно недоумевал: нужно ли напоминать мне как духовнику о грехах, может быть, им неведомых, и как расположить к раскаянию в известных мне грехах» (2, С. 26).

Познавая земную кратковременную жизнь  Царских детей, мы понимаем, что вся она  явилась непрестанным служением Богу и ближним. Она была полна милосердия к окружающим людям. Любовь царских детей, их сопереживание и помощь нуждающимся в важных жизненных ситуациях имеют особое значение для подрастающей молодежи России. Нашему поколению просто необходимо осознать насколько члены Царской семьи были нравственно чисты и духовно возвышенны. 

                                                                   ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашей жизни существует такая благочестивая традиция – когда гости приходят к кому-то в дом, им показывают альбомы с семейными фотографиями. Семейный альбом – бесценный документ, на страницах которого отражена история семьи, запечатлены важные события, моменты счастья, радостные воспоминания… Такой альбом есть безмолвный свидетель, порой открывающий больше, чем целые тома книг.

На фотоснимках Царской семьи мы видим прекрасные одухотворённые лица, исполненные красоты, чистоты, внутреннего достоинства, и душа наша при этом трепещет и радуется…

Этим великим людям изначально приуготовлялся великий подвиг. Вся жизнь детей Романовых являла собой готовность к испытаниям и преданность воле Божией. Они удостоились мученического венца. До конца стояли за Христа, за Веру и Отечество. Ко всем их качествам можно прибавить ещё одно  –  они любили свою Россию. И чтобы не погубить её и не погубить свой народ, они добровольно пошли на эти муки. Император знал, что ему уготовано, он мог уехать, скрыться избежать этого, но он остался.…  Остался вместе со своей многострадальной Родиной и своим великим народом, за который отвечал перед Богом. И этому он всегда учил своих детей. Пример заботливости, самопожертвования, любви и кротости, подавала им Александра Фёдоровна. И эти примеры, имели огромное значение для царских детей. С раннего возраста познавали они и Христа, научились верить и безгранично любить его.

Бесконечная любовь детей Романовых, милосердие, целомудрие, вера в торжество добра, терпение, мужество, не показное благочестие, правдивость, почитание родителей – все эти достойные примеры их жизни вдохновляют на счастливую семейную жизнь. Даже в самые тяжкие  дни жизненных испытаний у детей  постоянно заботила мысль облегчить тяготы и тревоги своих родителей, прощать и любить весь Божий мир. Всю свою жизнь дети учились самоограничению, воздержанию, отказываясь от собственных желаний ради других людей.

Очень важно, чтобы пример жизни детей Романовых всегда оставался в наших сердцах как образец воспитания настоящих русских людей. 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ: 

  1. В. Г. Пашков, «Русь – Россия – Российская империя. Хроника правлений и событий   862–1917 годы», М.: «Центр-Ком» 1997 г., с. 198.
  1. А. В. Манько, «Чтение об особах российского императорского дома», Москва    Просвещение 1994 г. 3. И. И. Далутский, «Отечественная история 20 век»,    М.: «Мнемозина» 1994 г., с. 176.
  1. Е.Ю. Ильина «Возвращение» Т.Н. Микушина, Е.Ю. Ильина, О.А. Иванова, 2016 г.,    с. 200.
  1. Император Николай II. Крестный Путь; Т.Н. Микушина, Е.Ю. Ильина, О.А.     Иванова, 2016 г., с. 172.
  1. Международный научный журнал Школьная педагогика № 2 (9) / 2017 (с.25).    Окуловская Тамара Николаевна, воспитатель ГБУ «Комплексный реабилитационно-образовательный центр» Департамента труда и социальной защиты населения     г. Москвы.
  1. Литературно-художественное издание “Венценосная семья”  Авторы: Малофеев Г.Е,    Баженова С.Р., Ляпичева Е. В., Худякова, Стародубцева Л.В.,  М.: «Ковчег», 2008,     с. 139.
  1. М. Ирошников, Л. Процай, Ю. Шелаев «Николай II Последний Российский     император», СПб.: «Духовное просвещение» 1992, с. 509.Ю. Григорьев «Последний император России. Тайна гибели», «СПБ» 2016, с. 349.
  1. Интернет-ресурсы: https://24smi.org/celebrity/3565-anna-vyrubova.html.
  2. https://rosimperija.info.
Журнал    Рубрика

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: