МИЛОСЕРДИЕ В КРАСКАХ

 

 

 

 

 

Георгий Ермолов

 

МИЛОСЕРДИЕ В КРАСКАХ

 

Ежегодный показ дипломных работ в Академии художеств им. И.Е. Репина событие традиционное и для экзаменационной комиссии заурядное. На переднем плане – трепещущий от волнения дипломант со своими работами, лицом к лицу с представительной комиссией столичных специалистов и академической профессуры. Далее – массовка  приглашенных гостей – родных, друзей, студентов Академии.

Так происходит из года в год. В составе комиссии подлинные «зубры» отечественного изобразительного искусства, и удивить их чем-либо не просто. Однако процедура защиты 2019 г. несколько вышла за рамки ординарного. Работа, представленная выпускницей Анастасией Кораблевой, вызвала бурные обсуждения, многочисленные выступления, завершившиеся бурными аплодисментами всей аудитории.

Художник Александр Шилинскас, уже не первый десяток лет сотрудничающий с Академией и повидавший многие дипломные работы, до сих пор взволнованно делится впечатлениями:

«Это был настоящий триумф. Комиссия, призванная искать в работах дипломантов просчеты и недостатки, была настолько впечатлена этим полотном, что оппонирование вылилось в восторженное обсуждение. Работа представляет собой классический музейный образец, и если бы я увидел ее в музее, то был бы уверен, что автор – человек с огромным жизненным опытом, подлинный профессионал, но никак не юная девушка, недавняя выпускница.

О качестве представленной работы красноречивее всего свидетельствует необычный для такого мероприятия факт. Когда защита завершилась и началась смена дипломной экспозиции, из рядов комиссии раздался чей-то возглас: «Подождите, не уносите, я хочу еще посмотреть на это». Маститые профессора и академики были поражены увиденным».

Родилась Анастасия в семье, далекой от искусства, однако рисовать начала с раннего детства. Затем была детская художественная школа, по окончании которой – лицей им. И.Б. Иогансона при Академии. Конкурс в это учебное заведение огромный. Детей начинают принимать с 6 класса, а непосредственное обучение продолжается вплоть до 12-го. Успешное окончание лицея практически гарантирует поступление в Академию.

На 1 курсе Анастасия сдружилась с одногруппником Максимом Кораблевым, за плечами которого уже было обучение в иконописных школах Дубны и Смоленска и художественном училище  Нижнего Тагила. По окончании  курса они поженились, образовав, тем самым, не только семью, но и новый перспективный творческий союз.

К тому времени Максим уже наработал не только изрядный иконописный опыт, но и имел на счету росписи храмов в Подмосковье, Калининградской области, Геленджике. Роспись придела Саввы Сербского в Крыпецком монастыре так же вышла из под его кисти, да и по сей день он продолжает писать иконы для этого монастыря и храма святой Матроны Анемнясевской в рязанской области. В последнее время у супругов появились и совместные работы – композиция «Страшный суд» в храме Сергия Радонежского в Белгороде, и роспись архондарики в Ново-Тихвинском женском монастыре Екатеринбурга.

Почти сразу по поступлении в Академию у Анастасии начался активный выставочный период. Обучаясь в мастерской А.А. Берсенева и Г.А. Гукасова, приняла участие в выставке музея в Пушкинских Горах. В 2015 г. участвовала в выставке университета им. Герцена, посвященной ВОВ, и естественно, не пропустила ни одной выставки своей Alma mater. Состоялась и персональная выставка в музее г. Демянска. Начиная с 2014 г. принимала ежегодное участие в выставках «Молодость Петербурга», организуемых Союзом художников.

Этот год стал знаковым в творческом пути Анастасии – она продолжила обучение в мастерской Ю.В. Калюты, признанного мастера жанрового портрета, работы которого занимают центральное место в музеях и частных коллекциях Германии, Великобритании, США, Австралии, Китая. В творчестве этого художника главным видится раскрытие духовного мира человека, основанное на традиции школы Петербургской Академии художеств, но более углубленное и расширенное, включающее в себя преемственность различных культурных пластов. Многие его портреты по композиционному решению, ритмической организованности, светотеневой сочетаемости отсылают зрителя к художественным концепциям Ренессанса, акцентируя внимание на гармоничном существе человеческой души.

В работах Анастасии четко просматривается влияние творчества педагога. Портретная галерея недавней студентки демонстрирует тот же аналитический подход к детальному изучению модели. Создавая образы, она нередко включает в них автопортретные элементы, подчеркивая этим личное отношение и осмысление самой сути рождающегося персонажа. Такой метод сродни работе театрального режиссера, создающего образами актеров задуманные им динамичные мизансцены. Анастасии это удается безусловно, ее образы удивительно живые и предельно лаконичные. Творческие методы ученицы и учителя роднит и сходное колористическое видение, особенно четко читаемое в фонах, придающих композициям определенное драматическое начало.

В творческом диапазоне Анастасии пока еще не определилась приверженность к какой-то конкретной живописной теме. Ей одинаково интересны и портреты, и пейзажи, и натюрморты. В композиционных изображениях икон нетрудно заметить влияние творчества Максима, что не только не умаляет значение ее собственного метода, но и обогащает его академической иконописной традицией.

Тем не менее, ее путеводной линией на сегодняшний день остается классический реализм, а безусловными авторитетами такие мастера, как Левитан, Серов, а в особенности Нестеров, которого она много и с удовольствием копировала в Академии. Часто в роли натурщиц выступают мама и младшая сестра, образ которой чрезвычайно трогательно запечатлен в дипломной работе.

Еще на 3 курсе студентам предложили для последующей разработки несколько тем на выбор. Ни минуту не задумываясь, Настя выбрала тему «Милосердие». Нет сомнения, что это был не рациональный выбор, а подсознательный душевный порыв. Невоцерковленная девушка еще не догадывалась, что сделала свой первый шаг к православию.

Поиски решения привели супругов в Вырицу, где они провели весь день, а уже на обратном пути встретились с незнакомым батюшкой. Им оказался священник храма иконы Казанской Божией матери иерей Михаил Журавлев. Воодушевившись замыслом молодых художников, он провел их по всем местам, связанным с преподобным Серафимом, увлеченно рассказывая о его житии, а на прощание благословил. Эта встреча и подсказала Анастасии будущий сюжет. Именно тогда она поняла, что это – некий знак Свыше, как и сама подсказка сюжета – «Исцеление ребенка». Надо отдать должное замечательным педагогам Академии – А.В. Тыщенко и С.А. Данчеву, которые не только одобрили выбор ученицы, но и, воодушевившись, сами погрузились в детальное изучение темы, оказывая в дальнейшем неоценимую помощь.

С этого времени началась длительная и кропотливая работа над сюжетом, плодом которой стало огромное количество эскизов и композиционных фрагментов, представляющих собой самостоятельную художественную ценность. Параллельно создавался целый ряд работ православной тематики – «Праздник», «Жены мироносицы у гроба Господня», «Нагорная проповедь», а так же большое количество вырицких пейзажей и изображений Казанского храма.

Трудно переоценить помощь и поддержку Максима, взявшего на себя содействие в поиске сюжетов, совершенствовании профессиональных технических приемов, а главное – основные заботы в решении вопросов, связанных с организацией выставок, последняя из которых открылась 30 сентября в новом зале ДПЦ Лавры. Событие это знаковое не только для монастыря, но и для самой Анастасии, как, впрочем, и для любого художника, удостоившегося представить свои работы в этом историческом месте.

История выставки, как и вся история создания образа, без сомнения, промыслительна. Дело в том, что дипломная работа такого уровня уже предопределена остаться в фондах  Академии, и ее судьба – стать достоянием достаточно узкого круга специалистов и грядущих поколений студентов. Однако, одна из прихожанок насельника Лавры архимандрита Стефана каким-то образом смогла увидеть это полотно, о чем незамедлительно поведала своему духовнику. В свою очередь отец Стефан не мог не поделиться увиденным с правнуком преподобного Геннадием Александровичем Муравьевым – бессменным организатором и куратором выставок Лавры. Таким образом, цепочка событий, первым звеном которой стал иерей Михаил Журавлев, замкнулась в день открытия экспозиции. Новый выставочный зал не смог вместить весь объем проделанной за 3,5 года работы. Открытие прошло не менее триумфально, чем защита диплома и при большом стечении гостей и посетителей. В этот день прозвучало много добрых слов и профессиональных оценок увиденного.

Наместник Александро-Невской Лавры епископ Назарий:

«Удивительно точно схвачены как внешняя, так и внутренняя сущность личности старца, главной составляющей которой ясно видится доброта. Известны его физические страдания последних лет, которые не могли не отражаться на его общем психологическом состоянии. Здоровье уже не позволяло служить, и это не могло не причинять ему нравственных и духовных страданий, но это одновременно и укрепляло в понимании своего предназначения, Божественного призвания. И вся эта гамма чувств очень тонко отражена в работах Анастасии. Судя по огромному количеству эскизов и фрагментов, окончательное решение образа пришло не сразу, но упорная и вдумчивая работа принесла замечательные плоды.

Тот факт, что сегодня из среды молодежи выделяются личности, обращающиеся к теме православия, безусловно радует и вселяет добрые надежды. Ценность представленных работ в том, что это не примитивные копии фотографических изображений, а собственное осмысление художником личности объекта исследования. Масштаб и глубина этих полотен позволяют предположить, что в скором времени работы Анастасии сами станут привлекательными моделями копирования для очередного поколения молодых художников».

Иерей Артемий Наумов, настоятель храма преподобного Серафима Вырицкого при Большом Гостином Дворе:

«Когда шел сегодня в этот зал, меня не покидало чувство, что иду за благословением к преподобному, и в первую очередь потому, что нынешний год – год 70-летия со дня  его преставления. Эта выставка чрезвычайно актуальна для нас всех, и для города в целом, а в особенности для предпринимателей, потому что                                   вглядываясь в картины, мы неизбежно обращаемся взорами не только к преподобному, но и к его современникам, к опыту его жизни и духовного становления.

Картины, как и любое изобразительное искусство, помогают воскресить жизнь преподобного. Это очень ценный опыт, тем более, что я, и целый ряд художников готовим подобный проект. Естественно, это не в плане некоей конкуренции, а исключительно в созвучии со знаменательными датами текущего года. Даст Бог, в скором времени мы увидим работы уже зрелых и далеко не молодых мастеров, и посмотрим на преподобного их глазами. А пока можно лишь порадоваться обращению к этой теме нового поколения молодых художников».

Игумен Филарет, директор ДПЦ «Святодуховский»: 

«Художнику удивительным образом удалось передать глубинную суть человеческой личности, его любовь и сострадание к людям. Удивительно, как удалось это подметить и перенести на холст для того, чтобы мы, соприкасаясь с этим творчеством,  тем самым преображались. Надеюсь, что все, увиденное нами сегодня, заставит задуматься о смысле нашего бытия, прикоснуться к прекрасному и, прежде всего, духовному.

Бесконечная благодарность Анастасии за предельно реалистичное отображение мира преподобного Серафима, в который мы снова и снова погружаемся. Помоги ей Господи!»

Дмитрий Мироненко, кандидат искусствоведения, иконописец, реставратор: 

«Отрадно, что взор молодого художника на тему русского старчества выявил исконный поиск русских живописцев духовных первооснов нашего Отечества и культуры.

Помимо высокого уровня исполнения просматривается глубокое изучение темы и погружение в нее, что является большой редкостью в среде современных художников, в особенности таких молодых. Бог в помощь!»

Андрей Барановский, историк, организатор художественных выставок в Вырице:

«Художественная традиция Вырицы исчисляется уже сотней лет, с момента возникновения там дачной местности. Сложился определенный круг художников, которых мы ежегодно показываем, и когда год назад я познакомился с Анастасией Кораблевой, то всеми силами постарался завлечь ее в наши сети, что оказалось не сложно, тем более, что у нее уже имелось значительное количество компактных работ и главный большой шедевр. Вырица с радостью приняла более 15 работ, предоставленных Анастасией. Там она приобрела своих поклонников, и некоторые картины уже нашли свое место в частных коллекциях. Таким образом, ее живописный роман с Вырицей получил поддержку, ее труд и талант обрели успех.

Сегодня я здесь еще и потому, что еще раз захотел увидеть эту большую картину, которая по своему статусу остается в фондах Академии художеств, и не скоро удастся показать ее публике. Замечательно получилось, что после меня Анастасию подхватил Геннадий Муравьев, и через короткое время эти картины снова смогла увидеть городская православная публика в этом замечательном зале, абсолютно соответствующем данной экспозиции.

Огромная удача, что появился художник, благожелательно относящийся к крупному формату, потому что в городе острая нехватка таких картин. В Москве есть сильная школа, которую поддерживал И. Глазунов. Она обрела своих авторов, но в Питере их не хватает, еще и в силу политики Русского музея, который полностью искоренил этот жанр, признавая для настоящего времени лишь «кухонный» авангард. Поэтому и самой Анастасии, и всем нам, как группе поддержки, придется много поработать ради того, чтобы ее будущие картины нашли свое место там».

Геннадий Муравьев: 

«Когда впервые увидел работы Насти, то был крайне удивлен, как такая юная девушка смогла во всех тонкостях уловить суть образа преподобного. Живописных аналогов существует не так много, и среди них образ, созданный Анастасией, в наибольшей степени соответствует моему представлению и пониманию, глубинному чувству. Даже в иконописных работах редко можно встретить образцы, соответствующие подлинному внешнему, узнаваемому облику.

Мне очень трудно давать какие-либо словесные оценки. Слова здесь бессильны, потому что мир преподобного – это часть мира моего рода, моей семьи, моего внутреннего мироощущения. Словами это не выразить. Работы Насти подарили мне ощущение безграничного тепла и света».

Широко известная цитата, ошибочно приписываемая всем вождям Третьего рейха по очереди, в оригинале звучит так: «Когда я слышу слово “культура”, я спускаю предохранитель своего револьвера». Автор – нацистский драматург Ганс Йост, куратор искусств от НСДАП, группенфюрер СС. Чудовищно,  но сегодня Россия подошла к той черте, когда именно такое восприятие культуры стало наиболее логичным и актуальным. Сегодня, по умолчанию, эту точку зрения разделяет каждый адекватный деятель подлинной культуры любой сферы.

Член Общественного совета при Министерстве культуры П.А. Пожигайло с горечью констатирует:

«Сегодня простому, незатейливому и иногда не очень вдумывающемуся народу внушают простую мысль, что культура – это хорошо. А я говорю – культура – это плохо. Культура сегодня – это одно из самых страшных явлений, с внедрением которого происходит убийство народа и страны. Подлинное искусство – “неформат” для сегодняшнего понимания культуры. Реально нам навязывается не классическое изобразительное искусство, а культура постмодерна во всем ее многообразии, начиная с постмодернистского искусства пошлейших спектаклей. К сожалению, музеи стали такими же. Разврат и пошлость хотят засунуть в стандарты. Стоит задача – с этого бока окончательно добить наше молодое поколение. Я считаю, что нынешние “культурные” стандарты – абсолютная провокация и диверсия».

Достоевский писал: «Русский человек без Бога – дрянь, а не человек». Современная культура – это антирелигия. Либеральная традиция предполагает культуру вместо религии. Культура сакрализируется, а «творцы» выступают в роли жрецов. Так появляются богомоловы, серебрянниковы, бархатовы, козловские под общим именем «легион». Они окружены толпой идиотов, не осознающих, за что они агитируют, что пропагандируют, что финансируют, и что принимают. А может, и осознают, как конечную цель – уничтожение народа.

Понятие «культура», как и понятие «свобода» вывернуто либералами наизнанку. В понимании древних греков термин означал «взращивание» человеческой души от земли к небу. Вопрос культуры – вопрос возвышения человеческой души. Сегодня же театры и музеи работают на разрушение человека, на опускание души с неба на землю, на деградацию и оскотинивание.

Тысячу раз прав А. Барановский, говоря о необходимости активной и серьезной деятельности в поддержку истинных молодых талантов, которых становиться все меньше. Нужно искать, всячески поддерживать духовно одаренную молодежь, и демонстрировать везде, где только возможно, работы, возвышающие душу, потому что пока появляются такие творцы, как Анастасия и Максим Кораблевы, Россия будет жива.

Значение картины «Исцеление» значительно глубже, чем все предшествующие рассуждения. Вся цепочка событий, начиная с выбора темы, не могла быть случайным стечением обстоятельств. И поездка в Вырицу, и встреча с батюшкой Михаилом, и весь ход последующей титанической многолетней работы, свидетельствуют о некоем водительстве Свыше. Не будь этого, картина просто не получилась бы. А для маленькой Влады старшая сестра создала фундаментальную духовную закладку на всю последующую жизнь, потому что теперь она под вечным покровительством и водительством преподобного. Как, впрочем, и сама Анастасия.

Георгий Ермолов

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: