«Можно ли в наше время стать святым?»

«МОЖНО ЛИ В НАШЕ ВРЕМЯ СТАТЬ СВЯТЫМ?»

 

 

В день памяти прославления праведного Иоанна Кронштадтского, 14 июня, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Варсонофий совершил Божественную литургию в Николаевском морском соборе Кронштадта.

Владыке сослужили секретарь епархиального управления протоиерей Сергий Куксевич, настоятель архимандрит Алексий (Ганьжин) с клиром, протоиерей Святослав Мельник, иерей Павел Ермошкин и другие священнослужители.

Среди молящихся были военнослужащие Западного военного округа и войсковой части 00005 ВМФ, несущие службу на корвете «Стерегущий».

Диакон храма великомученицы Екатерины в Академии художеств Сергий Шкотов был рукоположен во пресвитера. Студент II курса магистратуры СПбДА Алексей Шкотов был рукоположен во диакона к храму великомученицы Екатерины в Академии художеств.

«Иногда спрашивают, можно ли в наше время стать святым, – сказал владыка в проповеди. – Почему нельзя? Если можно было стать святым в XIX и XX веках, почему нельзя стать им в XXI веке? Посмотрим на жизнь Иоанна Кронштадского, чтобы понять, как он стал святым. Он родился в 1829-м году в церковной семье, знал молитвы с детских лет. Когда пошел в школу, почувствовал, что у него не хватает возможности осваивать предметы, стал ночью молиться Богу, прося успехов в учебе. Господь услышал его детские молитвы. Иоанн стал читать жития святых, вдохновляться их жизнью и подвигами, читал Евангелие. В дневниках он отмечал, что Евангелие было ему и учителем, и утешителем, и просветителем. Оно помогало ему с детства правильно строить жизнь. Духовные школы он окончил блестяще, полюбил богословие, часто читал труды святителя Иоанна Златоуста. Постепенно обогатил себя духовными познаниями и приобрел опыт личной молитвы и общения с Богом. Господь видел его усердие, старание и все больше даровал ему Своей благодати».

«В 1855-м году Иоанн Кронштадтский принимает сан священника, и его назначают в Андреевский собор Кронштадта, – продолжил архипастырь. – Тогда это был особый город. Санкт-Петербург был столицей Российской империи, а сюда ссылали уголовных преступников. С такой паствой он столкнулся. В первую очередь он обратил внимание на детей. Они часто были сиротами или из многодетных семей. Им не хватало еды, одежды, они ходили босыми. Священник помогал им. Потом на него обратили внимание и взрослые, поняли, что он не обыкновенный батюшка, а Божий человек. К нему потянулись люди, он стал проповедовать, практиковать ежедневное служение Божественной литургии. Частого причащения не хватало в императорской России. Люди редко причащались. На богослужение к батюшке собиралось до пяти-семи тысяч человек. Больше двух с половиной часов длилось причащение. Иоанн Кронштадтский вставал утром рано, вычитывал правило, шел на службу, читал канон, облачался, совершал Божественную литургию, устраивал общую исповедь, потому что столько людей лично исповедовать было невозможно, а потом причащал».

«Святой говорил, что уста священников всегда должны быть чистыми, потому что они разговаривают с Богом, – отметил правящий архиерей. – Это уста всего народа, от имени людских сердец они обращаются к Богу. Священнику нужно иметь и дух Христов, по-другому не подействуешь на людей. Нужно смотреть на них глазами Христа – кроткими, смиренными, любвеобильными. Тогда люди это чувствуют и тянутся к Богу. Задача священника – привести людей к Богу. Отец Иоанн приводил людей к Богу не только в Кронштадте и Санкт-Петербурге, он ездил по России, видел проблемы народа. Он отмечал особенно две проблемы – повальное пьянство и страшное неверие народа, который отходил от Бога. В кругах интеллигенции уже не считали нужным молиться перед едой, креститься, посещать храм по воскресеньям. Вести разговоры о Боге считалось мракобесием, отсталостью. Вот с такими людьми сталкивался отец Иоанн и пытался объяснить красоту и величие православия. Находились среди простого народа, в царской семье и других слоях общества верующие люди, преданные Богу и православию. Они доказали это потом в революционных событиях, когда отдали жизнь за Христа и Его Церковь».

«Отец Иоанн пятьдесят три года отдал пастырскому служению, написал много книг и трудов, которые распространялись по всей России. Их читали, ими вдохновлялись, укреплялись, его проповеди поддерживали религиозность в народе, – сказал правящий архиерей. – Народ знал его не только во всех уголках Российской империи, но и за рубежом, ему присылали письма, и он по возможности отвечал, молился за всех, потому что Бог дал ему дар молитвы. Он обращался к Господу и часто с помощью благодати Божией решал проблемы. Он приписывал все это не себе, а Божиим дарам. Господь по вере нашей все дает нам и укрепляет нашу жизнь. Святой переживал за Россию, видел, что она катится к катастрофе, и предупреждал об этом. Но предотвратить это он уже не мог: Господь определил народу пройти эти испытания для очищения. Мы благодарим Господа за то, что у нас есть такой светильник и мы можем приходить в храмы, монастыри, где почитают отца Иоанна. Если раньше были его портреты, то сегодня у всех есть иконы святого, перед которыми мы молимся, как и сегодня молились в этом соборе о его помощи в нашей духовной жизни», – завершил проповедь митрополит Варсонофий.

Храму была подарена икона великомученика Георгия Победоносца.

В связи с 30-летием пресвитерской хиротонии митрополит вручил архимандриту Алексию (Ганьжину) крест, изготовленный в честь юбилейного года святого Александра Невского. Был зачитан поздравительный адрес губернатора Александра Беглова.

За усерднoе служение Святой Церкви митрополичьими грамотами были награждены капитан I ранга Евгений Пахомов и капитан II ранга Иван Помазов.

Морской собор Кронштадта был построен в неовизантийском стиле по проекту Василия Косякова, освящен в присутствии императора Николая II в 1913 году. В советское время использовался как кинотеатр, концертный зал, затем здесь располагался филиал Военно-морского музея. В 2002 году на колокольне установлен крест. 19 декабря 2005 года состоялась первая за 75 лет Божественная литургия. Реставрация велась до весны 2013 года. Великое освящение состоялось 28 мая того же года, в 100-летие храма. На следующий день Священный Синод постановил придать собору ставропигиальный статус, подобающий главному храму ВМФ.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: