ОЛЬГА АКИМОВА
редактор газеты «Вестник Александро-Невской лавры»
ПОЗНАВАЯ ТАЙНЫ МИРОВОЙ ГАРМОНИИ
– Третий кусок хлеба съешь, когда я приду с работы, – сказала мама.
Маленькая девочка осталась в квартире одна. Впереди был целый долгий день. День без событий и развлечений. День, наполненный ожиданием, тягостным, как чувство голода, которое не проходило, кажется, никогда. Окно в комнате было закрыто фанерой, потому что стекло разбилось. Но в этом фанерном окне было маленькое окошко, размером с маленькое стеклышко, взятое у старой фотографии. Сквозь него пробивался свет, пока был день или ранний вечер. На стене висела черная «тарелка» громкоговорителя. Она рассказывала о сводках с фронтов…
Что такое чужая судьба для журналиста? Это возможность встретиться с тем, чего никогда не испытывал. Увидеть огонь, который горит в сердце другого. Услышать, чем наполнена его душа. Узнать, как можно справляться с трудностями. Понять, как удивителен человек. Вновь вспоминать об искре Божией, сверкающей в каждом. И главная радость журналиста — суметь рассказать об этом.
Все видели детские лица на военных фотографиях: абсолютно серьезный, сосредоточенный взгляд маленького человека, который знает, что взрослым не до него, что нельзя капризничать, плакать, что надо держаться изо всех сил, чтобы жить и выжить. Эта огромная горечь детского одиночества в страшном мире взрослых, наверно, остается с человеком навсегда. И, может быть, именно воспитание таким одиночеством потом не дает упасть духом, опустить руки всю дальнейшую жизнь.
За мою долгую журналистскую судьбу мне довелось разговаривать со множеством людей, но есть те, о ком вспоминаешь всегда с удивительно теплым чувством и благодарностью за встречу. Светлый, говорят про таких.
Если я скажу, что Эвелину Павловну Соловьеву знают все в нашем городе (и многие из тех, кто побывали в нем), то не ошибусь. Возможно не всякий знает ее по фамилии, но — уж такова доля скульпторов — ее работы известны. Например, гранитная раскрытая книга «Послание через века» на Университетской набережной, памятник «Вечный студент» у здания Политехнического университета, памятный знак «Воинам-победителям на все времена» в госпитале для ветеранов войн на Народной улице.
Но сначала было трудное блокадное детство. И что бы ни говорили: ну сколько можно о войне? Ну все знают, что было тяжело! Но когда ты встречаешься с теми, кого опалило войной, тебя касается то же пламя, и ты готов повторять: можно… столько, сколько нужно, чтобы это отозвалось и заставило думать. В этом году вышла книжка «Я Виргиния». Идеально, до последней страницы, тонко и продуманно оформленная. В этой книге собраны воспоминания матери Эвелины Павловны — бесхитростный и страшный документ эпохи, в которую пришлось жить. Мне кажется, все свое изысканно-точное мастерство удалось вложить героине моего рассказа в это небольшое издание. И именно отсюда я хочу перекинуть мостик от детства («Я — блокадница. Я воспитана блокадой».) к юности, к выбору профессии. Думаю, что профессия была предопределена, ведь и мать и отец учились до войны в художественно-промышленном техникуме.
Эвелина Павловна Соловьева родилась в 1937 году в Ленинграде. В 1961 году окончила Высшее художественно-промышленное училище им. В.И.Мухиной. В 1966 году Эвелина Павловна пришла в книжное издательство «Советский писатель». Ей повезло с наставником. Это был главный художник издательства М.Е. Новиков, который научил тонкостям книжной графики – умению организовать пространство листа, отсечь лишнее, емко выразить форму, мысль, образ. Особое внимание уделялось шрифтам:
– Для меня начало любой книги – шрифт. Камертон – имя, фамилия автора, название книги. Каждый автор – свой шрифт, своя музыка. И по сей день работа по оформлению книги – это всегда радость, поиск гармонии и чистоты формы и содержания, свой зримый образ, созвучный в духе своем с автором.
Всего оформлено более 70-ти книг таких авторов, как В.Шефнер, В.Конецкий, М.Слонимский, Г.Горышин, Ф.Абрамов, А.Кушнер, С.Колбасьев, А.Фридланд, В.Попов, В.Адмони, Л.Агеев, Н.Катерли, вышедших в издательствах «Советский писатель», «Лениздат», «Советская Россия» и других. Проза. Поэзия. Иллюстрации то чеканные и лаконичные, то нежные и изысканные. Как пишет искусствовед Н.Нешатаева, «графические образы книг, оформленных художником, разнообразны по технике исполнения рисунка, по многогранности смысловых ассоциаций. И, глядя на эти рисунки, заставки, обложки, буквицы и просто буквы тонко подобранных шрифтов ощущаешь высокую, истинно петербургскую культуру графического искусства автора».
Об особенной красоте работ, исполненных в технике пастели, вновь обращусь за помощью к искусствоведам: « … поражает не только символика образов, но дивное, ювелирно-тонкое по рисунку и цвету мастерство пастельной живописи! Пастели Эвелины Соловьевой — драгоценные творения не только руки тонкого художника, но человеческой души, сподобившейся почувствовать Красоту мира, сокрытую от очерствевших сердец!».
Графика, пастель… Но есть еще и офорты — довольно сложная по исполнению техника. Трудоемкая, но интересная работа.
– Работа в офорте была продолжением книги. Менялся масштаб и усложнялся графический язык, а вдохновение и образы шли от поэзии – Пушкин, Маяковский, Берггольц, Кушнер, Вознесенский, Рубцов. Так появились циклы работ с вплетением текста в изобразительную ткань: «Петра творенье», «Революция», «Блокада», «Сага». Потом произошел отрыв от литературы и поиск своего видения Мира, макро и микро Космоса с его вечной первозданной Красотой, с его ароматами и музыкой, с его хрупкостью и Великой мощью. Появились триптихи: «Экология духа», «Мировая гармония», «Триединство», «Глас небесный» и «День после», участвовавший в 1991 году в международной выставке Триеннале «Против войны» в Польше, в Майданеке. Появились работы в разных техниках: «Магия света», «Дыхание Гор и Вод», «Импульсы Вселенной» и другие. Все – размышления о сути бытия, о бесконечности космического творения, о предназначении жизни человека.
Свою лепту в особенное мировосприятие художника внес муж, писатель Глеб Горышин, его неуемная тяга к странствиям, к постижению пространства, к исследованию людских характеров. Она вспоминает, как в одном из совместных путешествий к ней ярко и зримо пришло ощущение величия Мироздания и своей «малости песчинки», но не горькое, как в детстве, а — потрясающее размахом чувств, их глубиной и блаженным смирением перед Творцом и его творением.
Творчество — это неразрывная связь с Творцом. Это величайшая концентрация духовных сил, чувств и мысли, это изображение явлений внешнего и внутреннего мира, реализация понятия художника об этих явлениях. Вся жизнь, каждый день и час есть творчество, в основе которого – Свет, Любовь и Радость! Путь совершенствования художника беспределен, а для самовыражения необходимо найти свой почерк, свой образный графический язык, свое видение Красоты и Мира.
Творческий человек – совершенно особый, это человек с «оголенными нервами», человек чувствующий Мироздание.
А с 1991 года начался новый этап в жизни художника, требующий особых усилий, новых знаний и навыков. Она занялась скульптурой.
– К скульптуре я обратилась по велению души, уроки у замечательного скульптора Виктора Александровича Синайского в студенческие годы в ЛВХПУ им. В.И.Мухиной дали свои плоды по прошествии времени. К ним можно отнести надгробие художнику В.И.Курдову (1997), Н.А. Тырсе (1999). Памятные доски художникам — образ палитры — для меня стал важным и решающим моментом в этих проектах. А в надгробном памятнике В.И.Курдову — художнику, живописцу, графику, возник образ книги — как символ жизни человека, возможно, еще не прочитанной нами, и это книга закрытая, а это всегда тайна.
А еще, я считаю, большая тайна — судьбоносные встречи. И одна из них: встреча с наместником Александро-Невской Лавры (тогда архимандритом) Назарием.
– Мое творческое содружество, духовное общение, обсуждение идей и проектов с отцом Назарием началось с 2000 года. Его активное участие в процессе выполнения проектов, разработанных мной для Александро-Невской Лавры и города, великое благо и поддержка для меня.
Было решено установить на территории Лавры памятный знак «2000 лет от Рождества Христова».
– Величайшая историческая дата — 2000 лет от Рождества Христова — волновала меня, как и многих людей… Праздник Рождества Христова — тема вечная для художников всех времен. Мысль прикоснуться к этой теме, найти свой архитектурно-пластический образ была неслучайна, творческая мысль искала образное решение темы. В начале января 2000 года я выполнила модель в пластилине в масштабе 1:20… Образ Богоматери — самое сложное. Образ трепетный, бесплотный, небесный, воспаряющий, с ликом, исполненным глубинного психологического переживания. Она предвидит судьбу своего сына Богомладенца. Образ глубокого внутреннего сосредоточения. Ее глаза наполнены и радостью, и печалью, и страданием.
Найти гармонию Образа «Богоматерь Оранта», рельефов «Христос в яслях» и «Ангелы возвещающие», гранитного креста «Голгофа», шрифтов молитв, гармонию гранита и бронзы самого памятного знака, имеющего форму древнерусского однокупольного храма, с окружающим пространством, с архитектурой Александро-Невской Лавры было непростой задачей.
– Для меня эта работа стала проверкой своих возможностей и сил, и это был хороший урок во всех отношениях.
Все, кто хоть раз побывал в Лавре, видят этот памятный знак, когда направляются к Свято-Троицкому собору.
Здесь же, по правой стороне, у Семинарского корпуса находится другая работа художника — Памятный знак «За веру Христову пострадавшим», установленный в 2005 году. Этот гранитный памятник имеет форму древнего триумфального креста с центральным бронзовым рельефом «Лик Спасителя». На обратной стороне креста воспроизведены следы от пуль и надпись «За веру Христову пострадавшим священнослужителям, монашествующим и мирянам, новомученикам и исповедникам российским…». В монастыре установлены:памятный крест к пятилетию воссоединения Русской Православной Церкви Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей в Митрополичьем саду; памятная доска к 300-летию Александро-Невской Лавры и мемориальная доска первому петроградскому новомученику протоиерею Петру Скипетрову в епархиальном управлении и другие. Скульптуры Соловьевой отличаются формой строгой, лаконичной и изящной одновременно, как и все ее творчество. Это ее особый «почерк». Соединение современности и традиций.
Работы Эвелины Соловьевой находятся во Всероссийском музее им. А.С. Пушкина, музее истории города Санкт-Петербурга, музее городской скульптуры, музее Майданека (Польша), Эрмитаже, Третьяковской галерее, библиотеке Ватикана, в частных собраниях России и других стран мира.
Если бы я взялась перечислять здесь количество работ, выставок и наград, то это заняло бы добрую половину статьи. Но, думаю, что читатель и без этого перечисления понимает насколько трудолюбивый, плодотворный и талантливый человек Эвелина Павловна Соловьева.
Одно из последних событий — присвоение звания «Заслуженный художник Российской Федерации».
– Художник, да и всякий человек, по моему, – сам себе и учитель и ученик. Самосовершенствование – первейшая задача: изучать самого себя, приглядываться к своим словам, чувствам, желаниям, действиям, познавать и творить усилие по духовному очищению. Учиться всегда, познавая тайны Мировой гармонии, проникая в тончайшие вибрации Духа – великого мирового наследия в искусстве, музыке, поэзии, философии.
Я начала свой рассказ с того момента, когда маленькой девочке, героине этого очерка, пришлось переживать Блокаду. Над миром снова беда, не война, а — всемирная эпидемия. Почти весь прошлый год не было возможности выходить из дома, но Эвелина Павловна умеет не опускать руки: она всегда в работе, в поиске, и уже готовы новые картины, зреют замыслы. Скульпторами становятся только незаурядные, сильные личности. И время это доказало. Я желаю, чтобы мы могли увидеть новые картины, иконы, скульптуры.