Роман Овчаренко
кандидат богословия, магистр истории
ПРОПОВЕДЬ ПАМЯТИ АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ЛУКИ
Как мы с вами знаем, большинство апостолов были евреями по своей этнической принадлежности. И лишь некоторые из учеников Христовых принадлежали к другой нации. Таковым, к примеру, является единственный автор евангелия, нееврейского происхождения – апостол Лука.
Предание сообщает нам о том, что он был родом из города Антиохии в Сирии, и был, возможно, эллинизированным сирийцем. Родился Лука в образованной, интеллигентной семье и получил прекрасное, всестороннее образование. Его имя греческого происхождения «Λουκᾶς» и в переводе означает «светлый», или «родившийся на рассвете». Лука приобрел очень редкое и весьма почетное медицинское образование и имел лицензию на совершение врачебной практики.
Свои медицинские навыки он отточил, участвуя в военных кампаниях Римской империи. В те далекие времена, всех врачей в Римской империи ставили на учет и следили за тем, чтобы они не пытались передавать свои знания другим. Так осуществлялся контроль за жизненно необходимой профессией. Апостол Павел в послании к Колоссянам прямо называет Луку врачом (Кол. 4:14). И не просто врачом, но врачом «возлюбленным». Имея в виду, скорее всего, профессионализм Луки и его «легкую» для лекаря руку. Апостол Лука был поистине одаренным человеком. Ведь в дальнейшем он стал не только первым иконописцем, но и ещё первым церковным историком.
Также святые отцы сходятся в том, что еще до принятия христианства Лука очень живо интересовался религией иудеев и даже состоял в числе тех, кто собирался принять веру Израиля, а значит, его можно назвать прозелитом. Учитывая его лингвистические способности (Лука знал как минимум три языка), начинаешь понимать, почему он не торопился принимать веру евреев. Узнав лично из прочтения Септуагинты о грядущем Спасителе, Лука проникся желанием узнать побольше об этой личности. И вот он, посетив Иерусалим в один из праздничных дней, становится свидетелем проповеди и чудес Спасителя. Для него больших доказательств было не нужно. Он становится преданным последователем Христа и входит в круг семидесяти учеников, отобранных для миссионерской проповеди. Так он начинает знакомиться с теми, кто имел счастье быть со Христом с первых дней его общественного служения. В дальнейшем он особо сблизится с апостолом Павлом, который хоть и не входил в число 12 и 70 апостолов, но зато был лично призван Христом на миссионерское делание.
В отличие от апостолов-евреев, достаточно аккуратно и боязливо излагавших свои мысли относительно личности Христа, потому что над ними всегда висело бремя Ветхого Закона, Лука был намного смелее и свободнее их. Вот отчего некоторые евангельские события изложены только им одним. Я назову вам только самые важные из них: Благовещение Деве Марии и Вознесение Христово. Согласитесь, непростые истины избрал для изложения ученик Христов?!
Уже после Воскресения Христа, Лука вместе с другим апостолом Клеопой удостоились личного явления Воскресшего Спасителя по дороге в Еммаус (Лк. 24:13–35). Свою миссионерскую деятельность апостол Лука разделил вместе со своим другом и учителем апостолом Павлом. Был он с ним и в самые трудные минуты жизни. После мученической кончины апостола Павла в Риме Лука с проповедью прошёл Ахайю (Грецию), Ливию, Египет и Фиваиду. В городе Фивы (в Греции) принял мученическую смерть, он был повешен на дереве в возрасте 84 лет.
Жизнь апостола и евангелиста Луки является ярким примером того, как можно соединять ученость и религиозное мировоззрение. Одно не противоречит другому. Они дополняют друг друга. В этом тандеме проявляется особый взгляд на все и возможность исследовать запретное. Подавляющее большинство ученых было верующими людьми. И пришли они к вере как раз-таки через исследования окружающего мира. Вот как, к примеру, писал знаменитый академик И. Павлов: «Я изучаю высшую нервную деятельность и знаю, что все человеческие чувства… связаны, каждое из них, с особой клеткой человеческого мозга и её нервами. А когда тело перестаёт жить, тогда все эти чувства и мысли человека, как бы оторвавшись от мозговых клеток, уже умерших, в силу общего закона о том, что ничто – ни энергия, ни материя – не исчезает бесследно, и составляют ту душу, бессмертную душу, которую исповедует христианская вера».
Невозможно человека заставить верить. Он верит или тогда, когда пришел к этому сам, через свой собственный опыт, или когда увидел чудо в своей жизни, объяснение которому предоставить не смог. Первая вера похвальна и предпочтительна, а вторая вынужденная. В память апостола Луки желаю всем личного опыта обретения Бога.