ГЕОРГИЙ ЕРМОЛОВ
СИМФОНИЯ МНОГОЦВЕТЬЯ
Ежегодный сентябрь, наверное, самый значимый период в жизни Лавры. Прошедший юбилейный год отметился обилием интереснейших мероприятий, прошедших как по всей стране, так и в самой Лавре. Одним из таких событий явилась установка у Южных ворот трехметровой мозаичной иконы святых князей-братьев Феодора Новгородского и Александра Невского. Масштаб и качество произведения трудно переоценить. Высочайший уровень исполнения демонстрирует удивительную насыщенность цветовой гаммы и выразительность линий. Тщательная проработка мельчайших деталей, техника исполнения отсылает воображение к лучшим образцам мастеров-мозаичистов Спаса на Крови.
В 7-8 номере 2019 г. мы уже рассказывали об интересном и смелом творческом эксперименте художника-иконописца Михаила Алексеевича Селецкого. Тогда на фасаде притвора Никольской церкви просиял образ Николая Чудотворца, утраченный после реставрации храма в 2012 г., и вновь воссозданный мастером уже в мозаичном исполнении.
Эта техника, сама по себе, не явилась для Михаила чем-то новым. Выпускник Академии художеств образца 1984 г., скульптор по базовому образованию (мастерская профессора М.К. Аникушина) избрал своей главной жизненной стезей иконопись. Или, скорее всего, она избрала его, войдя в судьбу органично и закономерно. Постепенно воцерковляясь, преображаясь из «захожанина» в прихожанина, в 1993г. в одной из бесед с батюшкой уловил мысль, определившую всю последующую деятельность: скульптура не в традиции Православной Церкви. Только профессионал может понять, как непросто изменить собственную укоренившуюся традицию – то дело, которому посвятил долгие годы напряженной учебы и нелегкой работы. Но если ты избран Промыслом, изменить новому пути нет морального права. Тогда и пришло понимание, что если Господь привел в храм, то его долг внести свою профессиональную лепту, а значит – нужна икона. Решение далось нелегко, потому, как остро осознавался груз предстоящей ответственности.
Начинал постепенно. Первыми пробами стали изображения для хоругвей; параллельно осваивал непривычное для светского художника дело – изготовление иконных досок. Работа, на первый взгляд, простая – с точки зрения столяра или плотника, но иконная доска – предмет особый, требующий строгого соблюдения определенной технологии.
Тему приходилось осваивать по репринтам старинных книг, поскольку в те годы нужной литературы еще не было. Помогали однокашники по Академии, изучавшие реставрацию. Некоторые из них уже работали в Русском музее и приобрели достаточные профессиональные навыки. Изучал канон. Много копировал.
В 1996 г. во время работы в Новодевичьем монастыре познакомился с владыкой Назарием, который и пригласил новоначального иконописца поработать в Лавре, а в 2001 г. наместник предложил Михаилу продолжить работу в благотворительном фонде «Кедр» по новой программе «Монастырская слобода» в качестве наставника. Там, обучая молодежь основам художественного творчества, иконопись, все же, не оставлял, продолжая писать иконы и для Лавры, и для других храмов.
Давний коллега из Академии Штиглица, руководитель многочисленных церковных проектов Григорий Ткачук однажды предложил расписать иконостас для храма Преображения Господня в Тярлево. Там Михаилу и довелось сначала написать, а затем впервые исполнить в мозаике образ Николая Чудотворца, который и лег в основу аналога, установленного на фасаде Никольской церкви.
В предыдущих упомянутых номерах нашей газеты мы уже рассказывали об уровне сложности задачи, которую поставил перед собой Михаил Селецкий. Выполняя свои первые мозаичные работы из приобретенной готовой смальты, он не оставлял мысли о необходимости варить собственную по классическим рецептам признанных мастеров знаменитого «мозаичного заведения» Академии художеств, основанного еще в 1862 г. Амбициозность, если не сказать – дерзость замысла, состояла в том, что на текущий момент у Михаила не было никакого необходимого оборудования, кроме маленькой лабораторной печки, да и, собственно, самой специализированной мастерской. На круглом столе, проходившей недавно в Лавре международной конференции, Михаил делился опытом самостоятельного освоения технологии варки смальты буквально из «подножного» сырья в той самой маленькой печке.
Процесс начался с изучения специальной литературы, после чего он попытался достичь необходимой температуры и сварить первую пробу в маленьком горшочке. Сложнее всего было получить нужный цвет. Самые дорогостоящие оттенки – красные, в которых используются сернистый кадмий и селен, дающие в сочетании необходимый тон. Главное преимущество такой смальты в том, что она допускает отжиг, под воздействием которого происходит т.н. «наводка» цвета – от бледно-желтого до ярко-красного. И это – при одной и той же технологии варки, и неизменном составе шихты. Это уже потом он познакомился с наследниками опыта мастеров «мозаичного заведения» – химиком-технологом, кандидатом химических наук Надеждой Владимировной Андреевой и опытнейшим смальтоваром Василием Дмитриевичем Соколовым, принимавшим эстафету еще у дореволюционных специалистов Академии. Эти люди продолжают помогать Михаилу и по сей день.
Результат первых опытов Михаила Селецкого увидеть может каждый желающий. Изображение Николая Чудотворца выполнено в той самой технике «отражательной» смальты, которая являлась предметом гордости мастеров «мозаичного заведения». Да и сама история русской мозаики по праву может считаться предметом национальной гордости. Отечественные произведения вызывали неизменное всеобщее восхищение на Всемирных выставках – в Лондоне 1862 г., в Париже 1866 и 1878 гг., в Вене 1873 г. За представленные в русском отделе работы Мозаичное Заведение удостаивалось золотых наград, а сами произведения, благодаря высочайшему мастерству исполнения, признавались вне конкурса.
Любопытно переплетение промыслительных закономерностей. Первое международное признание русской мозаики состоялось в 1862 г. на Всемирной выставке в Лондоне, где, в числе прочих, был представлен образ именно Николая Чудотворца, выполненный для Исаакиевского собора. В технике смальты есть такой метод: для миниатюрной мозаики в плавильной печи тянут нити различной толщины, сматывая в спираль. И вот такая историческая спираль сделала оборот усилиями Михаила Селецкого – от Николая Чудотворца в Лондоне 1862 г. до фасада Никольской церкви 2019 г.
В прошлых номерах мы размышляли о том, как удачно выполненная работа пробуждает в художнике новые творческие мечты, и что неожиданно зародившаяся мозаичная история Лавры должна послужить реставраторам некой подсказкой для обогащения и развития исторического наследия монастыря в духе лучших образцов русской национальной культуры. Сегодня уже очевидно, что Господь нас услышал, потому что масштаб нового проекта Михаила Селецкого превзошел все ожидания. Сам Михаил вспоминает:
«Когда возник замысел соединить в одной иконе братьев Ярославичей – Александра и Феодора, первоначально рассматривалась только одна ниша. Хотелось сделать некий аналог древней иконы св. Бориса и Глеба, а затем, когда в представлении выстроилось полное оформление Южных ворот, пришло понимание необходимости продолжить весь мозаичный ряд. А окончательное решение созрело во время творческой поездки в Великий Новгород. Там, в Новгородском Софийском соборе покоятся мощи святого благоверного князя Феодора. Приложившись к мощам, вдруг осознал, как само собой разумеющееся, что осуществлять задуманное буду. Как, какими силами и средствами – пока неведомо, но проект не может не состояться».
Таким образом, результат десятимесячной работы положил начало большому проекту – галерее уличных икон с изображением святых покровителей Петербурга.
После установки и освящения иконы митрополитом Варсонофием, епископ Кронштадтский Назарий произнёс весьма точную, как всегда, фразу: «Господь воздвигает людей именно в свое время». И хотя эти слова относились непосредственно к главному действующему лицу события – святому благоверному великому князю Александру Невскому, призванному на служение именно в те годы, когда решалась судьба Руси, их вполне можно отнести и к состоявшемуся событию. В нужное время, в нужном месте оказался нужный человек.
Юрий Иванович Саулиди – крупный российский предприниматель и меценат, инициатор фонда поддержки художников, организатор выставок в Мраморном дворце Русского музея, активный содеятель издания многочисленных книг по искусству, но главное – глубоко православный человек, вложивший немало сил и средств в сохранение и преумножение национальной художественной традиции. Финансировал и принимал деятельное участие в восстановлении и реставрации нескольких церковных объектов в Кронштадте, в частности – часовни Тихвинской Божией Матери. Будучи этническим греком, в 2017 г. построил в греческом Нафплионе – побратиме Кронштадта церковь святителя Луки (Войно-Ясенецкого) – русского святого, особо почитаемого греками. Новая церковь вошла в состав более 40 храмов в честь святителя, построенных на территории Эллады. Торжества, связанные с освящением, были приурочены к 140-летию со дня рождения святого.
Проект иконостаса создавал Григорий Ткачук, который и предложил Михаилу сделать его роспись. Поставленная задача изначально представлялась непростой, и тем интереснее виделось ее решение. Селецкий самостоятельно разрабатывал сюжеты житийных икон святителя, до той поры не существовавшие, по причине сравнительно недавнего прославления в России.
В ходе этой работы и произошло знакомство Михаила с Ю. Саулиди. Селецкий показал ему эскиз будущего мозаичного панно и поделился мечтой – организовать в Лавре полнопрофильное мозаичное дело для последующего осуществления задуманного проекта. Юрий Иванович загорелся идеей и выразил желание подключиться, взяв на себя финансирование работ первого этапа – Южных ворот. Будучи человеком деятельным, обладающим недюжинной деловой хваткой и опытом, сразу определил сроки.
Господь посылает людей в свое время, поэтому работа по проекту сразу набрала новые обороты. Ю. Саулиди закупал материалы и оборудование, подключил профессиональных помощников – выпускников Академии Штиглица художников-монументалистов. Евгений Антонов, Алексей Карпик, Салават Мусин закончили Академию по специализации «Декоративная и монументальная живопись» с углубленным изучением мозаичной техники в самых различных материалах – смальте, камне, стекле. На сегодняшний день на счету А. Карпика стеновые росписи нескольких храмов в русско-византийском и академическом стиле, участие в реставрации Морского собора в Кронштадте. Вместе с Е. Антоновым принимал участие в создании мозаики Главного храма Вооруженных сил России. Поработать в Лавре ребятам предложил творческий руководитель их курса – все тот же Г. Ткачук, уже давно и плодотворно сотрудничающий с Ю.И. Саулиди. Новое дело целиком захватило молодых профессионалов, а их деятельное участие значительно ускорило общий процесс. Сегодня близится к окончанию набор второй иконы Южных ворот с образами Иоанна Кронштадтского и Ксении Петербургской.
Первый мозаичный набор – образ Александра Невского Михаил начинал вдвоем со своей неизменной помощницей – женой Викторией, начавшей освоение мозаичного искусства одновременно с мужем. Хотя она и не профессиональный художник, но на сегодняшний день на ее счету уже немалое количество вполне достойных самостоятельных работ. Еще при создании образа Николая Чудотворца набор фона и круговую обивку Михаил доверил Виктории. Неоценимо ее участие в проекте мужа. На первом установленном панно облачения святых набраны ею самостоятельно. Для художника чрезвычайно важно единомыслие близкого человека, его моральная, а тем более, практическая поддержка. Все вечера и выходные дни, свободные от основной работы, она посвящает делу мужа, теперь уже ставшему и ее делом.
Финансовая составляющая проекта постепенно приобрела некоторое многообразие. Ю.И. Саулиди оплачивает работу помощников и значительную часть необходимых материалов. Благотворительный фонд «Кедр» взял на себя расходы на необходимые химические реактивы для производства смальты и техническое обслуживание оборудования. Городской комитет по занятости помог приобрести мощные и достаточно дорогие печи для отжига.
Сегодня уже можно смело утверждать, что мозаичная мастерская Лавры состоялась, залогом чему – долгосрочный проект Михаила Селецкого. Параллельно возникают и другие замыслы. В перспективе планируется 3-х метровое мозаичное панно в честь преподобного Исидора Пелусиотского на стене бывшего храма-усыпальницы, а ныне Духовно-просветительского центра Лавры, и еще целый ряд аналогичных композиций.
Уже готов, разработанный Михаилом логотип мастерской, как и полагается – в мозаичном исполнении: осененная крылом Ника, как символ воскресшего Христа – победы жизни над смертью.
Когда-то мы сравнили искусство смальтовара с творчеством кулинара «высокой» кухни. Тщательно приготовленные, свежеиспеченные пластины сочных оттенков нарезаются ломтиками заданных конфигураций. Собранные горстью, они – не более, чем какофония цветов, бессмысленное содержимое детского калейдоскопа, не ограниченное трехгранной зеркальной призмой, придающей богатому многоцветью строгую гармонию тонального звучания. Поэтому мозаичист, в отличие от смальтовара, сродни композитору, создающему из семи основных цветов-нот, и их оттенков – бемолей и диезов, уникальный консонанс – слияние в восприятии одновременно звучащих тонов. Так рождаются симфонии, отнесенные античностью к «гармонии сфер» – музыкально-математическому устроению космоса. И, глядя на первые аккорды, творимой Михаилом Селецким симфонии многоцветья, не покидает уверенность, что в скором времени она зазвучит в полную силу. Тем более, что непрерывное незримое присутствие святого князя наполняет каждый лист партитуры особым благодатным смыслом.