протоиерей Димитрий Моисеев
кандидат биологических наук
СЛОВО И ЧИСЛО КАК АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
В оный день, когда над миром новым
Бог склонял лицо Свое, тогда
Солнце останавливали словом,
Словом разрушали города.
И орел не взмахивал крылами,
Звезды жались в ужасе к луне,
Если, точно розовое пламя,
Слово проплывало в вышине.
А для низкой жизни были числа,
Как домашний, подъяремный скот,
Потому, что все оттенки смысла
Умное число передает.
Патриарх седой, себе под руку
Покоривший и добро и зло,
Не решаясь обратиться к звуку,
Тростью на песке чертил число.
Но забыли мы, что осияно
Только слово средь земных тревог,
И в Евангельи от Иоанна
Сказано, что слово это Бог.
Мы ему поставили пределом
Скудные пределы естества,
И, как пчелы в улье опустелом,
Дурно пахнут мертвые слова.
Николай Гумилёв, «Слово», до 31 августа 1919 года
Тезисы:
- Проблему цифровизации образования необходимо рассматривать в контексте антропологического кризиса современной цивилизации (философский аспект).
- Всё знание делится на гуманитарное (в основе которого лежит Слово) и точное (в основе которого лежит цифра). Цифра – единица измерения видимого мира, слово – мера познания мира невидимого. Сведение всего образования к одному цифровому исчислению нарушает баланс равновесия между этими двумя неразрывными гранями бытия и опрокидывает человека в дурную бесконечность чисел. Иным словом, цифра без слова бездыханна, как пчёлы в стихотворении Николая Гумилёва (гносеологический аспект).
- Дегуманизация образования – составная часть большого плана трансгуманистически мыслящей мировой элиты (геополитический аспект).
- Истоки индоевропейской цивилизации – устная словесность. Изначально потенциал развития индоевропейских народов заключался в изустном эпосе. Он был зафиксирован в письменном тексте уже на этапе соприкосновения с письменными культурами и запечатлён в эпических сказаниях Гомера, Авесты, Вед, германо-скандинавского, славянского, кельтского и др. эпосов (культурно-исторический аспект).
- В мире существует закон уменьшения смыслового веса информации с увеличением доступности носителей этой информации: смысловой вес единицы информации обратно пропорционален доступности носителя информации; информация, зафиксированная в буквенной письменности со временем теряла свой средний удельный вес: от высеченной на камне – к записанной на пергаменте – напечатанной на бумаге – запечатлённой на электронных носителях. С увеличением доступности носителей информации количество информации увеличивалось, а средний смысловой удельный вес её уменьшался.
- Современные российские учебники содержат больше информации, чем советские, но несут заметно меньше смысловой нагрузки. Современный человек, получая огромный объём низкокачественной информации, не способен обрести те смыслы, которые вмещал в себя человек в прошлые эпохи (информационно-технологический аспект).
- Процесс цифровизации образования непонятен по смыслу и непрозрачен не только школьникам и их родителям, но и педагогам и даже специалистам в сфере науки об образовании (образовательный аспект). Либо это очередной прожект без содержания, либо надувательство с целью чьего-то благополучения типа МММ и других полулегальных структур. В любом позитивном проекте идея должна быть выражена предельно ясно и недвусмысленно.
В чём идея цифровизации образования? В более современном техническом оснащении школы? Или в полном переходе с гуманитарно-смыслового символизма на знаковую систему точных наук? Если первый вариант – то банально и возникает вопрос: в чём пафос? Если второй – тогда это сознательное разрушение гуманитарного ядра содержания образования и является умышленным преступлением, причём не индивидуальным, а групповым. Цифровизация в системе образования имеет право на существование только лишь как инструментальное современное техническое средство, но не более того. Оно не может претендовать на что либо большее (социально-политический аспект).
Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом Божиим (Лк. 4:4).
В наш век существует тенденция замены натурального на суррогаты. Дело дошло до таких глубинных вещей, как материнство – появилось суррогатное материнство. Если рассматривать проблему цифровизации под этим углом зрения, то можно опасаться вслед за суррогатным материнством появления нового «суррогатного» явления – суррогатной педагогики. То есть того, что по виду сохраняет черты педагогического процесса, а по сути таковым не является. Речь идёт о замене живого общения взрослого с ребёнком на опосредованное через компьютер и интернет или вообще о замене на «суррогатное общение» ребёнка с машиной (компьютером). По сути это есть цивилизованный способ сделать ребёнка сиротой (педагогическое сиротство во многих внешне благополучных семьях выражается в оставлении ребёнка один на один с телевизором, компьютером, планшетом) и «красивого» ухода взрослых от выполнения своих родительских (а в случае цифровизации школьного образования и учительских) педагогических обязанностей.
Суррогатное слово – электронное, лишённое звука и плоти (печати).
Один из главных принципов антропологического подхода в образовании: «главным ресурсом развития человека является другой человек». Лиши ребёнка полноценного общения с взрослым, и ты лишишь его полноценного развития. Только это развитие нужно мыслить не только в направлении исключительно интеллектуальных способностей, но и трудовых, эстетических, социальных, нравственных, духовных.
Наука в своём терминологическом аппарате содержит две рядоположенные категории: количество и качество.
Далеко не всякую характеристику феномена бытия можно выразить в количественном плане.
Число – дискретно и линейно. Это своего рода одномерное пространство. Соответствует стилю редукционистского мышления. Слово – континуально и многомерно.
Основные операции с числами – сложение и вычитание, умножение и деление, интегральные и дифференциальные исчисления.
Основные действия со словами – рифмование (т.е. ритмование) и смысловые аллюзии, сравнение, противопоставление, отождествление и др.
Цифры выражают количественные отношения, слова – качественные. Это хорошо видно на примерах. Фраза «я немного беременная» может вызвать у окружающих только улыбку. А слова Ю. Визбора из песни-посвящения на смерть В.В. Высоцкого могут, наоборот, вызвать глубокие размышления о смысле жизни: «ведь слово «смерть», равно как слово «жизнь», не производит множественных чисел».
Можно измерить рост, вес, спектральный или химический состав, но нельзя выразить численно такие категории как Бог, любовь, совесть, честь и др.
Может кто-то ответит на вопрос: жизнь – это сколько?
Нельзя в цифрах ВВП, территории и населения и прочих выразить категорию Родины: «Умом Россию не понять,// Аршином общим не измерить:// У ней особенная стать –// В Россию можно только верить (Ф.И. Тютчев).
Забвение этих простых истин может привести к сведению сложности и многомерности бытия к его плоской проекции, которая, конечно же, тоже будет изображением этого бытия, только неполным, искажённым.
Подобное явление наблюдается в современном образовании, когда ретивые реформаторы с циркулем и линейкой пытаются стандартизировать и выразить количественно то, что само по себе не выражается в цифре.
Если цифровизация – это средство организационной деятельности, то надо изначально понять и определить его граничные пределы, за которыми это средство не работает.
Мы столкнулись с этой проблемой, когда создавали учебно-методический комплекс «Нравственные основы семейной жизни». Изначально мы делали его для федерального уровня, стараясь выполнить все требования стандартов и санпинов. Одним из трудных моментов являлся тот, что все предметные дисциплины в современной школе должны иметь шкалу оценки результатов образовательной деятельности. А какая оценка может быть дана после прохождения образовательного курса по семье? Народная мудрость в данном случае гласит, что оценку за этот предмет поставит сама жизнь.
Но всё же для прохождения УМК мы должны были вписать его в прокрустово ложе современных образовательных требований. Поэтому мы в мультимедийном диске включили контрольные и тестовые задания по оценке когнитивной составляющей – тех знаний о семье, которые даются в данном курсе. При этом мы полностью отдаём себе отчёт в том, что эти оценки, выраженные в количественном плане, нисколько не отражают того внутреннего содержания курса, который должны были освоить или освоили старшеклассники.
Лингвисты, изучающие ирано-славянские языковые контакты, сделали интересное наблюдение. В процессе контактов славян с кельтскими и германскими народами наблюдается общность (схождение и заимствование слов), отражающих в основном материальную культуру. В процессе контактов славян с иранцами наблюдается общность (схождение и заимствование) слов, выражающих абстрактные понятия, в том числе и духовную культуру (Боев Э.Б., Мохаммад Мохаммадиан Cуте. Лексические параллели в славянских и иранских языках: историко-культурный аспект // Вестник Нижегородского университета им. И.Н. Лобачевского. 2018, №6, с 182-186).
В истории Европы существует водораздел, разделяющий бассейн рек, текущих в сторону восприятия мира как духовного пространства и мира в основном как материального объекта. Речь идёт о знаменитом споре XIV века между святителем Григорием Паламой и Варлаамом Калабрийским.
Суть спора сводилась к возможности или невозможности богопознания. Позиция, которую защитил святитель Григорий – это позиция всего восточно-христианского мира. Бог познаваем посредством Его энергий, и познание Бога является главным предметным смыслом бытия человека на земле. Позиция Варлаама – это коллективная позиция западного мира – если Бог не познаваем, значит главным предметным смыслом бытия человека на земле является освоение этого мира, созданного Богом.
По сути дела попытка перевести российское образование на «язык цифры» является не чем иным как дальним дериватом концепции варлаамизма. «Если Бога нет, то всё позволено», – писал Ф.М. Достоевский. «Если Бог Слово не участвует в делах мира, то всё, что существует в мире (по крайней мере, существенное, значимое) можно выразить языком цифры» – говорят современные реформаторы-цифровики. А гипотеза Бога, как Слова, как Логоса, о чём писал и св. апостол Иоанн Богослов и вслед за ним Николай Гумилёв в своём стихотворении, выражаясь словами одного известного французского мыслителя для современных реформаторов уже не нужна.
В связи с этим следует напомнить основополагающие антропологические концепты. Человек есть существо одновременно телесное и духовное, соединяющее в себе видимый и невидимый мир. Его тело и даже некоторые умственные способности можно измерить «циркулем и линейкой», то есть выразить на языке цифр. Однако духовная жизнь человека невыразима на языке цифровых символов. Нисколько.
Человек – существо словесное. Словом можно убить и словом можно воскресить. Животных в древнерусской традиции именовали бессловесными тварями.
Человек отличается от животного способностью общения посредством слова.
Секст Эмпирик, Немезий Эмесский, святитель Кирилл Александрийский утверждали, что «человек – животное разумное, смертное, способное к учению и наукам». Мысль, рожденная в нашем уме, обретает словесное выражение, отчуждается от нашего ума и становится достоянием многих. Посредством слова наши мысли (продукт мышления и интуиции) становятся достоянием общества. Система словесных образов, обеспечивающая понимание людьми друг друга называется языком.
Вильгельм фон Гумбольдт писал, что язык является формой бытия нации: «различные языки являются для наций органами их оригинального мышления и восприятия». И далее: «язык, который передаётся потомкам – только не в виде фрагментарных звуков и речевых построений, а в своём активном живом бытии, – язык, который не является внешним, но именно внутренним, язык в своём единстве с существующим благодаря ему мышлением, этот язык представляет собой саму нацию и собственно нацию» (Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 1984, с. 324-326).
Культура праиндоевропейского этноса – культура, прежде всего словесная, а не письменная. Благодаря развитию устного, словесного творчества, необходимости сочинять, запоминать и передавать из поколения в поколение огромные по объёму тексты, развилась как система духовных представлений о мире, так и интеллект, позволивший совершить ряд исторических инноваций в рамках индоевропейских народов.
Одно из главных богатств нашего народа – Великий русский язык.
Есть слово устное, есть слово печатное, есть слово электронное, а есть слово внутреннее – ещё не высказанное человеком, как акт самосознания, рефлективного мышления. Интерактивную, коммуникативную природу имеет, прежде всего, слово устное.
Богатство культуры народа выражается, прежде всего, в Устном народном творчестве.
Исследования последних двух веков показали, что язык и мышление – явления тождественные. Организация и стиль процессов мышления, возможности духовных и аналитических постижений есть функция языка и напрямую связаны и предопределены особенностями и возможностями данного языка. И “язык во всех этих процессах есть первое во времени событие”, как писал академик А.А. Потебня. Иными словами, человеческое сознание, дух есть продукт языка, его деятельности и культуры. Из чего, безусловно, следует, что национальная принадлежность человека не может быть определена ни собственным его пожеланием, ни его происхождением, но не чем иным, как только реальным глубоким родством с данным языком и с культурой этого языка. Это утверждали и Вильгельм фон Гумбольдт, и Александр Афанасьевич Потебня, и Иван Александрович Ильин. Об этом же, кстати, говорят и все синонимы русского языка – например: “Путь их лежал через многие языцы” (из русских сказов – Мирзаян А.З. Болящий дух врачует песнопенье // «Библиография». №1 2000).
Между языковой и цифровой системой передачи информации существует огромная разница.
М.М. Дунаев пишет, что язык обеспечивает единство народа в пространстве и времени – единство многих поколений одного народа: «В слове воплощено духовное богатство народа» (Дунаев М.М. Сохраняем ли великое русское слово? / От слов своих остудишься: сквернословие. // Прот. Артемий Владимиров, прот. Сергий Николаев, проф. Г.П. Анисимов. М., 2007, с. 22). Русский язык один из наиболее древних. Об его архаичности и близости к индоиранским, балтийским и германским языкам пишут все серьёзные лингвисты.
Михаил Васильевич Ломоносов писал: «По благороднейшем даровании, которым человек прочих животных превосходит, то есть правителе наших действий – разуме, первейшее есть слово, данное ему для сообщения с другими своих мыслей. Польза его толь велика, коль далече ныне простираются происшедшие от него в обществе человеческом знания, которые весьма бы тесно ограничены были, если бы каждый человек воображенные себе способом чувств понятия только в собственном своем уме содержал сокровенны. Когда к сооружению какой-либо махины приготовленные части лежат особливо, и никоторая определенного себе действия другой взаимно не сообщает, тогда все бытие их тщетно и бесполезно. Подобным образом, если бы каждый член человеческого рода не мог изъяснить своих понятий другому, то бы не токмо лишены мы были сего согласного общих дел течения, которое соединением разных мыслей управляется, но и едва бы не хуже ли были мы диких зверей, рассыпанных по лесам и по пустыням» (Ломоносов М.В. Российская грамматика. 1755. Параграф 1. / Ломоносов М.В. Полное собрание сочинений Том седьмой. Труды по филологии (1739-1758 гг.) М.-Л.: Изд. Академии наук СССР, 1952).
Мы употребляем именование многих разделов знания, многих наук с основой слова «логос»: филология, психология, биология, геология и т.д., потому что по-гречески логос – это и слово, и мысль, и наука, и даже Бог.
Свойство памяти развивается при непосредственном участии речи. Доречевой период развития ребёнка характеризуется слабо развитой памятью.
Разум формируется в процессе общения. Словесная способность, речь – это одновременно проявление и разума, и памяти, и общения.
В связи с обсуждением проблемы цифровизации важна также тема психического здоровья детей. Она тесно связана с фатической (контактоустанавливающей) функцией языка. Эта функция обеспечивает осуществление потребности в выражении внутренних переживаний и мыслей человеком через установление психологического контакта с Другим. Например, когда идет интересная беседа, часто человеку хочется высказать свое мнение, но не всегда это удается из-за нехватки времени или всю инициативу в беседе перехватывает собеседник (собеседники). Это вызывает у человека внутреннюю неудовлетворенность. Яркий пример «невысказанности» внутренних переживаний – робость влюбленного, который никак не может решиться признаться в любви своей возлюбленной. Чем беднее словарный запас и языковая культура у человека, тем большая степень этой «не выраженности», тем большее внутреннее напряжение накапливается в нем. О необходимости проговаривания своих внутренних проблем свидетельствует и современная психология, и многовековая практика духовничества. По этому поводу И. Бродский на встрече своей со студентами сказал: «надо покупать словари, если вы не хотите потратить все деньги на психоаналитиков». То есть через чтение словарей расширять и обогащать свой словарный запас, который позволит более адекватно выразить свою мысль, чувство, проблему.
Обеднение человеческого общения (общения с взрослым) в школе неизбежно должно негативно повлиять на психическое здоровье ребёнка. Ведь в школе ребёнок проводит значительную часть времени.
Кратко напомню основные функции языка, кроме тех, которые уже названы:
– коммуникативная или общения – без неё люди не смогли бы понимать и разумно общаться друг с другом (иначе – Вавилонское смешение языков);
– когнитивная или мыслеформирующая – Л. Витгенштейн писал: «границы моего языка – границы моего сознания» – без языка невозможно ни мышление, ни сознание, ни даже устойчивая память;
– номинативная – способность в кратком слове выразить глубинную сущность предмета или явления, а значит разумную власть над ним – святитель Василий Селевкийский писал: «Адам, именованием зверей, ты подтверждаешь свое владычество… Бог создает естества, а ты даруешь названия»;
– эмоционально-экспрессивная – способность выразить своё внутреннее состояние, эмоции посредством языка. Какая, уж там экспрессия, если человек передаёт или воспринимает только цифровую информацию!;
– эстетическая или поэтическая – способность удовлетворить свои эстетические потребности (потребности в красоте и гармонии) посредством языка;
– аккумулятивная – способность накопления знаний посредством языка, например с помощью заимствования слов; в русском языке есть заимствования иранские, греческие, тюркские, французские, немецкие, английские; О. Мандельштам писал, что русский язык воспринял в себя эллинистическое мировоззрение, свободное воплощение, поэтому стал «звучащей, говорящей плотью».
Главное что опасно в идее тотальной цифровизации – лишение диалогичности общения. Из этого перечисления видно, что основная часть языковых функций не вписывается в Прокрустово ложе цифровизации образования.
Духовность, нравственность, социальные отношения, культура имеют исключительно словесную основу. Тот, кто хочет «осчастливить» человечество переходом образования исключительно на язык цифр и чисел не только делает человеческое мышление одномерным, но и перечёркивает все названные высшие сферы человеческого бытия, сводя человека к бессловесному состоянию животных: «приложися скотом несмысленным и уподобихся им» (Пс. 48:13), возвращая в животную стадию бытия. Дух, который вдохнул Бог в лице человека при сотворении, есть слово Божие.
Россия – это пространство, где рождались, развивались и живут языки великих индоевропейской и урало-алтайской языковых общностей. Именно в языковом отношении можно всерьёз воспринимать слова Президента РФ, что граница Россия нигде не заканчивается.
В свете всего изложенного выше проект цифровизации образовательной системы Российской федерации должен быть подвергнут тщательному анализу научного, психолого-педагогического и родительского сообщества, поскольку ошибки в его проектировании и внедрении чреваты угрозами интересам, как государства, так и большинства его конкретных граждан. Иными словами проект цифровизации образования может быть непосредственно связан с угрозой национальной безопасности и устойчивому развитию Российской Федерации.
НАМ ВАЖНО ВАШЕ МНЕНИЕ, ПИШИТЕ СВОИ ОТКЛИКИ В КОММЕНТАРИИ