Дети восстанавливают Храм

История людей, о которых я хочу рассказать, на мой взгляд, из разряда «обыкновенных чудес». Елена, верующий человек, профессиональный музыкант, вышла замуж за человека, в прямом смысле, неверующего. Я знала его с начала их брака и была свидетельницей на их свадьбе. И часто мы с подругой, вооружались против немыслимых аргументов и фактов «неверующего человека», ее мужа. Очень скоро них родились погодками три дочери. Елена водила детей в Храм, где она вместе с ними молилась о муже.

И однажды, случилось так, что знакомый священник, благословил их всей семьей поехать на север. Лена, хотела было отказаться, в то время они испытывали некоторые материальные трудности. Но, священник, а был это никто иной, а руководитель проекта «Общее дело» в Благотворительном Фонде содействия возрождению храмов Отечества, Алексей Яковлев, рекомендовал им не откладывать поездку, дал им денег, на которые они приобрели иконы, орудия труда, и бензин для машины. Вместе со своими друзьями Ольгой и ее дочкой школьницей Златой, заехав перед поездкой к преподобному Сергию Радонежскому, они устремились на двух машинах в Вологодский край.

Любитель активного отдыха с палатками, Дмитрий, муж Лены, был рад подышать свежим воздухом, поплавать в речке, полюбоваться красотами природы северного края.

В первый день, когда они приехали в деревню Фефелово, их поразила красота этого скромного уголка России: облака отражались как в зеркале, в чистой воде неглубокой местной речки. Луга, заросшие сочной зеленью, дороги, по которым можно было ходить босиком. Вокруг дома, с покосившимися глазницами окон, упавшие, словно склонившиеся в поклоне заборы. А в заросшем высокой травой и бурьяном святом месте, они увидели, старинную дореволюционную часовню, которая в прямом смысле стояла на камнях. Окна часовни были забиты досками. Внутри – горы мусора, мешки, противогазы. В советское время в часовне находился склад зерна. В беспорядке на полу валялись трухлявые телогрейки и мешки.

…Рядом с часовней они поставили две палатки. Девочки, младшая из них, София ходила в детский сад, а старшая Настя в третий класс, вместе с родителями, приступили к работе.

Сначала из храма вынесли мешки мусора. Каждое утро, девочки, старательно наводили порядок, очищали, мыли пол, стирали надписи со стен. Повесили полочку, поставили иконы. Дмитрий выкосил траву вокруг заброшенной часовни.

И вдруг к этому забытому всеми Храму, потянулись местные жители. Пригласили батюшку из соседнего села, отслужили водосвятный молебен. И часовенка в честь Изнесения Честных Древ Животворящего Креста Господня стала неузнаваема.

Четыре девочки, Анастасия, Екатерина, София и их подруга Злата, никогда не забудут, сколько мусора они вынесли из Храма, и никогда не забудут, о тихой песне кузнечиков, о чистой воде, разговоры у костра, и невидимой благодати.

  • Мне понравилось готовить на костре еду,- вспоминает Настя, и продолжает весело,- а когда я на плече, несла бревно, муравьи залезли мне за шиворот, и я , бегала, прыгала, и руками размахивала. Однажды утром, когда все еще спали, я вылезла из палатки и увидела летящего сокола. А когда мы купались в речке, то ловила руками рыб, но потом отпускала. И еще у нас «местный житель» – эрдельтерьер Балу, таскал из котелка копченую рыбу, – Настя засмеялась.

– Мы трудились и отдыхали, мы познакомились с удивительными людьми, многому научились, – рассказывает София

–  А главное мы поняли, что любовь это чувство деятельное если любишь то делай, оберегай, трудись, – продолжает Анастасия

–  А мы поняли, – говорит Ольга, что участие в восстановлении часовенки, показало нам, что большие дела могут делать и маленькие люди!

– Это так просто. Убрать мусор, навести порядок выкосить траву, чтобы не гнили нижние венцы, стереть надписи со стен повесить иконы,- говорит Злата

– Впервые за несколько десятилетий помолиться,- добавляет Соня

– А главное наша часовня будет жить! Наш приезд помог местным жителям задуматься о состоянии святыни, построенной руками их прадедов. Они хотят продолжить то, что мы начали!- завершает Катя.

-А я хочу рассказать, про местных жителей, – сказала Елена, – Они удивительные, открытые, доброжелательные, гостеприимные – сколько раз они звали нас в свои дома жить, очень трудолюбивые, приветливые люди. Они нам давали все, о чем мы просили, и что даже не просили косы, грабли, дрова, рыбу, овощи, ягоды. Они провожали нас как родных, хотя вначале, отнеслись с некоторым недоверием.

Благодатное прикосновение к Животворящим Древам Креста Господня не осталось незаметным дл Дмитрия: через год он креститься. Он придет в храм просто поговорить со священником, а отец Николай его спросит:

– Хочешь сегодня покреститься? Произойдет это 14 августа, в день празднования Изнесения Честных Древ Креста Господня.

Именно так называлась часовенка, которую они восстанавливали.

А еще через год местные жители пришлют весточку о том, что в часовенке возобновились службы.

«Часовенку мы теперь посещаем вместе с соседями по даче, приезжал трактор, весь мусор вывезли. Валера договаривается с предпринимателем насчет делового горбыля, если получиться, то постараемся подремонтировать часовенку. Приезжайте к нам на следующий год . Будем Вас ждать!»

  Прошло несколько лет, после того, замечательного лета. Встретившись с повзрослевшими уже детьми (старшей Насте уже тринадцать лет) спросила что помнят они о поездке.

– Я чувствовала счастье и радость, – ответила Соня. В Катиных глазах, появились радостные искорки: – Я снова хочу поехать в экспедицию! Мне понравилось помогать! Сейчас Катюша, занимается вокалом в музыкальной школе. Господь наделил, ее красивым меццо сопрано. У Софии удивительные способности играть на фортепьяно. Настя уже почти состоявшийся юный иконописец, и еще учится в музыкальной школе по классу ударных. Когда видишь, с какой виртуозностью она перебирает палочками на ксилофоне, невозможно не сказать, что талант – это от Бога. И добавить, что прикосновение к святыне никогда не остается бесследно!

Восстановление и строительство Храмов это особая миссия.

На Руси строились «обыденные церкви». Так назывались церкви, которые строились всем миром, соборно. Воздвигались они по обету, за спасение от болезни, в благодарность за победу над врагом. Это было ОБЩИМ ДЕЛОМ – делом народа.

Однажды, в одной передаче, рассказывалось о горе в Сербии, называется гора Румия –гора покаяния. В середине века, турки разрушили Церковь, стоявшую на вершине горы. Сербы считали, что произошло это за грехи народа и верили, что каждый должен покаяться и принести на вершину горы камень. Верили, что когда камней станет достаточно, Господь спустит церковь с неба. И так и случилось. В 2005 году с неба на вертолете была доставлена Церковь, но люди не прекращают носить на вершину горы камни, за себя и за своих любимых людей.

Мне непременно захотелось, набрав камней подняться на эту святую гору, покаяться за себя и своих близких. Решила ждать отпуска и, накопив денег поехать в Черногорию.

А пока зашла перед работой в Храм, и увидела, как женщина подавала 100 рублей « на кирпичики». Храм этот стоит у метро Ломоносовская, в Петербурге, на месте кладбища и взорванной в 1966 году Церкви Преображения. Храм маленький, временный. Начались уже работы по восстановлению исторического храма. Когда-то давно, мы с крестной мечтали, построить храм у нас в деревне, на даче, под Гатчиной. Не вдвоем конечно, а совместно с нашими родственниками.

И, глядя на женщину, вкладывающую свой маленький капитал «за душу» своих родных, я подумала, что Храм целиком в покаяние нам не удастся построить, но хотя бы, малую часть внести, мы можем. Это и будет наша Румия, наша гора – покаяния. Пусть и не на горе, а на бывшем пустыре, и бывшем кладбище. А ведь Господь Преобразился на горе Фавор. И храм Преображенский, пусть место видимо равнинное, но невидимо возвышенное. Невидимая гора.

Когда я поделилась «этим своим открытием» с сотрудницей на работе, то она мне в свою очередь рассказала следующее: «Моя бабушка Птичкина Варвара Петровна приехала в 1945 году восстанавливать Ленинград, на месте метро Ломоносовская, было кладбище с прудом и болотом, и там плавали утки. Когда началось строительство метро, то она видела, как доставали черепа и тела». Виктория решила приобрести именной кирпичик, узнав, что он будет вложен в стену Свято-Духовской Церкви при ее строительстве, в память о бабушке.

Кирпичик, вложенный в стену Храма с именем жертвователя, напомнил мне об одной жертве во имя любви.

Кирпичики

Для нее в этот день сразу стало ясно, что счастье, семейное благополучие было отнято смертью любимого мужа. Смерть отняла у нее любимого, цель и заботу ее прежней жизни. Муж ее, певчий придворного хора, скончался скоропостижно, без покаяния. И она принесла свое имущество, свое имя, свою жизнь в жертву, в покаяние за супруга. От всего, что имела своего, отреклась, ничего себе не оставив, кроме любви. И с именем любимого она будет ходить по городу, иногда разутая, и плохо и бедно одетая.

Кто видел каменную церковь на Смоленском кладбище, знает, что это достаточно высокое сооружение.

Хрупкая женщина, поднимаясь по неровным ступеням, несла на своих плечах кирпичи.

Ежедневно, ночью, в любую погоду, неизменно она проделывала эту трудную работу, в помощь строителям церкви.

Она складывала кирпичи на высокую колокольню. О чем она думала в этот момент, мы не знаем. Можно только догадываться, какое большое любящее сердце умещалось в этой хрупкой женщине, искренне считавшей, себя умершей, а своего мужа живым. Умереть за мужа!

Можно ли подражать святой! Имя, которой, на устах не только в Святом граде Петра, но и за его пределами.

«Нелегко сразу подражать Христу, подражай своим добрым соседям. Пусть это будет первой ступенью. Подражай добрым людям твоего народа. Пусть это будет вторая ступень. Потом подражай великим святым Церкви. Это будет третья ступень. И . наконец, подражай Христу. Это вершина, на которую невозможно подняться одним рывком». Св. Николай Сербский.

Месяц назад я отдала протоирею Иоанну Соколову, настоятелю храма Преображения Господня, осколки кирпичей, собранные на месте разрушенного храма, в Старой Руссе, которые он положил вместе с прочими святынями.

Осколки кирпичей

Отдыхая в старинном городе Старой Руссе, которую можно назвать солью наших городов (здесь добывалась соль, но и в духовном смысле Старая Русса – это город Церквей, соль наших городов), мы остановились в частной гостинице, в доме, с собственным яблоневым садом, и разными входами. Кроме нас в нем жили еще несколько отдыхающих. Ночью мы не могли спать из-за необъяснимой тревоги. Утром гости этой частной гостиницы пожаловались нам, что им уже вторую ночь сняться кошмары. Хозяин дома, который жил в другом месте, приехал, и показала нам другие номера. В одной из комнат с верандой, висела картина с изображением храма. От хозяина мы узнали, что на месте гостиницы находился храм в честь святых Петра и Павла и провел нас в глубину сада, показав разбросанные в траве осколки красного кирпича. От времени их красный цвет превратился в темно – бордовый. И обтесанные временем и землей, они казались, окаменевшими слезами Ангела. По преданию, каждому храму Господь дает Ангела, и даже если храм разрушается, то Ангел продолжает молиться, не оставляя этого места.

Разрушенные храмы Старой Руссы, взорванные храмы в Петербурге, разоренные храмы Москвы.

А Ксения Блаженная носит кирпичики, дети восстанавливают храм! А кому будем подражать мы?

У каждого народа, есть своя Румия, и в каждой семье есть «Андрей Федорович». И в каждом селе есть часовенка, которая сможет стать покаянием, «задужбиной». А если мы не сможем подражать детям, то даже маленький покаянный кирпичик, принесенный с любовью за наших близких и нас самих, может преобразиться в целую гору покаяния. Главное, чему учит Петербуржская святая, что Любовь сильнее смерти. А Господь говорит нам о том, что Любовь покрывает множество грехов.

Уже закончив очерк, я зашла в упоминаемый выше храм на Ломоносовской, дежурил Сергей. И он сделал, так сказать последний штрих, рассказав, что давным – давно, когда был еще бизнесменом, мечтал, построить храм, и помогать людям, а потом вдруг заболел, и уже не он, а люди помогали ему.

– Господь устроил так, что я участвую, в постройке храма, но мое участие минимальное, самое незначительное. Это не то, что я бы гордился и говорил всем, что я храм сам построил, как раньше думалось мне, – Сергей улыбнулся.- И я так этому рад сейчас. Благодарю Бога!

Галина Лебедина

Журнал    

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: