Вертоград многоцветный

 

 

 

 

Михаил Шулин

редактор газеты «Вестник Александро-Невской лавры»

 

«Вертоград многоцветный» Симеона Полоцкого.

Энциклопедия христианской жизни

 

И с предковскими преданиями связь рассыпана, дабы все казалось обновленнее, как будто и весь род русский только вчера наседка под крапивой вывела. 

Н.С. Лесков «Запечатленный ангел»

 

Богатое и разнообразное литературное наследие Симеона Полоцкого мало известно современному читателю. Это неудивительно, ведь допетровская литература по сю пору изучается у нас главным образом соответствующими специалистами и студентами профильных гуманитарных факультетов. В школах же знакомство с примерно шестисотлетним периодом допетровской литературы ограничивается лишь несколькими произведениями, XVIII век рассматривается несколько подробнее, a настоящее изучение русского литературного наследия начинается с Карамзина и Пушкина. То есть получается, что наши дети худо-бедно изучают 300 лет русской литературы, а еще 600 куда-то «исчезают». Такое верхоглядство, когда 2/3 письменного периода остается за скобками, представляется вредным и препятствует правильному пониманию собственной культуры.   Не вызывает сомнения и отличие между литературой до XVIII века и после него. С петровских времен роль светской литературы, нередко развлекательной, неуклонно возрастает. До этого литература, при всем своем многообразии, носила главным образом христианский воспитательный характер, ведь русский человек тех времен не представлял жизни без Бога, жизни без Храма.

Один только XVII век дал множество блестящих имен, таких как Авраам Палицын, Сильвестр Медведев, Аввакум Петров, Карион Истомин, Андрей Лызлов… Этот список можно продолжить, но представление о литературном наследии той эпохи будет неполным без понимания роли и места Симеона Полоцкого.

Симеон Полоцкий – Самуил Гаврилович Петровский-Ситнянович – родился в Полоцке в 1629 году, предположительно – в купеческой семье. Полоцкий, таким образом, не фамилия, a топонимический псевдоним, прозвище по месту рождения. О ранних годах жизни будущего поэта и просветителя известно немного. Считается, что он получил домашнее образование и в возрасте четырнадцати лет стал слушателем Киево-Могилянской коллегии – старейшего православного учебного заведения на Украине. В числе лучших выпускников его направляют в Вильно, где он поступает в иезуитскую академию, чтобы продолжить образование. Однако доучиться ему не удалось, поскольку в 1654 году Польша вступила в войну с Россией. Петровский-Ситнянович возвращается в родной город и принимает постриг в православном Богоявленском монастыре, получив имя Симеон. Как один из образованнейших монахов, Симеон Полоцкий назначается преподавателем православной братской школы. К этому моменту он уже несколько лет пишет стихи.

Переломным в жизни молодого монаха стал 1656 год. Тогда царь Алексей Михайлович во главе своей армии вошел в Полоцк. Тут его ждал радушный прием. Приветствие государя было необычным: Симеон Полоцкий со своими двенадцатью учениками декламировал перед царем хвалебные вирши собственного сочинения. Красочное приветствие запомнилось Алексею Михайловичу, и поэт был приглашен в Москву.

В то время власть понимала необходимость некоторых заимствований с Запада и осторожно старалась учиться лучшему, не затрагивая веры и национального уклада, как это случилось в недалеком будущем. Возникла необходимость в специалистах разного характера, в том числе требовались и преподаватели. Яркая встреча, в которой проявился стихотворческий и организаторский талант Симеона Полоцкого, явилась одной из причин приглашения.

В последующие годы Симеон Полоцкий неоднократно посещал Москву, но окончательно перебрался туда только в 1664 году. В столице просветителя ждала головокружительная карьера – через год он, по смерти архимандрита Дионисия, возглавляет Заиконоспасский монастырь, где учреждает школу для подготовки подьячих Приказа тайных дел. Еще через два года Симеон Полоцкий становится воспитателем царских детей – царевича Алексея, Фёдора – будущего царя, и царевны Софьи. В 1679 году им была основана так называемая «верхняя» кремлевская типография. Считается, что Симеон Полоцкий создал первый устав Славяно-греко-латинской академии, по которому статус ее был таким же, как у ведущих европейских университетов. Увидеть свое детище просветителю было не суждено – он отошел ко Господу в 1680 году.

Весь московский период Симеон Полоцкий не переставал писать. Им были созданы тысячи стихов, вошедших в большие по объему сборники «Рифмологион», содержавший в основном жанры придворно-церемониальной поэзии, и «Вертоград многоцветный», посвященный вопросам христианской философии и сфере нравственной проблематики. Обращаясь к царю Фёдору Алексеевичу, своему воспитаннику, Симеон Полоцкий замечал, что роль поэзии недооценена:

 

Мало словенских стих доселе бяше,

Поне да явит тыя время ваше.

 

Поэт положил на стихи Псалтырь («Псалтырь рифмотворная»). Прекрасно понимая значение проповеди, Симеон Полоцкий создал два сборника наставлений: «Обед вечерний» и «Вечеря душевная». В области формы художественное своеобразие творчества поэта неоспоримо – им создавались стихотворения в форме креста, звезды, лучей. Симеон Полоцкий также является основоположником русской драматургии: им созданы две комедии  для зарождавшегося театра: «Комедия о Навуходоносоре царе, о теле злате и о триех отроцех в пещи не сожженных» и «Комедия притчи о Блудном сыне»; особенным успехом пользовалась последняя.

Огромное литературное наследие Симеона Полоцкого обогатило русскую литературу новыми формами и идеями. Поэт принес в Россию барочную концепцию литературного творчества, по которой поэт является переводчиком слов и помыслов Бога. Литературная работа, таким образом, становится духовным подвигом. Важно не только дать читателю «краесогласие», то есть рифму, которая «услаждает…слух и сердце чести понуждает», но и наставить его на путь истинный, посредством точных сравнений и ярких метафор обратить его от земного к Божественному.

Культурно-дидактическая концепция барокко всестороннее раскрывается поэтом в его крупнейшем произведении – «Вертограде многоцветном».  Книга эта, самая монументальная в русской поэзии, по форме и содержанию не имеет аналогов в нашем литературном опыте. Непривычными для современного читателя являются и форма – силлабический, ныне совершенно забытый, стих, и объем – несколько тысяч стихотворений, и алфавитное расположение этих стихотворений, причем каждая тема раскрывается в одном или нескольких стихах, например, «Злоба», «Купецтво», «Наследие» – по одному стихотворению, a «Мудрость», «Зависть», «Любовь» – циклы из 13, 27 и 33 стихотворений соответственно. Алфавитная компоновка произведения весьма важна. Алфавит – символ всеобъемлющего целого, и такое расположение частей произведения являет собою несомненную отсылку ко Христу как к началу и концу всего сущего. В русской книжности с древнейших времен известны азбучные молитвы, примеры учительной литературы («Алфавит о дурных священниках», «Алфавит о хороших священниках», «Алфавит морали» и др.). Сам способ подобного расположения стихов сообщает читателю, что «Вертоград многоцветный» есть образ мира, ответ на основные вопросы, волнующие христианина. Алфавитный порядок делает произведение понятным и прозрачным, открывая перед нами подлинную энциклопедию христианского бытия.

Симеон Полоцкий сам говорит об упорядоченности в создании своей работы, которую он лелеял, словно трудолюбивый садовник, ухаживающий за садом. Этим он одновременно объясняет название книги и вводит русского читателя в общеевропейский барочный дискурс: «Якоже есть обычай цветовертникам искусным всяческих цветов и зелий роды же и виды по сподом и лехам сеяти и садити, тако и в моем сем верте многоцветном художественне и по благочинию вся устроишася, ибо по алфавитного славенскаго диалекта сочинению» («Как искусные садовники имеют обычай сеять и сажать различные роды и виды цветов и трав в правильном порядке по грядкам и рядам, так и в моем многоцветном саду все размещено благочинно и с художественным вкусом, в порядке славянского алфавита»).

Образ сада восходит к библейскому Эдему. Так он становится символом добродетелей, мудрости, высокой духовности, нравственного совершенства души. Бог возделывает сад-мир, словно мудрый садовник. Благодаря Гефсиманскому саду вводится тема как божественного заступничества, так и страстей. В эпоху средневековья на Западе понятия «Эдем мысленный», «вертоград небесный» являлись метафорами Церкви.  В русской литературе XI-XVI в. подобные символы, опиравшиеся на образ сада, встречаются нечасто. Симеон Полоцкий привносит это понятие в нашу литературу вместе с эстетикой барокко. Для него душа каждого человека – сад, возделывать который – призвание каждого добродетельного христианина, в чем ему помогает «ограда» – церковные каноны, которые необходимо соблюдать. Садовник Симеон объединил в своем вертограде многоцветие тем и жанровых форм: проповеди, летописные истории, молитвы, эпитафии, толкования… В стихах «Вертограда» соседствуют примеры из античной и христианской литературы, охват авторов широчайший – богословы, поэты, историки, географы… При такой внешней разнородности все произведение объединено цельностью авторского замысла – воспитать истинного христианина, приблизить человека к постижению Божественной истины, Его замысла. Симеон Полоцкий проповедует христианскую мораль, дает норму отношений к Богу и обществу. Поэт открывает людям свой вертоград, чтобы те просветились и очистились, освободились от пороков, стали добродетельнее и наслаждались познанием, данным в духовном саду.

Стремясь создать универсальную энциклопедию христианской жизни, Симеон Полоцкий охватывает сотни тем. География его стихов чрезвычайно широка – действие развивается на территории от России до Испании, от Индии до Африки. Диахроническая составляющая также весьма вариативна – мы встретимся и с Моисеем, и с Александром Македонским, и с апостолами, и с Юлием Цезарем, и с современными автору церковными и государственными деятелями. Многообразны и социальные характеристики героев книги – купцы и крестьяне, короли и монахи, епископы и военачальники… «Вертоград многоцветный» раскрывает перед нами стройный миропорядок, вертикаль, где внизу тварный, земной мир, a наверху – Бог и небесный Иерусалим. К слову сказать, антитеза – одна из основ эстетики барокко, что проявляется и в рассматриваемом произведении. Достаточно взглянуть на заглавия стихотворений: «Ангел» – «Демон», «Небо» – «Земля»,

«Дева» – «Жена блудная», «Брань» – «Мирножитие» и т.д.

Идея вертикального миропорядка развернута Симеоном Полоцким как бы в двойной системе координат – в плане повествовательном и в плане назидательном. Идейно стихи раскрывают перед нами сначала Божественное, затем церковное, и наконец, человеческое.

В основе миропорядка – предвечный и вселюбящий Бог, единый в Троице:

 

Бог возлюби мир

 

Дивная любы Богом к людям проявлена,

Посла Сына Своего единорожденна,

Еже воплотитися, страдати, умрети,

Да бы токмо мир Себе примирен имети.

Егда же сын соверши, еже подобаше,

Посадив Его в десных, Духа ниспослаше

Прочая устроити. Оле благодати!

 

Христос

 

Христос сниде с небесе за различны вины:

Перва, да ны верою сотворит Си сыны.

Вторая, да Отцу Си содеет ны чада

Чрез усыновление, дивна си отрада.

Третия, восхоте ны богаты творити,

Избавль нищеты, даров облагодатити.

Четвертая, да буйства вражия избудем

Учением, мудрости Божия набудем.

Пятая, да о гресех сущее наказанни,

В добродетелех будем Ему преизбранни.

Шестая, еже бы нам наследником быти

Царствия небеснаго и с Ним вечно жити.

О Всещедрый Господи, что тебе воздати

Имамы? Будем тебе присно величати.

 

Дух Святый деет

 

Параклит Божественный амо же вселится,

То светом благодати сердце просветится.

Далече греховная тьма его гонзает[1],

Яко пред светом солнца сень нощы бегает.

Ни же празден Святый Дух тамо пребывает,

Но к добродетелем всяким наставляет.

 

Мариа (стих 2)

 

Пресвятая Мариа корабль есть мысленный,

Им же гладну миру Хлеб внесеся спасенный.

В день зачатия корабль сей сооружися,

На море мира пущен в день, во нь же родися.

В день Благовещения Хлебом исполненный,

Егда от Духа Свята Бог есть воплощенный.

В день Рождества Христова корабль испразднися,

И в дому Хлеба миру Хлеб той предложися.

Хлеб, глаголю, животный – Христос наш Спаситель,

От вечна глада верных людей Избавитель,

Ему же честь и слава во вся буди веки,

Над аггелы Владыце и над человеки.

 

Десятки стихотворений говорят о жертве Христа и ее значении для человека. Ниже приводим самое короткое, но, как представляется, наиболее исчерпывающее из них:

 

Души цена

 

Хочеши ли своей души цену знати?

Христос за ню изволил кровь отдати.

 

Множество стихотворений посвящено небесной иерархии, ангелам, апостолам и их деяниям, чудесам, совершаемым Богом, Богородицей и святыми.

Последовательное развертывание цикла продолжается в стихах о том, что соединяет земное и небесное – о Церкви и священнослужителях.

 

Церковь

 

Чюствуяй душу си болезновати

Да тщится скоро к Церкви притекати,

Та бо известна есть мироварница[2],

Недугов душы всяких врачебница.

 

Благодать через тайны

 

(…)

Тайны божественныя, в Церкви сокровище,

Да та общее верным будет прибежище,

Да в ней чрез тайны воду Бога благодати,

Яко чрез водотечи, можем притягати,

Да тою, яко здравым врачевством, целимся

И в немощех душевных известно твердимся[3].

 

Овцы Христовы (4)

 

В тысящи овец овча матерь знает

И глас посреде гласов разсуждает.

Тако верни Церковь должны знати,

Гласа слушати, она бо есть мати.

 

Иерейство

 

Не кождо знает, что есть иерейство

И службы его колико есть действо.

Тем же днесь сан сей мало почитают,

Иже священных писаний не знают,

И в ихже сердцах Бог не пребывает,

Но с велиаром[4] мамона витает.

Есть же велико достоинство зело,

Паче всех мирских, глаголю то смело,

Ибо священным Бог изволи дати,

Еже плачющим грехи оставляти.

 

Следует заметить, что Симеон Полоцкий объективен в своей стихотворной проповеди: он не только восхваляет Церковь и клир, но и критикует нерадивых священнослужителей, напоминает им об ответственности духовного пастыря перед Господом. Об этом стихи «Бегание из церкве», «Епископство», «Инок мясоядец», «Монах», «Пастырь» и др.

От ответственности власти духовной поэт обращается к ответственности власти мирской, к роли и месту начальника и подначальных:

 

Начальник (9,10)

 

Отец обыче чадом угождати,

Немощным сущим пощаду даяти.

Тако началник должен есть творити,

Во всяцей нужде разсмотритель быти.

…..

Без воеводы вся рать смущенна бывает,

Кроме кормчия корабль в море погибает.

Тако без началника во коемждо[5] сане

Известная погибель, яко в океане.

 

Погибель

 

От главы начинает рыба истлевати,

От началных обычай градом погибати,

Какови бо в начале сущии бывают,

Тако прочии житии весма подражают.

 

В «Вертограде многоцветном» значительное место отведено описанию явлений живой и неживой природы. Есть тут и пчела, и слон, и крокодил, и осел, железо, магнит, сапфир… Все они выполняют роль знака, образа, направленного на постижение внутренней сущности человека и мира:

 

Магнит

 

Магнитом натренное железо приемлет

Силу магнита, иглы железныя вземлет

К себе, едину по единой, доколе есть сила,

Юже Божия крепость в той камень вложила.

Подобнее праведници в мире сем творяют,

Данную себе мудрость иным ю подают,

Да тою умудршеся, мира отвратятся,

Ко Богу же живому сердцем обратятся,

И друг друга да ведет в небесну страну,

Служащих ради верно Богом сготовану.

 

Пособие (2)

 

Плиний о слонех то нам поведает,

Яко, аще слон во яму впадает,

Друзии слони ветви древ вметают,

Песок рыюще, во яму всыпают,

Да тако яма земли уравнится

И впадшии в ону удобь свободится.

Оле чюдесе! Во зверех колика

Любы!

Как стежок за стежком, следуют стих за стихом, и перед нами предстает, подобно изысканному полотну, кодекс нравственных предписаний, настоящая энциклопедия православной жизни. Изучение каждого стихотворения как части контекстуального единства дает нам наблюдать переход от частного, конкретного смысла стиха к обобщающему символическому значению.

Представляется, что нам удалось заинтересовать читателя творчеством одного из крупнейших поэтов допетровского барокко. Нравственные постулаты, сформулированные Симеоном Полоцким, не теряют актуальности и поныне, более того, православная мораль его стихов в наше неспокойное время способна даровать радость и утешение.

Михаил Шулин

[1] Избегает

[2] Т.е. где варится и благословляется миро

[3] Божественные Таинства – сокровище Церкви,

Чтобы стала она прибежищем для верующих.

В ней благодатные Таинства Бога, словно воду

Из источника, мы получаем,

Дабы ею, как лекарством, исцелились,

При немощах души надежно укрепились.

[4] То же что и Велиал, один из верховных падших ангелов.

[5] Каждом

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: