Михаил Шулин
Свято-Успенская Лавра – твердыня веры Христовой, обитель благочестия и подвижничества, духовный центр православного народа Западной Руси.
Этот древнейший монастырь пребывает под особым покровительством Матери Божией. Здесь Пресвятая Дева явилась монахам-отшельникам, оставив на скале отпечаток стопы, эту землю прославила на весь мир Почаевская чудотворная икона Божией Матери. В обители подвизались великие подвижники Православия: преподобный Иов Почаевский и чудотворец Волынского края преподобный Амфилохий.
Благолепие храмов Лавры, хранившиеся в ней чудотворные иконы и покоившиеся мощи святых угодников Божьих издавна служили предметом поклонения сотен тысяч паломников – богомольцев и многих миллионов православных людей. В блоке Центральных держав, внимательно изучившем перед войной все подробности русской общественной жизни, не могли не знать о том, как дороги сердцу всякого православного человека досточтимые святыни Почаевской Лавры.
Когда австро-венгерские передовые отряды подошли к границам Волыни, русские власти постарались увезти в глубь страны всё, что имело для неприятеля хоть какую-нибудь ценность. Так, вместе со святыми мощами, золотой и серебряной утварью, драгоценными ризами были увезены лаврские колокола. Но огромного количества предметов, составлявших внутреннее убранство храмов, эвакуировать не удалось. Художественная живопись стен, иконы редкого древнего письма, святые престолы с облачением и антиминсами, резные, тонкой работы, паникадила оказались во власти занявшего край неприятеля.
В июне 1916 года, когда во время Брусиловского прорыва австрийцев выбили из Нового Почаева, была сформирована Особая следственная комиссия для оценки ущерба, нанесённого врагом. Почаевскую Лавру осматривали её наместник архимандрит Паисий, епископ Кременецкий Дионисий в сопровождении казначея Лавры иеромонаха Германа, а также судебные и воинские чины.
Осмотрами было установлено нижеследующее:
Во многих храмах монастыря – Большом Успенском соборе, Троицком соборе, пещерном храме во имя святого Иова, церкви святой великомученицы Варвары, домовой церкви архиерейского дома – были похищены иконы. Престолы и жертвенники сломаны или сдвинуты со своих мест, на них отсутствовало облачение. С большого медного паникадила Троицкого собора были украдены все подсвечники. Повсюду в храмах австрийцы оставили грязь и мусор.
В трапезной церкви во имя святой великомученицы Варвары был устроен кинематограф. Для этого оккупанты сняли иконостас с царскими вратами и поставили в противоположной части храма, лицевой стороной к алтарю. С внутренней стороны иконостаса был возведён деревянный помост и стены из листового железа с отверстиями для трубы кинематографического аппарата, направлявшей изображение поверх царских врат в сторону алтаря. Между колоннами у входа в церковь были устроены вешалки, а архиерейская кафедра служила стойкой для продажи входных билетов. Пространство церкви было заставлено рядами кресел и скамеек, взятых из разных помещений Лавры. Окна церкви были закрашены чёрной краской или заклеены бумагой. На солее установили экран для кинопоказов, а за ним были места для музыкантов, сидевших спиной к изображённой на стене алтаря иконе «Моление о чаше».
В самой верхней части колокольни австрийцами был оборудован наблюдательный пункт, причём одно окно они проделали в циферблате часов.
В пещерном храме во имя святого Иова из царских врат были вынуты четыре иконы Евангелистов, в алтаре на престоле отсутствовало облачение.
Домовая церковь во имя святителя Петра, митрополита Московского, была обращена оккупантами в кафе-ресторан. Все церковные предметы исчезли, их место заняли столики и стулья. На стенах, освящённых иконами и изображениями мучеников и подвижников Божьих, кощунственной рукой нарисованы были грубые карикатуры и порнографические картины. На оборотной стороне портрета архиепископа Волынского и Житомирского Модеста была сделана надпись: «Вино продаётся офицерам и через начальство. Доставка официантами допускается только по разрешении». В храме, превращённом в кафе, на полу было брошено множество пустых бутылок от шампанского, вин, ликёров, везде грязь, следы пьянства и разгула.
В больничной церкви во имя Божьей Матери – Всех Скорбящих Радости было похищено всё церковное имущество, кроме иконостаса, оказавшегося в ризнице Успенского собора. Во всех помещениях были устроены нары, на которых лежала солома. Под нарами – пустые банки, бутылки, грязное тряпьё. Всюду страшный беспорядок. При бегстве оккупанты оставили множество ружейных патронов, которые в обоймах, пачках и россыпью были разбросаны по церкви.
Во дворе Лавры, подле лестницы, ведущей в главный соборный храм, среди деревьев была оркестровая площадка, о чём говорили брошенные в беспорядке пюпитры для музыкантов.
В алтаре кладбищенской церкви во имя Рождества Пресвятой Богородицы исчезли жертвенник и престол. Последний затем был найден в поле, в версте от кладбища, в повреждённом состоянии. Помещение, видимо, использовалось под казарму – на полу брошены тюфяки и солома. С иконостаса и царских врат сорваны и унесены шесть икон. Части святых мощей вынуты. Паникадило исчезло.
В церкви во имя Святого Духа в скиту из иконостаса и царских врат вынуты иконы. Из большого киота на стене похищен образ великомученика Пантелеймона. С престола снято облачение.
В Новой Церкви в скиту в алтаре также вынуты иконы из иконостаса и царских врат, исчез престол. В алтаре брошены пустые бутылки, на книге Деяний апостолов – солдатские надписи на венгерском языке. Кроме того, оккупанты взломали свечной ящик.
Домовая церковь в скиту была превращена в казарму, о чём говорили поставленные тут кровати и брошенные личные вещи австрийских солдат. В алтаре исчез престол и место, на котором он стоял, оказалось разрыто – видимо, оккупанты искали церковные ценности. Варварски разрушены были иконостас и царские врата, выбиты все окна, даже дверные ручки – и те украдены.
В храме во имя преподобных Антония и Феодосия Печерских враг также уничтожил царские врата и иконостас, на престоле и жертвеннике отсутствовало облачение. Пол и стены церкви были загрязнены. На полу перед иконостасом обнаружено несколько десятков бутылок из-под спиртного.
Наконец, в австрийских окопах у местечка Старый Тараж близ Почаева был найден образ «Тайная Вечеря», вынутый из киота. Изображение Спасителя на иконе было прострелено двумя пулями – одной в голову, другой – в левую часть груди.
Так отнеслись к святыням Русской Православной Церкви те, кто с гордостью именовал себя «носителями европейской культуры».