Сергей Ледров
кандидат исторических наук
доцент
СТАНОВЛЕНИЕ ЖЕНСКОЙ ОБЩИНЫ НА СТАРЫХ МАРАХ В КОНЦЕ XIX ВЕКА
Церковная реформа 1764 года, явившаяся второй волной секуляризационной политики российских императоров XVIII века, способствовала появлению такого уникального явления в истории отечественного монашества, как женские общины. По мнению Е.Б. Емченко, «женские общины первоначально возникали помимо воли государственной и церковной власти по инициативе самих женщин, и зачастую только спустя несколько десятилетий государство признавало их право на существование» [1, с. 151]. Причинами появления таких общин стало, с одной стороны, сокращение числа монастырей, особенно женских, и ограничение в них числа монашествующих, а с другой, появление большого числа девушек и женщин, которые решались посвятить себя служению Богу. Жизнь в женской общине организовывалась по монастырскому уставу, но без пострижения (монашеский постриг принимали лишь несколько членов общины, а то и вовсе единственной монахиней в ней являлась только сама начальница). Основывали общины главным образом частные лица, которые брали на себя не только бремя духовного наставничества, но и могли финансово обеспечить их становление.
В Нижегородской губернии в числе первых в 1842 году было узаконено существование Дивеевской, Арзамасской Алексеевской и Спас-Зеленогорской общин, которые к тому времени фактически уже существовали несколько десятков лет. Впоследствии они стали женскими монастырями.
К 1904 году в Нижегородской губернии действовали три женские общины: Знаменская при урочище Куриха в Ардатовском уезде и две в Васильсурском уезде – Спасская Троицкая в селе Спасском и Маровская Крестовоздвиженская у села Прудищи [2, с. 148]. Истории возникновения последней и посвящена настоящая публикация. Тут следует отметить, что в 2019 году уже была издана наша книга «Три жизни Маровской обители», в которой изложена общая история этого намоленного на протяжении столетий места [3]. Однако из-за недостатка на тот момент исторических источников ответить на многие вопросы периода становления общины в конце XIX века, до ее официального открытия в 1901 году, не удалось. Сейчас же вновь выявленные исторические материалы (архивные, опубликованные и иконографические) позволяют это сделать. В частности, оказалось, что немало интересной информации содержится в ранее недоступном нам очерке Д.И. Введенского, изданном в 1914 году сначала в Московских церковных ведомостях [4], а потом отдельной брошюрой [5]. До Введенского о Марах писали Н.А. Демидов [6] и М.А. Александров, очерк которого увидел свет в «Волжском вестнике» [7], а затем был переиздан отдельно [8]. Однако их работы были изданы до 1885 года, т. е. еще до начала непосредственных шагов по созданию Маровской общины.
В настоящее время в поселке Красные Мары Спасского муниципального округа Нижегородской области существует Крестовоздвиженский Красномаровский женский монастырь. Православная традиция на Марах берет начало в XVII в. В 1632 году у церкви Зачатия Иоанна Предтечи в селе Прудищи поселился киевский монах Матфей. Через некоторое время он с местным жителем Иларионом (в крещении Иларием), «отидоша в безмолвную пустыню» в местечке Марищи, где и положил начало Маровской Крестовоздвиженской общежительной пустыни. Этот мужской монастырь просуществовал до конца XVIII в., став не только духовным, но и торговым центром сельской округи, благодаря появлению у его стен Маровской ярмарки. В истории же Русской Православной Церкви эта пустынь известна, в первую очередь, как место, связанное с именами таких знаменитых иерархов своего времени, как Павел Маровский – первый игумен пустыни, впоследствии митрополит Рязанский и Муромский, а также Игнатий Римский-Корсаков – монах и на короткое время строитель пустыни, затем митрополит Сибирский и Тобольский.
В конце XIX века на Марах начала складываться женская православная община. К этому времени от первоначальной общежительной пустыни камня на камне не осталось, за исключением фундаментов ее храмов, деревянной часовенки да трех, потом двух, а затем одной вековых сосен. Но и в таком виде Мары, а точнее Старые Мары – так в XIX веке они стали называться в народе – продолжали притягивать к себе богомольцев. Ибо, по словам М.А. Александрова, «по убеждению мужиков и баб, молитва на Старых Марах, – “святом месте”, – скорее до Бога дойдет, потому что “здесь за нас грешных молятся маровские угодники, которых мощи скоро должны обнаружиться”» [8, с. 2–3].
Время от времени жители окрестных сел и деревень устраивали на Мары крестные ходы, чтобы помолиться на месте подвигов маровских иноков о даровании им милости Божией. Один из таких ходов был организован 25 июля 1866 года с целью избавления посевов яровых хлебов, льна и гороха от прожорливого червя, появившегося после дождя 8 июля. После такого всенародного молебствования червь отступил. С тех пор было решено организовывать ходы 25 июля ежегодно [4, № 40, с. 781].
В середине 1870-х годов стараниями некоего странника чувашенина Ивана Петровича, хлопотавшего о восстановлении монастыря, на Марах были построены две кельи (избушки). В одной из них Иван Петрович поселился сам, но вскоре скончался [8, с. 37]. В кельях стали жить другие старцы. Во время многолюдных богомолий часовенка и кельи забивались паломниками до отказа.
Деятельностное участие в восстановлении древней обители приняли представители дворянского рода Демидовых. Имение Демидовых село Быковка располагалось неподалеку, на одной дороге, что и Мары – из Нижнего Новгорода в город Курмыш.
В 1885 году (под другим сведениям – в 1887 г.) при содействии Николая Александровича Демидова на Марах была заложена каменная часовня в честь Воздвижения Креста Господня. 6 июля 1887 года строящуюся часовню осмотрел преосвященный Димитрий епископ Балахнинский и отслужил молебен в присутствии участников крестных ходов из сел Прудищи и Петровка. Затем была отслужена панихида, перед которой в специально подготовленном склепе были погребены останки 23 монахов, найденные при раскопке канав для бута под часовню.
В 1889 году часовня была освящена епископом Нижегородским и Арзамасским Модестом [9]. Ее попечителем стал Н.А. Демидов, а после кончины последнего в 1891 году – Александр Александрович Демидов. Для постоянного служения в часовне молебнов и панихид был приглашен иеромонах Нижегородского Печерского монастыря.
Следующим шагом должно было стать возведение храма. 12 мая 1890 года епархиальное начальство ответило согласием на соответствующее ходатайство А.А. Демидова, а Строительное отделение Нижегородского губернского правления утвердило проект новой деревянной церкви. За его основу был взят храм в селе Чернуха Макарьевского уезда, который предполагалось выкупить и перевезти в бывшую пустынь. В рапорте начальницы монахини Августы о состоянии женской общины за 1911 год отмечено, что на эту покупку было потрачено 300 рублей [10, л. 24]. Подготовкой места под строительство стал заниматься послушник Стефан Коробейников, служивший ранее при одном архиерейском доме. Как писал М.П. Введенский, «имея только убогую келью, необходимую одежду, да гроб, сколоченный собственными руками, он летом занимался расчисткой старых Маров, а зимой – сбором пожертвований на восстановление древней обители [4, № 40, с. 783].
В 1892 году под новую церковь заложили фундамент, под который частично был использован сохранившийся фундамент каменной Троицкой церкви, возводившейся на рубеже XVII–XVIII веков, но так и не достроенной. Строительство деревянного храма вчерне уже заканчивалось, когда 14 февраля 1894 года Стефан Коробейников скончался, но перед смертью он смог найти продолжателя своих трудов по восстановлению древней обители – отца Василия Москвина, которому и суждено было стать основателем Маровской Крестовоздвиженской женской общины.
В конце своей жизни С. Коробейников часто бывал в Вятской губернии. При посещении местного Александро-Невского мужского монастыря, основанного в 1880 году его тезкой иеросхимонахом Стефаном, Коробейников узнал, что в соседнем селе Сорвижском Котельнического уезда живет друг иеросхимонаха, к тому времени уже почившего, священник Василий Москвин, который воспитал несколько крестьянских девушек и готовит их в монастырь. Коробейников встретился с ним и предложил поселиться на Старых Марах.
Летом 1894 года, памятуя об этой просьбе, отец Василий проездом посетил Мары. Место ему понравилось. В октябре 1894 года он окончательно перебирается в Васильсурский уезд Нижегородской губернии вместе с семью девушками – первыми сестрами общины. Новые маровские насельницы вместе со священником временно поселились у Демидовых в Быковке и тотчас принялись за благоустройство Маров, где стали постоянно жить с 1895 года.
Отец Василий из личных сбережений выделил деньги на образование неприкосновенного капитала общины, приобретение пахотной земли, колокола весом 104 пуда 30 фунтов, постройку жилых корпусов и мельницы. Кроме того, он привез с собой на Мары крест-ковчежец с частицами мощей святого Василия Великого, великомученика Пантелеймона, священномученника Антипы, великомученика Георгия и частицей Животворящего Креста Господня и пять святых икон. Среди последних выделялся чудотворный образ Божией Матери Избавительницы «большого размера, чудного письма (афонского)» [4, № 40, с. 780]. В настоящее время это самая известная маровская икона, хотя впоследствии в женской общине появились еще два особо почитаемых Богородичных образа – Иерусалимская и Казанская иконы Божией матери.
К 1898 году во вновь создаваемой общине проживало 35 девушек, помимо часовни и церкви было построено четыре дома, скотный двор, конюшня, амбар.
Важным условием официальной регистрации религиозной общины являлось наличие в собственности последней недвижимого имущества в виде земельного участка. По результатам генерального межевания конца XVIII века земля бывшей общежительной пустыни были приписана к государственной Спасской волости, но от нее этот участок находился далеко, и спасские крестьяне им не пользовались. По просьбам С. Коробейникова и А.А. Демидова, задавшихся целью создания женской общины на Марах, крестьяне всех селений Спасской волости составили приговоры о безвозмездной уступке общине около 30 десятин земли и об уплате выкупных платежей за них [11].
После того как были улажены все формальности, определением Святейшего Синода от 5 сентября 1901 года № 3349, подтвержденным указом Синода от 6 сентября 1901 года № 6049, Маровская Крестовоздвиженская женская община была учреждена официально. Торжественное открытие общины состоялось 23 сентября в присутствии епископа Нижегородского и Арзамасского Назария. Он же назначил первой начальницей возрожденной обители Екатерину Пасынкову. Первоначально община была открыта «при часовне на Марах близ села Прудищ (Зверево тож), Васильского уезда, Нижегородской епархии» [12, с. 799], а 11 октября того же года преосвященный Назарий освятил деревянную церковь во имя Пресвятой Живоначальной Троицы [10, л. 24 об.].
Отец Василий к тому времени был уже слаб здоровьем и совершал богослужения в доме, в котором проживал. Перед смертью он принял постриг и стал именоваться иеромонахом Николаем. Над его могилой за алтарем церкви была сооружена часовня-памятник.
Одним из главных занятий маровских сестер, прибывших из Вятской губернии, являлась религиозная живопись. Ими, в частности, были написаны образы для иконостаса Троицкого храма. По мнению современника, творческий труд маровских живописок «при внимательной и критической оценке вполне заслуживает похвалы» [13, с. 8].
Долгое время иконы маровского письма нам были неизвестны. Пока в 2023 году исполнительный директор Международного Демидовского Фонда М.А. Розанова не обратила внимание на одну икону, хранившуюся в Христорождественской церкви Быковки. От времени она потускнела, краска местами осыпалась, но все-таки удалось прочитать знаменитую фамилию местных помещиков. Стало понятно, что «черная доска» связана с Демидовыми! При пристальном рассматривании потемневших изображений на иконе краеведу А.М. Дюжаков и автору этих строк не давала покоя мысль о том, что изображенные сюжеты посвящены событиям, описанным в официальной истории Маровского монастыря и народных преданиях.
В итоге икону решили отреставрировать. Что и было сделано по благословению епископа Лысковского и Лукояновского Силуана и на средства Международного Демидовского Фонда. После тщательной реставрации образ раскрыл свою тайну! Оказалось, что он действительно является явным свидетельством связи Маровской обители и Демидовых, которые и стали заказчиками этой иконы для храма. Причем с большой долей вероятности исполнителями это заказа стали мастерицы живописной мастерской Крестовоздвиженской женской общины.
25 мая 2024 года на XVII Международном мемориальном фестивале «Демидовская сирень» восстановленную святыню первыми увидели жители Быковки и гости села. Потом икона в сопровождении паломников отправилась на Мары. В монастыре ее под колокольный звон встречала настоятельница монахиня Елизавета. Протоиерей Сергий Ольнев, настоятель Христорождественской церкви, отслужил перед иконой молебен. На представлении иконы на Марах присутствовали глава местного самоуправления городского округа Воротынский А.А. Солдатов, М.А. Розанова, потомки нижегородской ветви Демидовых. Поле чего икону вернули в Быковку.
Вновь обретенная икона получила название «Старомаровская» в соответствии с изображенными на ней сюжетами. Отнести ее можно к типу житийных икон, в центре которых изображается образ святого, а по бокам сюжеты из его жизни. Только в данном случае речь идет не о житии святого, а об истории монастыря. Центральная композиция представлена тремя образами, символизирующими три каменных храма Маровской общежительной пустыни. В центре (среднике) – образ Воздвижения Креста Господня, а по бокам образа Пресвятой Троицы и Архангела Михаила. Сверху расположены клейма, посвященные основным событиям периода становления монашеской жизни на Марах, известным по «Повести о создании Крестомаровской общежительной пустыни»: явление во сне Матфею и Иларию двух ангелов с известием о «Божьем хотении» возвести на месте их пещер храмы; доставление из Москвы на Мары чудотворной иконы Архангела Михаила; расцвет монастыря, приковывавшего к себе взоры многочисленных паломников.
Ниже средника размещены клейма по мотивам устной легенды о трагической судьбе Маровской пустыни: разграбление ее Е.И. Пугачевым (так считалось во времена женской общины, в настоящее время доказано, что монастырь был разграблен до Пугачева); мученическая смерть на костре игумена и монахов; погребение убиенных иноков. А по низу иконы проявилась надпись, повествующая о начале возобновления в 1884 году сей святой обители по усердию и ходатайству бояр Демидовых: Николая Александровича, Александра Александровича и Екатерины Александровны (в замужестве Зененко; являлась попечительницей Маровской школы-приюта для девочек), и Степана Коробельникова (так на иконе).
Таким образом, информация, содержащаяся на «Старомаровской» иконе, подтверждает сведения из письменных источников о больших заслугах перечисленных лиц в создании Маровской Крестовоздвиженской женской общины, просуществовавшей до 1927 года.
ПРИМЕЧАНИЯ
- Емченко Е.Б. Православные женские общины в России в последней трети XVIII — начале XIX века // Вестник церковной истории. 2006. № 1. С. 151—161.
- Драницын Н.И. Адрес-календарь Нижегородской епархии на 1904 год. Нижний Новгород: типо-литография товарищества И.М. Машистова, 1904. XVI, 308, 96 с.
- Ледров С.М. Три жизни Маровской обители. Нижний Новгород: ООО «Стимул-СТ», 2019. 94 с.
- Введенский Д.И. Забытая история патриаршей ставропигии – Крестомаровской общежительной пустыни, Нижегородской губ., Васильсурскаго уезда // Московские церковные ведомости. 1914. № 37. С. 705–712; № 38. С. 731–736; № 40. С. 780–786.
- Введенский Д.И. Забытая история патриаршей ставропигии – Крестомаровской общежительной пустыни, Нижегородской губ., Васильсурскаго уезда: исторический очерк. Москва: Русская печатня, 1914. 21 с.
- Демидов Н.А. Исторический очерк Васильсурского уезда Нижегородской губернии. Нижний Новгород: типография Ройского и Душина, 1884. 86 с.
- Александров М.А. «Стары Мары» (материалы по истории Поволжья) // Волжский вестник. 1885. № 171, 177, 183, 189.
- Александров М.А. «Стары Мары» (материалы по истории Поволжья). Нижний Новгород: типография губернского правления, 1912. 43 с.
- Поучение, сказанное Его преосвященством Преосвященнейшим Модестом, епископом Нижегородским и Арзамасским, на освящении часовни на месте бывшего Кресто-Маровского монастыря, что около села Прудищ Васильскаго уезда, 3 сентября 1889 года // Нижегородские епархиальные ведомости. Часть неофициальная. 1889. № 18, 15 сентября. С. 791–794.
- ЦАНО. Ф. 570. Оп. 559. 1908 г. Д. 19.
- ЦАНО. Ф. 64. Оп. 9. 1896 г. Д. 1898.
- Открытие женской общины // Нижегородские епархиальные ведомости. Часть официальная. 1901. № 19. С. 799.
- Корреспонденция из с. Прудищи [о возобновлении Маровской обители] // Нижегородские губернские ведомости. Часть неофициальная. 1898. № 40. С. 7–9.