ЮРИЙ УТКИН
публицист
ЧТО РУССКОМУ — ХОРОШО, ТО «НЕМЦУ» — СМЕРТЬ
Взыскательный читатель спросит: «С чего это вдруг автору статьи взбрело в голову проставить кавычки в известной поговорке в заголовке статьи?»
Не торопись, мой любознательный читатель: здесь окаймлены кавычками «немцы», как «общность всех, не “понимающих” – русских, православных», т.е. так, как это звучало в Самодержавной Имперской России. Поэтому, о смысле такого «закавычивания» – ниже.
Итак, начнем.
«Однажды в Германии…» – нет, слишком «пышно». Напишем попроще. Однажды какой-то политолог (по фамилии В. Сергиенко), проживающий в Германии, полгода назад в радиоэфире поведал слушателю, что сам видел, как в одном из немецких магазинов покупатели туалетной бумаги разворачивали эту бумагу, отрывали листики рулонов, сравнивали их с каким-то шаблоном, что-то такое примеряли и высчитывали про себя, «бормоча себе под нос», очевидно – результаты этого подсчета.
Политолог объяснил, что некоторые покупатели так выбирали себе эти рулоны, чтобы не прогадать в экономическом смысле – точнее сказать, не в экономическом, а в смысле – экономии (денег).
Тут же автору данной статьи припомнилось выражение «грамм – градус – копейка». Любители выпить в советском государстве таким образом обозначали «коэффициент» экономии при покупке горячительных напитков, особенно, когда средств на эту покупку было «в обрез».
Казалось бы, что там (в Германии) и здесь (в России) это были «явления экономии» одного и того же порядка. Но, не нужно быть особо проницательным человеком, чтобы понять, что это далеко не так.
Ибо, во втором случае (в России) такие критические моменты (с расчетами «грамм – градус – копейки») часто заканчивались приглашением третьего, если двое уже есть («на троих»), и проблема нехватки денег успешно разрешалась. Сомневаюсь, чтобы такой «простой выход» из положения так же успешно реализовывался и в Германии.
Впрочем – не настаиваю, но вставляю два небольших примечания:
- После принудительного отстранения от власти царя Николая Второго потребление горячительных напитков в России возросло многократно, и весь двадцатый век прошел под флагом изуродованного (в том числе и алкоголем) каркаса российской государственности, вехи восстановления которого все-таки обозначил «вождь народов» в 1941 – 1953 гг.
- Потребление алкоголя в стране поощрялось всеми мыслимыми и немыслимыми способами, но это поощрение носило своеобразный «секретный характер»: например, периодически всем научно-исследовательским институтам (раз в квартал или раз в месяц) выдавался в немалом объеме (в литрах) спирт – ректификат (чистый технический спирт). Примерно, восемьдесят процентов спирта разводилось водой в определенной пропорции и выпивалоськоллективом ученых, техников, лаборантов и подсобных рабочих (кто хотел – свою долю выпивал, кто не хотел – не выпивал; но посидеть, выпить, закусить, поговорить, попеть песни, поплясать и повеселиться – обычно хотели все). Остальные двадцать процентов шли действительно на технические нужды: протирку оптических приборов, позолоченных прецизионных «измерительных линий», электромеханических многоцелевых арифмометров и т.д. Никакого контроля за целевым использованием продукта (спирта) не велось, а «доносы» на этот счет – игнорировались (руководство КПСС знало – что делало; не все, но большинство). Противоалкогольные лекции академика Углова – старались не печатать. И такой же практики старались придерживаться власти страны в девяностых годах (дешевый и плохой спирт «Royal») – очевидно имея в виду наработанный в советское время опыт.
Это в среде научной интеллигенции. Как обстояли «эти дела» в нижних социальных стратах, говорить не приходится – вот откуда растут ноги утверждения СМИ, что «все русские – алкоголики». Причем, это мнение все СМИ дружно и старательно культивировали последние полтораста лет; и все «немцы» с этим дружно соглашались.
А теперь представь, мой любознательный читатель, что «все русские – алкоголики», и покупая туалетную бумагу в российском магазине, старательно что-то подсчитывают, «бормоча себе под нос» и шевеля губами, отрывают листки этой бумаги и сравнивают их со своими шаблонами (такими же листками), принесенными из дома.
Вырисовывается у вас в воображении такая картина или нет?
Думаю, что нет!
Все-таки, немцы – это одна нация, русская – другая! И поэтому в русском обществе (сто-двести-триста лет назад) и родилась поговорка, приведенная в заголовке статьи. Если в этом русском обществе немец (гость) обозначался как представитель другой нации, то «немец» – басурман – как человек, чуждый вообще взглядам титульной нации и общества, в целом.
Не так ли?
Любознательный читатель может спросить: «немец» – басурман – это ладно, но зачем такой неблизкий экскурс в «эпоху советской алкоголизации»?
А вот зачем. Кто-то потреблял больше алкоголя, кто-то меньше, но (внимание, читатель) пользуясь только одной логарифмической линейкой и не слишком большими ресурсами вычислительных центров (к которым выстраивалась очередь сотрудников НИИ на недели и месяцы вперед), именно русские «инженеры, техники, лаборанты и подсобные рабочие», а также работники различных отраслей гражданской и военной промышленности создали радиолокационный, ядерный и военно-космический щит страны в шестидесятых и семидесятых гг. двадцатого столетия на базе (основе) сталинского «задела» 1941 – 1953 гг. (К счастью, смартфонов, сотовых телефонов и гаджетов тогда не было).
Творец-Вседержитель снабдил каждую нацию своими талантами и способностями, что дало основание православному русскому философу К.Леонтьеву высказаться о «цветущей сложности» человеческой цивилизации. Однако, то единодушие в странах Запада, которое сформировалось в течение многих столетий по отношению к России, заставляет нас искать причину этого «непростого отношения». Отношения, характеризующегося крайними отрицательными оценками всех актов и мероприятий России: в межгосударственных отношениях, военных, политических и экономических действиях, самих онтологических аспектах существования России. Что примечательно и чего ни в коем случае нельзя сбрасывать со счетов – таким же «трендом» поведения характеризуются и некоторые славянские страны и народы, окаймляющие западное сообщество.
В чем же секрет такого положения вещей?
Складывается впечатление (мистического свойства?), что существует некто «третий», подсказывающий странам — оппонентам России — их линию поведения, их действия, их «стратегию и тактику» на ближайшее и отдаленное будущее; Святой Игнатий (Брянчанинов) писал, что этот загадочный «подсказчик и советчик» имеет семитысячелетнюю опытность и реализует свою «практику воздействия» через людей. Можно догадываться, что развитие цифровых технологий (и информационных технологий) явилось для этого подсказчика «манной небесной», облегчающей его задачу многократно.
Почему?
Искушения и соблазны, «подсовываемые» человеку через компьютеры, смартфоны и другие гаджеты цифровой индустрии, стало настолько удобно предоставлять в пользование человеку, на груди которого подвешена бирка: «Ты этого достоин!», что действительно, большая часть этих «прелестей» проходит, как «предложение, от которого трудно отказаться».
Так же, как дорогой и навороченный автомобиль, дорогущий смартфон сеет в душах его владельцев семена гордости, глупости и самомнения. Другими словами, можно было бы сформулировать круче: «Дорога в ад вымощена смартфонами, айфонами и гаджетами».
При полной уверенности автора в вышеприведенном утверждении «доброжелательные» чиновники российской власти все, как один (особенно в период «самоизоляции») уверяют народ в пользе дистанционного образования, распространяя свои тезисы на «от нянечек детских садиков (да, да, нянечки, работая на дому, готовят (с помощью мужей или сами) для детишек видеоуроки, наподобие телевизионных передач для «самых маленьких») до преподавателей школ, высших и средних учебных заведений, вплоть до дистанционной защиты кандидатских и докторских диссертаций».
Если в советское время их можно было бы обвинить в сотрудничестве с иностранной разведкой, то сейчас – в сотрудничестве со «служителями бездны» (с «сынами погибели»).
Кому-то может показаться такая позиция слишком крутой и неправильной, но перед глазами автора до сих пор стоит пример коллеги-сотрудника, который, в свое время, на работе увлекся компьютерными играми; из-за этого потерял интерес к работе, заменив его интересом к выпивкам. В один «прекрасный день» он погиб в горящем доме на даче, будучи в состоянии алкогольного опьянения. «А человек был хороший!» — как говаривал другой мой коллега по работе.
В другом примере может фигурировать талантливый программист, знающий «Ассемблер» и два-три языка высокого уровня, работодатели которого вознамерились склонить его к решению проблемы криминального свойства за весьма приличное вознаграждение. Отклонил ли он это предложение работодателей или принял его – автору неизвестно.
Думающие люди могут понимать, что качество предлагаемого населению широко используемого программного обеспечения (софта) в определяющей степени зависит от связки заказчик/подрядчик, т.е. работодатель/исполнитель, и никуда от этого не денешься; в то время, как политологи пропагандируют те или иные новации, нимало не сомневаясь в их «кристальной» – по задумке и исполнению – чистоте.
Не следует забывать, что все сферы деятельности человека неминуемо носят отпечаток его нравственной и мировоззренческой позиции. И чем выше по социальной лестнице располагаются персоны, участвующие в создании нового мiра (тем более – виртуального), тем с большим сомнением следует к этому относиться. Поскольку и нравственная и мировоззренческая позиция «новаторов» («немцев» – басурман) пока еще далека, как от Бога Всевышнего, так и от Воли Божией, что мы часто и видим «невооруженным» глазом. Чего стоит хотя бы один только случай демарша части населения Екатеринбурга против строительства православного храма.
Вот она, наивность, вот оно – прекраснодушие. Ну, и наверное, здесь же – вот она – злонамеренность?
В чем же заключается «механизм дурного влияния» на человека, не занимающегося профессионально устройствами «цифрового департамента», всех этих гаджетов, смартфонов и айфонов?
Первое. Человек имеет пять видов чувств, данных ему от Бога.
Включая и занимаясь смартфоном, он активизирует зрение и слух. Количество информации, усваиваемое человеком в это время, намного превышает количество информации, «необходимой для выживания». К тому же предоставляется ему эта информация – в неудобном виде – только он этого не замечает.
Частотный спектр излучаемого экраном смартфона светового потока (картинки) является «рваным» и сильно отличающимся от натурального дневного или солнечного света, что порождает неадекватные – физиологии человека – биохимические процессы в органах зрения (глазах). Зрение человека, не привыкшее к такому неадекватному восприятию, «изнашивается» быстрее.
То же самое касается слуха.
Смартфон, отстоящий от уха пользователя на два–три сантиметра, может травмировать мозг человека высокочастотными излучениями необратимым образом. Фурнитура же безопасности, долженствующая присутствовать в комплекте со смартфоном, часто как раз отсутствует.
Далее, второе. Эстетика, семантика и прагматика предоставляемой человеку информации, естественно, разительно отличается от тех же «категорий», предоставляемых человеку в «виде» – родителей, учителей, приятелей и друзей, близких людей («у вас – своя компания, у нас – своя»), окружающей нас – природы («крыша дома моего», парки, леса, поля, национальные ландшафты и т.д.).
В информационных «отпечатках», предоставляемых человеку интернетом, отображается весь «спектр глупости, гордости и самомнения», присущий большинству «служителей» этого монстра СМИ (за редким исключением). Разобраться, где и что полезно, а что не полезно, часто бывает затруднительно, особенно молодым людям, чей период становления (обретения самостоятельности) часто затягивается до весьма почтенного возраста. И еще это затруднительно по той причине, что «неполезные виды информации» маскируются «благими намерениями» и «красивыми одеждами». Пока пользователь догадается, что к чему и почему, будет потеряно время и дадут всходы «сорняки и плевелы». Нельзя пройти под дождем без зонтика и не промокнуть, если негде от него (дождя) спрятаться.
Когда видишь, как в метро молодая мама подсовывает младенцу трех-четырех лет свой смартфон, чтобы он не капризничал, становится не по себе. Поскольку именно до пяти-шести-летнего возраста ребенок впитывает в свое сознание информацию, которая формирует его «каркас личности». Вкупе с наследственными инстинктами и привычками по генетической линии на ребенка обрушивается вал информации, большая часть которой является не только неполезной, но и вредной. А последствия такого воздействия на неокрепшую душу – абсолютно непредсказуемы.
Сообразуясь со здравым смыслом, мы можем сказать, что в данном случае нарушается «естественный» процесс воспитания, связанный с вмешательством в этот процесс диверсанта-смартфона. Мама хочет освободить себя от докучливого общения с ребенком и заняться (в метро) своими делами. Если бы она представляла себе, как это скажется в дальнейшем на ребенке, она бы этого ни в коем случае не делала. Но, может ли она представить себе, что позднее: год, два, пять, десять лет спустя ей придется прикладывать неимоверные усилия, чтобы оградить свое чадо от тлетворного влияния смартфона.
И вполне может оказаться, что – поздно, поезд уже ушел.
Влияние пресловутого «двадцать пятого кадра», о котором проницательное население страны слышало еще полвека назад – отдыхает, по сравнению с влиянием «мировой помойки» – интернета – на юную душу.
(Ах где ты, деревенская моя, завалинка).
«Если слепой слепого ведет, то оба упадут в яму!». Никто не отменял этих притч, наставлений и пророчеств Священного Писания. А незнание этого наследия человеческой культуры и фундамента связи человека с Божественным Промыслом не отменяет его (человека) ответственности за все, что он на этой земле «творит».
Однажды автор этой статьи спросил одного своего родственника: – «Каким коротким предложением вы охарактеризовали бы роман (или фильм) Л. Толстого “Анна Каренина”?»
Очевидно, понимая мое настроение (возможно, не в первый раз я задаю подобные вопросы) визави ответил мне: «Реклама суицида и разврата!».
Я никак не ожидал от него «такой прыти», но сказал: «Правильно». А про себя подумал: «Именно так. Реклама суицида и разврата в красивой (и дешевой) “аристократической” обертке (упаковке)». Современные православные литературоведы утверждают, что «раскрутка» творчества «великого писателя» началась именно с этого романа. Бесспорный талант писателя перемножился на отрицательный коэффициент «соучастия» его почитателей («немцев» – басурман) и предопределил его непростую судьбу, о которой мы можем только посочувствовать.
Бесчисленные варианты кинематографического свойства, казалось бы, давно переполнили и кинематограф и интернет «Аннами Карениными», но нет – конца этим «римейкам» и «киношедеврам» не видно. На очереди, очевидно, «Крейцерова соната»? Появление на экранах кинотеатров и сайтах интернета подобных фильмов уже не считается чем-то из ряда вон выходящим. Однако, число самоубийств и разводов – здесь я возвращаюсь к теме моей предыдущей статьи – железно коррелирующих с появлением каждой такой «рекламы суицида и разврата», для нас будет засекречено. Но, чтобы вознаградить достойно создателя (очевидно «немца» по происхождению или по образу мышления) очередного шедевра фильма «Анна Каренина», слуги лукавого тщательно подсчитают такую статистику.
Кстати, «шедевры», о которых я говорил (и им подобные), создаются на деньги государства, налогоплательщиков; и их же развращают и подтаскивают к краю бездны, чтобы легче было в нужное время их туда же и столкнуть.
Сколько нужно издать законов или реализовать какие-то «основы прецедентного права», чтобы запретить такую рекламу «суицида и разврата», одному Богу известно. Да и неизвестно – удастся ли это сделать. Кстати, в той же обойме и фильм «Матильда», оскверняющий и возводящий поклеп на Самодержца Православной Империи Николая Второго.
А вот «благодати» (вспомним «Слово о законе и благодати» летописца Иллариона) у «немцев» явно не хватает, чтобы осознать, что они творят.
Не хватает такой благодати и тем «немцам», усеявшим столицу нашей родины платными парковками и взимаемыми за мелкие нарушения штрафами; нарушения, безапелляционно фиксируемые видеокамерами на дорогах и во дворах.
Сбывается мечта «немцев» «штрафовать и взимать» автоматически, без участия людей! Однако, как это без участия? А вложенный труд, а закупки оборудования? Наверное, так же как у нас и в Германии дошли до того, что их гражданам хотя бы при покупке туалетной бумаги, тоже необходимо постараться хоть что-то сэкономить. Правда, здесь в этом примере фигурируют природные, германские (национально-ориентированные) немцы (заметим, что они – со своим менталитетом – как-никак смогли создать свое государство и провести его через столетия), и пусть они меня простят за то, что я «пристегнул» их к этой статье (таковы законы жанра). А вот если в России начнется нечто подобное с возвратом к «грамм – градус – копейке», то что тогда…?
Кстати, уроки истории, которые Россия получила в 1941 – 1953 гг. (повторю еще раз эти даты, но несколько в другом контексте), открывшие обществу страны моменты истины, о которых оно могло и не подозревать в период строительства «нового государства» (1920 – 1940 гг.), были начисто «затерты», «замылены» и опошлены теми руководителями страны после 1953 года, которых мы называем «немцами»-басурманами. Полученные ими уроки не пошли им впрок. Снова «немцы» – басурманы (а в руководстве страной их было большинство) взялись строить свое государство (город Солнца), устремившись в своих исканиях к 1990 – м гг., годам «криминального капитализма». Т.е. у них был шанс перейти в ту категорию общества, которая представлена в заголовке статьи – «русскими». Но они этим шансом не воспользовались. «Вольному – воля, спасенному – рай».
Сейчас наша страна, возможно, проходит так называемое «плато» эпидемии короновируса. Автору этой статьи мнится (представляется), что у этого плато могут быть два горба (вторая волна(горб) – осенью), затем три горба и т.д. Одним словом, плато в виде спины одногорбого верблюда, двугорбого, трехгорбого и т.д. И не будет ли это длиться до тех пор, пока в стране не установится хотя бы какой-то необходимый баланс между «законом» и «благодатью»?
Обычные немцы со своим национальным менталитетом, фигурирующие в русской поговорке, где они обозначены безо всяких кавычек, имеют свои трудности в своем Европейском Союзе; и мы думаем, что они эти трудности преодолеют.
Ну, а что касается, обозначенных кавычками…
Пусть эти «немцы» – басурманы, которые надеясь на «законы», ими же и установленные, утеряв всякое понятие о «благодати», подумают, что человеческой цивилизации полезно, а что – неполезно; ведь это отразится и на них тоже. И не только в этой земной жизни, но и за пределами ее видимости.