ОЛЬГА ХИЖНЯК
Кандидат философских наук
Ведущий научный сотрудник ГМИР
СВЯТАЯ КНЯГИНЯ ОЛЬГА И ДИНАСТИЯ РЮРИКОВИЧЕЙ
Выставка с таким названием состоялась в Государственном музее истории религии. Она посвящается 1050-летию преставления св. кн. Ольги, которое будет отмечаться в 2019 году. На выставке представлено около 130 экспонатов, рассказывающих о святых князьях династии Рюриковичей, правившей страной на протяжении семи веков. Посетитель может увидеть иконы и гравюры XVII-XX веков, с изображением святых князей Киева, Чернигова, Владимиро-Суздальской земли, куда в 1157 г. переместилась столица государства в связи с монголо-татарским нашествием и разграблением Киева, а также Твери, Ярославля, Рязани, Мурома, Смоленска и Брянска. В витринах представлены старопечатные книги, исторические медали XVIII в., ордена РПЦ, предметы декоративного искусства и пасхальные яйца. Особое внимание уделено роли Новгорода и Пскова в образовании и укреплении русского государства, истории борьбы Тверского и Московского княжеств за первенствующую роль, победе Москвы и переносу в нее кафедры митрополита Петра (1325 г.).
Княгиня Ольга (?-969) стала первой христианской правительницей Руси. Князь Рюрик, приглашенный на Русь в 862 году, его воевода Олег и сын Игорь соединили водный путь «из варяг в греки». После гибели князя Игоря, русской землей правила его супруга великая княгиня киевская Ольга, сначала ввиду малолетства сына Святослава, а затем во время его военных походов. Княгиня Ольга лично объехала Новгородские и Псковские земли, провела фундаментальные экономические и политические реформы: был четко определен размер дани; организованы становища и погосты – места княжеского суда и сбора дани; установлены мирные отношения с Византией; началась проповедь и распространение христианства, возведение поклонных крестов, строительство церквей. Благодаря ее деятельности Русь включилась в общеевропейский цивилизационный процесс. Распространение христианства среди славян, начатое княгиней Ольгой было продолжено ее внуком князем Владимиром – Крестителем Руси. Оба прославлены Церковью в чине равноапостольных.
Выставка получилась очень теплой, передающей атмосферу благоговения и почитания святых князей, защищавших нашу землю, народ и веру православную, создававших русскую государственность и культуру. Среди потомков княгини Ольги канонизировано более 150 святых князей. Большинство из них в чине благоверных. Самые почитаемые из русских князей – равноапостольный Владимир Креститель Руси, страстотерпцы Борис и Глеб, святые войны – благоверные Александр Невский и Дмитрий Донской. К лику святых Русской Православной Церковью причислены великие русские князья, выдающиеся государственные деятели Ярослав Мудрый, Владимир Монамах, Андрей Боголюбский. В период монголо-татарского нашествия появились князья-мученики за веру, такие как Михаил Черниговский, Василько Ростовский, Роман Рязанский, Михаил Тверской и другие, погибшие в Орде, но не отрекшиеся от православия. Особую группу святых князей Рюриковичей составляют преподобные, к которым относятся Олег Брянский и Иоанн Углический. Среди членов династии, прославленных в чине преподобных, выделяются святые жены – Евфросиния Полоцкая, Евфросиния Московская, София Суздальская и другие. Завершается рассказ о династии Рюриковичей образом первого русского царя Ивана Грозного, достигшего централизации власти и расширения границ страны, и его погибшего сына царевича Димитрия.
Последний раздел выставки «Преемственность династий» рассказывает о том, как почитали Рюриковичей в династии Романовых. Императоры, носившие имя Александр, имели своим покровителем св. Александра Невского. Детям давались имена русских святых – Ольги, Владимира, Михаила Тверского. Строились храмы в их честь, устраивались благотворительные учреждения, носившие их имена.
Особый интерес представляют шитая икона и покровец с образом святой княгини Ольги, скульптуры святых князей Бориса и Глеба, макет-реконструкция Дворцового собора в Боголюбове, сооруженный князем Андреем Боголюбским в XII в., рукописные книги XVIII-XIX веков, медали из серии: «История Российского государства в портретах русских государей» XVIII века, ордена в честь русских святых князей – Ольги, Владимира, Даниила Московского, Дмитрия Донского. Особо следует отметить подписные минейные иконы, сделанные иконописцами И.С. Чириковым и М.И. Дикаревым в 1880-1901 годы для Мраморного дворца в Санкт-Петербурге, принадлежавшем вел. кн. Константину Константиновичу, и акварель В.Г. Перова «Крещение Руси», выполненную в 1870-1880-е годы.
На открытии выставки присутствовали представители Русской православной церкви. Из Москвы прибыла делегация от Общества в честь св. кн. Ольги во главе с протоиереем Константином Татаринцевым – настоятелем храма Вознесения Господня у Серпуховских ворот. Отец Константин является заведующим сектором Воздушно-космических сил в управлении делами Московской Патриархии. На территории Вознесенского храма построен храм-крестильня в честь св. кн. Ольги, ежегодно проходят научные Ольгинские чтения, издаются сборники докладов. Председатель общества Ольга Владимировна Гаврилова и многие другие женщины награждены орденами и медалями св. кн. Ольги. СвятоТроицкая Александро-Невская Лавра была представлена редакцией газеты «Вестник Лавры» во главе с архимандритом Нектарием – ответственным редактором газеты и директором Объединенного музея Санкт-Петербургской митрополии. На открытии также выступили отец Алексий Венков – настоятель храма св. кн. Ольги в Михайловке и о. Александр Пелин – председатель отдела по взаимоотношениям Церкви и общества Санкт-Петербургской епархии.
Накануне открытия выставки ольгинцы успели посетить Кронштадт, а на следующий день делегация отправилась в паломническую поездку на Псковскую землю. Главным событием здесь стало участие в Литургии, которую служил митрополит Псковский и Порховский Тихон Шевкунов, в храме свт. Николая в Любятове. Духовник Общества протоиерей Константин сослужил митрополиту Тихону, а по завершении Литургии состоялась короткая встреча делегации с владыкой, в ходе которой обсуждались возможные события грядущего юбилейного для памяти св. кн. Ольги года.
После знаменательной встречи члены Общества отправились в Выбуты – родину св. кн. Ольги. Этот поселок расположен недалеко от г. Пскова, на живописном берегу реки Великой. Здесь сама земля хранит память св. кн. Ольги. Согласно Повести временных лет, здесь она родилась и отсюда была сосватана князю Игорю. Историческую память запечатлели местные названия: Ольгин ключ, Ольгины слуды (камни в реке), Ольгины ворота (пролив вокруг острова), село Ольжичи, Ольгина гора и др. За последние годы в этой местности произошли благоприятные изменения. Благоукрашен храм св. пророка Илии, построенный еще в XV веке. К прекрасным мозаикам, украшающим фасады, в августе этого года добавился резной иконостас, закрывший алтарную часть храма иконами современного письма. Рядом с Ильинским храмом, на горке, Ольгинским обществом в 2015 году поставлен Поклонный Крест, в память о том, что здесь в 1914 году был возведен храм в честь св. кн. Ольги, на освящении которого присутствовали члены царской семьи, среди них Ольга Александровна, родная сестра императора Николая II. Храм был разрушен большевиками. На определенном расстоянии от Ильинского храма сохранился Ольгин камень – огромный валун. Несколько лет назад он казался небольшим, но когда провели раскопки, то обнаружили, что он ушел в землю. Сейчас видны его масштабы и к нему прокладывается благоустроенная дорога. На этом святом месте ольгинцами был прочитан Акафист княгине Ольге.
В тот же день, благодаря поездке на машинах, удалось посетить Псково-Печерский монастырь и древнюю крепость Изборск, а на следующий день – Псковский Кремль и Свято-Троицкий собор. На Псковской земле особо чтут память св. кн. Ольги. День ее именин, 24 июля, объявлен Днем города, проводятся церковные службы и светские мероприятия. Знаменательно, что в канун этого дня в 1944 году Псков был освобожден от немецких захватчиков. Во всех Псковских храмах можно видеть образы св. Ольги. Членов Общества в их паломничестве сопровождала особо чтимая икона св. кн. Ольги, с ними была частица ее мощей. Отъехав из Пскова, ольгинцы посетили Святогорский монастырь в Пушкинских горах. Следующим пунктом паломничества стали Великие Луки. Этот город стоит на берегу реки Ловати, по которой путешествовала кн. Ольга, устанавливая порядок на русских землях. Воскресенский храм, построенный на месте деревянного, времен св. кн. Ольги, был разрушен в советское время. Но память св. Ольги хранит Вознесенский храм, где есть чтимая икона княгини.
Покинув Псковскую землю, ольгинцы отправились в Верховья Волги, где расположен Свято-Ольгинский женский монастырь на истоке Волги. В прошлом это Юго-восточный предел древних Новгородских земель, ныне – Осташковский район Тверской области. В настоящее время является действующим женским монастырем Осташковского благочиния Тверской и Кашинской епархии и находится в ведении правящего архиерея высокопреосвященного Саввы. Монастырь у истока Волги посвятили великой русской святой не случайно: имя и название реки не просто созвучны, в Повести временных лет нашу великую княгиню несколько раз именуют Вольга и даже Волга. Такое имя в русской традиции существовало, а в Древней Руси эту реку называли Вольга.
Находясь на Тверской земле, членам Ольгинского общества удалось также посетить Нило-Столобенскую пустынь на острове Селигер, в 10 км от города Осташкова, прославленную духовным подвигом преп. Нила Столобенского. Преподобный Нил прожил на острове 27 лет и перед смертью завещал построить на этом месте монастырь, что и было позже сделано. Существует поверье, что преподобный Нил дал обет нележания и даже спал, подвесив себя за плечи верёвками, или на крюках, вбитых в стену. Завершилась паломническая поездка возвращением в Москву и составлением дальнейших планов празднования грядущего юбилея святой равноапостольной княгини Российской Ольги, которую Русская Православная Церковь назвала Зарей христианской веры на Руси и Матерью народа русского.
О.С. Хижняк – инициатор проекта и С.О. Семенова – куратор выставки,
кандидаты философских наук, научные сотрудники ГМИР
Аэрофотосъемка: протоиерей Константин Татаринцев