МИХАИЛ ШУЛИН
Редактор газеты «Вестник Александро-Невской лавры»
ВСЕНАРОДНЫЙ ПРАЗДНИК
Ты — Небесная Царица
И архангелов Краса,
В новый век Ты Проводница,
Мост с земли на небеса.
Как поищем, так обрящем
Мы с Тобой душе ответ,
Радость Ты, и мир скорбящим,
И во тьме заблудшим — Свет.
Свыше милостивым взором
Смотришь Ты всегда на нас,
Помощь дашь в молитве скоро
И утешишь в горький час.
Инокиня Ливия
Икона Казанской Божией Матери — одна из наиболее почитаемых в России — относится к типу Одигитрия, что означает «указующая путь». По преданию, первообраз этой иконы был написан апостолом Лукой. Основной догматический смысл этой иконы — явление в мир небесного Царя и Судии. Богородица изображается огрудно, в характерных одеждах, с небольшим наклоном головы к Младенцу. Младенец Христос представлен строго анфас, фигура ограничена по пояс. На явленной в Казани иконе Христос благословляет двумя перстами, но в некоторых поздних списках встречается именословное перстосложение. Икона Казанской Божией Матери была обретена в 1579 году девятилетней девочкой на пепелище страшного пожара, укоторый ничтожил часть Казани. Пожар начался в доме купца Онучина. После пожара дочери купца Матроне явилась во сне Богородица и открыла ей, что под развалинами их дома находится ее чудотворный образ, зарытый в земле. До сих пор остается тайной, как попала святыня под руины. Предполагают, что она была зарыта тайными исповедниками христианства еще при татарском владычестве. Сначала на слова девочки не обратили внимание, но, когда сон повторился трижды, поиски на пепелище помогли обрести икону удивительной красоты. Святой образ, несмотря на пожар, выглядел так, как будто только что был написан.
Образ торжественно перенесли в приходскую церковь Николы Тульского, настоятелем которой был тогда благочестивый иерей, будущий патриарх Московский и Всея Руси Гермоген.
Будущий святитель, который погиб от рук поляков, за свою верность Православию причисленный к лику святых, и составил подробное сказание о чудесах Казанской иконы Божией Матери.
На месте обретения иконы впоследствии был основан женский монастырь, где приняла монашеский постриг (под именем Марфы) Матрона. Впоследствии инокиня Марфа стала настоятельницей монастыря.
То, что икона чудотворная, стало ясно сразу же, так как уже во время крестного хода зрение вернулось двум казанским слепым. Эти чудеса стали первыми в длинном списке случаев благодатной помощи. Наиболее известные чудеса заступничества Божией Матери связаны с событиями Смутного времени. По призыву Святейшего патриарха Гермогена русский народ встал на защиту родины. В нижегородское народное ополчение, которое возглавили князь Дмитрий Пожарский и Кузьма Минин, был прислан из Казани список чудотворной иконы Пресвятой Богородицы — Казанской.
Ополченцы, узнав о чудесах, совершенных от иконы, взяли ее с собой и постоянно молились перед ней, прося о помощи. Русские войска освободили Китай-город 22 октября (4 ноября по новому стилю), а через два дня взяли и Кремль. На другой же день русские воины с крестным ходом пошли в Кремль с чудотворным образом в руках.
В память от избавления Москвы от поляков по воле царя Михаила Феодоровича, первого русского царя из династии Романовых, и благословению митрополита, впоследствии патриарха Филарета, Православной Церковью установлено было ежегодно 22 октября (по старому стилю) совершать в Москве празднование Казанской иконы Божией Матери с крестным ходом. В 1649 году по случаю рождения в 1648 году на праздник «чудотворныя иконы Казанския, во время всенощного пения» наследника престола царевича Димитрия царь Алексей Михайлович повелел праздновать 22 октября Казанской иконе «во всех городах по вся годы». В подтверждение нового статуса иконы при Коломенском царском дворце была заложена домовая церковь в честь Казанской иконы.
В продолжение последующих 150 лет десятки официально чтимых местных списков Казанской иконы распространились по многим епархиям Русской Православной церкви. Казанской иконе ныне посвящены сотни храмов и монастырей, разбросанных по бывшим провинциям Российской империи. В 1768 году императрица Екатерина II украсила оклад Казанской иконы Богородицы в Казанском Богородицком монастыре бриллиантовой короной. К XIX веку казанский образ почитался в России не меньше, чем древние иконы Владимирская и Смоленская. Многие годы Казанская икона Божией Матери была символом единства русского народа. Она олицетворяла его силу и давала надежду в самые трудные годы истории Руси. Все были равны перед ней, поскольку у Бога нет главных и подчиненных — все мы рабы Божьи и все мы дети Его.
В дальнейшем икона-заступница не раз помогала русским воинам. Перед образом Богородицы молился перед Бородинской битвой М.И. Кутузов. Существует также предание, что благодаря чудесной помощи Казанской иконы Божией Матери удалось отстоять Москву в 1941 году.
Праздник отмечали в России вплоть до 1917 года. Возродить традицию празднования дня Казанской иконы Божией Матери удалось в 2004 году. Теперь праздник приобрел не только церковное, но и общегосударственное, всенародное значение. 29 сентября 2004 года Патриарх Московский и всея Руси Алексий II публично поддержал инициативу Думы установить празднование 4 ноября Дня народного единства. «Этот день напоминает нам, как в 1612 году россияне разных вер и национальностей преодолели разделение, превозмогли грозного недруга и привели страну к стабильному гражданскому миру», — заявил тогда Патриарх. В конце того же года был принят соответствующий закон, и 4 ноября стало государственным праздником и выходным днем. По всей стране теперь проходят крестные ходы и народные гуляния, а в Большом Кремлевском дворце глава государства проводит праздничный прием. Так защитница Руси и поныне объединяет жителей нашей страны.
Заступнице усердная, Мати Господа Вышняго, за всех молиши Сына Своего Христа Бога нашего, и всем твориши спастися, в державный Твой покров прибегающим. И всех нас заступи, о Госпоже Царице и Владычице, иже в напастех и скорбех, и в болезнех обремененных грехи многими, предстоящих и молящихтися умиленною душею, и сокрушенным сердцем, пречистому Твоему образу, чудотворныя иконы со слезами, и невозвратно надежду имущих на Тя, избавитися от всех зол. И всем полезная даруй, и вся спаси Богородице Дево. Ты бо еси Божественныи покров рабом Твоим. (Тропарь, глас 4)