“И объявили они родословия свои (генеалогию), по родам их, по семействам их, по числу имён, от двадцати имён и выше, поголовно, как повелел Господь Моисею (Числ. 1, 17) .
Может ли современный человек объявлять свою генеалогию или своё родословие? Найдётся много людей называющихся христианами, но неспособных это сделать. Они не могут искренно и твёрдо заявить, что являются детьми Божьими. Если мы сыны Божии по вере в Иисуса Христа, то значит семя Авраамово и по обетованию наследники (Гал. 3,26).
Такова “генеалогия” христианина, и ему дано преимущество иметь возможность это родословие объявить. Он рождён свыше, получил новое бытие, рождение от воды и Духа, т.е. чрез Слово Божие и Духа Святого.
Христианин ведёт родословие непосредственно от Христа Воскресшего и Вознесшегося во Славу. Когда речь заходит о нашем человеческом природном родословии, надо указать на первоначальный источник и откровенно объявить его, признаться, что мы происходим от родоначальника, зараженного грехом.
Наш род – род падших грешников, наше наследие растрачено, кровь наша заражена язвой греха. Трудно вернуться нам в первобытное положение, непорочное состояние утрачено.
Человек может вести свой род от поколения дворян, князей, царей, но приходится честно сказать, что он от падшего, изгнанного из присутствия Божия родоначальника.
Чтобы узнать сущность какой-то вещи, необходимо найти её источник. Так именно смотрит на всё Бог. Если мы хотим иметь правильное суждение обо всём, следует мыслить также. Суждение Божие о людях остаётся непреложным. Мысль человека мимолётна, меняется всякий день. Поэтому здравый смысл говорит, что очень мало значит, как судят люди. Надо проникнуться глубоким убеждением ничтожества человеческого суждения. Это даёт душе спокойную возвышенность и достоинство, которые делают нас способными возноситься духом над окружающими нас обстоятельствами.
Величие земное не имеет значения, потому что при добросовестном и точном определении ведётся от грешного праотца. Человек может гордиться происхождением, пока не поймёт начала: в беззаконии зачат и во грехе рождён. Кому придёт мысль гордиться и хвалиться таким происхождением?
У христианина рождение небесное. Корни его генеалогического дерева питаются соками почвы обновлённого творения. Смерть не может порвать эту родословную связь, потому что родословие ведётся от Воскресения. Не следует стесняться говорить о своём происхождении.
Издревле всякий член общества Божия призван был объявить своё родословие прежде, чем занять место в рядах воинов. Всякий мог, подобно Савлу из Тарса сказать, что «обрезанный в восьмой день, из рода Израилева» (Фил. 3,5)
Всё было определено, известно, прочно установлено, если человек должен был действительно быть зачисленным в ряды ополчения, и хотел сражаться среди пустыни с врагами народа своего. Есть отличительная черта, характеризующая чад Божиих. Это простое и в высшей степени блаженное преимущество. Господь говорит, что «оправдана Премудрость всеми чадами её» (Лк. 7,35)
Все чада Премудрости, со дней Авеля до настоящего времени, обладали этой отличительной чертой, свойственной всему небесному народу. Из Священного Писания видны два рода людей. Здесь мытарь, оправдывающий Бога и осуждающий себя; здесь фарисеи , оправдывающие себя и недостойно смотрящие на Бога. Две категории, разделяющие всё человечество от времен Каина и Авеля. Это пробный камень, дающий возможность определить наше родословие.
Мудр тот, кто себя осуждает, так поступают чада Божии. Ничто так явно не обнаруживает людей, не принадлежащих к семье Божией, как дух самооправдания. Плоть порицает всё и всех, кроме себя. Верующие осуждают своё «я», и в этом кроется тайна душевного мира, хорошего настроения. Поэтому он может с уверенностью и дерзновением сказать о своём родословии, о происхождении.
Многим нужно восстановить свою родословию. Тогда не будет подавленности, смуты, депрессии, боязливого настроения духа. Пережив рождение свыше, человек становится достойным членом одной семьи (Ефес. 3,15), единокровным сыном Божиим, причастником Божеского естества (II Петр. 1,4), носителем его наследственности.
Второе рождение делает всех ближайшими родственниками святой Троицы, продолжателями Божественной родословной. Духовно перерождённые являют собой особый класс. Ничего подобного не существует в бесконечном вселенском царстве.
Рождение этого вида существ Бог предвидел, предначертал ещё тогда, когда по Слову Своему вызывал миры к существованию. Апостол Павел назвал этот особый вид существ «новым человеком» (Ефес. 2,15), или «новым человечеством», которое, пройдя через новое рождение, должно стать, если можно так сказать «Аристократией Вселенной».
Конечно, вечность Творца всегда будет отделять Его от Его созданий, которые возникли во времени. Христос есть навечно неповторимый, Единородный Сын Бога, «сияние Божией славы» и «образ испостаси Его» (Евр. 1,3)
«Он избрал нас в Нём прежде создания мира» (Ефес. 1,4). Чтобы явить такую личную органическую и кровную родственность, Господь задумал бесконечно мудрый, премудрый план сотворения и искупления, осуществившегося через новое рождение, приводящее многих сыновей в славу (Евр. 2,10).
Несмотря на то, что между Вечным Сыном Божиим и многими сынами, рождёнными в Божией семье, всегда будет существовать неизменное различие, сынам привита высокая наследственность, и Господь признаёт их Своими единокровными братьями (I Ион. 3,2). Они являются настоящим генетическим потомством Бога. Они превосходят все другие сотворённые существа, подняты на высокую ступень совершенства. «Славу, которую Ты дал Мне, Я дам им» (Ион. 17,22).
Однако, существует борьба между христианином и силами злобы поднебесными. Святая Церковь имеет небесное происхождение, поэтому человеку необходимо постоянно находиться в небесном состоянии, утверждаться и укореняться в небесном наследии.
В настоящее время диавол смущает верующих, старается внушить им страх за будущее, отвлекает от уверенности в то, что родословие их от Бога. Пророк, Давид, говорит, что Господь наше просвещение и Спаситель и не надо ничего бояться и страшиться. Если ополчится полк, не должно бояться, а уповать на Создателя. Если придётся пойти по дороге смерти, не надо страшиться зла, потому что с нами Бог, жезл и палица Которого способны вывести из любого состояния.
Христианину следует помнить о Всемогуществе Бога. Даже в обычных разговорах надо стараться акцентировать не на происки лукавого, а на Божие Всемогущество. Христианин, в хорошем смысле слова, должен гордиться своей родословной и стараться сохранять добрые качества жизни.
У некоторых идеальная жизнь состоит только из еды, питья, сексуальности. Бывает люди идут дальше чисто чувственного удовлетворения. Они не только наслаждаются этими вещами, но философствует о них, навязывая свои выводы другим. Сколько такого навязывания в средствах массовой информации! Сколько молодых жизней калечится до сих пор каждый час с «голубых экранов»!
Как никогда нужно приводить на память человеку его родословную, иначе – пропасть. Надо остановить процесс скатывания человечества. Этому поможет напоминание о происхождении, генеалогии. Соблюдение добрых традиций, в частности, русских, должно стать обязанностью каждого руководителя, так как всякий руководитель водит за руку человека и ответственен за его будущее.
Пусть будущее народа будет прекрасным! Постараемся все принять участие в возрождении. Бог – в помощь!
Архимандрит ЕЛЕАЗАР (1936-2011),,
Духовник Александро-Невской Лавры
Санкт-Петербурга
Январь 2006