Страх Божий

В летние каникулы 1940 года я, двенадцатилетний школьник, еду с мамой и сестренкой Наташей на все лето в деревню в район станции Дно, к нашим дальним родственникам ­ родителям мужа моей двоюродной сестры Жени, дочери тети Дуни. Тетя Дуня ­ родная сестра моей мамы.
Деревня Низы, расположенная вдоль широкой улицы, состояла из добротных бревенчатых изб. Дом наших родственников был высокий, большой, хотя имел лишь две просторные комнаты. В одной жили хозяева, а во второй поселились двое детей раскулаченных и высланных куда-то на Север зажиточных крестьян: старший брат ­ крепкий красивый парень лет пятнадцати ­ и тихая младшая сестра лет десяти. Как случилось, что они не уехали со своими высланными родителями, не знаю. Это второй штрих к ушедшей советской эпохе.
За домом были небольшой фруктовый сад и огород. За ними находился большой бревенчатый амбар, в котором стояли красивые сани и лежал разный сельский инструмент.
В первый же день моего выхода на деревенскую улицу я увидел группу ребят, игравших в городки. Эта знакомая мне игра заключалась в поочередном выбивании различных фигур, которые «строились» в «городке» из десяти полешек диаметром около 5 сантиметров. Выбивались эти фигуры бросанием биты ­ деревянной палки диаметром около 3­4 сантиметров и длиною примерно 1 метр с расстояния в 10 шагов.
Я подошел к ребятам и поздоровался:
­- Привет от пионеров Ленинграда.
Ребята прекратили игру и повернулись ко мне. Один из них спросил:
­- Где же твой красный галстук, пионер?
Я ответил, что галстук носят только в школе и по праздникам 7 ноября и 1 мая.
­- Дайте и мне попробовать бросить!
­- Ну, брось!
Я взял биту, долго размахивал ею, изображая из себя мастера, и бросил. Бита полетела не на выстроенную в «городке» фигуру, а в сторону ребят, стоявших у плетня.
­- Ну, пионер, так ты зашибешь кого-нибудь! ­ закричали ребята.
­- Мало тренировался, у нас в городе другие игры.
-А какие? ­ — спросили ребята, ­ Расскажи!
­- Мы во дворе играем в лапту, казаки-­разбойники и штандер.
­- Что за штандер? ­ спросили ребята.
­- Это игра с мячиком. Для начала, все игроки встают группой на расстоянии 2­3 метров друг от друга. Одни из игроков подбрасывает мяч высоко вверх и выкрикивает при этом чье-то имя. Тот, кого он назвал, должен поймать мяч, также подбросить его вверх и прокричать имя следующего игрока. Если же игрок не поймает мяч, то подбирает его уже с земли. А в это время все игроки разбегаются от него как можно дальше. Когда мяч окажется в руках у этого игрока, он командует:
­- Штандер!
-Штандер, кстати, происходит из немецкого языка и означает в этой игре:
­- Всем стоять!
Все останавливаются, и он бросает мяч в ближайшего игрока. Если попадет в него, то тот водит. Если не попал, бросает мяч вверх, выкрикивая имя очередного игрока.
Ребята заинтересовались этой игрой, а затем спросили:
— Что за дворы у вас в городе? Такие большие, что вы там мячик бросаете и бегаете?
В деревне­-то двором называется пристроенный к дому сарай, где содержится скот: корова, козы, куры. Там в мяч не поиграешь.
Я объяснил им, что у нас двор ­ это большое свободное пространство между большими высокими домами. Тогда ребята сказали мне:
­- А вот у вас в городе много разных автомобилей, которые мы здесь видим редко и называем их «би-­би». Есть еще и трамваи электрические, расскажи о них!
Я понял, что никто из них не был в городе и не представляет его. И тут меня нечистый дух попутал, и я понес…
­- Трамваи похожи на машины, но красного цвета. Ходят они не на бензине, а от электричества, по рельсам и проводам. Рельсы проложены по крышам домов, и там наверху ездят трамваи.
­- Страх­-то какой: свалиться можно!
­- Нет! Все огорожено железным забором.
Ребята удивились, по-ахали, засомневались и решили чем-­то удивить меня.
­- А видел ли ты покойника? ­ спросили они.
­- Не видел, — ­ ответил я.
­- Пойдем, покажем!
­- Куда? На кладбище? ­ спросил я.
­- Нет. Пойдем в часовню.
И вот мы пришли на другой край деревни к деревянной часовне. Вошли в нее и увидели покойника, лежащего на возвышении. Перед ним горела свеча, кто­-то что­-то тихо читал…
Я оглянулся вокруг и заметил на стенах много икон ­ они меня сразу заинтересовали.
­- Кто это? Что тут нарисовано? ­ спросил я.
Тут мои новые друзья стали объяснять мне:
­- Это Боженька-­Христос, это его мать ­ Мария с младенцем Христом.
­- А это что такое страшное? ­ спросил я, указывая на икону, где черти толкали людей в темную яму.
­— Это грешников за грехи толкают в ад.
За какие такие грехи, и что там в аду? ­ спросил я.
­- А вот, если будешь врать, то попадешь за этот грех в ад. И там черти заставят лизать языком горячие сковородки.
Так ребята пересказали мне рассказы своих родителей и бабушек. А главное, они уверенно говорили, что Боженька все видит и слышит, что делает и говорит каждый человек.
Я тут же вспомнил про свое вранье о трамвае и удивился, что сразу в тот же час мне было показано, что меня за это вранье ждет.
Расставшись с ребятами и оставшись один, я долго думал о случившемся чуде. Как Боженька услышал мое вранье и сразу показал мне то, что ждет меня за это.
Я решил ­ больше никогда не буду врать.
Потом, чтобы я ни делал, все время вспоминал и задумывался:
­ Боженька видит. Помню, пошел с новыми своими друзьями за лесными орехами. Там на опушке леса ребята показали мне птичьи гнезда, которые лежали прямо в траве. В гнездах были красивые яички. Ребята брали по одному из гнезда, но не все. Я же не брал и думал тогда:
­- Боженька все видит и накажет.
С деревенскими друзьями я ходил в соседнюю деревню на престольный праздник. Там видел хороводы с песнями-­плясками и гулянья вдоль деревенской улицы. Ребята подходили к окнам, где жили их знакомые или родственники, поздравляли с праздником, а хозяева угощали нас всех пирогами с капустой, яблоками и картошкой с грибами.
Еще ходил с ребятами ловить рыбу плетеными корзинами в ямах у реки.
Много интересного и непохожего на городскую жизнь увидел я в то лето в деревне. Главное, конечно, то, что я в первый раз вошел в часовню, увидел иконы и услышал о грехе и о Боге.
Описанные события подготовили меня к неожиданному разговору с моей бабушкой. Разговор этот состоялся весной 1941 года. Бабушка восьмидесятилетняя крестьянка была неграмотной, но очень мудрой старушкой. Мой отец говорил мне, что более интересного собеседника он в жизни не встречал.
Так вот, уже будучи тяжелобольной, она подозвала меня, усадила рядом с собой и неожиданно сказала:
­- Вот говорят, что Бога нет, а ведь он есть. Я сама неграмотная, но от людей слышала, что в церковных книгах написано, что будет время, когда полетят железные птицы. И вот они уже летают. А ты увидишь еще, ­ весь мир будет опутан сетью, в которую будут ловить людей.
­- Что за сети? ­ спросил я, ­ не может быть!
­- А вот посмотри, сколько уже натянули кругом проводов: и в домах и на улицах. Это начали плести те самые сети.
Вот теперь и я понимаю, о какой сети говорила моя бабушка. Это интернет ­ всемирная сеть! И действительно, столько уже людей попали и запутались в этой сети, особенно молодых, неокрепших душ. Об опасности попасть в эти сети предупреждал людей Бог через своих святых проповедников еще в прежние времена.
Да, Бог есть, он любит и заботится о нас. А нам надо иметь веру и страх Божий, жить праведно — не грешить.

Чикирисов А. А.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: