В летние каникулы 1940 года я, двенадцатилетний школьник, еду с мамой и сестренкой Наташей на все лето в деревню в район станции Дно, к нашим дальним родственникам родителям мужа моей двоюродной сестры Жени, дочери тети Дуни. Тетя Дуня родная сестра моей мамы.
Деревня Низы, расположенная вдоль широкой улицы, состояла из добротных бревенчатых изб. Дом наших родственников был высокий, большой, хотя имел лишь две просторные комнаты. В одной жили хозяева, а во второй поселились двое детей раскулаченных и высланных куда-то на Север зажиточных крестьян: старший брат крепкий красивый парень лет пятнадцати и тихая младшая сестра лет десяти. Как случилось, что они не уехали со своими высланными родителями, не знаю. Это второй штрих к ушедшей советской эпохе.
За домом были небольшой фруктовый сад и огород. За ними находился большой бревенчатый амбар, в котором стояли красивые сани и лежал разный сельский инструмент.
В первый же день моего выхода на деревенскую улицу я увидел группу ребят, игравших в городки. Эта знакомая мне игра заключалась в поочередном выбивании различных фигур, которые «строились» в «городке» из десяти полешек диаметром около 5 сантиметров. Выбивались эти фигуры бросанием биты деревянной палки диаметром около 34 сантиметров и длиною примерно 1 метр с расстояния в 10 шагов.
Я подошел к ребятам и поздоровался:
- Привет от пионеров Ленинграда.
Ребята прекратили игру и повернулись ко мне. Один из них спросил:
- Где же твой красный галстук, пионер?
Я ответил, что галстук носят только в школе и по праздникам 7 ноября и 1 мая.
- Дайте и мне попробовать бросить!
- Ну, брось!
Я взял биту, долго размахивал ею, изображая из себя мастера, и бросил. Бита полетела не на выстроенную в «городке» фигуру, а в сторону ребят, стоявших у плетня.
- Ну, пионер, так ты зашибешь кого-нибудь! закричали ребята.
- Мало тренировался, у нас в городе другие игры.
-А какие? – спросили ребята, Расскажи!
- Мы во дворе играем в лапту, казаки-разбойники и штандер.
- Что за штандер? спросили ребята.
- Это игра с мячиком. Для начала, все игроки встают группой на расстоянии 23 метров друг от друга. Одни из игроков подбрасывает мяч высоко вверх и выкрикивает при этом чье-то имя. Тот, кого он назвал, должен поймать мяч, также подбросить его вверх и прокричать имя следующего игрока. Если же игрок не поймает мяч, то подбирает его уже с земли. А в это время все игроки разбегаются от него как можно дальше. Когда мяч окажется в руках у этого игрока, он командует:
- Штандер!
-Штандер, кстати, происходит из немецкого языка и означает в этой игре:
- Всем стоять!
Все останавливаются, и он бросает мяч в ближайшего игрока. Если попадет в него, то тот водит. Если не попал, бросает мяч вверх, выкрикивая имя очередного игрока.
Ребята заинтересовались этой игрой, а затем спросили:
– Что за дворы у вас в городе? Такие большие, что вы там мячик бросаете и бегаете?
В деревне-то двором называется пристроенный к дому сарай, где содержится скот: корова, козы, куры. Там в мяч не поиграешь.
Я объяснил им, что у нас двор это большое свободное пространство между большими высокими домами. Тогда ребята сказали мне:
- А вот у вас в городе много разных автомобилей, которые мы здесь видим редко и называем их «би-би». Есть еще и трамваи электрические, расскажи о них!
Я понял, что никто из них не был в городе и не представляет его. И тут меня нечистый дух попутал, и я понес…
- Трамваи похожи на машины, но красного цвета. Ходят они не на бензине, а от электричества, по рельсам и проводам. Рельсы проложены по крышам домов, и там наверху ездят трамваи.
- Страх-то какой: свалиться можно!
- Нет! Все огорожено железным забором.
Ребята удивились, по-ахали, засомневались и решили чем-то удивить меня.
- А видел ли ты покойника? спросили они.
- Не видел, – ответил я.
- Пойдем, покажем!
- Куда? На кладбище? спросил я.
- Нет. Пойдем в часовню.
И вот мы пришли на другой край деревни к деревянной часовне. Вошли в нее и увидели покойника, лежащего на возвышении. Перед ним горела свеча, кто-то что-то тихо читал…
Я оглянулся вокруг и заметил на стенах много икон они меня сразу заинтересовали.
- Кто это? Что тут нарисовано? спросил я.
Тут мои новые друзья стали объяснять мне:
- Это Боженька-Христос, это его мать Мария с младенцем Христом.
- А это что такое страшное? спросил я, указывая на икону, где черти толкали людей в темную яму.
– Это грешников за грехи толкают в ад.
За какие такие грехи, и что там в аду? спросил я.
- А вот, если будешь врать, то попадешь за этот грех в ад. И там черти заставят лизать языком горячие сковородки.
Так ребята пересказали мне рассказы своих родителей и бабушек. А главное, они уверенно говорили, что Боженька все видит и слышит, что делает и говорит каждый человек.
Я тут же вспомнил про свое вранье о трамвае и удивился, что сразу в тот же час мне было показано, что меня за это вранье ждет.
Расставшись с ребятами и оставшись один, я долго думал о случившемся чуде. Как Боженька услышал мое вранье и сразу показал мне то, что ждет меня за это.
Я решил больше никогда не буду врать.
Потом, чтобы я ни делал, все время вспоминал и задумывался:
Боженька видит. Помню, пошел с новыми своими друзьями за лесными орехами. Там на опушке леса ребята показали мне птичьи гнезда, которые лежали прямо в траве. В гнездах были красивые яички. Ребята брали по одному из гнезда, но не все. Я же не брал и думал тогда:
- Боженька все видит и накажет.
С деревенскими друзьями я ходил в соседнюю деревню на престольный праздник. Там видел хороводы с песнями-плясками и гулянья вдоль деревенской улицы. Ребята подходили к окнам, где жили их знакомые или родственники, поздравляли с праздником, а хозяева угощали нас всех пирогами с капустой, яблоками и картошкой с грибами.
Еще ходил с ребятами ловить рыбу плетеными корзинами в ямах у реки.
Много интересного и непохожего на городскую жизнь увидел я в то лето в деревне. Главное, конечно, то, что я в первый раз вошел в часовню, увидел иконы и услышал о грехе и о Боге.
Описанные события подготовили меня к неожиданному разговору с моей бабушкой. Разговор этот состоялся весной 1941 года. Бабушка восьмидесятилетняя крестьянка была неграмотной, но очень мудрой старушкой. Мой отец говорил мне, что более интересного собеседника он в жизни не встречал.
Так вот, уже будучи тяжелобольной, она подозвала меня, усадила рядом с собой и неожиданно сказала:
- Вот говорят, что Бога нет, а ведь он есть. Я сама неграмотная, но от людей слышала, что в церковных книгах написано, что будет время, когда полетят железные птицы. И вот они уже летают. А ты увидишь еще, весь мир будет опутан сетью, в которую будут ловить людей.
- Что за сети? спросил я, не может быть!
- А вот посмотри, сколько уже натянули кругом проводов: и в домах и на улицах. Это начали плести те самые сети.
Вот теперь и я понимаю, о какой сети говорила моя бабушка. Это интернет всемирная сеть! И действительно, столько уже людей попали и запутались в этой сети, особенно молодых, неокрепших душ. Об опасности попасть в эти сети предупреждал людей Бог через своих святых проповедников еще в прежние времена.
Да, Бог есть, он любит и заботится о нас. А нам надо иметь веру и страх Божий, жить праведно — не грешить.
Чикирисов А. А.