В девять часов был молебен перед началом учения; я сказал на нем поучение учащимся, чтобы «яркою звездою пред душевными очами имели всегда свою цель, а она им напоминается ежедневно несколько раз словами молитвы «Да святится имя Твое», и чтобы старались уготовить себя для сей цели, развивая ум науками, сердце – взаимной любовью и соблюдением чистоты душевной, волю исполнением всех правил…»
(Из дневника равноапостольного Николая Японского)
Архимандрит Николай (Касаткин) как педагог:
Затем, самое важное, о соблюдении чего должны неуклонно стараться, — справедливость. Обидеть бедного мальчика не велико, но нет такой обиды, которая бы отзывалась большим вредом для обидевшего, чем обида ребенка: большой может простить, забыть обиду; ребенок еще не в состоянии того сделать, и потому обида у него складывается в душе, — и душа затворяется для обидчика (если он тотчас же не загладит своего поступка), как улитка в своей раковине; повторенная несправедливость и обида уже вооружают ребенка против обидчика; а еще повторенная — делает его врагом обидчика; в обществе детей чувства, возникшие в одном, легко передаются другим, — так и выходит, что в школе ученики смотрят на своих воспитателей — по большей части — как на своих личных врагов; говори эти воспитатели самые сладкие речи, самые веские истины и полезные наставления – все как к стене горох, — ученики лишь потом пересмеивают и передразнивают. Но действительная справедливость, явная для всех, никогда не производит никакого неблагоприятного действия на учеников, будь она самая строгая – лишь бы не была сопряжена с жестокостью и бездушием, а сопровождалась теплым участием к ученикам.
Еще важное и необходимейшее свойство в педагогике — твердость. Нет хуже и вреднее в деле воспитания — слабости, проистекающей или из мнимой гуманности, или из лести к ученикам и желания приобрести их любовь, или из безучастности к ученикам и желания соблюдать лишь собственное спокойствие.
Из письма к И.А. Сенума
(впоследствии – ректор Токийской семинарии)