День Святой Троицы — один из величайших двунадесятых праздников, на Руси он празднуется особенно торжественно. Пятидесятницею он называется потому, что в пятидесятый день после Пасхи сошел на апостолов Дух Святой. Еще большую праздничность придает этому дню обычай христиан украшать храмы и дома свои деревами, травами и цветами, чаще всего — ветвями берез с листьями.
Троицыным днем этот праздник называется в честь Троицы, Отца и Сына и Святого Духа. Ибо в этот день Бог Отец ради Сына Своего послал Духа Своего Святого. Это было исполнением того обетования, которое было предречено еще в Ветхом завете и подтверждено в Новом завете Сыном Божиим Иисусом Христом.
Действительное сошествие Святого Духа имеет и символическое значение. Раньше, когда люди строили Вавилонскую башню до небес (столп, по-славянски), Бог, Которому было неугодно это гордое дело, сотворил так, что они перестали понимать друг друга — прежде единый язык разделился на языки и люди разошлись по земле, не завершив строительства башни. Когда же, в день Святой Троицы сошел на учеников Дух Святой, они, не учась, стали говорить разными иностранными языками. И это объединило людей, ибо, в какую бы землю ни приходили апостолы, всюду они говорили на языке той страны и все понимали их. Слово Христа, Евангелие, которое они проповедовали, принимаемое, роднило людей в Боге, делая их братьями. Итак, там было разделение, а здесь единение. Люди становятся едины в Боге, в Троице.
Дух же Святой сошел на учеников видимым образом, не в воображении, а в действительности, в виде раздваивающихся языков как бы огня. (Не такой же ли благодатный огонь сходит каждый год в субботу перед православною Пасхою в православном храме в Иерусалиме?).
Православный месяцеслов
Издательство «Паломник», 1998 г.