И СНОВА ВРАНЬЕ…

Ваня пришел с улицы с мокрыми по локоть рукавами. Я спрашиваю:

– Ты почему, Ваня, ходил в огород к ванне с водой? Я ведь не разрешала!

– Меня туда ветром ждуло, – отвечает Ваня, потупив взор.

Я не могу удержаться от смеха, о чем мне сразу же приходится пожалеть: довольный таким оборотом дела Ваня пытается усилить успех от своего вранья:

– И волк присол!

Такую нахальную разрастающуюся ложь нельзя оставить без последствий и я возмущенно говорю первое, что приходит в голову:

– Если будешь врать, Ваня, я позвоню папе с мамой, и они тебе игрушек из города не привезут!

– Не пливезут? – пугается Ваня.

– Не привезут! – подтверждаю я безжалостно.

– Я больсе не буду, бабуска.

– Чего ты не будешь?

– Ни – ци – во не буду!

ВРАНЬЕ

Коля входит в комнату и показывает мне то, что осталось от дедушкиного складного стульчика: в правой руке у него болтаются две гнутые алюминиевые ножки
на куске парусины, а на левой ладошке лежит кучка винтиков и гаечек.
– Посмотри, бабушка, что Ваня натворил!
Из-за Колиной спины выглядывает двухлетний Ваня.
Коля продолжает:
– Ты, бабушка, его не слушай, он, конечно, будет говорить, что это не он.
Ваня отрицательно мотает головой:
– Это не я.
– Вот видишь, бабушка! – честными круглыми глазами смотрит Коля.
Ваня смотрит на меня такими же честными глазами.
Некоторое время я пребываю в растерянности. У меня нет сомнений, что это сделал Коля. Отвинтить такую кучу гаек маленький Ваня просто не мог. Меня
обескураживает изобретательное Колино вранье. Решаю применить испытанный еще на мне моей мамой педагогический прием с небольшим добавлением, невозможным в
безбожные времена моего детства:
– Я могу легко узнать, кто это сделал.
– А как? – Коля бесстрашно и с большим любопытством смотрит на меня.
– Да ведь Бог-то все знает, вот Он мне и укажет, кто.
– Как укажет? – уже не таким бравым тоном говорит Коля.
– Мне надо заглянуть в ваши глаза, в них все будет написано. Ты, Коля, старший, давай начнем с тебя.
И я внимательно смотрю ему в глаза. Коля не выдерживает моего твердого
– Да он сам у меня в руках развалился, я только немножко крутнул, и все…

БАБУШКА, А ПОЧЕМУ?

или разговоры с внуками

БАБКИ ЕЖКИ И КОЩЕИ БЕССМЕРТНЫЕ

Дорога от дома до детского садика занимает у меня примерно двадцать минут. Обратный путь мы с внуком едва преодолеваем за вдвое большее время, потому что теперь перед нами вырастают не замеченные мной ранее совершенно удивительные вещи! Например, как это я могла равнодушно пройти мимо большого снежного сугроба, с которого можно кубарем скатиться, с наслаждением распластавшись у его подножия! А ледяная дорожка, раскатанная множеством ног, стремительно уносящая моего внука то в одну, то в другую сторону. Откуда она только взялась? Мне казалось, что ее здесь не было… А вот какая отличная дыра в заборе! Сквозь нее прекрасно виден огромный строительный кран, с покачивающимся на стреле грузом.
Множество неожиданных остановок в конце концов мне надоедают и я уже с трудом удерживаюсь от замечаний, можно сказать, борюсь с ними: “куда тебя понесло”, “не упади”, “слезь”, “дай руку” и т. д. Убеждаю себя, что, во-первых, на каждый чих не наздравствуешься, да и незачем человека дергать по пустякам, хотя, понятно, бывают случаи, когда надо сказать твердое “нельзя”; во-вторых, надо войти в его положение, ведь не кисейная барышня растет, а любознательный живой парнишка; в-третьих, он должен учиться быть самостоятельным; в-четвертых… Я не успеваю додумать, что в-четвертых, так как Коля с радостным воплем поднимает с земли сучковатую палку. У меня на кончике языка уже вертятся слова: “Брось эту грязную палку, ты что, хочешь кому-нибудь глаза выколоть?” Страшным усилием воли я заменяю их на другие:
– Какая отличная палочка! Ты только опусти кончик вниз, чтобы никого не
Мы вместе подыскиваем для нее достойное применение. Например, ею можно что-нибудь нарисовать на снегу или написать. Коля тут же рисует человечка с торчащими в разные стороны волосами, пишет рядом печатными буквами: “Я ТИБЯ ЛУБЛУ” – и многозначительно смотрит на меня. Я удивляюсь так быстро пришедшей награде за мои усилия примириться с палочкой, но не успеваю этим вполне насладиться, потому что откуда-то сверху на меня падают комья снега и противно тают за шиворотом. Это Коля придумал еще одно применение своей дурацкой палке: ею прекрасно можно сбивать снег с деревьев.
Но сегодня внук тихо и молчаливо идет рядом со мной за руку и, кажется, о чем-то думает. Наконец, он прерывает молчание: – Бабушка, Андрей из нашего садика очень боится Бабы Яги и Кощея Бессмертного, даже плачет. Я ему сказал, что надо делать. – А что надо делать? – рассеянно спрашиваю я Колю, озираясь по сторонам: мы переходим через дорогу.
– Как что? – удивляется Коля. – Молиться! Ты, бабушка, напиши на бумажке молитву, а я ему отдам. Я обещал, что ты напишешь.
– А читать-то Андрей умеет? – сомневаюсь я, начиная понимать всю важность обсуждаемого дела.
– Он умеет читать. Ты, бабушка, напиши, – настойчиво просит Коля. – Андрей сказал, что будет читать.
– Знаешь, Коля, – рассуждаю я вслух, – бумажка может легко потеряться. Может быть, нам лучше сделать по-другому? Есть одна очень коротенькая молитва, в ней всего два слова.
– “Господи, помоги!”, – да, бабушка?
– Правильно. Андрей ее быстро запомнит. Когда ему станет страшно, пусть он скажет тихонечко, про себя: “Господи, помоги!” – и все бабки ежки и кощеи бессмертные тут же разбегутся. Это очень сильная молитва. Так и скажи Андрею.
– Хорошо, так и скажу, – серьезно отвечает Коля.
Его теплая ладошка доверчиво покоится в моей руке.

 

Развивайка

Анна Абикулова

Ни для кого не секрет, что дети очень любят сказки. Это могут быть сказочные сюжеты в прозе или несложные фантастические истории в стихах. В них причудливо переплетается правда и вымысел, герои наделены волшебными свойствами, а сюжетная линия то и дело при-обретает самые неожиданные повороты. В сказках добро всегда побеждает зло. Их развивающую и воспитательную роль трудно переоценить. Через сказку малыш познаёт окружающий мир и своё место в этом мире, получает первые представления о добре и зле, дружбе и предательстве, отваге и трусости. В сказке любую ситуацию можно пережить «понарошку», получить определённый виртуальный опыт и, соответственно, уверенность в себе!.. Сказки прекрасно развивают воображение и внимание.

Относительно детских стихов, очень важно отметить, что, пожалуй, нет лучшего способа развивать память ребенка, чем разучивание с ним стихов. Объем стихотворений должен соответствовать возрасту. Сюжеты могут быть самые разные: от бытовых и юмористических до сказочных. Еще лучше, если вы разучите с ребенком песенку – тогда у него уже на раннем этапе будет формироваться чувство ритма и музыкальный слух. Есть также множество стихов и скороговорок, развивающих дикцию и артикуляцию. Произнося логопедические стихи четко вместе с ребенком, вы будете способствовать очищению и закреплению его правильной дикции.
Малыши раннего возраста любят сказки о животных. И это вполне объяснимо. Маленькому человечку животный мир понятнее мира взрослых. Ребёнок ещё не знает, что он «царь природы» и воспринимает зверей как подобных себе, отождествляет себя с ними. Сказки для самых маленьких имеют незамысловатый, понятный малышу сюжет. Они содержат большое количество повторений одного и того же действия (колобок несколько раз поёт свою песенку, многократно перечисля-ются желающие вытащить репку и т. д.) Это даёт крохе ощущение стабильности. Ведь для него реальная жизнь — это не единичные, а повторяющиеся изо дня в день события. Не потому ли он в сотый раз просит вас почитать «Курочку Рябу»? Ребятишкам постарше, у которых уже есть определённый опыт общения со сверстниками, могут прийтись по вкусу истории и сказки не только о животных, а и о детях («Маша и медведь», «Пряничный домик», «Гуси-лебеди»).
Хорошие сказки развивают малыша не только умственно, но и эмоционально. Кроха учится сострадать, слушая про «зайку, которого бросила хозяйка»; получает первые уроки любви, жалея мишку с оторванной лапой; становится смелее вместе с котиком, отбившим у лисы петушка; радуется за Машу, обхитрившую Медведя… Значение такого развития трудно переоценить.
Постепенно вместе с малышом «подрастают» сказки и стихи, которые ему интересны. На смену сюжетам о животных и бытовым историям приходят всевозможные волшебные сказки: о прекрасных принцессах и отважных принцах, о добрых волшебниках и злых колдунах, о драконах, живой воде и молодильных яблоках… Вера в чудо просто необходима маленькому человечку. И чем дольше он будет верить, тем лучше. Зачем это нужно взрослому человеку? У многих из нас иногда происходят в жизни такие события, власть над которыми мы не можем взять в свои руки. Тогда нам остаётся надеяться только на чудо, а в более глубоком, зрелом понимании – на Милость Божию… Вера в чудо – один из важных защитных механизмов психики человека. Это не только дает силы для борьбы, но и помогает сохранить душевное и физическое здоровье. Кроме этого, считается, что малыши с развитой фантазией и детской верой в чудеса вырастают людьми общительными, открытыми, уверенными в себе. Волшебные сказки, увлекая и захватывая интересным сюжетом, помогают юному читателю лучше понять мир и человеческие отношения, разобраться, «что такое хорошо и что такое плохо», поверить в свои силы.
Понятно, что подобное распредление сказок по возрастам весьма условно. Но в целом мы будем придерживаться этой последовательности, поскольку она отвечает физиологическим особенностям ребёнка в каждом конкретном возрасте и вполне может стать ориентиром в подборе литературы для вашего сыночка или дочурки.
На раннем этапе малышу нужно читать стихи и сказки, сопровождая их большим количеством иллюстраций. Кроха понимает смысл прочитанного именно через картинку, так как у него ещё нет собственного жизненного опыта и не развито воображение. Кроме того, сказки должны быть коротенькими. Малыш пока не способен выслушивать длинные истории «с продолжением», которые так интересны ребятишкам постарше.
Внимание крохи быстро рассеивается, и его хватает ровно на то, чтобы «осилить» небольшую
сказку. Другой важный момент — соответствие сказок возрасту. Для старших деток текст должен преобладать над иллюстрациями. Таким образом, слушая историю, малыш представляет себе героев, обстановку, тренирует воображение. В возрасте 4-5 лет самое время познакомиться с такими «волшебными» сказками!
Интересные и занимательные стихи, игры, сказки могут сопровождать ребенка целый день. С ними можно делать зарядку, умываться, гулять и обедать… Это очень способствует разностороннему развитию малыша. Обязательно возьмите за правило уделять ребёнку полчаса перед сном. Какие это приятные детские воспоминания: в комнате полумрак, лежишь, свернувшись калачиком под одеялом, а мама или папа читает тебе интересную сказку. Читать ребенку перед сном – замечательная традиция!
Как правило, малыш сам довольно быстро расставляет приоритеты, выбирая понравившиеся ему сказки, стихи или песенки. Полезно будет прислушаться к нему, ведь так проявляются его склонности и, возможно, начинает определяться будущая профессия… В нашей рубрике мы постараемся предоставить вам некоторое количество полезных развивающих сказок, стихов и игр, оставляя большое пространство для вашего, совместного с ребенком, творческого поиска.