Архимандрит Елеазар (Иванов)
–2011
Авторитетные ответы на все вопросы жизни пришли как откровение свыше, пришли вместе с явлением в мир Сына Божия, Иисуса Христа, Воплощенного Бога любви. «Сын Божий пришел и дал нам свет и разум, да познаем Бога истинного» (I Иоанн 5)
Мировая литература всех веков содержит множество поразительных изречений мудрости и глубоких истин, но все они находятся в Божественном Откровении. Самой величайшей является истина, выражения тремя словами: «Бог есть Любовь».
Лучшие умы, посвятившие жизнь богоисканию и богопознанию, не пришли в результате к такому бесподобному определению. У Сократа, Платона, Аристотеля, Сенеки, Будды, Магомета и других нет ничего подобного, нет даже намёка на то, что Бог есть Бог любви. Мыслители упоминают о любви, но не об «агапи», а об «эросе».
Поэтому благополучие человека полностью зависит от послушания Господу. В соблюдении заповедей Милосердного Отца заключается действительно великое благо. Все заботы Бога, постоянная любовь, попечения, удивительные намерения по отношению к людям должны привязать сердца и утвердить стопы для следования по пути послушания Ему. Надо бояться Господа, ходить пред Ним, любить Его, служить Ему от всего сердца и от всей души, соблюдая заповеди и постановления.
Куда бы мы не обратили взгляд, всюду видны явные доказательства любви Создателя. Чел-вечеству остаётся лишь отвечать на Его запросы. Тогда светлее и радостнее станет жизненный путь. «Велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновений» (Пс. 118). Смиренный ученик Христов, находящий пищу и питие в соблюдении воли Господа и Учителя, обладает миром, которого люди не могут ни дать, ни отнять.
Человек этот может оставаться непонятым окружающими или его могут понимать вполне превратно, могут находить его узким, прямолинейным или ещё того хуже, но ничто не смущает его. Одобрение Господа всегда ограждает и воз-награждает его от всех упреков, которыми готовы его покрыть люди.
Боящийся Господа знает цену мыслям людским. Для него мнение людей как солома, ветром развеваемая. У Бога в руках небо и небеса небес, земля и всё, что на ней. Отсюда великое преимущество быть избранными и возлюбленными Владыкою неба и земли, быть призванными служить господу, слушать Его. Решительно ничего нет в мире лучше и возвышеннее. Быть приближенным к Всемогущему, названным именем Его, сделаться Его особенным народом, Его собственностью, народом Его избрания является самым лучшим уделом, который дан Церкви в целом и отдельно каждому верующему.
Набожные люди навеки соединены с Воскресшим и Прославленным Сыном Божиим. Все так называемые заслуги человека являются даром Божиим, и следует благодарить за это. Но в наши дни люди с удовольствием принимают современные правила поведения, этику нашей цивилизации.
Не задумываясь, телеведущие дали даже на-звание передаче для подростков: «Самый умный». Ребята с видимой нервозностью отвечают на вопросы, желая стать самым умным, выше других. Передёргиваются и их родители. Стремление быть первым стало главной целью жизни истинно современного человека. Стремление к личному удовлетворению, возвышению и про-движению – главное правило современной этики. Даже те, кому по положению должно унижать другого, одевают его в менее достойные одежды и утонченно всячески и постоянно унижают.
Изложенные современными словами и подкрепленные псевдонаучными философскими учениями, эти принципы ни что иное, как про-явление гордыни, которая заявляет себя как единственный истинный путь к успеху.
Однако человек не может удовлетвориться ни-чем временным, физическое блаженство тела – в здоровье, блаженство ума – в познании истины, а блаженство души – в познании любви Божией. Нет большего утешения для усталых и часто разуверившихся, разочаровавшихся сердец, как непоколебимая уверенность, что Бог любит нас, и нет высшего блаженства, как питать горячую любовь к Нему.
Самым реальным в жизни и смерти является милость Божия, пребывающая во веки. Чело-век, обитатель ветшающей планеты, забывает, что «ничто не вечно под луной», всё изменится, исчезнет, пройдет, прекратится. Останется Тот, Кто на протяжении всей истории человечества призывает прийти к Нему, и Он успокоит.
Не существует никакого преимущества, никакого звания выше данного Богом обетования преображения нашего тела, души и духа в дивный образ Его, по бесконечной милости Его.
Однако обязанности человека соразмерны с преимуществами. Преданный Богу христианин оценивает наставления и увещания, с которыми общается Господь, напоминая об обязанностях. Надо знать Бога, чтобы решиться довериться Ему.
«Будут уповать на тебя знающие Имя Твое, потому что Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи» (Пс. 9, 11).
Не знающие Бога охотно предпочитают высокие гражданские должности, верующая же душа находит в обетовании твёрдую опору. Она радуется одной мысли находиться в полной зависимости от Создателя и не желает менять своего положения.
То, что заставляет страдать неверующего, становится источником большой радости для живущего верою. Хлеб и одежду предлагает Бог человеку. Этого вполне достаточно для странника на земле. «Мы ничего не принесли в мир, явно, что ничего не можем и вынести из него. Имея пропитание и одежду, будем довольны тем» (I Тим. 6,7).
Это является верным средством, чтобы избавиться от тщеславия и алчности. Это чудное освобождение от лихорадочной погони за благами земными посредством торговли, денежных сделок, от корысти, овладевающей миром. Человек иначе бы чувствовал себя, если бы довольствовался уделом данным.
Спокойно и правильно потекла бы повседневная жизнь, упростились бы вкусы и весь образ жизни. Тогда трудно было бы проходимцам «вкусностями» травить людей. Человек постепенно отказывался бы от лишней роскоши и удобств жизни, которые сейчас стали доминирующими. Исчезла бы гиподинамия, гипоксия, депрессия, многие другие заболевания, пришедшие с цивилизацией.
Всё это расслабляет тело, и оно делается малоспособным к труду. При переходе границы умеренности в питании, при низменных влечениях жизнь становиться трудной, дни нерадостными. Целебное средство заключается в драгоценной милости Божией, которая, принося спасение, научает «целомудренно, праведно и благочестиво жить в нынешнем веке» (Тит. 2). Такая Жизнь способна сообщить новую бодрость человеку, соединить его с Господом посредством обнаружения его сущности.
Водимые Христом, люди стараются быть лучше, готовы и исполняют призыв апостола: «Будьте друг ко другу добры, сострадательны, прощайте друг друга, как и Бог во Христе простил вас» (Еф. 4, 32). Христианская семья, основанная на любви Божией, всегда сможет найти выход из любых затруднений. Доброта и сострадательность – качества любви, которые удаляют всякие недоразумения, приводя к взаимному прощению и пониманию.
Христос. Вопрошающий возразил, что полководец не всегда так считал. Когда он выигрывал все сражения, вплоть до Ватерлоо, производил впечатление, что является величайшим воином в мире.
Наполеон утвердительно ответил, что всегда сражался так, что будто он действительно великий воин в мире, но с момента нахождения на острове стало много времени подумать. «Кайзер, Александр Македонский, Ганнибал, Марк Великий и я, все мы сражались кровью и слезами, мечами и железом, но мы проиграли. Мы все проиграли! Мы потеряли наши скипетры и короны.
А Иисус Христос имел единственную шпагу – сломанный тростник. Его корона была из вьющихся колючек. Его армия состояла из рыболовов и земледельцев, Его вооружение – спасительная любовь. Он живет, а я и подобные мне умирают. Я стою здесь и зову свою старую гвардию, но они не слышат меня, не отвечают на мой зов.
Мои старые солдаты не слышат меня. И я ничего не слышу, кроме волн, бьющихся о скалы у ног моих. Уже около двух тысяч лет, как Иисус Христос умер и Воскрес. Живой Христос говорит, а люди Ему отвечают. Если понадобится, они отдадут себя на сожжение! Если понадобится, они последуют за Ним в сердце Африки!.. Да, другие воины и я превратимся в ничто, но Христос будет жить вечно».
С этим вечно живущим Спасителем христиане встречаются постоянно. Они обращаются к Нему и получают ответы. В этом и есть их жизненное благополучие.
С нами Бог в Иисусе, в Его воплощении!
С нами Бог, христиане, как светоч во тьме!
С нами Бог в свете разума, в тайне спасения
С нами Бог в нашем сердце, в познанье, в уме!
С нами Бог в сокровенных путях испытанья,
В повседневных усильях борьбы и труда,
С нами Бог в нашем счастье, в скорби, в страданьи
В нашей жизни и смерти, во всём и всегда!
И вовек, христиане, Господь будет с нами,
Лишь бы мы в уповании сердца святом,
В благодатном общении молитвенном сами,
Пребывали любовью и верою в Нем!
В благодатном общении молитвенном сами, Пребывали любовью и верою в Нем!
Ощущать полностью благополучие можно лишь тогда, когда налажены взаимоотношения, когда есть порядок в христианской семье, когда есть тяготение к постоянному душевному?