МАРИЯ МОНОМЕНОВА
журналист
ВЫХОДИТ, КТО СО ХРИСТОМ – ТЕ НЕЛЮБОВЬ?
«Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждение и заблуждаясь» (2 Тим. 3: 13); «Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: «Я Христос», и многих прельстят» (Лк. 21: 8); «Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные» (Мф. 7: 15-16); «Теперь появилось много антихристов» (1 Иоан. 2: 18); «Берегитесь псов» (Флп. 3: 2).
Те, кто следят за моими публикациями, помнят, что последние две дались мне ценой сгоревшего жёсткого диска… Странная история. Молилась, но не могла понять: то ли моя писанина не угодна Богу, то ли наоборот – враг восстаёт и нужно стоять до конца. Не без помощи опытных наставников разобралась: героически писала «роковые» тексты дважды. Но на этом, как выяснилось, искушения не закончились. «Да тебя прельстили» – сообщил опытный монах, выслушав короткий рассказ о моих дальнейших злоключениях. А суть вот, собственно, в чём.
Бороздя просторы всемирной паутины в поисках материала для моих «роковых» статей, я случайно наткнулась на некоего протестантского проповедника. Живёт в Америке, чистокровный еврей, последователь иудеохристианства, проповедует на трёх языках (на иврите, английском и русском) и называет себя просто – брат Исраэль. Увидев на экране достаточно молодого человека с чисто семитскими чертами лица, самозабвенно картавящего о судьбах избранного народа, я быстро поняла, что к моей теме он не имеет никакого отношения и продолжила поиски дальше…
Материалы уже вышли, казалось, можно возблагодарить Бога и успокоиться, но в память то и дело стал возникать этот протестантский проповедник – что-то неудержимо влекло меня разузнать о нём поподробнее. И вот, я уже участник прямого включения. Формат – онлайн-евангелизация.
Брат Исраэль вещает из своего кабинета в Уоррен (Джорданвилл). На связи что-то около восьми тысяч постоянных подписчиков его канала и я – «умная Маша» из России, прекрасно понимающая, что такое протестантизм, и чем «славно» иудеохристианство. Началась проповедь. Не стану даже пересказывать её содержания (чисто протестантский дискурс), но вдруг я поймала себя на мысли, что «этот парень – большой молодец». Ещё пять минут, ещё десять, и передо мной образец буквально евангельской проповеди, жемчужина, бриллиант. Еретические слова проповедника растворены в духе «ангельской» «кротости» и «божественной» «любви», вместе с тем не лишены пламенных икр дерзновения и трагических нот исповедничества. Брат Исраэль чертовски умён и дьявольски обаятелен! Позже возникла формула, в которую можно было облечь происходящее: «праведное» исповедание неправедных истин. Более всего подкупала предельная искренность и личная вера выступающего в предлагаемые обстоятельства. Станиславский бы трижды воскликнул «верю», ну а последователи брата Исраэля восторженно восклицали «веруем!». Чего и требовалось ожидать. А что же я? А у меня, как и в моём недавно загубленном ноутбуке, произошёл системный сбой: разум говорил протестанту твёрдое «нет», а сердце (о, ужас!) вполне его принимало. Но главное заключалось в том, что в данном конкретном еретике я уже не могла видеть врага Церкви. А потом вспомнилось вот это.
В своём творении «О кончине мира» святитель Игнатий Брянчанинов писал:
«Явит себя антихрист кротким, милостивым и исполненным любви, исполненным всякой добродетели, признают его таким и покорятся ему по причине возвышеннейшей его добродетели те, которые признают правдою падшую человеческую правду и не отреклись от неё для правды Евангелия».
Распознают антихриста только очень немногие даже из числа православных христиан. Об этом продолжает богоносный Игнатий:
«Достойно глубокого внимания и плача то, что чудеса и деяния антихриста приведут в затруднение самых избранников Божиих. Причина сильного влияния антихриста на человеков будет заключаться в его адском коварстве и лицемерии, которыми искусно прикроется ужаснейшее зло… в обильнейшем содействии ему падших духов».
Одним словом так, на своём личном опыте, я впервые испытала механизм прельщения, ибо знаем, что «теперь появилось много антихристов» (1 Иоан. 2: 18). Одно дело, когда в книжках читаешь о подобных опасностях, но совсем иное, когда вроде и знаешь и предупреждён, но всё равно оказываешься уловлён, причём уловлён дерзко, на глазах у собственного рассудка. Вот тут-то и начинаешь понимать, что доверять себе – путь в погибель. Тут и смирения взыщешь, как единственного спасения. Одним словом, наука духовная.
Памятуя о просьбах читателей почаще публиковать рассуждения моих замечательных духоносных отцов о существующих угрозах, не нашла более подходящей темы для публичной беседы, чем приключившийся со мной курьёз. Уверена, всерьёз ищущим спасения в наш лукавый век, эта беседа окажется крайне полезна. Итак, три вопроса для батюшки на тему прельщения.
– Отче, вот Вы услышали мою историю, скажите, что это за затмение со мной произошло? Можно ли найти духовное объяснение подобному явлению?
– Бог приоткрывает тебе тайну беззакония, подготавливая душу к грядущим испытаниям. Нужно благодарить! Помнишь, как Господь увещевал своих учеников, наставлял: наблюдайте за собою, следите, бодрствуйте, бдите, будьте внимательны. Он постоянно говорит об этом, чтобы обезопасить нас от волков в овечьей шкуре, от тех, кто обольщают беспечных. Умножилось беззаконие, иссякла любовь, настали трудные времена, появилось множество обольстителей и еще больше обольщаемых. И пророки, и апостолы, и сам Христос, и святые называли обольстителей волками, заразой, нечестивыми, противниками, врагами, коварными, хулителями, лицемерами, ворами, разбойниками, гнусными, лжепророками и лжеучителями, вождями слепыми, бродягами, злыми, антихристами, соблазном, сынами лукавого, плевелами, безбожными, духоборцами, хулителями Духа благодати, коим не отпустится ни в этом веке, ни в будущем. В довершение всего они, как говорит Богослов: «дети диавола» (1 Иоан. 3: 10). Об этом читай у Иоанна Златоустого: «и пастыри – волки, и овцы – расхищены». Но, как сказано, «по делам их узнаете их…».
– Отче, вот как раз про дела их я и хотела спросить. Филантропы и меценаты, благотворители и жертвователи – ведь внешне все они прекрасны. Слова их – мёд, а дела – сладость. Они свидетельствуют ровно так, как учили пророки: «взывай громко, не удерживайся; возвысь голос твой, подобно трубе» (Ис. 58: 1). Внешне это прекрасные проповеди, я вам клянусь! Там же поистине сатанинское лукавство. Подлинные цели тщательно скрываются. Люди улавливаются и погибают.
– Нерадивым к изучению Священного Писания говорит Спаситель: «заблуждаетесь, не зная Писаний» (Мф. 22: 29). Необходимо исследовать Писания, чтобы не коснулся нас никакой обман, будем усердны к Писаниям, чтобы не заблудиться. «Смотрите, поступайте осторожно, не как неразумные, но как мудрые, дорожа временем, потому что дни лукавы», – предупреждает блаженный Павел (Ефес. 5: 15-16). «Берегитесь псов, берегитесь злых делателей, берегитесь…». Наступают времена и настали уже, когда, не будучи в духе, человек не сможет своим разумом распознать лукавства врага. Именно это ты и сумела почувствовать на своем опыте. Твой разум бодрствует, а сердце оказалось уловлено. Хоть ты и осталась в лоне Православной Церкви, но бдительность угасла, молитва ослабла. Врагам Церкви сочувствовать нельзя. В делах веры, по слову святых отцов, компромиссов не бывает.
– Вот Вы и третий мой вопрос озвучили. Выходит, что все эти протестанты, экуменисты – воплощённая любовь, они ведь всех призывают объединиться, всех любят, а все наши апостолы и святые очень жёстко обличают еретиков. Мы, исповедующие чистоту православной веры, в своём несгибаемом стоянии в истине – и жестокие, и нелюбовь, и фанатики. Ведь они упирают именно на это. В глазах обывателя всякий любвеобильный экуменист, он же протестант, он же брат Исраэль – выглядит значительно привлекательнее любого из нас. Вы понимаете про что я? Происходит подмена центральных понятий. Выходит, что те, кто со Христом – те нелюбовь.
– Давай подумаем, что есть любовь, а что есть истина? Может ли любовь существовать отдельно от истины, либо истина безотносительно любви. Можно отлично разбираться в богословии, но не иметь любви и ничем не отличаться от демонов, ибо «и бесы веруют и трепещут», но не спасаются. Любовь же без истины обращается в вежливость, дипломатию, сентиментальную привязанность. Так какой может быть диалог любви, когда при этом попирается истина? Если понимания истины у верующих едино, это хорошо, но если истина не принимается, то православный со скорбью должен отступить, сказав словами Григория Богослова: «война более похвальна, чем мир, разлучающий нас с Богом». Там, где речь идёт о вере, нет места для компромиссов. Да, нас назовут непримиримыми и фанатиками, зацикленными и не имеющими любви к хорошим и добрым инославным, таким как брат Исраэль… Всё это и правда производит огромную путаницу и смятение. Но не взывает ли Дух Святой: «не бойтесь поношения от человеков, и злословия их не страшитесь»?
Любовь, любовь, любовь без пределов и границ, – они это проповедуют. Но интересно знать, кто больше любит инославных, экуменисты или мы? Кто искреннее любит больного? Тот, кто говорит ему «ты здоров, не переживай ни о чем», или тот, кто предупреждает об опасности и врачует больного? Так кто прав? Все эти медоточивые и бесхребетные проповедники любви, или мы, которых они называют и «узколобыми» и «фанатиками». Они выдают свою бесхребетность за любовь, а сопли и слюни за благодать. Христос для них слишком принципиален, не в меру требователен. Тогда кто их Христос? Не так давно появилось такое новое слово «няшка», обозначающее что-то приторно милое. Слово быстро прижилось, оказавшись всеобще востребованным. Заметьте, прежде в русском языке не было аналога. Это именно современное слово, отражающее состояние людей и определенный уровень. Так вот, Христос экуменистов – это и есть «няшка», но никак не Любовь. Да, такой Христос нравится современному большинству, но Церковь тут причём?
Быть православным – это в том числе умение различать все эти подмены, способность стоять в истине даже тогда, когда мы в меньшинстве, ибо всё равно в большинстве, ведь с нами Христос.
Потрясающий пример отношения к не соглашающимся с истиной дал нам Господь. Открой шестую главу Евангелия от Иоанна. Ты увидишь там поразительные слова. Рассказывая о таинстве божественной евхаристии, Господь учит истинам, превосходящим разум. Некоторые из слушателей с одебелевшим умом, не могут постигнуть этих истин и, исполненные досады отходят. Как поступает тогда воплотившаяся Любовь – Богочеловек Господь? Может быть Он бежит, чтобы догнать уходящих и преподать им истолкование сказанного? Может быть, начинает говорить на понятном для них языке? Нет! Как же тогда поступает? Страшно сказать! Тот, Кто «преклони небеса и сниде», Тот, Кто возлюбил человека «до смерти, смерти же крестныя», Тот, Кто ради единой заблудшей овцы был готов снизойти в зияющие пропасти, Тот, Кто был способен смириться до омовения ног, отказывается даже вступать с ними в прения, не идёт ни на какие уступки в вопросах веры. Но, непреклонный и неумолимый, Он обращается и к двенадцати возлюбленным ученикам Своим: «еда и вы хощите ити?» (Ин. 6: 67). Так идите, мое сокровище при Мне останется. Вот и вся Любовь! Вот и вся Истина!
45-е правило святых апостолов запрещает, например, совместное моление с еретиками. Почему так строго? Надо же всех любить. Или у Церкви тоже недостает любви? Поэтому многоглавому протестантизму, бесполезно стремящемуся ко всеединству и любви без границ, нужно давать лишь один ответ: «Врачу, исцелися сам».
«Выйдите из среды их и отделитесь, …и не прикасайтесь к нечистому» (2 Кор. 6: 17). Вот это и есть Любовь! Убедил я тебя?