Владимир Евсиков,
публицист
КТО И ДЛЯ ЧЕГО ПРОВОЦИРУЕТ РАЗДЕЛЕНИЯ СРЕДИ ПРАВОСЛАВНЫХ РОССИИ, УКРАИНЫ И МОЛДОВЫ
«Разделяй и властвуй» – древний принцип эффективного порабощения народов. Он применяется и теперь. В ход идут все средства, и для реализующих этот принцип, как показывает опыт, нет ничего святого.
В последние годы мы наблюдаем довольно грубые, циничные и откровенно преступные действия Запада по вовлечению в сферу своего влияния и подчинению народов и государств, близких и братских России. Делается это, прежде всего, в целях дальнейшего использования их против России. Участь таковых – подавшихся западным ухищрениям, – как правило, незавидна: внутренние распри, гражданские кровавые конфликты, потеря независимости, вплоть до утраты национальной культуры и идентичности.
В целях ослабления своего геополитического противника западные кукловоды нередко, используя других, бьют и по национальным религиозным традициям. Так происходит уже не первый год в отношении Православной Церкви на исторических территориях бывшего СССР и Российской Империи.
Всем памятна инициированная и открыто поддержанная Западом и прежде всего США грубая, политического характера акция с признанием раскольнической неканонической церкви на Украине. Вне сомнения, это было сделано с целью усиления противоречий внутри самой Украины и в результате – причинения значительного ущерба канонической Украинской Православной Церкви Московского Патриархата. В желании ударить по России, по объединяющей русских и украинцев Православной Церкви, Западом были принесены в жертву жизни и судьбы самих жителей Украины.
После всего учиненного на Украине нетрудно предположить, что на этом Запад не остановится и будет действовать, используя уже опробованные лекала, и в других братских России республиках.
Кто же может быть следующим?
Довольно-таки давно тревожно, как в политическом, так и в религиозном смысле, было и остается сейчас в Молдове. Запад, действуя посредством румынского государства, давно имеет немало собственных корыстных планов в отношении этой республики.
При этом, наряду с политическими притязаниями на главенствующую роль в Молдове, румыны активно используют и религиозный фактор.
Существующая в Молдове Православная Церковь, или, как ее ещё называют, Молдавско-Кишиневская митрополия, является самоуправляемой частью Русской Православной Церкви и охватывает территорию Молдавии и Приднестровья.
Силам, предпринимающим усилия по максимальному отрыву Молдовы от России, естественно, такое положение вещей не нравится. В их понимании любая связь православных молдаван, коих по социологическим данным более 90% (подавляющее большинство относит себя к Молдавско-Кишиневской митрополии), будет мешать интеграции Молдавии в зону западного влияния, поэтому всячески поддерживаются (да и скорее всего, намеренно инициируются) различные деструктивные процессы в отношении Православной Церкви Молдовы.
К слову сказать, процесс этот идет достаточно давно. Сразу после распада СССР Румынская Церковь (РумПЦ) в Республике Молдова (исторической Бессарабии) учредила т.н. «Бессарабскую митрополию». Румыны просто воспользовались слабостью получившего самостоятельность государства Молдова и выступили открыто с юрисдикционными притязаниями на территорию Молдавии. Характерно то, что «Бессарабская митрополия» не пожелала строить новые храмы, занявшись отъемом их у молдавской Церкви, просто объявив эти храмы своей «исторической» собственностью. В итоге таким образом была захвачена примерно десятая часть молдавских приходов.
Естественно, что в результате такого рода грубых действий возникли серьёзные трения между Румынским и Московским Патриархатами. Московский Патриархат не признал «Бессарабской митрополии». Конфликт принял затяжной характер.
В 2007 году румыны спровоцировали новый виток конфликта, создав в составе Румынского Патриархата семь новых епископатов: в частности, в «Бессарабской митрополии» решено возродить Бельцкий епископат, епископат Южной Бессарабии с центром в г. Кантемире (Молдова) и православный епископат Дубоссар и всего Приднестровья с центром в Дубоссарах (Приднестровская Молдавская Республика). Как заявили в Румынском Патриархате, означенные епархии до середины 20-го века существовали в «Бессарабской митрополии» (в 1918 году Бессарабия была оккупирована Румынией, и Кишинёвская епархия Русской Православной Церкви была в одностороннем порядке включена в состав Румынской Православной Церкви, просуществовала в этом статусе до 1944-го года), якобы, по требованию румынских православных верующих их решили восстановить. Тираспольская и Дубоссарская епархия Православной Церкви Молдовы (РПЦ) назвала действия румын незаконными. Будучи в то время председателем Синодального отдела внешних церковных связей, митрополит Кирилл (Гундяев) расценил решение румынского Синода как «шаг, который разрушает православное единство».
Несмотря на это, в ноябре 2007 года в СМИ распространили заявление запрещённого в служении Русской Православной Церковью бывшего епископа Бельцкого Петра (Пэдурару), ставшего главой «Бессарабской митрополии», что «Румынский Патриархат намерен расширять свое влияние в Молдавии и на Украине, в частности, увеличивая здесь количество приходов и епархий». Так и было: параллельно с деятельностью в Молдове, румыны создавали свои епархии на территории Украины.
В итоге в ноябре 2007 года Священный синод Русской Православной Церкви «в связи с решением Румынской Православной Церкви об учреждении ее епархий на территории Молдавии и Украины» выразил «глубокую озабоченность и скорбь» в связи с таким решением РумПЦ, расценив такой шаг как «попрание самих основ церковного строя», а также выразил «решительный протест против нового вторжения в свои канонические пределы».
Немногим позже и Священный синод Украинской Православной Церкви (Московского Патриархата) признал неправомерными действия РумПЦ по созданию своих епархий на территории Украины.
Но румыны продолжали делать намеченное, невзирая ни на какие протесты. Причем их религиозная экспансия коснулась не только Украины и Молдовы.
В 2011 году РумПЦ спровоцировала конфликт с Иерусалимской Церковью. Причиной тому стали попытки РумПЦ построить румынский храм в Иерихоне (то есть на территории Иерусалимского Патриархата).
В 2012 году румыны испортили отношения с Сербской Православной Церковью. Тогда Синод Сербской Церкви обвинил Румынскую Церковь в том, что ее священнослужители посещают территорию Сербии и совершают там богослужения без ведома сербских церковных властей.
Стоит отметить, что, действуя на территории других государств, РумПЦ прежде всего опирается на проживающих там представителей румынского этноса, оправдывая свои незаконные действия заботой о своих соплеменниках.
В самой Румынии многие считают население Республики Молдова и Северной Буковины (сегодня это территория Украины) этническими румынами, несмотря на то, что исторически и фактически румыны и молдаване стали совершенно разными народами. Часть румынского общества и румынские политики, конечно же, в перспективе желали бы видеть все молдавские территории в составе румынского государства.
Но это сделать не так-то просто. Вот и реализуются, судя по всему, долгосрочные планы постепенного разворота Молдовы исключительно в сторону Румынии, с последующим её поглощением.
В желании ускорить процесс отрыва православных Молдовы от Москвы в РумПЦ уже высказывались за создание в Молдове автокефальной Церкви по примеру незаконной т.н. Православной церкви Украины (ПЦУ).
Румыны намеренно вторгаются на канонические территории Русской Православной Церкви, желая пока хотя бы в религиозном смысле выстроить «Великую Румынию», закладывая тем самым первый камень в основание той Румынии, о которой мечтали во времена Второй мировой войны румынские союзники Гитлера.
Как в Кишинёве, так и в Киеве сейчас у власти ручные, управляемые Западом политики, так что всё, что направлено против России, пусть даже это наносит попутно ущерб молдавскому и украинскому народам, там поддерживается.
Майданные власти в Киеве активно поддерживают неканоническую т.н. ПЦУ. И в Молдове с избранием в 2020 нового президента, выпускницы американского Гарварда Майи Санду усилилась поддержка румынского проекта по продвижение РумПЦ на территории республики. Один только факт, что «митрополит Бессарабский, экзарх Новых земель Румынской православной церкви» Петру (Пэдурару) принял участие в инаугурации Майи Санду, говорит о многом.
А в феврале этого года Румыния и вовсе публично потребовала от Молдовы поддержать «Бессарабскую митрополию». Это было сделано премьер-министром Румынии Николае Чукэ на совместном заседании молдавского и румынского правительств. Это лишний раз указывает на то, что «Бессарабская митрополия» является, в первую очередь, политической креатурой Румынии.
По данным ряда источников, заработная плата служителей «Бессарабской митрополии» выплачивается из бюджета Румынии. Кроме того, в случае решения священника Православной Церкви Молдовы перейти в «Бессарабскую митрополию» он получает значительное денежное вознаграждение.
Подводя итог, стоит сказать, что Православная вера, русский язык, экономические и культурные связи и общая великая история объединяют русский, украинский и молдавский народы. Но эту связь сегодня грубо хотят разорвать ради своих довольно низменных интересов американские и европейские политики, то есть те, кому не выгодно наше единство.
Румыния – член Евросоюза и НАТО, и любая интеграция Молдовы в сферу интересов румынского государства, а значит Запада, неизменно повлечёт за собой новые и более тяжелые для молдавского народа последствия.
На Украине эти деструктивные процессы идут полным ходом уже несколько лет, причиняя тяжелейшие страдания народу Украины.