Ольга Хижняк,
кандидат философских наук
О МИРЕ ДУШЕВНОМ И ЦАРСТВИИ НЕБЕСНОМ[1]
Мир оставляю вам, мир Мой даю вам… (Ин. 14:27)
И да владычествует в сердцах ваших мир Божий… (Кол. 3:15).
Образ Иисуса Христа с раскрытым Евангелием, со словами: «Мир вам»
Купол собора Воскресения Христова – храма-на-крови, Санкт-Петербург
Апостол Павел в Послании к Галатам перечисляет Дары Духа Святого: Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание (Гал. 5:22-23). Здесь мы рассмотрим лишь одно из этих дарований – духовный, или душевный мир, дающий личности неиссякаемую радость, окрашивающую всю его земную жизнь. Обретение мира в душе является непременным условием совершенствования личности на христианском пути. Преподобный Антоний Великий (251-356) указывал нам, что мир душевный не только желанная цель, но и заповедь Божия, обязательная для исполнения.
Путь, указанный в Евангелии, должен привести человека к спасению в мире вечном, но уже здесь, на земле человек очищает ум и сердце, и достигает лучшего состояния своей души. Он обретает мир и покой, дающие силу помогать себе и другим на пути спасения. Отец Павел Флоренский (1822-1937) писал: “… спасение… в психологическом смысле слова есть равновесие душевной жизни”. Это состояние может быть достигнуто (в той или иной мере) при жизни и является преддверием, предвкушением небесного покоя и блаженства в Царстве Божием.
Важно подчеркнуть, что достижение этой цели вовсе не является отгораживанием от общего бытия. Только тогда человек может внести в жизнь окружающих мир и покой, когда он обрел его в себе. Только тогда, стараясь «помочь ближним», он перестанет вносить в их жизнь сумятицу и еще большее беспокойство. Преподобный Серафим Саровский (1754-1833) говорил: «Стяжи дух мирен и тысячи вокруг тебя спасутся». Что же это значит: стяжать дух мирен?
- Понятия мiр и мир
Слово мир мы слышим многократно в возгласах священника на Литургии, читаем в Евангелиях и Посланиях апостолов, но понимаем ли его глубинный смысл и значение для исцеления нашей больной души? Начнем с определения понятий. Слово мир в русском языке очень многозначно. Мир как вселенная (космос, земля и небо), как наше повседневное бытие (море житейское, волнуемое страстями), как существование без войны. Но есть другой смысл слова, означающий мир душевный. Когда на Литургии священник возглашает: “Мир всем”, то он призывает молящихся к мирному состоянию духа, сосредоточенности на общей молитве. В ответ на его возглас хор за всех собравшихся отвечает: “И духови твоему”. Это значит, что все молящиеся должны пребывать в мирном состоянии, чтобы Святой Дух наполнил все сердца, вошел в Святые Дары, и через Них, в завершении литургии, – в причастников, собрав всех воедино, в Тело Христово.
Многозначность слова мир в старой орфографии фиксировалась разным написанием: для различения смыслов использовались две разные буквы. Слово мир означало мир, созданный Богом, и мир душевный, обретаемый человеком в его деятельном служении и общении с Богом. Слово мiр обозначало бытие людей, искаженное забвением Бога и Его заповедей – мiр страстей, море житейское. Реформа русского языка, проведенная после большевистской революции 1917 г., нивелировала многие важные оттенки речи. Мы будем сохранять разное написание обсуждаемых понятий, для того, чтобы не исказить смысл одинаково звучащего, но имеющего множество оттенков, слова. Мир – это то, к чему следует стремиться, мiр – то, от чего следует уходить человеку, ищущему спасения.
- Понятие покой
Слово покой, как и слово мир, понимается в нескольких смыслах: покой как леность, безделье; покой как уход от суеты мiра; покой как спасение души в Боге. Понятно, что первый смысл имеет негативное значение, второй позитивное, а третий указывает цель. Преподобный Макарий Великий, Египетский (?-391) писал: «В Ветхом завете в субботу (евр.: шаббат значит “покой”) было предписано пребывать в покое, потому что это день, когда Бог почил от дел Творения мира, и этот день должен быть посвящен Богу. От иудеев требовался покой телесный, а христианин призван к покою душевному». Авва Евагрий (346-399) призывал: «Но ты взыщи лучшего, т.е. покоя духовного, ибо духовный покой бесконечно лучше телесного». Как же обрести душевный мир и покой? Скажем только о начале пути.
- Уход от мiра
Отцы Церкви указывают, что духовный путь начинается с ухода от мiра. Но что это может означать для мирянина, живущего семейной жизнью, зарабатывающего средства к пропитанию, активно пребывающего в социуме? Думается, что для нас, мирян, уход от мiра означает правильное выстраивание иерархии ценностей: в жизни христианина духовные ориентиры должны стоять на первом месте. Известно высказывание: «Поставь Бога в центр твоей жизни и все остальное станет на свои места». В Евангелии Иисус Христос, говоря о том, что язычники ищут земных благ, наставляет своих последователей: «Ищите прежде Царствия Божия и правды его, и это все приложится вам» (Мф. 6:33).
- Мир душевный и Царствие Божие
Святые Отцы указывают нам на близость понятий мир душевный и Царство Небесное. Они говорят, что Царство может предощущаться уже в нынешней жизни: в храме – на Вечерне и Божественной Литургии, в таинстве Причастия; в сердце – по мере очищения его от страстей.
Преподобный Макарий Великий утверждал о вошедших в меру совершенства (святых): «…находясь еще в этом мире, они уже сотаинники Небесного Царя, имеют дерзновение перед Вседержителем, входят в чертог Его, где ангелы и духи святых». Далее он объясняет: «Ибо мы, будучи еще на земле, имеем жительство на небесах как обитатели и граждане оного мира по уму и по внутреннему человеку». Подтвердим сказанное и словами преподобного Иоанна Кассиана Римлянина (360-435): «Если Царство Божье внутри нас находится, и это Царство есть праведность, мир и радость, то тот, кто их имеет, без сомнения, находится в Царстве Божием».
Это Царство Духа, оно открыто нам Спасителем в земной жизни и в вечности. Апостол Павел (5-67 н.э.) пишет: «Ибо Царствие Божие – это не пища и питие, но праведность, и мир и радость во Святом Духе» (Рим. 14,17). Такое состояние доступно в полной мере только святым, а мы лишь устремляемся к праведности и по мере приближения обретаем мир и радость в духе Святом. Но и к нам обращены слова Евангелия: «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин: 1:5).
Известный богослов нашего времени отец Александр Шмеман (1921-1983) назвал одну из своих книг «Литургия – таинство Царства». Он пишет: «В том-то и вся радость христианства, пасхальная сущность его веры, что этот «будущий век», будущий по отношению к «миру сему» уже явлен, уже дарован, уже «посреди нас». Сама наша вера направлена на присутствие посреди нас грядущего Царства Божия и его невечернего света». Царство Божие дано нам в Церкви, потому что «… там, где Дух Святой, там Царство Божие».
Человек приготовляет себя к вхождению Духа Святого, борясь с грехами и порождающими их страстями, очищает свое сердце от темных помыслов, идет по пути покаяния, участвует в Таинствах Церкви. В результате он обретает внутренний покой, «истинную субботу», мирное и радостное состояние своей души в земной жизни и надежду на блаженство в жизни вечной. Такой человек, как сказал архимандрит Елеазар Иванов (1936-2011), «… обладает миром, которого люди не могут ни дать, ни отнять». Это состояние называется Мир Христов.
Но подчеркнем еще и еще раз: для его достижения от человека требуются личные усилия, ибо в Евангелии сказано: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдёт в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного” (Мф. 7, 21) и … Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилия восхищают его… (Мф. 11:12).
[1] Статья написана по трудам Отцов Церкви IV века, представленных в издании: Добротолюбие. Т. 1. Москва, “Артос-Медиа”, 2008. Текст статьи с полным воспроизведением цитат из Добротолюбия опубликован в журнале «Источник надежды» № 1, 2016.
В данной публикации мы несколько упрощаем текст, стремясь сделать его более доступным для широкого круга читателей, и дополняем высказываниями и размышлениями русских святых и современных богословов.