СЕРГЕЙ ТИМЧЕНКО
Главный редактор журнала «СЛАВЯНКА»
ПАТРИОТИЗМ – ЭТО СЛУЖЕНИЕ БОГУ
Ни стар, ни мал не ведают сегодня,
О чем скорбит родная сторона.
Забыли мы, что милостью Господней
Нам, как святыня, Родина дана.
Забыли мы, что перед ликом Бога
Велик лишь тот, кто за родной предел
Всю жизнь свою до смертного порога
Огнем самоотверженным горел.
Праведный Илия Чавчавадзе
(перевод Н.Заболоцкого)
«Соборе святых русских, полче Божественный, молитеся ко Господу о земном отечестве вашем и о почитающих вас любовию. Новый доме Евфрафов, уделе избранный, Русь Святая, храни веру православную, в нейже тебе утверждение». Служба всем святым, в Земле Российской просиявшим
…Всем любящим Христа следует обнаружить всяческое старание, усилия и благоразумную хитрость в распознавании еретиков, разыскивать их и выведывать о них, узнав же – не утаивать; тот же, кто пытается скрыть еретика – сообщник еретиков. Преподобный Иосиф Волоцкий
Недавно у меня зашел разговор с одним знакомым священником о патриотизме в наши дни, он заметил: «За тридцать лет моего служения я встречал немало благодатных батюшек-патриотов и владык с горящими, живыми сердцами, неравнодушных к народу. Но сегодня эта тема особо актуальна. Я совершенно уверен, что без патриотизма в нынешних условиях нам не сохранить ни своей веры, ни государства, которое катастрофически превращается в дремучую колонию папуасов, разодетых в европейские одежды. Уверен и в том, что азы любви к своему Отечеству закладываются именно в семье, где именно на плечи матери возлагается большая ответственность в воспитании детей».
Патриотизм как любовь к своей Родине и народу учрежден Богом. Известный миссионер, писатель и богослов протоиерей Олег Стеняев на вопрос о том, что Священное Писание говорит о патриотизме, отвечает: «Слово Божие учит нас, что есть пять естественных начал жизни, созданных рукой Бога. Это: Личность, Семья, Нация, Царство и Церковь. Чтобы личность была цельной, должна быть цельная семья; чтобы государство было действительно сильным, должно быть национальное самосознание, должно быть державное самосознание… и православное воцерковление».
Далее, рассматривая каждое из божественных начал жизни, отец Олег поясняет: «Нация есть третье начало, созданное Богом… нация есть граница ответственности, очерченная рукой Бога. Созданию национальностей, как и созданию первого человека, предшествовал Собор Святой Троицы. Сказано: Сойдем же и смешаем там языки, так, чтобы один не понимал речи другого (Быт. 11, 7). В рамках отдельно взятых наций люди должны были научиться подлинному, а не ложному “вавилонскому” единству в Боге и с Богом. В этом смысле и семья, и нация есть Школа Любви. Тот человек, который любит свою собственную семью, равно как и свой собственный народ, всегда может понять проблемы и другой семьи, и другого племени. И, напротив, тот, кто не сохранил своих собственных семейных и национальных устоев, бесполезен для чего-либо более высокого… Ибо, кто не умеет управлять собственным домом, тот будет ли пещись о Церкви Божией? (1 Тим. 3, 5)».
«Не любящий земное Отечество неблагонадежен для Небесного…» (Святитель Филарет Московский).
«Писание учит нас именно соборному домостроительству, – продолжает отец Олег, – и противопоставляет его эгоизму субъективной религиозности. Господь наш Иисус Христос не учил нас молиться: “Отче мой”, а учил нас молиться: “Отче наш” (Мф. 6, 9)»…
«…Учение о личном спасении есть надуманная эгоистическая ловушка для ленивого типа религиозности, чуждой великорусскому пониманию соборности и святости… Апостол Павел, чуждый эгоистической сотериологии (учению о спасении), был “апостолом национализма”. Он действительно любил свой народ, и любил до самозабвения, самоотречения и даже самоотчуждения во Христе.
…Однажды в порыве патриотических чувств воскликнул о себе: И великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти (Рим. 9, 2-3).
Иными словами, он готов был сам находиться в аду, только бы знать, что родные его по плоти обрели спасение во Христе и со Христом». И нас он призывает к тому же: Посему умоляю вас: подражайте мне, как я Христу (1 Кор. 4, 16).
Своё слово о божественном происхождении нации и народа отец Олег Стеняев заканчивает уже как православный миссионер: «Только то слово принесет благословение нашему народу, – говорит он, – которое будет русским и по смыслу, и по духовному его содержанию» («Христианство и патриотизм». Православие. ru).
Святые отцы и учители святой Церкви Христовой о патриотизме. Всю последующую историю Церкви вплоть до наших дней мы имеем более чем достаточно примеров подражания в патриотизме апостолу Павлу.
Так, в качестве примера для подражания святитель Иоанн Златоуст приводит в своих беседах подвиг юного Давида, который «сам собой воспламенившись божественной ревностью и любовью к Отечеству, бесстрашно устремился на врагов, как будто видел перед собой овец» (Три беседы о Давиде и Сауле. Беседа I).
«Почитать матерь – дело святое, – говорит другой Вселенский учитель Церкви святитель Григорий Богослов. – Но у всякого своя матерь, а общая для всех матерь – родина».
Но любить родину и творить дела любви по отношению к своему народу дано не каждому, но лишь тем, кому помогает в этом Господь. Вот как об этом в письме к магистру Софронию, ходатайствуя за оклеветанного правителя Каппадокии, пишет святитель Василий Великий: «Кто так любит Отечество, как ты, который наравне с родителями почитаешь изведшую тебя на свет и воспитавшую родину, желаешь благ и вообще всему городу, и в частности каждому, даже не только желаешь, но подтверждаешь свои благожелания собственными делами? Ибо ты, с Божией помощью, можешь делать подобные дела, и, о, если бы при такой своей доброте мог и как можно долее делать их!..»
Брат его, святитель Григорий Нисский, «предателей отечества» ставит в один ряд с человекоубийцами и отъявленными злодеями.
А вот как к «предателям отечества» и мятежникам, желавшим порабощения русского народа и насаждения на Руси католичества и униатства, обращался святой патриарх Гермоген, посылая им свои гневные письма: «…Вы забыли обеты Православной веры нашей, в которой мы родились, крестились, воспитались и возросли, преступили крестное целование и клятву стоять до смерти за Дом Пресвятой Богородицы и Московское Царство… Болит моя душа, болезнует сердце и все внутренности мои терзаются… Посмотрите, как Отечество наше расхищается и разоряется чужими… Не свое ли Отечество разоряете?.. Заклинаю вас Именем Бога, отстаньте от своего начинания, пока есть время, чтобы не погибнуть вам до конца».
Спустя два столетия другой возлюбленный русским народом святитель Филарет Московский в годину смуты, войны и нестроений на нашей земле наставляет: «Если ты уклонишься от смерти за честь веры и за свободу Отечества, то ты умрешь преступником или рабом. А если умрешь за веру и Отечество, то ты примешь жизнь и венец на Небе»… «Гнушайтесь убо врагами Божиими, поражайте врагов Отечества, любите враги ваша».
В письме великому флотоводцу адмиралу Нахимову, предпосылая святительское благословение защитнику русского Отечества, святой Игнатий (Брянчанинов) пишет: «Так и ныне да снидет святитель Митрофан (покровитель русского флота – ред.) с ликом прочих святых Земли Русской, всегда отличавшихся любовью к Отечеству, да снидет к флотам иноплеменников… да потемнит их умы, да расслабит и руки их, а Вам дарует победу»…
Любимый и близкий русскому сердцу святитель Феофан Затворник также утверждает своими устами святые глаголы для нашей души: «В самом деле, братья, когда в дни царские мы собираемся в храмы Божии, в коих обыкновенно служим Богу Истинному, “творити молитвы, моления, прошения, благодарения (1 Тим. 2,1), за царя и царство, то сим исповедуем не только то, что Вышний владеет царством человеческим и, куда хочет, направляет его, но и то, что служа Отечеству, мы сим самим служим Богу”. Ибо: Когда Господь говорит: воздадите кесарева кесареви, и Божия Богови (Мф. 22, 21), то внушает, что совмещать это обоюдное служение не только можно, но и должно».
Любовь рождает любовь, а от нее – высшая мудрость: полюбившая Россию и русский народ всем сердцем, святая мученица царица Александра, как мало кто из нас, глубоко и проникновенно рассуждает о патриотизме: «Истинная патриотическая любовь к Родине… великодушна. Это не слепое обожание, но ясное видение всех недостатков страны. Такая любовь не озабочена тем, как её будут восхвалять, а больше думает о том, как помочь ей выполнить ее высшее предназначение. …Любовь к Родине по силе близка любви к Богу. Любовь к своей Отчизне сочетает в себе преданную сыновнюю любовь и всеобъемлющую любовь отцовскую, часто трудную, и эта любовь не исключает любви к другим странам и всему человечеству. Во всех видах любви, которая выше простых инстинктов, есть что-то таинственное, и это же можно сказать о патриотизме. Патриот видит в своей стране больше, чем видят другие. Он видит, какой она может стать, и в то же время он знает, что много в ней остается такого, что увидеть невозможно, так как это является частью величия нации. Хотя и видимы её поля и города, ее высшее величество и главные святыни, как и все духовное, это сфера невидимого» (Слова добрые. Дневниковые записи 1908-1915 годов.).
Можно было бы еще долго приводить цитаты о патриотизме «святых Земли Русской, всегда отличавшихся любовью к Отечеству», если бы не был уже очевиден тот вывод, который мы позаимствовали из того же доклада «Христианство и патриотизм» протоиерея Олега Стеняева: «Цельный человек живёт интересами Семьи, своей Нации, Царства и Церкви. И в этом заключается целокупность его бытия, цельность Личности».
Потеря этой цельности, заметим, ведёт к потере духовного и физического здоровья. Именно поэтому врачей называют ещё и целителями, теми, кто восстанавливает цельность человека.
«Итак, – заключает свой доклад о патриотизме отец Олег Стеняев, – Личность, Семья, Нация, Царство и Церковь есть границы ответственности, очерченные рукою Бога. Именно их и стремится нарушить и попрать диавол».
Но диавол, как известно, творит всякое беззаконие, используя для своих целей как раз тех духовно недугующих людей, которые в той или иной мере потеряли цельность своей личности.
Как и сто, двести и более лет назад этот главный беззаконник выводит на брань легионы своих верных слуг и сынов беззакония. И сегодня Россия и её Православная Русская Церковь – главное поле брани, куда выводит свою рать клеветник Бога – сатана.
«Мы должны осознать, – говорил в своё время Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, – что против нашего народа ведется хорошо спланированная бескровная война, имеющая целью его уничтожить».
«Оглянитесь вокруг, – взывал к пастве приснопамятный митрополит Иоанн (Снычев), – какие еще доказательства нужны нам, чтобы понять, что против России, против русского народа ведется подлая, грязная война, хорошо оплачиваемая, непрерывная и беспощадная».
Мы приводим эти грозные слова иерархов не для того, чтобы навести панику или навеять страх в чьих-то душах, не для того, чтобы кто-то, все побросав, бежал бы спасаться в глушь провинции, в леса, и не для того, чтобы кто-то отказался от отдыха в Турции или Египте, но ради большей трезвости и ясности понимания всего происходящего с нами в России, чтобы были более понятны координаты, к которым привязана наша жизнь, ради понимания той конечной цели, к которой неуклонно ведут многие социальные и духовные процессы в нашей стране.
Ибо хоть и «бескровная война», но ведь – на уничтожение, – можем ли мы игнорировать, пренебрегать этим обстоятельством? Можем ли закрывать глаза на то, что идет она по всем фронтам, во всех сферах жизнедеятельности смиренного и терпеливого русского народа?
И именно в этом контексте мы можем воспринимать насаждение и критику патриотизма, в котором скрыта наша национальная иммунная система, силами духа и традиций предков укрепляющая, восстанавливающая и оберегающая нашу веру в Бога, утверждающая приоритет Церкви в народной жизни.
Давайте, преодолев равнодушие, попробуем разобраться в тех средствах, которыми уничтожаются традиции святого Православия. Речь пойдёт о тех, кто объединившись, ведет целенаправленную войну против патриотизма (и патриотов), о тех, кто наименовал себя уранополитами и, как волки в овечьих шкурах, растворились в стаде овец Христовых.
Возникшее в послеельцинский период учение это, названное уранополитизмом (от греческого уранос – небо и полис – город), особенно опасно для молодежи, и без того всячески отрываемой от своих национальных корней, от своей истории и православных традиций предков.
Как всякое безблагодатное учение, оно ложно в самой своей основе, когда полагает под патриотизмом идеологию, ставящую интересы земного отечества в качестве высшей ценности, отделяет от «православного христианства» «христианство патриотическое», полагая, таким образом, что «весь лик святых Земли Русской, всегда отличавшихся патриотизмом», любовь к Родине и русскому народу ставит выше любви к Богу. Но в этом-то и состоит главная ложь и маргинальность этого «учения».
«…труднее врагам Отечества придумать более изощренную и разлагающую нравственность идею, – пишет русский священник Димитрий Шишкин, – чем пресловутый уранополитизм… который сродни ереси иконоборчества, ибо земное Отечество – это икона Отечества Небесного, образ, обращаясь к которому, мы устремляем свой внутренний взор к Отечеству Небесному». Ведь икона – это и «портрет и образ грядущего храмового человечества» (Е. Трубецкой), это образ, относящий нас к первообразу, дверь в мир Горний, посредник между первообразом и молящимися, которые в нашем Отечестве имеют своим высшим идеалом Святую Русь, образ Церкви Небесной. Более того, православное богословие и весь мир, как произведение совершеннейшего Творца, полагает иконой Божией. (Господня земля и исполнение ея (Пс. 23, 1), – говорит святой царь-псалмопевец Давид.
…Заниматься подробным разбором этой появившейся недавно модернистской ереси тяжело и небезвредно для духовного здоровья. Но для наглядности всё-таки приведём некоторые характерные для этого «учения» места из пространного, на несколько десятков страниц, доклада, прочитанного одним из уранополитов на пастырском семинаре одного из подмосковных благочиний.
«В церковном сознании РПЦ, – говорится в начале доклада, – имеет место навязанный со стороны государства и нации ложный стереотип, будто патриотизм является составляющей христианства…
На самом деле патриотизм – это мировоззрение языческое. Это одна из болезней церковного сознания…
Бог не давал заповеди о любви к “родине” или “отечеству”.
В Священном Писании нет заповеди любить народ или какую-то общность под названием “отечество” или “родина”, включающую что-либо помимо людей и святынь (будь то культуру, фольклор, народные обычаи и так далее).
Более того, Слово Божие запрещает любить что-либо от мира сего. А, ведь, родина или отечество – это часть мира сего.
Так что христианин не может любить “родину” или “отечество”, или Россию… это грех идолослужения, духовный блуд.
Христианин-воин не должен служить отечеству… Государство не имеет права требовать служения отечеству… Таким образом воинский отзыв “служу отечеству” – греховен… Заповедь Божия важнее, чем государственная присяга, чем “родина”.
Христианин “не имеет права воевать… ни за “родину”, ни за “отечество”, ни за “величие России”, ни за государственные интересы… Ради Заповеди Бога “Не убивай” (Исх. 20-13).
Ни о России или Руси, ни о каких других земных родинах в Вечном Царстве Божием никто уже не вспомнит. Все они и память о них сгорят в огне Второго Пришествия.
Земное отечество – это место греха, место изгнания и бесславия… где наши ближние страдают. Поэтому для христианина оно не может быть отечеством или родиной.
Россия – место странствия. Не более того.
Мы (уранополиты) “странники и пришельцы” в Отечестве нашем. Что значит, быть странником и пришельцем в этом мире? … Ответ: “Кто от отечества и дома удален и в чужой стране находится, тот странник там и пришелец, например, россиянин, находящийся в немецкой или турецкой земле, пребывает там как странник и пришелец” (Письма келейные», письмо 1)».
Здесь докладчик явно проговаривается о своём нерусском происхождении, и становится очевидной причина его отвращения и неприязни и к России, и к русскому народу, его истории и, в частности, к «царской теме»: «И отцом себе не называйте никого на земле, ибо один у вас Отец, Который на Небесах (Мф. 23, 9). Таким образом именование “царь-батюшка” есть не что иное, как вошедшее в обычай прямое нарушение русским народом этой Заповеди Христа. Это есть порочный обычай, один из исторических грехов русского народа».
Но совершенно иной взгляд на личность царя высказал преподобный Максим Грек в своем «Послании к благоверному царю и великому князю всея России Иоанну Васильевичу». «…Царь, – пишет этот святой муж, – есть не что иное, как живой и видимый, то есть, одушевленный образ Самого Царя Небесного…».
И разве сами уранополиты, в основном нижнее по священническому титулу священство, не именуют друг друга «отцами»?
Дальнейшее цитирование подобных измышлений, как уже говорилось выше, крайне тяжело, отмечу лишь, что подлоги и цитирования с искажением истинного смысла – это главный, основной способ, с помощью которого уранополиты оправдывают свою еретическую идеологию. О смысловых искажениях можно найти немало примеров, приводимых самыми разными авторами. Хотя практически все в этой ереси – ложь и подлог, плод клеветы и богословских извращений.
Типичный пример. В разделе «Святые отцы» докладчик-уранополит приводит цитату, которой пытается убедить нас, что «есть высказывания святых отцов, которые прямо противоречат патриотизму и отрицают значимость для христианина земного отечества».
И приводится цитата святителя Иоанна Златоуста: «Итак, не будем же гордиться предками. Скажи мне, в самом деле, что такое род? Не что иное, как одно пустое имя» (т.7, ч.1, с.96).
Но святитель в оригинале текста говорит совершенно о другом! Его слово сказано против гордыни и превозношения, против тщеславия и надменности тех, кто кичится «знатностью происхождения»! «Когда наступит война, – пишет далее святитель Иоанн, – голод или какое-нибудь другое бедствие, тогда ничтожество всех мнимых преимуществ знатного происхождения не дает никакого преимущества»!
Как тут не воскликнуть словами священномученика Иоанна Восторгова: «лицемерие и коварство, низость и предательство, прикрываясь красивыми словами и мнимо-благородными побуждениями, желают отвести и устранить от патриотического подвига и Церковь, и духовенство, и служилых людей, чтобы… беспрепятственно поработить русский народ инородческому игу»…
…И слышится из дали веков могучий заповедный голос великого Гермогена – «побороться за веру православную и Отечество русское»: «Стойте за веру неподвижно, а я за вас Бога молю».
И стали неподвижно, и выстояли! Но прошло два столетия и вновь все растеряли. Ни веры достаточной, ни патриотизма: «Не стало у интеллигенции любви к Родине, – сокрушался праведный Иоанн Кронштадтский, – и она готова продать ее инородцам, как Иуда предал Христа злым книжникам и фарисеям»…
Сегодня же – не только у интеллигенции, как видим, но у отдельных лиц в духовном сане, которые презирают не только любовь к земле, на которой родились и выросли, но, кажется, вопреки собственной совести, утверждают, что если «некоторые из святых отцов высказывались в духе патриотизма… то некоторые из их слов и поступков обусловлены не святостью, а печатью духа времени, есть человеческое несовершенство… и грехи».
Нет, не случайно наши иерархи говорят о войне против русского народа. Не случайно и то, что уранополитизм начинается со слова «урано», ведь «уран» (см. словарь В. Даля) – это воинский крик, в частности, татар, к племени которого, по официальной версии, принадлежит и главный идеолог этой ереси.
Церковные русофобы-уранополиты (а именно такова суть апологетов этого «учения» это совершенно очевидная пятая колонна в нашей Церкви, подготавливающая наш православный народ к принятию антихристовой идеологии, именуемой мондиализмом. Эта ключевая идеология глобализации и построения в мире «нового мирового порядка» под властью «мирового правительства». Её основным разработчиком считается французский писатель-экономист и политический деятель Жак Аттали. Под концепцию мондиализма Жака Аттали (по построению глобального царства антихриста) вполне встраиваются и основные принципы уранополитов: появление новой популяции «кочевников», оторванных от своих национальных корней, полностью лишенных культурной идентичности; внедрение учения о мире без границ; разрушение национальных государств и их суверенитетов; национальных традиций, традиционной семьи и национальной религиозной культуры, – иными словами, – никаких традиционных, Богом установленных, начал, кроме культа денег, которые возносятся на алтарь божества новой популяции кочевников.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) писал, что для того, чтобы бодрствовать и быть готовым к встрече со Христом, надо знать, видеть душевными очами ума и сердца тех, кто противостоит спасению, необходимо осознавать всю пагубу времени, дабы не быть побежденными ею. Современный нам святой преподобный Паисий Святогорец говорил: «Если раньше монаха, занимающегося политикой, надо было посадить в башню, то теперь, кто не занимается из монахов политикой, его надо садить в башню… потому что надо видеть дела тьмы, чтоб не попасть в беду».
То же скажем и о патриотизме, который есть любовь и служение Богу, если мы его используем в православном, русском значении этого слова. «Нам ли не любить земли отцов своих? Ведь она вся русской кровью полита, ею спаяна; ведь и сами мы костьми нашими в ней же ляжем, смешав прах свой с прахом предков наших…» (священномученик митрополит Владимир (Богоявленский)).
Нет, не случайно и не зря «слышится из дали веков заповедный голос великого Гермогена – побороться за веру православную и отечество русское»: «Стойте за веру неподвижно, а я за вас Бога молю»!
Журнальная версия опубликована в №3(81), май-июнь 2019 г.
православного женского журнала «СЛАВЯНКА»