Формирование мировоззрения будущих поколений в духе вселенской миссии России – хранительницы Православия

 

 

 

Андрей Самохин

      писатель

 

 

ФОРМИРОВАНИЕ МИРОВОЗЗРЕНИЯ БУДУЩИХ ПОКОЛЕНИЙ В ДУХЕ ВСЕЛЕНСКОЙ МИССИИ РОССИИ – ХРАНИТЕЛЬНИЦЫ ПРАВОСЛАВИЯ

 

 

Один из великих учителей Церкви – святитель Григорий Богослов – сказал: «Человек – это великий мир в малом». Когда мы говорим о мировоззрении человека, то имеем в виду не только то, как человек видит большой и цельный мир, но и как действует в нём, и как не может не действовать, вопреки даже рациональным доводам.

Таким образом, мировоззрение, по определению, метафизично и действенно. При этом для верующего оно «вертикально» – ибо является «зрением» Бога сверху на мiр, преломленным сосудом индивидуальности человека и ограниченными его возможностями восприятия Божественного взгляда. Или же – тоже вертикальным – только «снизу» идущим – отраженным взглядом на мiр противника Бога – сатаны. А поскольку «зрение мiра», преломленное человеком что сверху, что снизу не может не воплощаться в конкретных действиях на этой земле руками – то есть в горизонтальном направлении, то мировоззрение представляет собой крест: правильный Христов или перевёрнутый – сатанинский.

Важно отметить, что таким цельным мировоззрением всегда обладали немногие люди, а в наши дни – особенно. У большинства в голове и в душе не цельное мировоззрение, а игра бликов белого и «чёрного» света, преломляющихся, как бы во множестве осколков. Раздробленная действительность – раздробленное общество – раздробленная душа – такова, увы, сегодня «мировоззренческая» картина человечества в целом. И нашего – российского общества в частности. Причём, когда мы свысока или с сожалением говорим о «каше в голове» и хаосе в душе молодых людей, то сильно лукавим. Ибо ещё большая каша царит в головах и душах старших поколений, вследствие гораздо большего объёма разнородных знаний, отрывков теорий, концепций и интенций, полученных на нескольких фазах советского и постсоветского бытия. И они толпятся и толкаются внутри нас слишком часто без единого Божьего мировоззренческого стержня.

Так что, рассуждая о формировании правильного мировоззрения у молодежи, сперва следует привести собственное мировоззрение в порядок – и в смысле мыслей, и в смысле дел. Иначе мы не избудем сакраментального грибоедовского рефрена: «Где, укажите нам, отечества отцы, которых мы должны принять за образцы».

Впрочем, сегодня мы переживаем уникальный момент, настоящее окно возможностей. Хоть рама его и окрашена кровью войны идущей на бывшей Украине, а горизонт чреват Третьей и последней мировой. Неважно, на какое время, оставшееся мiру, но у нас – остатка великого русского народа и у России есть, если так можно выразиться, «историческо-эсхатологический» шанс. Шанс, говоря аристотелевскими терминами, превратить из потенции в энтелехию миссию данную нам когда-то Свыше – быть Третьим Римом и Удерживающим. Или, как прямо сказал на открытии нынешних чтений Патриарх Кирилл, «возглавить сопротивление антихристу», чей приход в мiр ныне активно готовят.

Третий Рим – это по сути «проекция» Царствия Небесного на какой-то земной территории. Управляющие коллективным Западом выстраивают ныне на планете архитектуру «четвёртого Рима» – то есть царства антихриста. На этом противостоянии, если его внятно и популярно изложить — пусть даже с известным элементом упрощения можно выстроить систему воспитания – не только лишь молодёжи, но большинства наших соотечественников разных возрастов, из тех, кто ещё поддаётся воспитанию. Причём в этом направлении союзниками православных будет и мусульманская часть населения, поскольку для них Запад это тоже большой Шайтан. А антихрист-даджаль, хоть и придёт, по их поверьям, с Востока, но подготавливают его приход в мiр кяфиры – то есть безбожники Запада.

Но нам, православным – часто лишь по предкам, по полуигровому крещению в детстве, по свечке и куличу на Пасху надо вернуться в лоно Церкви, стать по-настоящему русскими, а значит православными христианами. Господь вразумляет, отрезвляет нас сегодня войной, жертвами, концом иллюзий и «расслабухи».

Вразумляет, надо признать, постепенно, пока не как в Великую Отечественную. Впрочем, те, кто сражается сегодня «на передке», те, кто живёт в Донецке, Горловке, а теперь – и в Белгороде, уже совсем по-другому относятся к вере, по-другому живут и молятся. Если не все, то многие. У нас уже есть немало примеров героизма, самопожертвования – и погибших и живых героев не хуже, чем в славном русском прошлом. Вернувшиеся с победой, фронтовики наполнят аудитории институтов, кабинеты власти и, как мы верим – потеснят, обновят нынешнюю «элиту» во всех сферах. Это будут люди и молодые, и среднего возраста – значительной частью – верующие православные люди. Со своим мировоззрением, которое нужно будет лишь укрепить и кристаллизовать в виде разработанной идейной системы.

Её можно называть, а можно и нет – идеологией. И это, на мой взгляд, должна быть идеологема «Москва – Третий Рим», которую требуется «развернуть» в словах и понятиях – глубоких, опирающихся на древние русские традиции, но одновременно и простых, мобилизующе-боевитых и спроецированных в лучшее будущее. Задача непростая, но решаемая – пока ещё решаемая!

Поскольку в кратком докладе невозможно подробно описать эту программу воспитания, как я её вижу, прибегну к тезисам. Во-первых, на ком нужно фокусироваться? Два уровня: старшая молодёжь, прошедшая через войну, и подростки конца нулевых – 2010-х годов. С выделением из них особого корпуса – организации, назовём её «Стражи Третьего Рима», куда добровольно попадают лучшие. В идеологической системе должны быть прописаны, если кратко: Православие, соборность, самостояние (оно же – самодержавие) России, русская правда (включающая справедливость), богатырство, противостояние антихристу.

Это мобилизующая идеология, предполагающая оздоровление общества, возвращение русского духа, противостояние врагам России и человечества по всем «фронтам». В последнем тезисе имеется в виду, что Россия готова стать приютом, открыть ворота своей крепости для тех землян разных национальностей, кто не просто не приемлет, но и готов вместе с русскими противостоять сатанинскому мраку, расползающемуся по мiру. А значит, и приобщиться на каком-то уровне к русскому духу, к православным ценностям. Это можно назвать условно (понимая всю скомпрометированность этого термина) – интернационал Третьего Рима, противостоящий антихристову интернационалу.

Другой важный тезис: Запад увлекал и продолжает увлекать молодёжь дихотомией: старое-новое, замшелое – продвинутое, вынося свои обманные идеологеммы в будущее, делая их модными футуристическим трендами в ярких обёртках – как тот же трансгуманизм. В противостоянии им «Третье-Римской» идеологии не нужно стоять с головой, обращённой назад. Нужно сделать её умеренно-оптимистичной, в хорошем смысле футуристичной – и в смысле России и всего человечества, – но не прибегая при этом к хилиазму и сохраняя твердый святоотеческий взгляд на смысл и конец истории. Филофеевский концепт «Москва Третий Рим» должен стать для молодёжи, извините за эти словечки, не «отстойным», а самым «крутым» и «чётким» – в полной мере «новым словом». В смысле социально-государственного наполнения необходимо прибегнуть к анализу-синтезу. Проанализировав все исторические эпохи России, включая советский, отбросить всё негодное и неприменимое сегодня и взяв то, что может быть развито, актуализировано – синтезировать в непротиворечивое единство.

Но этим можно заниматься постепенно, не форсируя. Сперва же следует твёрдо обозначить национальные идеалы и анти-идеалы и сформировать методику воспитания. Опять же с помощью анализа-синтеза. Думается, что вполне возможно «собрать» эту методику из элементов системы Ушинского и Рачинского, Макаренко и Сухомлинского. Добавив что-то из Добротолюбия и Домостроя. И даже из Платона – из его концепции воспитания воинов-стражей «Безупречный страж государства будет у нас по своей природе обладать и стремлением к мудрости и стремлением познавать, а также будет проворным и сильным», – писал философ в своём самом известном трактате «Государство». Нам это тоже подходит.

Центральная «ценность» части нынешней молодёжи в виде стремления к максимальному комфорту – телесному и душевному – должна быть безусловно преодолена, вытеснена на непрестижную периферию массового сознания. Обязательно должна быть заявлена «сверхцель» государства, которая выше личного успеха и комфорта.

Россия должна заявить, что «строит государство будущего» – ради будущего всего человечества. Альтернативного тому, в которое толкают его нынешние кукловоды. В этой парадигме традиции и культура – это «то, что нужно донести до потомков и развить». В том числе – традиционную культуру европейских народов, которую сегодня гнобят и уничтожают на Западе.

Безусловно, нам не обойтись без мудрых и провидческих мыслей Ивана Александровича Ильина, которые он высказал в одной из последних своих работ – «О воспитании в грядущей России». Приведу одну лишь разомкнутую цитату. «Грядущая Россия будет нуждаться в новом, предметном воспитании русского духовного характера; не просто в «образовании», ныне обозначаемым… пошлым и постылым словом «учёба»»…

Жить предметно – значит связать себя (своё сердце, свою волю, свой разум, своё воображение, своё творчество, свою борьбу) с такой ценностью, которая придаст моей жизни высший, последний смысл. Мы все призваны к тому, чтобы найти эту ценность, связать себя с нею и верно осмыслить ею наш труд и направление нашей жизни. Мы должны увидеть оком сердца предметное значение и назначение нашей жизни. Ибо в действительности мы все служим некоему высшему Делу на земле, – Божьему Делу, – «прекрасной жизни» по слову Аристотеля, «Царству Божьему» по откровению Евангелия. Это есть единая и великая цель нашей жизни, единый и великий Предмет истории. И вот, в его живую предметную ткань, мы и должны включить нашу личную жизнь.

При этом Ильин предсказывал, что на этом этапе русский народ «может повести только национальная, патриотическая, авторитарная диктатура».

И несколько слов в заключение. Воспитательная идеологема «Третий Рим» нуждается в ярком символе, связывающим прошлое и настоящее. И такой символ – в виде святыни, до которой можно дотронуться у нас есть. Это Крест Иисусов, спустившийся в неба в сиянии нетварного света «от греческой стороны» на глухом Сахотском болоте в глубинке Ростовского княжества 11 июня 1423 года. Произошло это ровно за 30 лет до падения Константинополя и конца Византийской империи. То есть, это древнее распятие – «вещественное доказательство» перехода вселенской миссии Византии на Русь.

Небоявленный Крест, чудом сохранившийся в перипетиях шести веков, стоит и чудотворит в селе Годеново на подворье переславского Никольского женского монастыря. В прошлом – юбилейном году с его полноразмерной копией был совершён беспрецедентный Крестный ход, «перекрестивший» Русь от Мурманска до Севастополя и от Бреста до Владивостока. И он, собрав у Креста сотни тысяч человек в 27 городах, стоявших в длиннющих очередях, наглядно показал, насколько русский народ стосковался по духовному единению и насколько важен для него объединяющий сакральный символ. Им де-факто стал Годеновский Крест. С него как с «точки сборки» и надо начинать воссоздание Третьего Рима, Святой Руси, Ковчега последних времён. Аминь.