ГАЛИНА СИРОТИНСКАЯ
журналист
ДРЕВНЯЯ СВЯТЫНЯ РУСИ
Владимирская икона особенно почитается в России. Веками русские люди молились Божией Матери перед этой иконой и получали помощь в таких страшных бедствиях, как нашествие татар.
По преданию Церкви, Владимирская икона была написана апостолом Лукой ещё при жизни Божией Матери, которая благословила этот образ. Из Константинополя икона была принесена в Киев. Благочестивый и набожный князь святой Андрей Боголюбский по Промыслу Божию взял икону с собой в город Владимир, почему образ и получил такое название.
В 1380 году на праздник Рождества Пресвятой Богородицы благоверный Димитрий Донской одолел полчища Мамая на поле Куликовом. Мамай бежал в Крым и был убит. Это была первая победа русских сил. Хребет Орды был переломлен. Однако татарское иго продолжалось ещё сто лет. Уже через два года после славной победы в 1382 году хан Тохтамыш напал на Москву и сжег её. Князь Димитрий в тот раз не успел собрать все силы и не смог дать отпор. Дмитрию пришлось униженно кланяться Тохтамышу, платить ему дань и даже отдать в заложники по требованию хана своего маленького десятилетнего сына Василия. Василий в сопровождение слуг вынужден был поехать в Орду, и только в 1386 году в возрасте 14 лет Василий с помощью приближенных тайком бежал из Орды и нашёл приют в Молдавии. Оттуда он вскоре сумел перебраться в Москву.
Святой Димитрий Иоаннович всего лишь девять лет прожил после Куликовской битвы и скончался в 39 лет от ран. В правление его сына, Великого князя Василия Дмитриевича, над Русью вновь нависла гроза. На русские земли вторгся безжалостный завоеватель, железный хромец хан Тамерлан (Тимур), уроженец местечка, расположенного на территории современного Узбекистана. Хан взял и сжег Елец, пленил елецкого князя, убил множество русских людей. С огромным войском Тамерлан приближался уже к Москве.
Митрополит Московский Киприан и князь Василий Дмитриевич решили перенести чудотворную икону Владимирскую из Владимира в Москву.
Русские люди, встречая у Москвы икону, вставали на колени по обочинам и со слезами молились: «Матерь Божия, спаси Землю Русскую!»
Их мольбы были услышаны. Приблизившись к Москве, Тамерлан решил отдохнуть в своём шатре и увидел во сне грозную Царицу в блистающих одеждах, которая повелела ему отходить от Москвы.
Проснувшись, он собрал своих военачальников на совет и рассказал о видении Величественной Царицы. На это некоторые сказали, что Царица – это Матерь Бога христиан и татар, скорее всего, ждёт поражение под Москвой. Устрашенные агаряне бежали. А в Москве был построен Сретенский монастырь в честь встречи (сретения) Владимирской иконы. В память избавления от врага на месте встречи («сретения» по-славянски) чудотворного образа Богородицы через два года был основан Сретенский монастырь. Ежегодно 26 августа сюда переносили Владимирскую икону крестным ходом из Успенского собора (это был главный праздник Москвы, исторический праздник города), а во время Отечественной войны 1812 года образ находился в обители постоянно. В конце 1925 года Сретенский монастырь был закрыт. В 1928-1930 годах большая часть храмов и сооружений монастыря: церковь преподобной Марии Египетской, храм святителя Николая, Святые ворота с колокольней и настоятельский корпус – были разрушены. Вскоре здесь разместилось общежитие офицеров НКВД. На монастырской территории, примыкающей к зданиям главного ЧК страны, велись расстрелы. Этот кусочек земли буквально пропитан кровью тысяч новых мучеников страшной эпохи. В память о всех жертвах богоборческий власти при входе в монастырь в 1995 году был установлен поклонный крест, освященный Святейшим Патриархом Алексием. 25 мая 2017 года Патриарх Кирилл освятил новый храм Воскресения Христова и новомучеников, построенный на территории Сретенского монастыря.
Чудотворная Владимирская икона до 1918 года находилась в Успенском соборе Московского Кремля. В 1918 году она была изъята из храма и оказалась в Третьяковской галерее. Сейчас икона находится в храме святителя Николая в Толмачах при Третьяковской галерее. Возможно, что со временем икону вернут в Успенский собор, и сам собор тоже передадут Церкви. По традиции в Успенском соборе перед Владимирской иконой проходили поставления в митрополиты, а позже – Патриархи.
Пред Владимирской иконой русские люди усердно молились и в 1993 году, когда разгоралась междуусобная брань.
В конце сентября и начале октября 1993 г. Российское государство пережило один из самых трагических политических кризисов в своей новейшей истории: противостояние исполнительной и законодательной властей, в результате которого прекратил существование Верховный Совет, была принята новая Конституция, проведены выборы в V Государственную Думу и Совет Федерации. Узнав о событиях в Москве, Святейший Патриарх, находившийся тогда на праздновании 200-летия Православия в Америке, срочно прервал визит и вернулся на Родину. В Даниловом монастыре при посредничестве Священноначалия Русской Церкви состоялись переговоры представителей противоборствующих сторон, которые, однако, не привели к соглашению. Пролилась кровь, и все-таки не случилось худшего – полномасштабной гражданской войны. – А второе чудесное событие произошло в октябре 1993 года – в те дни, когда шли перестрелки у Дома правительства, на улицах стояли БТРы и танки, – продолжает профессор. – Алексий II чудом вывез спасительную для России икону Владимирской Божьей матери в Елоховский Собор и вместе с тысячами соотечественников молился о том, чтобы Бог помиловал и уберег Россию.
Рядом с Патриархом молились и митрополит, а ныне Патриарх, Кирилл, и другие архиереи. Владыка Кирилл рассказал, что Святейший так проникновенно и горячо молился, что с него буквально градом тек пот.
- Даже сам тот факт, что Владимирскую икону отпустили из музея, уже удивителен, – говорит Павел Флоренский. – Тогда подписи под разрешением поставили мэр Юрий Лужков и святейший Патриарх. Но ведь такую великую икону как Владимирская Божья матерь просто так руками не возьмешь, и чтобы доставить ее в Богоявленский Собор, пригласили монахов из Данилова монастыря. И в 1993-ем кровопролитие в столице Москвы остановила молитва Патриарха у иконы Владимирской Божьей матери – хранительницы России. А когда икону вынесли из храма то перед ней пали на колени тысячи верующих, собравшихся на площади.
(Светлана Макунина, официальный сайт Богоявленского Елоховского собора Москвы)
В интервью газете НГ-религии 24 февраля 1999 года Патриарх Алексей Второй вспоминал о молитвах перед Владимирской иконой в 1993 году. Отвечая на вопрос о причинах неудачи переговоров о перемирии, он сказал:
«Я не считаю, что они закончились неудачей. Политический кризис застал меня на Аляске. Я сразу же принял решение вернуться, сознавая, что Предстоятель Церкви должен быть в трудные дни со своим народом, со своей Церковью. У меня и в мыслях не было, что придется возглавить переговорный процесс. Но на следующий день после возвращения здесь, в Чистом переулке, после бесед с посетившими меня представителями противоборствующих сторон я понял, что только мы можем собрать их за столом переговоров. Это были нелегкие три дня и три ночи диалога! Поначалу они были жесткими – стороны называли друг друга противниками. На третий же день начали пожимать друг другу руки. И если бы не прорыв третьего кольца вокруг Белого дома и не раздавшиеся с его балкона призывы к танковой атаке на Кремль и на Останкино, переговоры закончились бы успешно. Мы обговорили один из главных вопросов – стороны согласились с необходимостью взять под контроль оружие, находившееся вокруг Белого дома и в нем. Как бы в завершение переговоров в воскресный день в Богоявленский собор из Третьяковской галереи была впервые принесена древняя икона Владимирской Божией Матери. Как молился перед ней народ, как он встречал святыню – я этого никогда не забуду! Люди стояли на коленях, со слезами на глазах и с горящими в руках свечами… Это был действительно вопль человеческий к предстательству Царицы Небесной! Думаю, именно потому этот кризис и закончился сравнительно малой кровью, хотя его масштабы могли быть совершенно иными. По моем возвращении в Москву меня спросили в Шереметьево о моем видении возможных опасностей. Я ответил, что это в первую очередь пролитие крови, потому что кровь всегда разделяет. Кроме того, я боялся распада России на удельные княжества, понимая, что потребуются века для того, чтобы снова собраться». В 2005 году в проповеди в храме святителя Николая в Толмачах у Владимирской иконы Патриарх Алексий сказал: «Как дети в минуту радости и печали обращаются к своей матери, — сказал Патриарх, — так и русские православные люди всегда обращаются к чудотворной Владимирской иконе Пресвятой Богородицы» (Патриархия. ру).
Интересен тот факт, что 3 октября 1993 года в Елоховском Богоявленском соборе Москвы перед Владимирской иконой состоялось рукоположение преподавателя Петербургской Духовной Семинарии архимандрита Симона (Гетя) во епископа Тихвинского. Ныне это наш митрополит Мурманский и Мончегорский Симон.
Особо чтимая Владимирская икона есть в храме Спас на Водах Мурманска, её выносят и кладут на аналой в праздничные дни. Дар покойного Патриарха Алексия Второго, посетившего Мурманск в 1997 году летом, большого размера Владимирская икона, находится в Никольском кафедральном соборе Мурманска, она расположена на аналое справа возле солеи. Патриарх Кирилл также подарил очень большую икону во время своего архипастырского посещения в августе 2016 года, это икона «Всех скорбящих радосте», она находится в соборе возле Распятия (Голгофы). Храм Владимирской иконы Божией Матери есть в посёлке Мурмаши недалеко от Мурманска.
Прекрасный собор в честь Владимирской иконы был построен в Петербурге в первой половине 18 века.
Собор в честь иконы Владимирской Богоматери один из старейших в городе на Неве. Построенный во второй трети XVIII века, он находится в самом центре, близ Невского проспекта на Владимирской площади.
Первая церковь была выстроена из дерева и имела один купол. 25 августа 1747 года преосвященный Феодосий (Янковский) совершил торжественное освящение храма в честь Владимирской иконы Божией Матери. На следующий день, 26 августа (8 сентября по новому стилю), в храмовый праздник Сретения Владимирской иконы Божией Матери, на литургии присутствовала императрица Елизавета Петровна, пожертвовавшая на благоустройство храма 300 рублей. Деревянная церковь с примыкавшей к ней с запада трехъярусной колокольней простояла в Придворных слободах 23 года.
В 1756 году прихожане подали прошение о строительстве нового каменного храма, так как старая церковь обветшала. Разрешение было получено. Священник Иоанн Кириков принялся за сбор пожертвований. К 1760 году была собрана достаточная сумма и был готов проект новой церкви. По мнению многих исследователей, автором проекта был Пьетро Антонио Трезини. Строительство каменного храма велось долго – 15 лет и завершилось в царствование императрицы Екатерины II.
8 ноября 1768 году архиепископом Санкт-Петербургским Гавриилом (Кременецким) был освящен нижний храм, а верхний 9 апреля 1783 года освятил митрополит Санкт-Петербургский и Новгородский Гавриил (Петров).
Настоятель храма священник Иоанн Кириков не дожил до этого события, в октябре 1770 года он был злодейски убит в собственном доме, расположенном вблизи церкви. Грабители, рассчитывавшие найти у него большие суммы, ведь на строительство храма жертвовали немалые деньги не только жители Петербурга, но и Москвы, обнаружили в доме у иерея лишь 40 копеек. Отец Иоанн был бессребреником.
Его погребли близ церкви. К 230-летию храма, в 1998 году, на его могиле был поставлен крест из белого мрамора и восстановлена плита с надписью: «Строитель Владимирской церкви священник Иоанн Кириков, убитый злодеями в ночь на 20-е число октября 1770 года». По традиции, при совершении крестного хода в престольные праздники на могиле совершается панихида.
В 1886 году в честь иконы Богоматери «Всех скорбящих Радость» был освящен северный придел храма, а в 1872-м – южный во имя святых Веры, Надежды, Любови и матери их Софии.
Жизнь Владимирской церкви была связана с именами выдающихся деятелей русской культуры. Прихожанами храма были Федор Михайлович Достоевский, Николай Алексеевич Некрасов, Николай Андреевич Римский-Корсаков, Александр Иванович Куприн, Лев Николаевич Гумилев и многие другие.
В приходе храма жили многие известные деятели русской культуры. Недалеко от храма, на Свечном переулке в доме № 5, снимали квартиру родители А.С. Пушкина – Сергей Львович и Надежда Осиповна. По возвращении из Михайловского в 1826 году у них останавливался Александр Сергеевич. На ул. Марата (быв. Грязной) снимала квартиру семья Павлищевых. Николай Иванович Павлищев был мужем Ольги Львовны Пушкиной – сестры поэта. У них в доме последние свои месяцы прожила няня Александра Сергеевича – Арина Родионовна. Ее отпевали во Владимирской церкви. Здесь же отпели и друга поэта – Антона Антоновича Дельвига, проживавшего последние годы близ Владимирской площади.
Храм был закрыт в 1932 году и его помещения были отданы под книжные фонды Государственной Публичной Библиотеки для размещения в нем ее филиала — Антирелигиозной библиотеки, а затем еще и строительному тресту. После войны устоявший в блокаду храм вновь передали под хранилище книг Библиотеки Академии Наук, а в 1947 году Ленпромкомбинату Физкультпромснаба под трикотажное производство.
В августе 1989 года после 60-летнего отчуждения и запустения Собор Владимирской иконы Божией Матери решением Ленгорисполкома был передан ленинградской Епархии. Способствовали возвращению собора и видные светские петербуржцы – учёный, историк и писатель, русский патриот Л.Н. Гумилев и почетный гражданин Санкт-Петербурга Д.С. Лихачев, один из предков которого был старостой храма.
7 апреля 1990 года, на Благовещение, было совершено освящение храма Митрополитом Ленинградским и Новгородским Алексием (Ридигером), который стал настоятелем Собора (официальный сайт Владимирского собора).
Владимирская икона – символ духовного единения всего русского народа. Вот как об этом сказал Патриарх Кирилл после Литургии: в Сретенском монастыре 8 сентября 2015 (Православие ру):
«Ничто в истории рода человеческого, что имеет отношение к жизни людей, особенно к их духовной жизни, не бывает случайным. Удивительная духовная скрепа является нам в этом чудотворном образе, который соединил Византию, Киев, Владимир и Москву. Одно это движение святыни из Византии до Москвы через Киев и Владимир свидетельствует о единстве духовного пространства Восточной Православной Церкви. Мы знаем, какие огромные силы были брошены на то, чтобы нанести удар по этому пространству и разрушить Византию, православную империю, являвшуюся твердыней и опорой Православия во всем мире. И, наверное, неслучайно прибыла чудотворная икона на Русь, свидетельствуя о том, что это духовное пространство неразрушимо. Само движение Божией Матери в ее Владимирском образе от Киева до Москвы через Владимир свидетельствует о том, что Она прошла этот путь, соединяя все эти княжества и земли, утверждая духовное единство Святой Руси.