
Ольга Хижняк,
кандидат философских наук,
ведущий научный сотрудник ГМИР
ОТСТУПЛЕНИЕ ИМПЕРИИ ОТ ПРИНЦИПА «СИМФОНИИ ВЛАСТЕЙ» В СИНОДАЛЬНЫЙ ПЕРИОД
(по материалам выставки в ГМИР)
Из обширного наследия России в данный период в статье выделяются два основных аспекта. Это примеры мужественного сопротивления проводимым реформам и развитие духовного образования, церковной науки и богословия в русской церковной традиции XVIII века.
Ранее журнал «Источник надежды» и РНЛ публиковали материалы об открытии выставки «Православие в истории Российского государства» в Гос. музее истории религии[1]. Особое внимание было уделено теме и разделу «Богословские основы Российской государственности»[2]. Мы выделили два основных принципа: иерархичность власти земной как отражение небесной иерархии; и симфонии властей, как принципа согласованного действия государственного и церковного правления. Этот принцип был воспринят вместе с христианством от Византийской империи еще в X веке. Он служил фундаментом церковно-государственных отношений в последовавшие эпохи – великокняжеского правления, Московского царства и Российской империи – и был попран в начале ХХ века Февральской и Октябрьской революциями 1917 г.
Однако в разные периоды осуществление принципа симфо`нии (греч.: созвучие, согласие) носило разный характер. Спор о первенстве властей царской или церковной был основан на том, что в ритуале восшествия на престол патриарх помазывал царя миром. Это особое, сложносоставное, освященное масло, которым обычные люди помазывались лишь один раз в жизни, после таинства Крещения. В ритуале патриарх призывал на «помазанника Божия» благодать Святого Духа и Премудрости Божией, ради его справедливого, мирного и мудрого правления. Спор достиг своего апогея и драматичного окончания в период правления царя Алексея Михайловича (1629-1676) и патриарха Никона (1605-1681), что привело к трагедии Раскола Русской Православной Церкви. Отстранение от сана патр. Никона знаменовало начало подчинения Церкви государственной власти. Оно нашло полное выражение в церковной политике Петра I и последующих императоров. В этой статье мы рассмотрим сложное взаимодействие Государства и Церкви в XVIII веке – периоде формирования Синодального управления церковными делами.
Церковные реформы Петра
и попытки сопротивления со стороны Церкви
Петр I (1672–1725) был провозглашен царем в 10-летнем возрасте (в 1682 г.) при регентстве его сестры Софьи Алексеевны; самостоятельно стал править с 1689 года. Широко известно, что Петр, став императором Всероссийским после заключения Ништадтского мира со Швецией в 1721 г., приступил к кардинальным, часто очень болезненным для народа и Церкви, реформам.
Менее известно, что Церковь, в меру допустимых пределов, в лице своих иерархов и служителей пыталась бороться с ними. Такой пример дают нам последний перед реформами патриарх Адриан и сменивший его местоблюститель Стефан Яворский.
- Патриарх Адриан (1638–1700) при поддержке царицы Натальи Кирилловны был избран и поставлен Патриархом 24 августа 1690 г. Отношения царя с патриархом были непростыми и особенно обострились после его отказа насильно постричь в монахини первую супругу Петра I царицу Евдокию Лопухину (1698 г.). Во время казней стрельцов в 1698–1699 гг. Адриан выступил с «печалованием» о казнимых, но его ходатайство было отвергнуто Петром. В посланиях к пастве Адриан призывал хранить церковное предание, осуждал ростовщичество, неправедный суд, а также «нововводные чужестранные обычаи», в том числе брадобритие, европейскую одежду и курение табака. В 1698 г. Адриан написал «Извещение о церковно-школьном образовании», где изложил беседу с царем о необходимости поставлять священнослужителей из грамотных людей, устраивать новые школы, отмечал вред обучения у иностранцев. В 1700 г. по поручению Адриана, были составлены «Статьи о святительских судах» с целью защитить церковный суд, а также имущество и права Церкви в новом законодательстве. Скончался 16 октября 1690 г. и был похоронен в Успенском соборе Московского Кремля.
Патриарх Адриан
- Стефан Яворский (1658–1722) стал местоблюстителем патриаршего престола в 1700 г., через 10 лет, после смерти патр. Адриана; одновременно он стал и президентом Московской Духовной академии. Яворский стоял на той же позиции, что и патр. Адриан: он активно противостоял церковным реформам Петра; во время процесса царевича Алексея он высказался против его казни; также он написал полемическое сочинение – «Камень веры»[3], в котором выступил против лютеранства и изложил принципы православного вероучения. Этот трактат сыграл важную роль в последующие десятилетия: на него опирались те иерархи, кто осмеливался выражать протест против проводимых преобразований, ущемлявших Церковь в ее влиянии на общество. Хотя в 1721 г. Стефан Яворский был назначен президентом Святейшего Синода, но с возвышением сподвижника Петра I Феофана Прокоповича был постепенно отстранен от церковной деятельности.
25 января 1721 года Петр I издал Манифест об отмене патриаршества и учреждении Духовной коллегии – Святейшего Правительствующего Синода; этим же манифестом вводился в действие Духовный регламент. Согласно этим документам, Синод состоял из нескольких архиереев и других духовных лиц, назначаемых царем и приносивших ему присягу. Решения, принятые Синодом, утверждал царь. Постоянным представителем государя в Синоде с 1722 года стал светский чиновник – обер-прокурор. Были проведены и другие преобразования: церковные крестьяне и земли переданы в управление государству; запрещалось строить новые монастыри; был издан Указ об ограничении числа священнослужителей, они прикреплялись к определенному приходу, менять который запрещалось. Управление церковными делами было передано Правительствующему Сенату – высшему государственному органу законодательной, исполнительной и судебной власти, подчиненному императору и назначаемому им.
- Проводником церковной политики Петра I стал известный реформатор Феофан Прокопович (1681–1736) – архиепископ, митрополит, церковный и государственный деятель, богослов. Он выступал как последовательный сторонник петровских преобразований, испытал значительное влияние протестантизма; сыграл важную роль в теоретическом обосновании и практическом осуществлении церковной реформы, в упразднении патриаршества и учреждении Синода; стал первым вице-президентом Синода; разработал «Духовный регламент», обосновывающий политику государства в отношении Церкви. В Регламенте и в трактате «Правда воли Монаршей» обосновывал священный, абсолютный характер царской власти.
«Духовный регламент» изменил правовое положение Православной Церкви в России; кроме сказанного выше, он утвердил духовную цензуру; упразднял не признанные Синодом места «чудесных явлений»; обязывал епархиальных архиереев создавать училища для детей духовенства; запрещал мужчинам становиться монахами до 30 лет. Монахи должны были исповедоваться и причащаться не менее четырех раз в год.
Последний пункт звучит для нас странно, потому что сейчас каждый православный призывается исповедоваться и причащаться каждую неделю. Но со времен Петровских реформ исповедь и причастие для мирян была обязательной всего лишь раз в год – в период Великого поста, за неучастие в исповеди были определены штрафы.
Развитие духовного образования
Положительной стороной церковных реформ Петра I было то, что он стимулировал развитие духовных школ, они должны были обеспечивать прочность государственной идеологии. «Духовный регламент» предписывал учреждать всесословные училища при архиерейских домах и монастырях. Все дети духовенства обязаны были обучаться в них «в надежду священства». Указы императоров, начиная с Петра I, запрещали допускать детей духовенства к церковным должностям или к «чинам гражданской службы», пока они не пройдут хотя бы одну ступень специальной духовной школы. Повышение образовательного уровня духовенства способствовало решению важной государственной задачи – воспитанию народных масс в христианском благочестии и преданности самодержавию, а также стимулировало развитие церковной науки.
Синодальный период дает яркие образцы христианской учености в лице таких известных митрополитов как Митрофан Воронежский, Димитрий Ростовский, Иоасаф Белгородский, Тихон Задонский. Одновременно их служение на западных рубежах империи обеспечивало идейную поддержку политики, проводимой государством.
- Митрофан Воронежский (1623–1703) оказывал поддержку Петру I, который организовал в Воронеже корабельную верфь для строительства флота, участвовавшего в походе на Азов в 1696 году. В проповедях он поддерживал начинание царя; как правящий архиерей жертвовал на строительство кораблей крупные суммы, считал возможным заимствовать технические знания с Запада, но выступал против вводимых новых обычаев. Известна история, о том, как однажды в Воронеже свт. Митрофан отказался идти на прием во дворец к царю, увидев во дворе статуи обнаженных греческих и римских божеств. Петр пригрозил святителю казнью, но тот ответил цитатой из апостольского послания: «Для меня жизнь – Христос, и смерть – приобретение» (Флп. 1:21). Мужественный ответ смягчил гнев властителя. Петр с уважением относился к святителю, присутствовал на его погребении и даже лично нес его гроб. Святитель Митрофан причислен к лику святых в 1832 г.
- Дмитрий Ростовский (1651-1709) – создатель знаменитых Четьи-Миней, над которым он работал более 20 лет, был сторонником социальных реформ Петра I. «Жития святых» («Четьи-Минеи») – свод жизнеописаний, составленный в 1684–1705 гг. В многотомный труд вошли 664 жития, из них 571 – общеправославных и 65 – русских; жития расположены по месяцам, в целом книги составляют годичный житийный круг. Автор опирался на большое число агиографических и исторических памятников – латинских, греческих и польских, а также церковнославянских. Описания предназначены не только для церковного, но и для домашнего, семейного чтения. Святитель включил в описания фольклорные сказания и дополнил жития назидательными словами. Петр считал Димитрия выдающимся церковным служителем, лично присутствовал на его хиротонии во епископы. Димитрий Ростовский канонизирован в 1757 г. и стал первым святым, прославленным к общерусскому почитанию в синодальный период.
- Иоасаф Белгородский (1705–1754) в 1744 г. по повелению имп. Елизаветы Петровны был возведен в сан архимандрита и переведен на должность настоятеля Свято-Троицкой Сергиевой лавры, а в 1748 г. стал епископом Белгородским и Обоянским. Императрица Елизавета ценила Иоасафа за благочестие и ревность о вере, не раз помогала святителю восстанавливать храмы. Вступив на архиерейскую кафедру, святитель строго следил за благочестием и состоянием храмов, за правильностью совершения богослужения и нравственностью паствы. Большое внимание уделял образованию духовенства, соблюдению устава и церковных традиций. Особенно отличался делами милосердия и благотворительности. Святитель Иосаф канонизирован в 1911 г., при активном содействии императора Николая II.
- Тихон Задонский (1724–1783) – богослов, крупнейший религиозный просветитель XVIII в.; первый из архипастырей запретил в своей епархии телесные наказания священнослужителей, защищал подчиненных от светских властей; заботился о просвещении, открывал школы. В 1765 г. преобразовал Воронежскую славяно-латинскую школу в духовную семинарию, выписав учителей из Киева и Харькова. Тихон Задонский считал гражданскую власть «первой по преимуществу». Главные критерии, по которым святитель оценивал власть, – совесть и разумность. Он не допускал вмешательства в церковные дела светских лиц, например, когда вопрос касался определения кого-либо на священническое или место дьякона. Погребен в Задонском Рождество-Богородицком монастыре, канонизирован в 1861 г.
В отношении Петра I к православию проявляется его противоречивый, бурный нрав. Он строил храмы в новой столице Санкт-Петербурге, начал строительство Алексанро-Невского монастыря (ставшего впоследствии лаврой) и торжественно перевез туда из Владимира мощи св. благ. кн. Александра Невского, защищавшего наши северо-западные территории; возводил храмы в честь военных побед России, участвовал в богослужениях и даже пел на клиросе. Но при этом царь подавлял Церковь, не только ограничивая ее в имущественных правах и влиянии на общественную жизнь, но меняя весь строй ее жизни, унаследованный от Византии. Отмена патриаршества, отказ от соборного характера принятия решений и превращение Синода в одну из коллегий государства, – все это снижало роль Церкви в христианском воспитании народа.
Крайне отрицательное влияние на все слои общества производили устроенная Петром компания под названием «Всешутейший, всепьянейший и сумасброднейший собор».
Это своеобразная шутовская «орденская организация», созданная в начале 1690-х годов, просуществовала около 30 лет, объединяя царских единомышленников. В основу легла пародия на Церковь: участники высмеивали иерархию и ритуалы. Во главе стоял «князь-папа», которого выбирали «кардиналы». На эту должность назначали пожизненно, отказаться от нее было нельзя. В состав входили первые лица государства — полководцы, политики, представители самых знатных фамилий. Они получали шуточные саны диаконов, архидиаконов, архиереев. У членов были особые, похожие на церковные ризы одеяния, на собраниях одобрялась брань, устраивались пародии на святки, на свадьбы. Считается, что с помощью Всешутейшего собора Петр I целенаправленно снижал авторитет церковной власти, стремился сделать подданных менее религиозными.
Все внедряемые Петром новшества роняли авторитет Церкви в глазах образованных слоев, и обращали их либо к католичеству и протестантсву, к которому был во многом склонен сам Петр, либо к поиску мистических учений, утвердившихся среди аристократии в XIX веке. В последующие десятилетия отношение правителей к Церкви во многом зависело от их личного благочестия и влиявшего на них ближайшего окружения. После смерти Петра на короткий срок власть формально перешла к его второй супруге Марте Скавронской, ставшей Екатериной I (прав.1725–1727).
После смерти императора Петра I проявились попытки духовенства противостоять церковным реформам
- Феодосий (Яновский, 1673-1726) – архиепископ Новгородский и Первый вице-президент Синода; стал открыто выступать против действий светской власти, направленных на разорение монастырских вотчин и расстройство монастырей. Расправа не заставила себя ждать. По обвинению в государственной измене он был арестован, лишен сана и под именем чернеца Федоса заточен в тюрьму Карельского монастыря, где и скончался спустя пять месяцев. Его Новгородскую кафедру занял Феофан (Прокопович), который стал к тому времени первым членом Синода.

Архиепископ Феодосий (Яновский)
В 1730 г. на Российский престол взошла Анна Иоанновна (прав.1693–1740), племянница Петра I. Венчание и помазание на царство совершил Феофан Прокопович. Несмотря на запрет для женщин вступать в алтарную часть храма, Анна Иоановна, как затем императрицы Елизавета Петровна и Екатерина II, причастилась в алтаре «по царскому чину». Годы правления Анны Иоанновны вошли в историю под названием «бироновщина» – по имени ее фаворита, правление которого было отмечено засильем иностранцев во всех структурах власти и крайне негативно отразилось на Православной Церкви.
Протесты были бессмысленны и приводили лишь в застенки Тайной канцелярии, без различия чинов и званий.
- Феофилакт (Лопатинский,1670-е -1741) – архиепископ Тверской и Кашинский, богослов и философ, профессор Славяно-греко-латинской академии. Родился в дворянской семье, обучался в Киево-Могилянской академии. По завершении обучения уехал за границу, в Германию и Польшу, затем прошёл полный курс наук в римском коллегиуме св. Афанасия. После возвращения преподавал в Славяно-греко-латинской академии философию и теологию, был префектом, затем ректором, одновременно являясь настоятелем Заиконоспасского монастыря. В 1714–1726 Феофилакт трудился над исправлением славянского перевода Библии. Пётр I высоко оценивал его обширные знания и безупречную репутацию; при образовании Синода он был назначен одним из его членов. При Екатерине I Феофилакт становится архиепископом Тверским и вторым вице-президентом Синода. В 1728 г. архиепископ Феофилакт решился опубликовать труд митр. Стефана (Яворского) «Камень веры», обличавший протестантские религиозные учения, в склонности к которым всегда подозревали Феофана Прокоповича. Книгу запретили к изданию, святителя исключили из Синода и отправили в Тверь. В 1735 он был арестован, лишён всех прав состояния, с 1738 года содержался в заключении, на свободу был выпущен незадолго до смерти.

Архиепископ Феофилакт (Лопатинский)
Елизавета Петровна (прав.1741–1761) – младшая дочь Петра I и Екатерины I, вступила на престол в результате дворцового переворота при поддержке гвардии. Приняв основные преобразования Петра, и сохраняя синодальное управление Церковью, Елизавета все же вернула Церкви часть ее свобод: монастырям были возвращены земли и вотчины, стали возобновляться постриги молодых иноков. Императрица жертвовала на монастыри значительные суммы, началось возвращение из тюрем и ссылок несправедливо осужденных архипастырей и пастырей; число семинарий в России возросло с 17 до 26. Была издана Библия в переводе на церковнославянский язык; по имени императрицы она получила историческое наименование «Елизаветинская Библия»; Троице-Сергиев монастырь получил статус лавры.
Продолжалось развитие церковного образования, начатое Петром I, что привело не только к более высокому уровню духовенства, но даже к выделению из их среды выдающихся богословов и старцев. На этой почве в XVIII веке Церковь прославили свв. преподобные Паисий Величковский и Серафим Саровский, продолживший эту традицию и в следующем веке.
- Паисий Величковский (1722–1794) – монах, переводчик святоотеческих сочинений, богослов, духовный наставник; почитается восстановителем монашеских традиций исихазма[4] и старчества[5]. В 1793 г. в Москве был напечатан славянский перевод «Добротолюбия»[6] – сборника поучений святых Отцов Церкви, основу которого составили тексты, исправленные или переведенные Паисием. Раскрытие духовной стороны веры меняло поверхностное отношение образованных слоев общества к православию как к «обрядоверию». Труды Паисия обратили церковную и светскую интеллигенцию к изучению богословской, исихастской (созерцательной) традиции. Они послужили основой развития богословия в России в XIX веке (Филарет Дроздов, Феофан Затворник, Игнатий Брянчанинов и др.). Его деятельность положила начало возрождению старчества – духовного наставничества не только монахов, но и мирян. Канонизирован РПЦ в 1988 г.

Преп. Паисий Величковский
- Серафим Саровский (1754-1833) в 1786 году принял монашество, был рукоположен в иеродиаконы и в 1793 году в иеромонахи; вскоре покинул обитель и уединился в лесу. В 1807 году принял обет молчания, избегая встреч с людьми; каждую ночь вставал на огромный камень в лесу и молился с воздетыми руками, взывая: «Боже, милостив буди мне грешному». Спустя три года возвратился к братии, и ушёл в затвор, пять лет жил в келье площадью в 2,5 квадратных метра, питался толокном и капустой, в келью не пускал никого. Выйдя из затвора в 1825 году, принял на себя старческий подвиг и стал принимать посетителей, к каждому из которых обращал приветствие «Радость моя, Христос воскресе!». Ведя беседы с посетителями и наставляя их в евангельских истинах, старец выполнял важнейшую священническую функцию душепопечительства мирян. Целью подвижнической жизни преп. Серафим считал «стяжание Святого Духа». Он проявил высшую степень смирения, когда в его жилище пришли грабители, ища богатство, но не найдя ничего для них ценного, избили отшельника, и он, несмотря на природную физическую силу, но согласно монашеским правилам, не оказал им сопротивления, после чего остался согбенным до конца своих дней. Скончался преп. Серафим в молитве, стоя на коленях перед иконой Божьей Матери Умиление (Невесто Неневестная). В канонизации Серафима Саровского особую роль сыграл Николай II. После того, как император прочитал летопись Дивеевской обители, составленную архим. Серафимом Чичаговым (1856-1937, канонизирован в лике священномученика), и описание жития преп. Серафима, император распорядился, чтобы Синод рассмотрел вопрос о причислении Серафима Саровского к лику святых. В Российской империи в то время было очень мало канонизаций, и Синод пытался затягивать решение этого вопроса; вопреки всем правилам, императору пришлось настаивать на канонизации. Прославление Серафима Саровского в лике преподобных состоялось в 1903 году в присутствии царской семьи. В настоящее время преп. Серафим один из широко почитаемых святых во всем православном мире.
В1761 г. скончалась императрица Елизавета, и престол перешёл к её племяннику, вызванному из Германии, изначально лютеранину, в православии – Петру III Фёдоровичу (прав.1761—1762 гг.). Он пренебрежительно относился к церковным службам, иконам, духовенству. В 1762 г. Пётр III издал Указ о полной секуляризации церковной недвижимости, с передачей ведавшей ими «Коллегии экономии» Сенату. Через три месяца после издания указа о секуляризации церковных земель Пётр III был свергнут с престола. В результате дворцового переворота к власти пришла его супруга, немка, изначально лютеранка, вошедшая в историю под православным именем Екатерина II.
Екатерина II (1729–1796) – российская императрица, правившая с 1762 по 1796 г. В ее правление расширились границы Российской империи, укрепилась финансовая система, увеличилось число мануфактур, создана сеть городских школ, открыты Смольный институт благородных девиц и Российская академия наук. Вместе с тем усилилось крепостное право, проведена секуляризация монастырских земель, ужесточилась политика в отношении Церкви. Епархии разделялись на три класса, и содержание их назначалось в зависимости от класса. Число монашествующих сократилось с 12 до 5 тысяч. Закрылись многие обители, монастыри обращались в казармы, госпитали и даже в дома для умалишенных. В 1778 г. были утверждены новые штаты церковных мест.
Все это вызвало ответное сопротивление со стороны ряда иерархов, например, Павла (Конюскевича), (?-1770), митр. Тобольского лишенного сана за протестное письмо в Синод, и митр. Ростовского Арсения Мацеевича.
- Священномученик Арсений (Мацеевич, 1697–1772), митрополит Ростовский и Ярославский был активным противником церковной реформы Петра I. Строгий к подчиненным, владыка встал в резкую оппозицию и к власти. Он настаивал на удалении светских чинов из состава Синода; утверждал, что Синод не имеет канонической основы; заявлял о необходимости восстановления патриаршества. Записка владыки «О благочинии церковном» была ярким примером протеста церковной иерархии против синодальной системы. Екатерина предала его суду Синода, который длился семь дней; владыка был осужден, низведен в звание простого монаха и заточен в Николо-Корельский монастырь. Делу был дан характер политический, и в конце 1767 г. Арсения лишили монашества и приговорили к «вечному заключению». Умер 28 февраля 1772 г. За смиренное перенесение скорбей, нестяжательность и за мученическую кончину святитель причислен к лику святых Русской Православной церкви для общецерковного почитания на Юбилейном Архиерейском соборе в августе 2000 г.

Митр. Арсений Мацеевич
Замыкает историю XVIII века император Павел I (1754–1801, прав. с 1796 г.). Он заложил основы новой системы престолонаследия, согласно которой, российский престол не мог занимать человек не православного вероисповедания. Павел считал себя религиозным человеком; он освободил духовных лиц от телесного наказания, увеличил штатные оклады духовенству, принял меры по обеспечению вдов и сирот духовного звания, повысил ассигнования на духовные школы. Содержание штатных монастырей было удвоено, из государственной казны стали выдавать содержание и заштатным монастырям по 300 рублей в год. Монастырям было дозволено увеличить принадлежавшие им незаселенные земельные участки, отведенные под огороды, покосы и выгоны. При этом император считал своим долгом всячески поддерживать Папу Римского, иезуитов и Мальтийский орден, который возглавил в 1798 г. После упразднения патриаршества Павел первым из русских самодержцев официально назвал себя главой Церкви.
В этот период высокой ученостью отличились митрополит Платон (Левшин), которого еще в 1763 году Екатерина II определила придворным проповедником и законоучителем наследника российского престола – великого князя Павла Петровича, и архиеп. Гавриил Петров – член Российской Академии наук.
- Митрополит Платон (Левшин, 1737-1812) – член Святейшего синода, митрополит Московский и Коломенский; учился в Коломенской семинарии, затем в Заиконоспасской Славяно-Греко-Латинской академии; преподавал в академии латынь и российскую поэзию, затем был переведён учителем риторики в лаврскую семинарию. В 1758 году принял монашеский постриг. С 1761 года занимал должность ректора Троицкой лаврской семинарии, преподавал в ней богословие, способствовал учреждению единоверия. Возглавлял Славяно-греко-латинскую академию. В 1775 году стал архиепископом Московским и Калужским. После гибели имп. Павла совершил коронацию Александра I и его супруги Елизаветы Алексеевны 15 сентября 1801 г.
- Гавриил Петров (1730-1801) – с 1769 г член Синода, с 1770 г. архиепископ С.-Петербургский и Ревельский с настоятельством в Александро-Невском монастыре. Богослов и проповедник; член Российской Академии наук. Спас от запустения Валаам и Коневец, и от упразднения Московский Симонов монастырь; очень заботился о своем Александро-Невском монастыре: построил в нем новый собор Св. Троицы; пытался и в столичном монастыре завести «порядок пустынный»; содействовал учреждению единоверия (со староверами). Особенное внимание Гавриила было обращено на духовные школы: в 1788 г. он соединил С.-Петербургскую и Новгородскую семинарии в одну под именем Главной, с расширенным курсом наук; в 1797 г. эту семинарию он преобразовал в Академию; учредил несколько низших духовных училищ. После Гавриила остались в рукописи лекции по догматическому богословию. Имп. Павел пожаловал митр. Гавриила, первого из духовных лиц, кавалером ордена Св. Андрея, а затем и Александра Невского; предоставил ему первое место в церемонии своей коронации.
Правление Павла I продлилось недолго, с 1796 по1801 годы. Убийство императора знаменовало границу между XVIII и XIX столетиями – абсолютизмом и проникновением в верхи общества либеральных идей.
* * * * *
Подводя итоги нашему краткому обзору, отметим, что XVIII век был крайне противоречив в вопросе отношений Церкви и государства. Борьба двух властей за первенство, продолжавшаяся веками, завершилась полным подчинением Церкви империи. Лишение экономической базы, подчинение Синоду, контролировавшемуся назначаемым императором светским лицом, утверждение или не утверждение всех решений Синода, объявление императора главой Церкви, перевод духовенства на государственные оклады и многие другие ограничения отнимали самостоятельность Церкви, искажали ее внутреннюю природу, приводили к потере влияния и авторитета в обществе. Любые попытки сопротивления со стороны иерархов подавлялись жесточайшим образом.
Результатом противостояния Петровским реформам со стороны патр. Адриана и местоблюстителя Стефана Яворского стала отмена патриаршества; наиболее пострадали за свои смелые выступления архиеп. Феодосий Яновский, архиеп. Феофилакт Лопатинский и митрополит Арсений Мацеевич.
Но жизнь многогранна, и в плохом может прорасти нечто хорошее. Церковь, отрешенная в значительной мере, от государственных дел, росла духовно. Именно в этот противоречивый период истории произошло возрождение исихастской практики, имевшей место в России ранее в лице преп. Сергия Радонежского (1322-1392) и его многочисленных последователей; были заложены основы переводов трудов святых Отцов Церкви, фундамент русского православного богословия (Паисий Величковский) и старчества (Серафим Саровский). Эти ростки получили свое дальнейшее развитие в XIX веке.
При внешнем благополучии и активном взаимодействии Церкви и государства происходило их всё большее удаление друг от друга. Россия вступала в XIX век – период либеральных идей, расшатывавших привычные устои. Государство, подрывая духовные основы народной жизни, вопреки собственным интересам вело исторический процесс к завершению монархии, что и произошло в 1917 году, когда ни народные массы, ни церковные круги не стали на ее защиту, в надежде на улучшение своего положения в результате смены общественного строя. Как показала история, надежды эти оказались совершенно иллюзорны, но этот период требует отдельного рассмотрения[7].
* * * * *
Выставка «Православие в истории Российского государства» продолжит работу в Государственном музее истории религии (Санкт-Петербург)
до 23 ноября 2025 г., по адресу: Почтамтская ул., д. 14.
Вся информация на сайте музея: gmir.ru
[1] Репортаж с открытия выставки http://kirill-mefodiy-chteniye.ru/istochnik-nadezhdy/%d0%bd%d0%b0%d1%88-%d1%80%d0%b5%d0%bf%d0%be%d1%80%d1%82%d0%b0%d0%b6.html#more-7547
Тематически над выставкой работали научные сотрудники, кандидаты наук: С.О. Семенова (куратор выставки), А.В. Карпов, О.С. Хижняк.
[2] . Статья о богословских основах Российской государственности: http://kirill-mefodiy-chteniye.ru/istochnik-nadezhdy/%d0%bf%d1%80%d0%b0%d0%b2%d0%be%d1%81%d0%bb%d0%b0%d0%b2%d0%b8%d0%b5-%d0%b2-%d0%b8%d1%81%d1%82%d0%be%d1%80%d0%b8%d0%b8-%d1%81%d1%82%d0%b0%d0%bd%d0%be%d0%b2%d0%bb%d0%b5%d0%bd%d0%b8%d1%8f-%d0%b8-%d1%83.html#more-7509
[3] Полное название: «Камень веры: православным церкви святой сынам — на утверждение и духовное созидание; спотыкающимся же о камень преткновения и соблазна — на вставание и исправление». Книга включает в себя двенадцать обширных трактатов, которые охватывают различные аспекты православного вероучения. Среди них: о святых иконах, о знамении Честного Креста, о святых мощах, о Таинстве Евхаристии и другие.
[4] Исихазм (от греч. ἡσυχία (исихия) — «молчание, безмолвие, покой») – мистическое течение в монашестве, древняя традиция духовной практики, основанная на созерцательном сосредоточении на Иисусовой молитве (полный вариант: Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй, мя, грешного. Краткий текст: Господи, помилуй). Практика возникла в ранний период христианства, получила обоснование в трудах преп. Григория Паламы (1296-1359)
[5] Старчество – монашеская практика, основанная на исповедании помыслов более опытному монаху, его духовном наставничестве и полном послушании старцу.
[6] «Добротолюбие» — сборник духовных аскетических произведений, написанных разными христианскими подвижниками с IV по XV век. Большая часть текстов принадлежит к традиции исихазма.
[7] Рекомендуемая литература по теме выставки:
Цыпин В.А., Демидов Г.В., Метлик И.В. и др. История Русской Православной Церкви. Изд-во «Просвещение», 2017 г. С. 240. Книга, изданная как учебное пособие, написана доступным языком, интересна и увлекательна для всех, кто не ограничивается формальными сведениями по истории нашей Родины, показывает неразрывную связь истории России с историей Русской Православной Церкви.