Библии есть рассказ о юноше Давиде, который вызвался на борьбу с гордым похваляющимся Голиафом, великаном вражеского войска. Голиаф был в доспехах и вооружен, а у Давида ничего не было, кроме пастушеской одежды и пращи. От поединка Давида зависела не только его судьба, но и судьба его войска и народа. Помолившись, призвав помощь Божию, Давид вышел на свой исторический поединок и, попав метким камнем в лоб Голиафа, свалил великана и его же мечом отрубил ему голову. Давид сделался национальным героем, вождем своей страны. Поняв зависимость человеческой жизни от Бога и ясно увидев всю призрачность, шаткость всякой внешней, только материальной силы, он стал религиозным певцом, поэтом, пророком и учителем всего человечества.
Есть подвиги, исходящие из глубины человечности, из светлой веры человека, и есть подвиги случайные. Некоторые храбрецы могут показать удивляющий героизм, но после сейчас же сделаться людьми, лишенными всякой нравственной устойчивости, стать, зверями в человеческом образе. Превышающие человеческую меру герои бывали и могут быть нравственно слабыми людьми.
Подвиг, зависящий от случайности, удальства, честолюбия или возбуждения вином, — не есть настоящий подвиг. Истинный подвиг исходит из глубокого содержания человеческого духа, он проходит через всю жизнь человека. Степан Разин и Емельян Пугачев были бесспорными храбрецами и удальцами, но храбрость Суворова, Сусанина, Александра Невского, Дмитрия Донского — иного порядка, иного духа и разума… «Не в силе Бог, а в правде», — сказал Александр Невский, тоже, как и Давид, призывавший Бога себе на помощь.
«Воину подобает быть, — говорит Суворов, — справедливу, благочестиву; молись Богу, от Него победа». И постоянно повторяет: «Грех напрасно убивать, помилуй Бог, мы — русские».
В письме к своему племяннику он подробнее указывает на основы того внутреннего героизма, без которого не может быть подлинного воина.
Воин, по Суворову, должен быть «…отважен без запальчивости, подчинен без унижения, начальник без излишней на себя надежды, победитель без тщеславия, благороден без гордости, во всем гибок без лукавства, тверд без упорства, скромен без притворства, всегда одинаков, на все способен без ухищрения, услужлив без всяких для себя выгод, решителен, избегая известности, враг зависти, ненависти и мщения; противников своих низлагает он своим снисхождением и владычествует над друзьями в непоколебимой верности. Он утомляет тело свое, дабы укрепить его больше; стыдливость и целомудрие в нем царствуют. Христианский закон служит ему нравоучением его. Исполнен чистосердечия, гнушается ложью, попирает он всякое лукавство. Честь и честность его особенные качества…»
Такова суворовская формула героизма, определение души подвига.
Подвиг нужен не только в военное время, Может быть, еще более он нужен в мирное время. Мирное время есть тоже время борьбы. Если мы живем в мире, мы живем только благодаря многим подвигам окружающих нас людей. Сколько незаметного, тихого, но подлинного героизма в мире, самоотвержения и бескорыстия. Как оценить подвиг наших матерей, их бессонные долгие ночи и страдания материнства? Как взвесить терпеливый и самозабвенный труд наших отцов? Человечество спасается подвигом родителей своих, воспитателей, педагогов, бескорыстных врачей, жертвенных ученых и особенно добрых пастырей Христовой Церкви, помогающих духовному спасению людей от зла и греха.
Духовная война непрестанно идет в мире, идет она в наши дни, разделяя пополам каждое человеческое сердце; война зла против добра и добра против зла; идет поход лжи против истины и сверкает меч истины против лжи; идет война злобы против любви и ведет великую свою борьбу любовь.
Архиепископ Иоанн (Шаховский)
«Ценность и личность». Минск. 2011