О ПОДВИГЕ

Библии есть рассказ о юноше Давиде, который выз­вался на борьбу с гордым похваляющимся Голиафом, ве­ликаном вражеского войска. Голиаф был в доспехах и во­оружен, а у Давида ничего не было, кроме пастушеской одежды и пращи. От поединка Давида зависела не только его судьба, но и судьба его войска и народа. Помолившись, призвав помощь Божию, Давид вышел на свой историче­ский поединок и, попав метким камнем в лоб Голиафа, свалил великана и его же мечом отрубил ему голову. Давид сделался национальным героем, вождем своей страны. Поняв зависимость человеческой жизни от Бога и ясно увидев всю призрачность, шаткость всякой внешней, только материальной силы, он стал религиозным певцом, поэтом, пророком и учителем всего человечества.

Есть подвиги, исходящие из глубины человечности, из светлой веры человека, и есть подвиги случайные. Неко­торые храбрецы могут показать удивляющий героизм, но после сейчас же сделаться людьми, лишенными всякой нравственной устойчивости, стать, зверями в человече­ском образе. Превышающие человеческую меру герои бывали и могут быть нравственно слабыми людьми.

Подвиг, зависящий от случайности, удальства, честолю­бия или возбуждения вином, — не есть настоящий подвиг. Истинный подвиг исходит из глубокого содержания че­ловеческого духа, он проходит через всю жизнь человека. Степан Разин и Емельян Пугачев были бесспорными храб­рецами и удальцами, но храбрость Суворова, Сусанина, Александра Невского, Дмитрия Донского — иного поряд­ка, иного духа и разума… «Не в силе Бог, а в правде», — ска­зал Александр Невский, тоже, как и Давид, призывавший Бога себе на помощь.

«Воину подобает быть, — говорит Суворов, — справедливу, благочестиву; молись Богу, от Него победа». И постоянно повторяет: «Грех напрасно убивать, помилуй Бог, мы — русские».

В письме к своему племяннику он подробнее указывает на основы того внутреннего героизма, без которого не может быть подлинного воина.

Воин, по Суворову, должен быть «…отважен без запальчи­вости, подчинен без унижения, начальник без излишней на себя надежды, победитель без тщеславия, благороден без гордости, во всем гибок без лукавства, тверд без упор­ства, скромен без притворства, всегда одинаков, на все спо­собен без ухищрения, услужлив без всяких для себя выгод, решителен, избегая известности, враг зависти, ненависти и мщения; противников своих низлагает он своим снис­хождением и владычествует над друзьями в непоколеби­мой верности. Он утомляет тело свое, дабы укрепить его больше; стыдливость и целомудрие в нем царствуют. Хри­стианский закон служит ему нравоучением его. Исполнен чистосердечия, гнушается ложью, попирает он всякое лу­кавство. Честь и честность его особенные качества…»

Такова суворовская формула героизма, определение души подвига.

Подвиг нужен не только в военное время, Может быть, еще более он нужен в мирное время. Мирное время есть тоже время борьбы. Если мы живем в мире, мы живем только благодаря многим подвигам окружающих нас лю­дей. Сколько незаметного, тихого, но подлинного геро­изма в мире, самоотвержения и бескорыстия. Как оце­нить подвиг наших матерей, их бессонные долгие ночи и страдания материнства? Как взвесить терпеливый и само­забвенный труд наших отцов? Человечество спасается подвигом родителей своих, воспитателей, педагогов, бес­корыстных врачей, жертвенных ученых и особенно до­брых пастырей Христовой Церкви, помогающих духов­ному спасению людей от зла и греха.

Духовная война непрестанно идет в мире, идет она в наши дни, разделяя пополам каждое человеческое сердце; война зла против добра и добра против зла; идет поход лжи против истины и сверкает меч истины против лжи; идет война злобы против любви и ведет великую свою борьбу любовь.

Архиепископ Иоанн (Шаховский)
«Ценность и личность». Минск. 2011

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: