Церковь отмечает память первоверховных апостолов Петра и Павла в один день потому что что они равно угодили Богу, хотя если мы вглядимся в их жизнь, то увидим, сколь они различны: неграмотный простой рыбак Петр и мудрейший Павел, который был очень учен и знал несколько языков. Петр был женат, Павел нет. Петр был самым приближенным учеником Господа, а Павел никогда при жизни Господа не видел и даже с апостолами очень мало общался.
Павел был даровитым, замечательно воспитанным юношей, чтущим закон, любящим Господа, фарисеем и сыном фарисея, одним из любимейших учеников праведного еврейского законоучителя Гамалиила; он мог бы быть первосвященником Израиля. Почему же Господь медлил и обратил его к Себе после всех апостолов? Для чего попустил ему стеречь одежду, когда бросали камнями в первомученика Стефана? Ведь свет, который осиял его на пути в Дамаск, мог его просветить и годом раньше. Разве Павел был менее других достоин послужить Христу? Нет, он был достоин более, и потрудился он больше всех других апостолов, но свойство человека таково, что чем больше ему дано от Бога, тем больше он склонен к гордости.
У нас у всех есть такая черта: то, что дано от Бога, приписывать себе. Мы почему-то считаем, что те дарования, которые имеем по природе, являются нашим преимуществом перед людьми. Часто человек кичится умом — но может ли он без учителей, без книг прибавить себе ума? Кичится и образованием — а если бы родители не потрудились, то никакого бы образования не было, потому что это все труд старших. Человек кичится своей внешностью, или еще чем-нибудь. Это происходит от того, что в силу падшести нашего естества, в силу гордости у нас помрачается ум.
Вот этой заразы, гордости, и опасался Господь, поэтому Он попустил Павлу быть сперва гонителем Церкви. Это потом его всегда останавливало и смиряло. Вспоминая свою юность, он говорил: я был извергом. Господь помог Павлу также тем, что послал ему постоянную болезнь. И хотя апостол Павел исцелял людей и воскрешал мертвых, но сам болел — потому что болезнь не дает человеку превозноситься.
И апостол Петр был тоже постоянно смиряем Господом. Христос его очень любил за его горячую преданность и всегда брал с Собой:и когда преобразился на горе Фавор, и во все другие особо важные минуты Своей жизни. Петр ощущал эту любовь и близость Господа к себе и часто произносил весьма самонадеянные речи. Так и перед крестной смертью Спасителя он сказал: я готов с Тобой идти на смерть. Но Господь предрек, что он трижды в эту ночь отречется от Него.
Почему он вдруг испугался? Вообще почему людей иногда посещает страх? Страх возникает в душе человека, когда от него отходит Дух Божий и он остается предоставленным самому себе. Когда же в человека вселяется Дух Божий, с Ним приходит совершенная любовь, изгоняющая страх.
Апостол Петр был так смирен Господом, потому что благодать, которую он должен был принять,— это огромный дар и удержать его можно лишь величайшим смирением. Бог гордым противится и только смиренным дает благодать.
Вот так премудро Божиим промыслом устроялась жизнь славных мужей, которых мы прославляем в этот день, так же и наша жизнь устрояется Господом. И Святая Церковь премудро установила, что перед этим праздником мы проводим пост, потому что пост есть время смирения и молитвы.
Протоиерей Димитрий Смирнов
Источник: www.pravmir.ru