Мотивы Воскресения в русском сознании

 

 

 

 

 

 

архимандрит Елеазар (Иванов) 

 

 

 

МОТИВЫ ВОСКРЕСЕНИЯ В РУССКОМ СОЗНАНИИ

 

«Чаю Воскресения мертвых», — говорится в Символе Веры. Из живых существ только человек жаждет бессмертия. Даже атеизм пытается создать его суррогат в виде бессмертия в делах и памяти потомков. Свойства человеческого духа наводят на мысль о не подвластности его материальному закону распада. Идею бессмертия поддерживает подавляющее большинство мыслителей на протяжении всей истории.

Библия учит не просто о бессмертии духа, но и о грядущем воскресении. Созданный как существо, связующее два начала, духовный и телесный человек в преображенном мире не останется только духом. Он обретет просветленную плоть, подобную плоти Воскресшего Христа (I Фес. 13, 1-17).

Смерть в русском народе никогда не представлялась как постоянное расставание с близким человеком. Из Священного Писания известно, что ветхозаветный Енох переселен на небо. Матерь Божия «преставилась к Животу». Умерший человек называется «новопреставленным» — переселенным в другую жизнь.

Весь чин православного отпевания усопшего (уснувшего) наполнен радостью, надгробное рыдание претворяется в гимн Богу, в славословие Жизнодавца, — «Аллилуя».

«Глубиною мудрости, человеколюбия вся строя», Всещедрый Бог, Создатель подает человеку полезное. Наши взгляды и желания ограничены грехом и часто мы думаем, что тело полагается в погреб, в который, когда еще не было холодильных установок, помещались продукты питания, чтобы пользоваться ими в теплые времена года. Похороны тоже говорят о том, что мы хороним, сохраняем человека (производное выражение «камера хранения»), сберегаем, чтобы потом во всеобщее воскресение встретиться. Иногда похороны называют «проводами» человека в другое местопребывание. В речах на похоронах всегда обращаются к живому человеку, говоря например: «дорогой Иван Иванович», а не «дорогой труп».

В любом, даже незначительном населенном пункте есть кладбище, куда складывают тела (склад, клад – слова, означающие место хранения). Если представить землю с множеством кладбищ, то она будет огромным погостом, где находятся люди, «погостившие» на этой земле и ушедшие в вечную жизнь.

Во всех словах и выражениях православные люди не мыслят о смерти, а лишь говорят о переселении, о переходе в другую жизнь. Христос Своею смертию на кресте и Воскресением попрал смерть.  «Где твое, смерте, жало, где твоя, аде победа?» — выражается святитель Иоанн Златоуст. Воскресший Спаситель даровал жизнь находящимся во гробах, смерть исчезла, а людская память с древних времен сохранила другие названия расставания с родными и близкими.

Это свидетельствует о том, что наши предки веровали во всеобщее Воскресение и берегли тела для предстоящей встречи, украшая, ухаживая за местами их нахождения. «Чаю (ожидаю) Воскресения мертвых и жизни будущего века».

Из жизни ученого Фарадея известен случай, красноречиво говоривший о вере во всеобщее Воскресение:

В кислоту серебряную ложку
Уронил сотрудник Фарадея.
Растворилась та в процессе сложном —
Озарила химика идея.

Фарадей, руководимый верой,
Утешал унылого собрата:
Кислота, что вашу ложку съела,
Возвратит ее из недр обратно.

Он насыпал в колбу реактивы
И в сосуде с кислотою серной,
Как итог реакции активной,
Серебро опять на дно осело.

Серебра бесформенную массу
Фарадей дал другу ювелиру,
Ложку снова изготовил мастер —
Инструмент, орудие для пира.

Точно также Бог пылинки тела
Соберет в день светлый Воскресенья,
Если будет действующей вера —
Наша вера в Божие спасенье.

Сокрушая смертные законы,
Бог отделит хижину от глины
Силой слов, с которой не знакомы
На земле земные ювелиры.

Святой апостол Павел прямо говорит, что хотел бы «разрешиться», освободиться от тела, чтобы быть со Христом. Но чтобы быть со Христом, находиться в Его славе, надо провести жизнь по возможности свято, порядочно, следует готовить себя для новой жизни посредством тех заповедей, которые Христос принес на землю и которые возводят человека на небо.

Милосердый, любящий Отец Небесный сделал все, чтобы спасти человека. Его установления хранятся в Священном Писании и Священном Предании. В святой Православной Церкви совершаются таинства, издревле установленные, в которых подается Благодать Св. Духа, помогающая достойно совершать земное странствование.

Пламенное оружие уже не хранит врат Эдемских, как говорит кондак Крестопоклонной недели, «на тыя бо найде преславный соуз, древо крестное. Смертное жало и адова победа прогнася, предстоя бо еси, Спасе мой, вопия сущим во аде: внидите паки в рай».

Стало возможным вторично войти человеку в рай. Для этого необходимо слушать голос Православной Церкви в лице ее Первостоятеля – Ангела Русской Православной Церкви и управляющих епархиями святителей, которые руководствуясь Святым Писанием, берегут Святое Предание и все устрояют на их основе. Верующий может не сомневаться в своих жизненных решениях, если они согласны с призывами Священноначалия, которое является продолжателем дела Христа и апостолов.

Воскресший Господь поддержит верующего человека, укрепит силы, отгонит сатанинские ухищрения и будет постоянным Руководителем в небесные селения.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: