ЮРИЙ УТКИН
публицист
ЕВРОПА, WHILE
Европа, до тех пор, пока ты не переосмыслишь своё прошлое,
ты не будешь иметь своего будущего
В 1517 году в Европу пришла эпоха Реформации (протестантизма, кальвинизма, англиканства и т.д.), отцами-основателями которой считаются Мартин Лютер (из Виттенберга) и (несколько, позднее) Жан Кальвин (г. Нуайон, французская провинция Пикардия).
Так же, как понятие «прогресс», характеризующее развитие человеческой цивилизации в ее технологических аспектах «комфорта, потребления и удобства использования», «Реформация» замаскировала свой лик одновременно процветающей в это же время в Европе – «эпохой Возрождения». Мы связываем с европейской эпохой Возрождения имена средневековых писателей, поэтов, скульпторов, мыслителей, художников. Но, на само явление «Реформации» их творчество повлияло самым различным образом. Можно ли винить русского народного поэта Некрасова в том, что он своими произведениями «милость к падшим призывал»? Фрески Рафаэля и творчество Микеланджело ну никак не могли повлиять на появление Реформации.
И, однако, она появилась, как своеобразный «противовес» европейскому католицизму.
Подробнее. В 330 году по указу и утверждению римского сената столица (уже христианской) Римской Империи переносилась в Константинополь со всеми атрибутами и регалиями христианского первосвященства. Но, та часть высшего христианского духовенства, которая осталась в Риме и которую составляли духовные лица, произошедшие из римских мажордомов (управляющих домами римского олигархата) и потомков высших (языческих) жрецов Рима, в течение последующих веков отпала от истинного православия и образовала «католическую» ветвь христианства.
Связь европейских католиков с Византийской православной Церковью была утеряна. Процесс окончательного «оформления» католицизма закончился где-то к VIII – IX векам после Рождества Христова.
Сама Православная Византия к тому времени переживала тяжелые времена и неоднократно подвергалась нашествиям разноплеменных княжеств и государств Европы, попутно грабивших богатейшее государство мира (империю), включавшее также некоторые страны Европы. Почему попутно, потому что провозглашаемой самоцелью военных европейских крестовых походов было освобождение Гроба Господня от арабских магометан, завоевавших Палестину.
Особенно варварским и разорительным для Византии был крестовый поход 1204 года, от которого Империя не могла оправиться вплоть до своего падения в 1453 году, а сама Европа составила свое благосостояние на награбленных богатствах Византии.
Но, вернемся к эпохе Реформации. Итак, если католичество для нас является отступлением от истинной (православной) христианской веры, то это вовсе не означает, что мы не признаем католиков – христианами. Так же, как мы признаем и протестантов – христианами. Понятное дело, что ветвящееся дерево «искаженных вероучений», причисляющих себя к христианству – не может бесконечно множить свои «древовидные» сущности. Поэтому все остальные «ветки» и «веточки» правильнее называть – сектами.
Итак, в 1517 году в Европе произошла Реформация, в ходе которой возникали и заканчивались войны, образовывались новые государства, менялись государственные границы. Центром европейского католического пространства являлась «Священная Римская Империя германской нации», возглавляемая представителями династии Габсбургов. Поэтому после 1517 года в Европе, кроме католического Ватикана – государства в государстве (Рима), и «Священной Римской Империи германской нации», появился и центр «Реформированного католицизма» – протестантства – правда, «распределенный» по некоторым областям Франции (гугеноты), германских земель, Нидерландов, Англии. Карл V (1519 – 1556 гг.), возглавляющий «Священную Римскую Империю германской нации» и унаследовавший короны четырех династий – Бургундии, Австрии, Кастилии и Арагона, в апреле 1521 года объявил рейхстагу, заседавшему в Вормсе: «Для защиты христианского мира я решил прозаложить мои королевства, владения и друзей, мою плоть и кровь, душу и жизнь», что позволило западным историкам представлять его (Карла V) олицетворением идеи «единства Европы».Увы, достичь желаемого «единства Европы» так, как этого хотел Карл V, не получилось.
В первой половине XVI века утверждение протестантства носило характер княжеской реформации – так было и в Англии, и в Дании, и в Швеции, короли которых, порвав с Римом и конфисковав владения католического духовенства, образовали национальные церкви. «Их пример вызывал затаенную зависть у монархов, сохранявших добровольно или вынужденно верность католицизму». Здесь нелишне вспомнить, что в 1431 году при осаде Орлеана английскими претендентами на французский престол, ожидавшаяся победа англичан была вырвана из их рук небезызвестной Жанной Д Арк, причисленной католической церковью спустя шестьсот лет (в 1920 году) к лику святых. Благодаря этой победе французская нация не потеряла свою государственную территорию и свои национальные традиции и идентичность. И, наверное, благодаря этой победе соотношение числа французских католиков и протестантов отличалось от такого соотношения в Англии в пользу католиков.
В 1556 году на испанский престол «Священной Римской Империи германской нации» взошел сын короля Карла V Филипп II, третьим браком женившийся на Марии Тюдор, скончавшейся в 1558 году. Но, этот брак испанского короля не ознаменовал собой прочного примирения Габсбургов и Валуа, тщетно ожидавшимся в разоренной религиозными войнами Европе, хотя знаменитый поэт той поры Ронсар восторгался тогда «божественным миром, прекрасным как утренняя заря», и брачным союзом, «тесно соединявшем Испанию с Францией узами, которыми навсегда скрепляет любовь». Некоторые вельможи Европы характеризовали этот брак 1559 года как заговор против религиозной свободы Европы.
24 августа 1572 года кровавая Варфоломеевская ночь в Париже поразила воображение современников и потомков своей жестокостью. Это избиение протестантов (гугенотов) католиками отчасти было местью за избиение гугенотами католиков в Ниме (город на юге Франции) в день Святого Михаила в 1569 году. Однако, современные западные исследователи уже не считают вдохновительницу этого избиения Екатерину Медичи (мать короля Франции Генриха II) «иностранкой, питающей вражду и злобу к каждому…», поскольку эксцессы подобного рода часто вспыхивали спонтанно и не носили организованного характера. Более того, следует вспомнить о трех экспедициях «испанской армады» в царствование Филиппа II (1556 – 1598 гг.), посланных в Англию для подавления протестантского движения, когда все эти три экспедиции разметало ураганом и штормами Атлантики. Гибель одной из них – «Непобедимой армады» – позволила англичанам продолжать военную поддержку мятежных голландцев и гугенотов Франции. Королю Филиппу II Божественным Провидением как бы «намекалось», что «не колесницами и не мечом» поддерживается дух веры.
В 1564 году Филипп II писал папе Пию IV: «Чем допустить малейший ущерб для истинной религии и служению Господу, я предпочел бы потерять все свои владения и, если бы я мог – сто раз лишиться жизни, ибо я не являюсь и не буду правителем еретиков».
История средневековых войн в Европе показывает, что часто их «беспринципность» в выборе союзников нельзя было объяснить какими-то разумными доводами и аргументами. Но одно – несомненно. Сторонники Реформации – протестатизма и кальвинизма – обладали этой «беспринципностью» в гораздо большей степени, чем католики; поскольку эти союзы заключались с турецкой Портой – явным военным противником христианской Европы. Такая ситуация и «расстановка сил» в Европе сохранялись все последующие века, вплоть до Первой и Второй Мировой войны.
И, если в Первой Мировой войне «наследниками Реформации» был достигнут определенный успех – Германия и Россия лишились своих императорских престолов (Вильгельм II и император Николай II), а также и всей своей аристократии; то во Второй Мировой войне успехи этих «реформаторов» были гораздо скромнее. Поскольку победила Православная Россия (Союз Советских Социалистических Республик), и «Третий Рим» (Москва – «Третий Рим») продолжил свое существование.
И здесь нелишне заметить, что как Англия – давно отпавшая от истинной христианской веры, так и Франция – центр протестантской оппозиции католичеству и родина Вольтера, блестяще сыграли свою роль. Англия оттягивала насколько можно вступление страны в войну, Франция не оказала германскому агрессору какого-либо серьезного сопротивления.
Именно поэтому людские потери России в этой войне оказались колоссальны.
И, как в середине второго тысячелетия в центре «Реформации» (отпадения от христианства) оказались – германские княжества, Франция и Англия, так же и в начале третьего тысячелетия в центре «Соединенных Штатов Европы» оказываются те же страны.
Те же потомки «эпохи Реформации», которые не нашли себе места в Европе и переселились в США несколько веков назад, продолжают «гнуть свою линию». В преддверии «парада Победы» в России, посвященному 75-летию победы в Великой Отечественной Войне, беспорядки в Америке, вызванные убийством негра, направляются в определенное русло.
Наряду с уничтожением памятников отцам-основателям США раздаются призывы громить христианские церкви и храмы, поскольку «именно Христос благословил белых на то, чтобы черные рабы на них работали (?!)».
Что, «Реформация» продолжается?