Протоиерей Сергий Рыбаков
Протоиерей Димитрий Моисеев
Виктор Слободчиков
Протоиерей Евгений Шестун
Марина Захарченко
Андрей Остапенко
Священник Константин Зелинский
НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Проект
Авторский коллектив:
Слободчиков Виктор Иванович, доктор психологических наук, профессор, член-корреспондент РАО, руководитель авторского коллектива (г. Москва); |
Остапенко Андрей Александрович, доктор педагогических наук, профессор (г. Краснодар); |
Шестун Евгений Владимирович (архимандрит Георгий), доктор педагогических наук, профессор (г. Самара); |
Захарченко Марина Владимировна, доктор философских наук, профессор (г. Санкт-Петербург); |
Рыбаков Сергей Юрьевич, кандидат физико-математических наук, доцент, протоиерей (г. Рязань); |
Моисеев Дмитрий Александрович, кандидат биологических наук, протоиерей (г. Алатырь); |
Коротких Сергей Николаевич, протоиерей (г. Калининград);
Зелинский Константин Владленович, кандидат педагогических наук, протоиерей (Волгоградская обл.). |
Эксперты и консультанты проекта:
Громыко Юрий Вячеславович, доктор психологических наук, профессор, академик РАЕН, директор Института опережающих исследований и управления человеческими ресурсами им. Е.Л. Шифферса (г. Москва);
Крупнов Юрий Васильевич, действительный государственный советник Российской Федерации 3-го класса, член Научного совета при Совете безопасности Российской Федерации (г. Москва);
Черникова Тамара Васильевна, доктор психологических наук, профессор кафедры психологии образования и развития Волгоградского государственного социально-педагогического университета (г. Волгоград);
Бурлакова Ирина Ивановна, доктор педагогических наук, член Межрегиональной просветительской общественной организации «Объединение православных учёных», член правления Московского отделения Международной общественной организации «Союз православных женщин», профессор Академии социального управления (г. Москва);
Теплова Анна Борисовна, кандидат педагогических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» (г. Москва);
Хребтова Анастасия Ивановна, советник Межъепархиальной Коллегии по религиозному образованию Калининградской митрополии Русской Православной Церкви по вопросам взаимодействия с государственными и муниципальными органами управления образованием (г. Калининград);
Галиев Сергей Сергеевич, кандидат филологических наук, эксперт демографического прогнозирования (г. Москва);
Зверев Сергей Михайлович, кандидат педагогических наук, методолог-консультант, руководитель научно-методической службы АНО «Центр инновационных проектов и медиаресурсов в образовании» (г. Москва);
Рябцев Владимир Константинович, кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник ФГБНУ «Институт изучения детства, семьи и воспитания РАО» (г. Москва);
Писарев Сергей Владимирович, президент фонда «Русский предприниматель», член Координационного совета Собора родителей России;
Давыдов Александр Анатольевич, предприниматель, член Координационного совета Екатеринбургского городского родительского комитета.
НАЦИОНАЛЬНАЯ ДОКТРИНА ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Национальная доктрина образования в Российской Федерации (далее – Доктрина) – базовый документ, определяющий основания перехода к национально ориентированному образованию. Доктрина находится в соответствии со Стратегией национальной безопасности Российской Федерации.
Доктрина задаёт ориентиры качественного и подлинно общенародного образования, необходимые для обеспечения суверенного развития России, её многонационального и многоконфессионального народа.
Доктрина определяет государственную политику в сфере отечественного образования, предъявляет национальный образовательный идеал, служит методологической основой для разработки, совершенствования и реализации комплекса нормативно-правовых актов: концепций, стратегий, программ развития и планирования деятельности в сфере образования.
Правовой базой Доктрины служит Конституция Российской Федерации.
Введение
Культурное своеобразие, особенности национального менталитета, ценностные основы жизни российского общества определены более чем тысячелетней историей Государства Российского.
Культурно-исторически Россия относится к восточной (византийской) ветви Средиземноморской цивилизации, оформившейся через преобразование греко-римской античности, – мощной государственности и культуры римского мира на началах христианства. Это определяет общие с Православным Востоком и историческим Западом эстетические, интеллектуальные и культурные корни. При этом Россия – евразийская держава, много веков объединяющая в себе Европу и Азию (Запад и Восток), что обусловлено её географическим положением и проявляется в многонациональности, многоконфессиональности. Со многими странами Азии Россия имеет вековую совместно прожитую историю и/или тесные экономические и политические связи.
В истории России, в становлении и развитии её духовности и культуры особую роль играет православие как культурообразующая религия исторической Руси. Русскому языку и великой русской культуре принадлежит ключевая объединяющая роль в формировании исторического сознания многонационального народа России. Существование и развитие российской государственности возможно лишь при наличии духовной крепости и твёрдой культурно-исторической памяти русского и других народов России.
При этом в отличие и от Запада, и от Востока Россия сумела воплотить в себе симфонию народов, культур и религий. Российский ислам, российский иудаизм, российский буддизм, будучи традиционными для ряда народов России религиями и составляя неотъемлемую часть исторического наследия народов России, внесли свой существенный вклад в формирование национально-культурного колорита, приобрели свои особые свойства в результате накопленного уникального исторического опыта взаимовлияния, взаимообогащения, взаимоуважения различных этнокультурных традиций, формирующих уникальную российскую цивилизацию.
Система единых базовых традиционных российских духовно-нравственных ценностей и единой цели общего блага независимо от этнической и конфессиональной принадлежности при сохранении всех этносов в рамках единого народа и единой державы (К.Н. Леонтьев: «цветущая сложность») – важнейшее достижение тысячелетнего опыта национально-цивилизационного строительства и основополагающий фактор дальнейшего развития российской социальной общности и государственности. В этом контексте базовые культурно-исторические и духовно-нравственные ценностные основы народов России воспринимаются и транслируются в качестве традиционных, среди которых: вера, народ, Отечество, жизнь, человек, семья, державность и гражданственность, социальная солидарность и справедливость, созидательный труд и взаимопомощь, долг и добрая воля, свобода и ответственность, честь, совесть и достоинство.
Заложенный в этой традиционной системе ценностей приоритет духовного и нравственного над материальным задаёт устремлённость к Истине, Правде и Любви как к высшему Идеалу и высшей Ценности, что открывает возможности для единства народов России, развития добра и сдерживания зла в себе и в мире.
Эта устремлённость к высшему и вечному определяет для человека русской цивилизации отношение к истории не как к движению от постоянно стареющего и уходящего прошлого к постоянно наступающему, изменяющемуся и модернизирующемуся будущему, но как к встрече настоящего, прошлого и будущего в вечности. Носители идеала человека в русской цивилизации – не интеллектуальные элиты, продуцирующие социальные или материальные технологии либо геополитические проекты, а люди всех званий и сословий, явившие образцы нравственной жизни, созидатели и защитники веры, народа и Отечества.
Таким образом, Россия – это не только государственное образование, это держава-цивилизация. Русский народ – государствообразующий державный народ, призванный вмещать и сохранять собор многих этнокультурных, этноконфессиональных общин, которые стремятся сохранить свою культурно-историческую самобытность.
Цивилизационная миссия России – объединять на основе русской культурной традиции все этноконфессиональные сообщества нашей страны в единую цивилизацию, способную противостоять внешним вызовам и угрозам и раскрывающую свой потенциал к дальнейшему развитию и процветанию. Сохранность и репродукция духовного и культурного кода русского мира является гарантом самобытного развития всех народов России.
Огромная роль в этом принадлежит образованию, основная цель которого – раскрытие, взращивание и совершенствование сущностных сил человека на его пути к высшему Идеалу и высшей Ценности. Главная практическая задача образования – познание человеком фундаментальных законов бытия и овладение методологией творческого применения этих знаний в продуктивной деятельности и повседневной жизни. Одна из важнейших функций образования в обеспечении самоидентификации каждого гражданина России в качестве неотъемлемой части её многонационального народа.
Наш народ как хранитель и носитель базовых традиционных российских духовно-нравственных ценностей – творец собственной практики образования человека, которая в лучших и наиболее плодотворных своих исторических проявлениях выступает как практика качественного и широкого народного образования, пронизывающего все сферы и системы государственной и общественной жизни.
Система образования Российской Федерации – основная производительная сила государства, обеспечивающая необходимый комплекс производительных сил кадровым потенциалом во всех сферах его жизнедеятельности. Она стремится оградить общество от духовной, нравственной, информационной и прочих видов агрессии и обеспечить раскрытие потенциала всех этносов России на общее благо страны и её многонационального народа. Система образования создаёт условия формирования уклада жизни общества, основанного на базовых традиционных российских духовно-нравственных ценностях как системообразующем факторе государственного и общественного строительства России.
- Образ будущего России как стратегическая сверхзадача
Россия как «священная держава», как «хранимая Богом» земля (Государственный гимн России) исполняет свою миссию, играет отведённую ей свыше роль среди стран и народов мира, когда хранит верность своему высшему Идеалу. «Могучая воля, великая слава» нашего народа есть проявление и результат тысячелетней верности исторически выбранному пути, который заповедан нашими предками нам и нашим потомкам. Отступление от собственных духовных истоков, нравственных ориентиров, культурно-исторических и ценностных оснований приводит к катастрофам, которые даются во вразумление и свидетельствуют об искажении ментальности народа и державной природы государства, способном привести народ и державу к падению и даже гибели.
История показывает, что Россия только тогда была интересна миру и занимала позиции лидера, когда проявляла себя в своих онтологических свойствах и предлагала органичное её природе мировоззрение.
Поэтому стратегическое видение будущего России опирается на её уникальный исторический опыт, базовые культурные и духовные ценности, на всё лучшее, что было выработано поколениями многонационального народа России, и выражается в вере и верности её исторической и культурной миссии.
В условиях кризиса человеческой цивилизации, вызванного процессами деградации отношений человека к человеку и человека к окружающему миру, формируются научные и научно-технические направления, реализация которых угрожает изменить природу мира и человека до пределов жизнеспособности. В связи с этим перед российской системой образования с необходимостью встаёт задача критического анализа произведённых после распада СССР реформ, чтобы выявить и устранить неоправданные и вредные инновации, воссоздав традиционно ответственное отношение к воспитанию и обучению молодого поколения.
Доктрина задаёт отношение к человеку как к ценности, а к технологиям как к средству достижения целей и способам решения задач, определяемых Доктриной.
Каждая историческая эпоха России содержит ценный, сущностно значимый и уникальный опыт, позволяющий ей и её народу развиваться, а в критические периоды истории сохранять свою цивилизационную основу. Необходим синтез высоких духовных идеалов древней Руси, государственных и культурных достижений Российской империи, императивов социальной справедливости, солидарности и коллективных усилий для достижения общих целей, в том числе, в развитии науки и техники, определявших жизнь российского общества большую часть XX столетия, в стремлении к осуществлению прав и свобод граждан в постсоветской России.
Этот синтез позволяет раскрыть образ будущего России как стратегическую сверхзадачу: общество, как союз традиционных семей, основанное на принципах верности базовым духовным ценностям, нравственным идеалам и культурно-историческим традициям Отечества, патриотизме, солидарности и справедливости, обладающее передовой научно-технологической и материально-технической базой, имеющее и осознающее миссию служения своим духовным и культурным потенциалом многонациональному народу России и всему миру.
- Национальный образовательный идеал, стратегическая цель отечественного образования
Образ будущего России задаёт национальный образовательный идеал человека, способного строить и развивать общество и государство на отечественных культурно-исторических и духовно-нравственных основах.
Идеал такого человека – это человек:
самостоятельный, творческий, грамотный и умелый;
стремящийся познавать истину, созидать красоту и творить добро;
устремлённый к духовному, умственному, нравственному и физическому совершенствованию;
укоренённый в духовных и культурно-исторических традициях многонационального народа России и заботящийся о его сохранении и воспроизводстве;
заботливый семьянин, любящий родителей, супругу/супруга, детей и внуков, живущий интересами близких, хранящий, приумножающий и передающий потомкам наследие своих предков;
гражданин, осознающий себя сыном/дочерью своего Отечества и принимающий ответственность за его судьбу как свою личную.
Национальный образовательный идеал и образ будущего России полагаются в основу стратегической цели и модели системы образования Российской державы.
Стратегическая цель системы образования России заключается в создании условий становления человека, самостоятельно устремлённого в своём восхождении к национальному образовательному идеалу, способного к воспроизводству и защите базовой российской общности – единого многонационального народа России, укреплению и развитию созданных им общества и государства на принципах, положенных в основу образа будущего России.
Реализация стратегической цели системы образования России осуществляется посредством:
устроения единого уклада жизни общества, основанного на базовых традиционных российских духовно-нравственных ценностях. Важнейшее условие устроения такого уклада – это переход к национально ориентированной модели образования;
восстановления и развития многообразия моделей государственно-общественных и общественно-государственных образовательных институтов;
профессиональной подготовки и профессионального развития педагога как детоводителя, вводящего растущего человека в отечественное и мировое культурное пространство;
культивирования сверстнических и разновозрастных детских и детско-взрослых образовательных сообществ;
проектирования развивающих моделей обучения и воспитания.
Система образования России должна представлять из себя структурированный комплекс связей и отношений между субъектами образовательной деятельности, ограждающих молодое поколение от деструктивных воздействий и создающих условия для полноценного становления человека в качестве сына/дочери своего народа, хранителя верности высшему Идеалу.
- Сущность отечественного образования
В современном обществе происходит кардинальное изменение статуса образования, совершается преодоление понимания образования как одной из отраслей экономики, результатом которого выступает услуга в виде общественного продукта и рыночного товара.
Отечественное образование должно рассматриваться как целенаправленный процесс становления и развития сущностных сил и способностей человека, раскрытия в нём подлинно человеческого потенциала на пути его восхождения к национальному образовательному идеалу.
Образование обладает двуединством стратегических ориентиров: на личность (её духовное становление и развитие базовых способностей) и на общество, народ (его развитие и способность к самосохранению и самосовершенствованию). Современное отечественное образование предстаёт в виде трёх практик.
3.1. Образование как форма общественной практики
Важнейшие цели образования всегда тесно свя-заны с целями развития общества. Система образо-вания данного общества отражает строй его жизни, его ценностные основания и целевые ориентиры в его историческом бытии. Такое понимание образования определяет его место в социально-политическом пространстве государства. Образование – это отдельная сфера жизнедеятельности общества, самостоятельная форма общественной практики. Его особой миссией, политико-аксиологической сверхзадачей является служение человеку, народу, государству, стране в целом. Главный смысл такого служения – это наращивание мощности и качества человеческого потенциала граждан, сынов и дочерей Отечества.
Образование как общественная практика пронизывает все сферы социальной и государственной жизни страны, оно направлено на качественное самовоспроизведение и устойчивое развитие многонационального народа России в его культурно-исторической идентичности, самобытности и способности к позитивным преобразованиям на основе базовых традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Общественную практику образования человека обеспечивают различные социальные институты (независимо от их организационно-правового статуса), так или иначе участвующие в процессе становления, развития, воспитания, обучения и социализации человека: традиционная семья; образовательные, религиозные, общественные, политические и иные организации; государственные силовые структуры; общественные движения; учреждения культуры, здравоохранения, физической культуры и спорта, общественного питания, досуга; средства массовой информации и коммуникации; издательства печатной и электронной продукции; производители игр и игрушек; рекламные агентства и др. Перечисленные социальные институты несут ответственность за образование граждан России на основе базовых традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Образование как форма общественной практики включает в себя многовековую педагогическую систему, которая существует как совокупность духовных и культурных ценностей, этических и эстетических норм, воплощённых в антропологическом идеале народа (образе человека, соответствующего высшему Идеалу). На основе антропологического идеала, проявляющегося в народном творчестве и в моделях поведения реальных исторических героев, формируются цели, базовые принципы, содержание, формы и методы неформального образования человека. Структура и компоненты педагогической системы определяются этноконфессиональной культурой, напрямую связанной с мировоззрением народа, с традициями социально-экономических, общественных и внутрисемейных отношений, бытовой (трудовой) практикой.
Образование как форма общественной практики не сводится к государственной системе образования как комплексу взаимосвязанных институциональных структур – образовательных организаций и органов управления ими. Государственная система образования – это органическая часть, связующая, организующая и направляющая сила всенародной и общенациональной системы образования Российской державы, ориентирующейся на национальный образовательный идеал и образ будущего России.
Государственная система образования целенаправленно накапливает, обобщает и изучает собственный опыт образовательной деятельности и педагогический опыт народа, других неформальных институтов образования, осуществляет методологическое и методическое обеспечение образовательных процессов, вырабатывает, развивает, научно-теоретически и практически обосновывает и транслирует формы и методы образовательной деятельности в другие социальные сферы.
Государственная система образования как ядро педагогического пространства общественной практики взращивания Человека обладает мощным потенциалом консолидации российского общества и созидания единого уклада его жизни, основанного на базовых традиционных российских духовно-нравственных ценностях.
3.2. Образование как практика культурно-исторического наследования
Процессы глобализации мироустройства остро ставят перед Россией задачу сохранения и развития державности и культурно-исторической идентичности, определяющих её особую цивилизационную миссию. Сохранение и творческое наследование культурных ценностей – задачи высшего порядка, открывающие путь бесконечного развития.
Образование есть универсальный способ трансляции культурно-исторического опыта народа. Образование – это хранение и воспроизведение генетического кода российской цивилизации, если она мыслит себя историческим субъектом, народом, а не случайным населением на случайной территории. Культурно-историческая миссия образования – это Дар одного поколения другому. Этот дар состоит в сохранении и трансляции ценностей, норм и традиций определённой общности людей, в обеспечении их этнодуховной, этнокультурной и этнолингвистической идентификации. Такое понимание образования вписывает его в пространство отечественной истории и культуры.
Образование как практика культурно-исторического наследования – единый и целостный процесс становления человека в качестве, во-первых, представителя конкретной культурной традиции и, во-вторых, творца новых предметных форм культуры. Эти два качества задают границы и структуру образования как практики культурно-исторического наследования.
Предъявляемый в настоящей Доктрине идеал отечественного образования альтернативен ориентациям современного западного общества на постоянные изменения и новшества во всех сферах культуры (в её этических и эстетических измерениях), которые создают условия для необоснованного превращения инновационности из инструмента в конкурентную псевдоценность, навязываемую в таком её качестве всему мировому сообществу. В образовательной политике необходимо различение основополагающих (базисных, сущностных) констант бытия мира, человека, природы, культуры, которые нельзя подвергать изменениям и пересмотру, и тех факторов, внесение изменений в которые допустимо и желательно для совершенствования человека и мира.
Человек обретает свой подлинно человеческий облик лишь в реальных связях и отношениях с высшими образцами человеческой культуры. Личностное бытие человека, стремящегося к совершенству, представляет собой ответственное следование безусловным духовно-нравственным нормам жизни в современном обществе, освоение и принятие высших ценностей своего народа как своих собственных.
3.3. Образование как практика становления человеческого в человеке
Образование как практика становления человеческого в человеке (антропопрактика) есть система образовательных процессов взращивания, становления и развития сущностных и фундаментальных сил, свойств и способностей человека, раскрытия им в себе внутреннего потенциала высшего Идеала. Образование как антропопрактика объемлет во всей полноте и иерархическом единстве духовно-душевно-телесную природу человека. Через целенаправленное проектирование и реализацию образовательных и жизненных ситуаций становится возможным личностный способ бытия человека и обретение им субъектности в деятельности, в общественной жизни, в культуре, в собственной судьбе.
Образование – это благо, раскрывающееся в его антропологической миссии. Антропологическая миссия современного образования состоит в раскрытии у человека таких способностей, которые открывают ему пути к самообразованию, к саморазвитию, к самобытию.
Антропологическая практика образования осуществляется в тесной и неразрывной связи с двумя другими практиками образования во времени и пространстве культурно-исторического опыта народов России и в определённом социально-политическом устроении государства.
- Образ отечественного педагога-профессионала
Национальный образовательный идеал и сущность образования задают образ педагога как детоводителя (др.-греч. παιδαγωγός, «ведущий ребёнка») к высшему Идеалу, вводящего человека в пространство родной (отечественной) культурно-исторической традиции, а через неё – в мировое культурное пространство. В этом определении заключается сущность педагогического призвания и педагогической деятельности: педагог ведёт ребёнка тем путём, которым идёт сам.
Национальный образовательный идеал ставит педагога в центр системы образования, что подразумевает отказ от деструктивного педоцентризма, доходящего до признания прав воспитанников приоритетными по сравнению с их обязанностями. Понимание сущности отечественного образования позволяет утверждать, что все субъекты образовательной деятельности призваны следовать высшему Идеалу и решать каждый на своём месте насущные задачи образования.
Педагог был и остаётся живым и непосредственным носителем и предъявителем содержания образования, просвещая воспитанников светом высшего Идеала, содействуя им в познании фундаментальных законов бытия и овладении современной методологией их творческого применения в продуктивной деятельности и повседневной жизни. Недопустимо в процессе внедрения цифровых, виртуальных и дистанционных технологий снижение в образовательной практике роли и доли участия в ней педагога, лишение его необходимой возможности личного общения с учеником (воспитанником) в непосредственном контакте с ним, с его семьёй, с другими участниками образовательного процесса. Особенно недопустимо использование цифровых технологий в качестве основных, а не вспомогательных средств в процессе организации обучения и воспитания. Формирование детских и детско-взрослых общностей как важнейшего фактора воспитания невозможно в условиях дистанционного образования.
Содержание традиционной педагогической деятельности в России связано с задачами массового просвещения населения. При этом содержание самого образования направлено на развитие отдельного человека.
Основные качества, необходимые современному педагогу – его устремлённость к высшему Идеалу, укоренённость в отечественных культурно-исторических традициях, внутреннее принятие национального образовательного идеала и образа будущего России. Педагог должен осознавать и опираться в процессе своей деятельности на сущность и смысл бытия человека, на сущность образования, проявляющуюся в образе трёх его практик: общественной практики, практики культурно-исторического наследования и практики становления человеческого в человеке.
Специфика современного педагогического труда и отечественного образования определяется «разностью возрастных потенциалов» в структуре детско-взрослой образовательной общности. Встреча ответственного взрослого с представителем молодого поколения порождает собственно педагогическую позицию.
Позиция – это личностный способ реализации базовых целей и ценностей человека в социально-культурном пространстве.
Педагогическая позиция одновременно и личностна (востребована в каждой встрече взрослого и ребёнка), и профессиональна, и культурно-деятельностна (необходима для создания условий достижения целей образования). Педагог не встречается с ребёнком как с «объектом»: в личностной позиции он встречается с другим человеком, в профессиональной – с условиями его становления и развития, в культурно-деятельностной – с наследником традиции.
Педагог-профессионал – субъект и образовательного процесса, и педагогической деятельности. Как субъект образовательного процесса он выступает организатором и непосредственным участником встречи поколений, носителем личностной, бытийной позиции, что предполагает свободное и сознательное самоопределение в педагогической практике, принятие ответственности за результаты образования подрастающего поколения. Субъектность в педагогической деятельности предполагает владение соответствующими нормами, способами и средствами её осуществления. В этом качестве педагог выступает как носитель деятельностной позиции, необходимой для достижения целей образования и личностного становления воспитанников. Ценности и смыслы образования в сознании педагога должны быть актуализированы и преобразованы в цели профессиональной деятельности, достигающейся соответствующими средствами.
Педагог-профессионал способен глубоко понимать, свободно владеть, чётко различать содержание образования и содержание педагогической деятельности.
В содержании образования заключаются вполне определённые цели, ценности и смыслы становления человеческого в человеке, т.е. комплекс его способностей, которые позволяют ему обрести подлинно человеческое измерение и могут сложиться именно в этих образовательных процессах. В содержании педагогической деятельности должны быть точно обозначены условия обеспечения ценностей развития человека и определены способы их достижения.
Таков образ отечественного педагога-профессионала, который полагается в основу программ его профессиональной подготовки и его профессионального развития в сфере образования.
- Содержание и структура национально ориентированного образования и подход к его реализации
Содержание образования – центральная и системообразующая категория образования во всех его практиках, структурах, технологиях, типах, видах и результатах.
Предметное содержание образования раскрывается в базовом соотношении «человек – мир». Человек как духовно-душевно-телесное и принадлежащее миру существо предстаёт в совокупности своих сущностных сил, родовых способностей, а мир – как единство природы и общества, как единство многообразных форм культуры.
Предметный состав содержания образования определяется предметностью осваиваемой национальной культуры, задающей тип образования, и предметностью целей и задач развития человека, общества и государства, задающих уклад, вид и уровень образования. Чем богаче будет представлен в образовательном пространстве и преобразован в образовательный ресурс фундаментальный иерархически структурированный культурный и социальный опыт (религия и философия, идеология и политика, наука и искусство, экономика и экология, сельскохозяйственное и промышленное производство и др.), тем более насыщенным будет содержание образования.
Понимание сущности содержания образования невозможно без определения сущности основ цивилизации. Стремление к комфорту как основа потребительской цивилизации ведёт к болезненной трансформации природы мира и человека. Восстановление и развитие утрачивающихся человеком духовных, душевных и физических сил как основы жизнеспособной человеческой цивилизации ведёт к её развитию и процветанию. Разделение человечества на страны и народы в условиях несовершенства человека вызывает к действию антагонизм между их представителями, что определяет необходимость защиты многонациональным народом России собственных принципов бытия от экспансии со стороны других государств. Таким образом, сущность содержания образования определяется волей народа к реализации своих духовных устремлений, которые проецируются на нравственную оценку мировоззренческих устоев и принципов применения научно-технических достижений.
Выбор того или иного социокультурного содержания оформляется в опредёленном научно-технологическом подходе.
Доминирование основ потребительской цивилизации способствовало развитию когнитивно-ремесленного подхода в образовании, получившего всеобщее распространение. Этот подход технически обеспечен, направлен на усвоение разнопредметных знаний и умений применять их в учебной деятельности. Через классно-урочную систему решаются две важные задачи: 1) обеспечение массового образования, доступного для всех сословий; 2) быстрая и масштабная подготовка рабочей силы для промышленного производства. В России в XX веке этот подход в условиях внешней угрозы был облагорожен необходимостью гуманизации образования с целью воспитания лучших проявлений человека: любви, жертвенности, стойкости, патриотизма. На основе дореволюционной русской классической гимназии он породил советскую школу как один из лучших мировых образцов массового обучения и воспитания.
Однако когнитивно-ремесленный подход обнаруживает свои серьёзные недостатки при выходе человека в самостоятельную жизнь, в практическую деятельность. Преодолеть их призван был системно-деятельностный подход, обеспечивающий формирование и освоение всеобщих способов мышления и деятельности, конкретных средств и техник практической работы. Этот подход реализуется через особые типы учебной деятельности – исследовательскую и проектную.
Однако постсоветская система образования России, следуя социально-политическим установкам Запада, при формировании содержания образования взяла за основу компетентностный научно-технологический подход, который представляет собой своеобразный симбиоз когнитивно-ремесленного и системно-деятельностного. Новый подход настаивает на уместности, адекватности и востребованности знаний, умений и навыков в существующей социально-производственной практике, на способности человека быстро и соразмерно вписываться в систему социально-экономических связей, на его функциональной грамотности в конкретной жизненной и производственной ситуации.
Смещение человека на место ресурса и средства экономики, выдвижение технологий, в том числе цифровых, в качестве его цели и даже ценности утверждают утилитаризм и прагматизм как универсальный смысл образования.
Содержание национально ориентированного образования, которое должно находиться в максимальном соответствии с отечественным образовательным идеалом и системой традиционных российских духовно-нравственных ценностей, оказывается в принципиальном противоречии с базовыми установками сложившегося компетентностного подхода.
Это противоречие разрешает гуманитарно-антропологический подход, который, не отрицая важности целевых ориентиров других научно-технологических подходов, выстраивая между ними грамотную иерархию, утверждая человека как ценность, а технологии – как средство, полагает в основание образовательной деятельности практику культивирования «собственно человеческого в человеке» как взращивание сущностных сил человека, развитие человеческого потенциала во всей полноте трёх измерений человеческой природы, призванного реализоваться в разных сферах государственной, общественной, семейной и личной жизни. Этот подход способствует не встраиванию индивида в социум, а развитию собственного авторства человека в жизни и деятельности, становлению личностной позиции в совместном бытии с другими членами общества на основе традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
Современный человек живёт и действует в ситуации динамично изменяющегося мира, интенсивного наращивания новых знаний и технологий во всех сферах общественной жизни, в ситуации необходимости самоопределения в многообразии ценностных ориентаций и мировоззренческих позиций, противостояния агрессивным и разрушительным воздействиям.
Особую значимость в этих условиях приобретает не только самоопределение и самоидентификация человека в рамках родной культуры, но и понимание им собственной природы, смысла жизни и предназначения, своего места и роли в мире, осознание необходимости недопущения дегуманизации образования и замены его гуманистической основы на технократическую, в рамках которой становится возможной подмена искусства воспитания технологическим конструированием индивида как носителя определённых служебных качеств человека-функции.
Гуманитарно-антропологический подход к структуре содержания образования сосредоточен на ценностно-смысловых основах осваиваемой культуры, на научно обоснованной системе знаний, на соответствии природному устроению человека, на возрастно-нормативных координатах построения образовательных программ, на изменениях в сознании и деятельности человека.
Исходя из этого, структура содержания образования включает в себя следующие компоненты:
- Систему базовых традиционных российских духовно-нравственных ценностей.
- Научно обоснованную систему знаний о человеке, обществе, окружающем мире.
- Триединую систему деятельностей человека, соответствующих его природному устроению:
- умственная деятельность (различные виды интеллектуальной активности);
- эмоционально-волевая деятельность (психологические, психоэмоциональные умения и навыки, культура переживаний, саморегуляция, чувственно-эмоциональное отношение к явлениям окружающего мира);
3.3. физическая деятельность (общественно-полезный производительный труд, физическая культура и здоровый образ жизни).
- Систему творческой деятельности (творческие умения и навыки) как деятельности, преобразующей окружающую действительность во благо людей, интегрирующей в себе все способы продуктивной деятельности человека, обеспечивающей тем самым развитие его подлинной самостоятельности.
Таким образом, содержание образования нацелено на решение возрастных задач становления и развития взрослеющего человека во времени истории своего Отечества, народа и государства, в пространстве родной культуры и в вечности.
- Образовательная политика Российской Федерации при переходе к национально ориентированной модели образования
Изменения в мире, которые носят глобально-цивилизационный характер, требуют их учёта в осуществлении образовательной политики России. Постоянная «модернизация» и непрекращающиеся изменения нормативно-правовых основ и стандартов образования нарушают его целостность, способность к самоорганизации и саморазвитию на основе национальных смыслов и ценностей традиционной культуры, ментальности нашего многонационального народа.
Россия – одна из ведущих мировых держав с мощным духовным, внешнеполитическим, экономическим и оборонным потенциалом, которой необходима суверенная и самостоятельная образовательная политика, что обусловливает необходимость перехода к национально ориентированной модели образования.
Образование сегодня должно перестать быть ресурсозатратным, оно должно стать ресурсосберегающей и ресурсогенерирующей сферой. Это возможно только при условии реализации новой модели отечественного образования, асимметричной той, которая в последние десятилетия и с опозданием копировала заимствованные образцы.
Образ будущего России и национальный образовательный идеал требуют смены целого ряда существующих мировоззренческих ориентиров отечественного образования в каждой из трёх его практик.
6.1. Образование как общественная практика выполняет роль системообразующего фактора общества и требует перехода:
от разъединяющей антивоспитательной тактики конкуренции, эгоцентричной самореализации и индивидуализма – к объединяющей тактике сотрудничества, соработничества и солидарности;
от тактики доминирования прав ребёнка над его обязанностями – к разумному сочетанию прав, обязанностей, свобод и ограничений;
от педагога как представителя сферы образовательных услуг – к педагогу-детоводителю, ответственному за будущее подрастающего поколения Отечества;
от управления через избыточное администрирование и бюрократический надзор – к управлению через содействие, доверие и поддержку творческой инициативы педагогических коллективов;
от хаотизирующей вариативности содержания и форм организации образования – к их иерархичности и целостности на основе национального образовательного идеала;
от несогласованности указаний и рекомендаций различных социальных институтов – к их скоординированности и осмысленному взаимодействию.
6.2. Образование как практика культурно-исторического наследования требует перехода:
от безродности и забвения традиционных российских духовно-нравственных ценностей – к их познанию и приобщению к ним;
от навязывания мультикультурализма, космополитизма и толерантности – к воспитанию любви к Отечеству, родной культуре, уважения и дружбы к людям других национальностей и вероисповеданий;
от культуры конкурентности и потребительства – к культуре служения, солидарности и созидания;
от навязчивой виртуализации, развлекающей играизации и неограниченной цифровизации образовательного пространства – к подлинности отношений взрослых и детей, мужчин и женщин, защитников и тружеников.
6.3. Образование как практика становления человеческого в человеке требует перехода:
от образа квалифицированного и грамотного потребителя – к образу человека-созидателя и человека-творца;
от приоритета карьерных ценностей и индивидуального успеха – к отзывчивости, милосердию и заботе;
от человека, обладающего набором компетенций, – к целостной личности, ответственной за свою жизнь во всей её полноте;
от насаждения расчеловечивающих образов эпохи постмодернизма – к взращиванию человеческого в человеке через верность базовым традиционным российским духовно-нравственным ценностям.
Таким образом, сущность, миссия и высший смысл современного отечественного образования –
это Служение Отечеству (а не обслуживание центров власти и хозяйствующих субъектов);
это Дар новому поколению (а не услуга в сфере потребления);
это Благо для каждого, это благовестие о собственно человеческом в человеке.