Виктор Максимов,
настоятель храма св. вмч. Георгия Победоносца
п. Белоносово Челябинской области
ОШИБКА БЖЕЗИНСКОГО
Ибо, когда будут говорить: «мир и безопасность»,
тогда внезапно постигнет их пагуба (1 Фесс. 5:3).
Кризис цивилизации – следствие ошибки. В 1990-х годах нам казалось, что кризис идеалов, кризис мировоззрения – только у нас, что он связан с неудачной попыткой построить коммунизм – этот рай на земле. Но за три десятилетия мы узнали столько нового, что стало понятно: кризис мировоззрения наступил во всей европейской цивилизации. Европейской не по территории, а по происхождению. Еще точнее, христианской цивилизации.
Западная Европа, постепенно объединяясь в одно государство – Европейский Союз, – пытается уже принять и новую Конституцию этого государства. Знаменательно, что в проекте этого Международного договора от 29 октября 2004 года нет ни слова о христианском происхождении европейской цивилизации. Отступление от Христа (апостасия) зашло уже так далеко, что в школах запрещают ученикам молиться, класть на парту Библию и проявлять христианскую религиозность любым другим способом.
Первым крупным шагом апостасии было отделение Церкви от государства, теперь в жизнь проводится лозунг: «Религия – частное дело». Этот лозунг означает, что при выполнении любых социально значимых действий религиозные мотивы не будут приниматься во внимание. Более того, практика показывает, что в жизнь этот лозунг проводится так: запрись у себя дома и молись, а в обществе, чтобы духу христианского не было.
Всё это ведет к обессмысливанию жизни, к разрушению фундамента европейской цивилизации. Но что значит жизнь без смысла?
В сущности, поисками смысла жизни человечество, особенно в лице философов, занято всю свою историю, но век нынешний, то есть эпоха растущих городов и городской культуры, характерен крайним обессмысливанием жизни. Австрийский христианский психолог ХХ века Виктор Франкл, ссылаясь на исследования своих коллег в разных странах, приводит такие факты: от 74 до 78 процентов опрошенных студентов университетов в качестве главного назвали желание найти смысл жизни. 100 процентов наркоманов утратили смысл жизни и это стало главной причиной пристрастия к наркотикам. На втором месте после автомобильных аварий среди причин смертности стоит самоубийство, при этом число попыток в 15 раз превышает число покушений. 85 процентов из покушавшихся на самоубийство делали это исключительно из чувства бессмысленности жизни, все остальное у них в жизни было прекрасно.
Попытки подавить в себе тоску по смыслу психолог называет экзистенциальной фрустрацией. Она порождает не только пьянство и наркоманию, но гораздо чаще такие массовые явления как погоня за досуговыми развлечениями, замена смысла душевным комфортом.
Что же может быть смыслом жизни? В нашей традиции, смысл жизни должен быть такой, что за него и умереть не жалко. Если же он не стоит смерти, то он не стоит и жизни. Например, за Веру, Царя и Отечество можно умереть, а много ли найдется готовых умереть за демократию, рынок и права человека?
Обессмысливание жизни – грозный признак и сам по себе. Но еще важнее то, что мировоззрение, ядром которого является представление о природе человека, о его происхождении и назначении, является фундаментом, на котором построено общество во всех его социальных институтах. И даже не только фундаментом, а семенем, из которого вырастает цивилизация.
Основа цивилизации – «модель человека». Ученые-экономисты давно заметили, что экономические теории зачастую «не работают», то есть неверно прогнозируют экономическое поведение людей, потому что в основе их лежит неверная «модель человека». То же самое можно сказать и о политике, о социальном устройстве общества, о системе образования и вообще обо всем устройстве общества. Если вся система современной цивилизации построена на ошибочном представлении о природе человека, то цивилизация непременно рухнет. Ведь изначальная ошибка разрастается в гигантскую систему, которая будет работать неверно, и тем вредоноснее, чем более развитой будет цивилизация.
В основе современной «постхристанской», как некоторые её уже называют, цивилизации лежит вера в материю, в её первичность, беспричинность. Соответственно, и человек, по современной вере, преподаваемой в школах и университетах, является случайным продуктом вечного круговорота материи. Он случайно оказался самым высшим по сложности существом и никому ничем не обязан. Он – продукт эволюции, а эволюция отбирает сильнейших. Следовательно, кто силен, тот и прав.
С православной точки зрения, неверное представление о природе человека приведет его не к дальнейшему прогрессу и совершенствованию, а к деградации, к гибели культуры и цивилизации. И признаки надвигающейся гибели видны уже невооруженным глазом.
Массовое увлечение астрологией, восточной мистикой, магией, оккультизмом, распространение суеверий – все это признаки кризиса атеистического мировоззрения. Кризис проявляется и в том, что атеистическое мировоззрение не в силах объяснить причины всего происходящего в человеке и обществе. Да и в тайных глубинах материи оно столкнулось с необъяснимым.
В цивилизованных западных странах процесс отхода от христианского образа мыслей и образа жизни начался давно. То, что большинство до сих пор считают себя религиозными – католиками, кальвинистами, лютеранами и т. д. – лишь дань традиции. Мировоззрение давно стало атеистическим либо языческим. Многие признают существование «Высшего Разума», но он у них какой-то безличный и безразличный, как некий суперкомпьютер.
Успехи науки и техники в XVIII-XIX веках создали иллюзию, что объяснить окружающий мир и самого человека можно и законами тварного, материального мира, места Богу не осталось, «Бог умер» (Ф. Ницше) в западном сознании. Но дальнейшее углубление наук в тайны мироздания в ХХ веке обнаружило столько невероятного, что дотоле стройная физическая картина мира развалилась. Но еще важнее то, что процессы, протекающие в обществе и в личности, так и остались непонятыми и неуправляемыми. Утрата веры в Бога, пришедшего в мир в образе человека, чтобы спасти Свое творение, привела к утрате смысла жизни. Абсурдность существования человека-атеиста достаточно ярко отражена в произведениях литературы и искусства западного мира.
Вопрос о Боге – это не столько вопрос о сотворении мира, сколько о сущности человека, его природе, предназначении и ответственности, о смысле человеческой жизни. Без Бога в душе, без Царя в голове человек действительно превращается в животное, в «скота несмысленного», потому что действует без меры, умерщвляя вокруг себя всё живое. Над разумом может стоять и стоит только вера.
В последние годы вместе с демократическими ценностями в наше сознание, в школьные учебники, в средства массовой информации и произведения искусства проникает яд чужого мировоззрения. Человек с таким мировоззрением, как заведённый, суетится, делает деньги, тратит их, снова делает – и всё ради чего? В Интернете, в книжных лавках можно найти тьму изданий по нейро-лингвистическому программированию, по психоанализу, практической психологии, «Центры развития личности» дают рекомендации: создай себя сам, ты сам себе бог!
Все это ярко демонстрирует, что свято место пусто не бывает. Если вы отрицаете Творца и Спасителя, его место тайно или явно занимает падший ангел и нашептывает: «Будьте, как боги! Живите, как хочется, берите от жизни всё!». Тем самым он отрывает человека от Источника Жизни и Добра, Источника энергии и информации, обрекая его на безумие и распад. Подчинить человека себе, даже ценой разрушения личности, «оседлать» человека либо убить его – цель дьявола. И кризис современного «цивилизованного» мировоззрения показывает, как много враг преуспел в своей деятельности.
Какова же природа человека? Историки и этнографы всегда пытались понять, почему цивилизации, достигнув уровня «плато», уровня благополучия и безопасности, начинают постепенно разрушаться изнутри, словно бы стареют и умирают. Лев Николаевич Гумилёв назвал «антисистемами» те социальные силы, которые разрушали цивилизации изнутри, но природу этих антисистем не раскрыл, будучи верным материалистом.
Между тем, если считать, что человек – целиком материальное существо, то он живет по законам материального мира. По законам природы он развился, создал цивилизацию, накопил опыт и знания, а потом вдруг начал разрушать то, что создавал. Почему? Разве законы материи изменились, что он стал по-другому себя вести? Нет, изменились цели и смысл жизни новых поколений. Выросли поколения потребителей, а не созидателей. Как это ни дико звучит, но причиной разрушения цивилизации становятся благополучие и безопасность.
Человек был сотворен совершенным, гармоничным. Но когда он съел запретный плод с древа познания добра и зла, его природа изменилась, человек стал смертельно болен. Болезнь эта настолько глубока, что даже Богу пришлось принять смертные страдания, чтобы помочь человеку исцелиться. Святитель Григорий Богослов подчеркивал, что Бог в лице Иисуса Христа соединился полностью с человеком – с телом, его, с душой и умом (духом). «Если кто понадеялся на человека, не имеющего ума, то он действительно не имеет ума и не достоин быть всецело спасенным, ибо невосприятое не уврачевано, но что соединилось с Богом, то и спасается» (Григорий Богослов, свт. Послание 3. К пресвитеру Кледонию против Аполлинария).
Болезнь человека заключается в том, что смерть вошла в его природу. Но еще важнее то, что сатана всеял в человека своё семя, духовное. И каждый из нас знает, что у него два внутренних голоса – совесть и гордость. Голос образа Божия и голос сатаны. Именно цели, ложные цели и внушает человеку сатана. Не он имеет дьявольскую изобретательность, он вообще не имеет творческого дара. Изобретательность имеет человек, а вот цели человеку могут внушаться извне.
Более всего дьявол «трудится» над самыми влиятельными людьми, которые владеют деньгами, властью. Но «силён чёрт, да воли ему не дано», – говаривали наши предки. Сильны хозяева мировых денег, казалось бы, всё им удаётся – всё идет по плану Рокфеллера-Бжезинского-Сороса и пр. Но вот вдруг Бжезинский в конце жизни почувствовал, что не всё им подвластно: «Неугасающее и поддерживаемое твердыми убеждениями сопротивление людей, идущее из самой глубины народа, зиждется на их политическом пробуждении и отрицании внешнего управления по историческим причинам – это сопротивление всё тяжелее и тяжелее поддается подавлению», – говорил он на Европейском форуме новых идей в 2012 году в Польше.
Еще бы чуть-чуть – и он бы признал, что где-то не до конца понимает природу человека.
Равно как и его единомышленники, возмечтавшие управлять всем человечеством. Чтобы чем-то управлять, надо понимать, что оно такое, как оно устроено и для чего предназначено. А они считают человека животным, пусть более умным, чем другие животные, но животным. Тогда они должны бы помнить, что и сами они есть животные. Как же животное может управлять животными? Только как доминантные самцы главенствуют в стаде. Но проходит время и неизбежно вырастают новые доминантные самцы. И что? Естественный отбор? Как утверждал Ницше, эволюция продолжается, и если сверхчеловек станет каннибалом, это его право, он – вершина эволюции. Такое будущее готовят они, хозяева денег?
К счастью, они ошибаются. И ошибаются в самом основном – в понимании природы человека. Человек имеет тело, живущее по законам животного мира, но сущность человека – не тело, а невидимый дух. Человек – образ и подобие Бога, он – ум, имеющий свободу воли, которую никакие хозяева денег, никакие чингиз-ханы, наполеоны, гитлеры, рокфеллеры, грефы и чубайсы не отнимут. Что Бог дал – никто отнять не сможет.
Можно обмануть, чтобы человек сам отдал, и такое бывает. Вся история человечества идёт в этой борьбе за свободу воли: дьявол пытается всякими способами отнять её, прививает человеку грехи, страсти, которые отнимают свободу воли и ведут к безумию и самоубийству. И многие отдадут свою свободу воли за возможность потреблять, потреблять, потреблять – и станут подобны животным, действующим по программе. Об этом нас предупредил апостол Иоанн Богослов. Многие, но не все, останется стан святых.
Но даже если останется хотя бы один человек, которого дьявол не смог покорить и отнять у него свободу воли, – значит, дьявол не победил человека, значит, человек победил дьявола.
На форуме в 2012 году Бжезинский уже не сказал, что «исторические причины» есть не что иное, как христианская вера. А ранее, когда развалился Советский Союз, он прямо заявил: что главный противник для США теперь – Русская Православная Церковь.
Так для кого она главный противник? Кто удерживает человечество от полного падения в скотское состояние? Кто «Удерживающий»?