СЧАСТЬЕ

Архимандрит Елеазар (Иванов)

19362011

 

 

 

Близится очередное перелистывание календаря: новый день, новая неделя, новый месяц, новый год. За наступление последнего люди давно упорно «сражаются», связывая дату даже с судьбой человечества.

Тем не менее, празднуют, опережая историческое событие Рождества Христова, с которого идет отсчет времени. За неделю до окончания Филиппова поста начинаются «половецкие» и другие песни и пляски, пишутся банальные поздравления с пожеланиями здоровья, счастья.

Однако в обществе налицо «культ роскоши, потребления, комфорта, удовольствий … уход молодых, активных людей в мир наркотических иллюзий, «виртуальной реальности», азартных и «интеллектуальных игр» (из Слова Патриарха Алексия II Архиерейскому Собору 2004 г.), которые уводят от здоровья и счастья.

Само слово «счастье» подразумевает «соучастие». Участвовать в жизни других, вместе «рвать сладкую и горькую ягоду» — в этом настоящее счастье, а отсюда и здоровье.

Мир состоит не только из успехов, не всегда бывает весна с распускающимися почками, но наблюдаются бури, болезни, страдания. Самое большое страдание происходит от отсутствия страдания, как большим трудом является отсутствие труда. Не страдать значит не участвовать в жизни, быть никчёмным, лишним. Есть выражение «участник войны», победа ковалась с участием человека и явилась всеобщим счастьем.

Обычно первопричину трудностей и страданий находят в грехе, в нарушении Божественных законов жизни. Однако страдание оказывает и благотворное действие, является школой, научающей не делать другим того, чего не хочешь себе.

Страдание очищает душу. Потребность в очищающей скорби велика, человек ищет возмездия за преступление, с радостью идет на лишения, чтобы внешними действиями успокоить внутреннюю муку. В таинстве Исповеди встречаются случаи, когда человек заявляет, что содеянный им тяжкий грех прощен, но покоя нет и просит наложить ощутимую епитимию. В пьесе Горького «На дне» спрашивают, почему Лука так мягок? Следует ответ, что его в жизни «много мяли».

Страдания делают человека снисходительным, воспитывают чуткость к горю других. Знатоки говорят, что люди труднее переносят славу и богатство, чем неудачи. Успех может сделать человека гордым, ленивым, капризным, а страдающий внимателен к своим действиям. Многие знают, как военные учебные заведения воспитывают молодежь: труд, лишения, ограничения. Орлица бросает птенцов со скалы. Они пытаются летать, падают, мать бросает их вниз и в нужную минуту принимает на свои крылья. Жизненные лишения не только укрепляют, но и приводят к мудрости, утончают взор, развивают духовные способности. Мыслители видят в страдании красоту. «Кого люблю, того и наказую», т.е. наставляю, указую, руковожу.

Пушкин говорит, что хочет жить, чтобы мыслить и страдать. Слабовольные уходят от страданий, увлекаются минутным наслаждением, стараются заглушить горечь жизни, забыться безумием «пира во время чумы».

Христианин знает цену страдания, понимает, что чем тяжелей испытание, тем ярче нечаянная радость, «чем ночь темней, тем ярче звезды». В этом смысле верующий побеждает мир и извлекает драгоценное из ничтожного. Поэтому некоторые идут в монастырь, желают раскрыть свои достоинства, таланты и преподать добро людям. Ошибаются — кто думает в святой обители безбедно и спокойно жить, рано или поздно такая жизнь надломится очень ощутимо.
Учитель древности Ориген, руководствуясь научными данными своего времени, говорил, что жемчужина образуется в море от взаимодействия молнии с водой. Люди нуждаются в утешении, сочувствии, сострадании, соучастии. Все призваны участвовать в освобождении человечества от зла. В соучастии состоит единственный удовлетворительный взгляд на жизнь. Господь на Голгофе сообщил страданию искупительную силу.

Без соучастия в доброделании невозможно счастье. Оно превращается в малопонятное, расплывчатое пожелание ничегонеделания: есть, пить, веселиться. Возможно, этим объясняется неудовлетворенность, уход в мир иллюзий. Выражение «не мои проблемы», которым пользуются в наши дни, пришло в Россию с Запада и противоречит христианскому взгляду на происходящее вокруг. Все проблемы должны быть общими, отгораживание развивает эгоизм, себялюбие, в конце концов, неудовлетворенность.

Поэтому не только в преддверии наступающего года, но каждый день и час необходимо являться соучастниками в жизни друг друга. Есть прямая связь между счастьем и здоровьем. Счастлив тот, кто здоров, здоров тот, кто счастлив.

Бывает, сделаешь доброе человеку, и день проходит в хорошем расположении духа, наполненным положительными эмоциями. Это — результат соучастия.

Прогресс человечества заключается не в жизненных удобствах, а в широких возможностях осуществлять призвание и назначение на земле. Неполноценный христианин — не терзающийся мировым упадком, не желающий бороться в социальной области за то, чтобы жить стало лучше. Облегчить боль — значит совершить Божие дело.

Так повелел Христос. Он дал пример, сказав, что нет любви больше той, как если кто душу (жизнь) свою отдаст за друзей своих. В рабочих коллективах каждый знает свои обязанности, выполняет часть труда в общем сооружении.

В некоторых греческих монастырях на Афоне до сих пор документы скрепляют печатью, разделенной на части. Ответственные лица имеют одну из частей, и бумага будет действительна лишь тогда, когда каждый приложит свою часть, чтобы получилось целое. Таким образом, в деле соучаствуют все. Даже примеры из природы подтверждают наличие сотрудничества, соучастия.

Сверкающие льдины,
На льдинах дремлют сидя,
Ленивые пингвины.
Но если буря злится,
Раздробленность опасна,
Сбиваются все птицы
В одну большую массу.
Не страшен им трескучий
Мороз и вьюга злая,
Находятся все вместе,
Друг друга согревая.
В греховной Антарктиде
Живем мы, как пингвины,
И счастье, если все мы
В Спасителе едины...

Рассудок старается понять жизнь в многообразии, а любовь вводит в жизнь, которая полна смысла. Любовь к окружающим, со-участие, сотрудничество, в хорошем смысле соперничество — все это двигает человеком, он чувствует нужность, он счастлив и, значит, здоров.

ЗДОРОВЬЯ ВСЕМ И НАСТОЯЩЕГО СЧАСТЬЯ

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Подтвердите, что Вы не бот — выберите человечка с поднятой рукой: